Внешняя политика СССР с середины 60-х до середи­ны 80-х гг.: доктрины и практика.

Внешняя политика СССР в середине 60-х — сере­дине 80-х гг. была направлена на достижение трех главных целей: укрепить свое влияние в социалис­тическом содружестве, сплотить мировую систему социализма, не допустить отпадения от нее ка­ких-либо стран; улучшить отношения с развитыми странами Запада, прежде всего с США, ФРГ, Фран­цией, обеспечить мирное сосуществование с ними; расширить сферу своего влияния в «третьем мире», активизировать военно-техническое и экономиче­ское сотрудничество с развивающимися странами.

Отношения с социалистическими странами. В 1964—1985 гг. в отношениях с социалистическими странами СССР придерживался так называемой «доктрины Брежнева»: всеми силами сохранять со­циалистический лагерь, максимально укрепляя в нем руководящую роль СССР и фактически ограни­чивая суверенитет союзников. Впервые «доктрина Брежнева» была применена при вводе войск пяти стран Варшавского Договора в Чехословакию в ав­густе 1968 г. для подавления признанных антисоци­алистическими процессов («пражская весна»). Но реализовать эту доктрину в полной мере не удалось. Особую позицию занимали Китай, Югославия, Ал­бания, Румыния.

В начале 80-х гг. выступления профсоюза «Соли­дарность» в Польше едва не заставили советское руководство воспользоваться пражским опытом. К счастью, этого удалось избежать, но нарастание кризисных явлений в социалистическом мире было очевидно для всех.

Особенно напряженно складывались отношения с Китаем. Китайская коммунистическая партия, как и КПСС, претендовала на лидерство в мировом ком­мунистическом движении. Конфликт зашел так да­леко, что Китай выдвинул к СССР территориальные претензии, а в 1969 г. спровоцировал военные столк­новения в районе острова Даманский. В 70-е гг. ки­тайское руководство резко критиковало «советский гегемонизм», сведя на нет экономическое и полити­ческое сотрудничество с СССР.

Отношения со странами Запада. Вторая полови­на 60-х — 70-е гг. — время разрядки в отношениях СССР с капиталистическими странами. Ее иници­атором выступил французский президент Ш. де Голль. В 1970 г. Л. И. Брежнев и канцлер ФРГ В. Брандт под­писали договор, признавший послевоенные границы в Европе. В 1972 г. аналогичные договоры ФРГ под­писала с Польшей и Чехословакией.

В первой половине 70-х гг. СССР и США заклю­чили ряд соглашений об ограничении гонки воору­жений. Состоялись официальные встречи советского и американского руководства на высшем уровне (1972, 1973, 1974, 1978).

В 1975 г. в Хельсинки 33 государства Европы, а также США и Канада подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о принципах межгосударственных отноше­ний: уважение суверенитета и целостности, невме­шательство во внутренние дела, уважение прав че­ловека и др. Итоги Хельсинкского совещания Вос­ток и Запад понимали по-разному. США и их евро­пейские союзники подчеркивали гуманитарные аспекты достигнутых договоренностей (права чело­века, неприкосновенность личности и др.). СССР придавал основное значение принципам невмеша­тельства во внутренние дела, нерушимости послево­енных границ в Европе; суверенного равенства и уважения прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политиче­ские, экономические и культурные системы.

Разрядка вообще была противоречивым явлени­ем. Она стала возможной не в последнюю очередь по­тому, что к 1969 г. СССР добился военно-стратегиче­ского паритета (равенства) с США. Сверхдержавы продолжали вооружаться. Гонка вооружений стре­мительно усиливалась. СССР и США противостояли друг другу в региональных конфликтах, в которых они поддерживали воюющие друг против друга си­лы (на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, в Эфиопии, в Анголе и др.). В 1979 г. СССР ввел в Афганистан ог­раниченный военный контингент. Разрядка этого испытания не выдержала. Наступили новые замо­розки. «Холодная война» возобновилась. Взаимные обвинения, ноты протеста, споры и дипломатиче­ские скандалы стали неотъемлемыми элементами системы международных отношений в первой поло­вине 80-х гг. Отношения между СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик.

СССР и страны «третьего мира». Как было ска­зано, отношения со странами «третьего мира» в значительной степени подчинялись логике стратегиче­ского противостояния СССР и США. На Ближнем Востоке СССР занимал однозначно проарабскую по­зицию, поддерживая дружественные отношения с Сирией и Египтом, лидерами арабского мира. Когда в 1979 г. президент Египта А. Садат заключил мир­ный договор с Израилем, контакты с ним были фак­тически заморожены. В период американской агрес­сии во Вьетнаме (1964—1975) СССР оказал значи­тельную военно-техническую помощь Демократиче­ской Республике Вьетнам. Поддерживал СССР и антиамериканских повстанцев в Никарагуа. Актив­ная политика проводилась в Африке, где под совет­ским влиянием находились Мозамбик, Ангола, Гви­нея-Бисау, Эфиопия. Введение советских войск в Афганистан (декабрь 1979) положило начало дли­тельному военному конфликту, в котором СССР по­нес большие человеческие, материальные, мораль­ные потери. Это была грубейшая ошибка, трагиче­ские последствия которой напоминают о себе до сих пор.

Билет № 25

Наши рекомендации