Методические указания преподавателям.

Учебно-методическое пособие для студентов

Неисторических специальностей

Казань – 2015

УДК 372.8.94 (47)

Печатается по решению

кафедры мировой политики и международных экономических отношений

Института международных отношений, истории и востоковедения ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Протокол № 10 от 15 мая 2015 года.

Рецензенты:

д.и.н., проф. Литвин А.А. (ФГАОУВПО К(П)ФУ)

д.и.н., проф. Коршунова О.Н. (КНИТУ (КХТИ))

Редактор:

д.и.н., проф. Р.А. Набиев

Авторский коллектив:

Л.Н. Бродовская (Методические указания, Темы 4-5), В.В. Буравлева (Тема 6), В.М. Бухараев (История как наука, Тема 1), М.А. Галева (Тема 2), А.А. Гафаров(Тема 3), Р.Р. Ибрагимов (Тема 8), Д.И. Люкшин (Тема 7), Р.А. Набиев (Тема 1), И.З. Нафиков (Тема 9), А.А. Садыков (Тема 6), А.М. Фазлиев (Тема 9), Р.А. Циунчук(Темы 4-5), Ф.Н. Шакуров (Тема 8).

История:Учебно-методическое пособие для студентов неисторических специальностей. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. – 106 с.

Пособие содержит планы семинарских (практических) занятий, рекомендательные методические материалы по курсу «История», вопросы для самоконтроля, примерные тесты и вопросы для зачета (экзамена), а также темы рефератов и творческих заданий. Рассчитано на использование балльно-рейтинговой системы текущего контроля. Отвечает требованиям действующих образовательных стандартов и составлено с учетом многолетнего опыта преподавания истории студентам неисторических специальностей в Казанском (Приволжском) федеральном университете.

Коллектив авторов кафедры мировой политики и международных экономических отношений К(П)ФУ.

© ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», 2015

Содержание:

История как наука 4

Методические указания преподавателям и студентам 8

Темы семинарских занятий 12

Контрольные тесты 39

Темы докладов и эссе по курсу 101

Вопросы к зачету (экзамену) 103

Основные учебники и учебные пособия 105

История как наука

История – одна из самых ранних отраслей знания, она возникла около 2 500 лет тому назад. Само понятие «история» появилось в Древней Греции и означает исследование, рассказ, повествование о прошедшем. Это слово вошло во все современные языки, его первоначальное значение продолжает широко использоваться в бытовой лексике и научной литературе. Примечательно, что в древнегреческой мифологии музой (покровительницей) истории является Клио («дарующая славу»), дочь верховного бога Зевса и богини памяти Мнемозины. Свиток и графическая палочка в её руках являются символом и залогом того, что ничто не должно исчезнуть бесследно.

Основоположником, «отцом» истории принято считать древнегреческого мыслителя и путешественника Геродота (ок. 484 г. до н.э. – ок. 426 до н.э.), автора полномасштабного исторического трактата «История», где он описывает греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов. Труд Геродота – это первое полностью сохранившееся историческое и вообще прозаическое произведение в европейской литературе. Античные авторы усматривали значение истории в том, что, как выразился древнегреческий историк Полибий (ок. 200 г. до н.э. – 120 г. до н.э.), «уроки, почерпнутые из истории, наиболее верно ведут к просвещению и подготовляют к занятию общественными делами». Поэтому древние называли историю «magistra vitae», наставницей жизни.

Долгое время история была интегрирована в общую систему знаний. В эпоху Античности и в Средние века она неразрывно связана с мифологией, религией, литературой, в XVII – XVIII веках – с политической теорией, философией, географией. Постепенно намечается обособление истории от других областей социально-гуманитарного знания, поскольку в течение XVIII века – века Просвещения – в Европе возникают новые представления об истории. Она начинает осмысливаться в виде процесса становления и развития человечества, выделяются различные исторические эпохи, появляется «историческое время» с неизвестным будущим.

К XVIII веку относится и возникновение истории, зарождение исторических теорий в России. Первым русским историком признан А.Н. Татищев (1686 – 1750), государственный деятель, «птенец гнезда Петрова» – этот образ из поэмы А.С. Пушкина «Полтава» используется для характеристики тех людей, что являлись ближайшими сподвижниками Петра I, который осуществил масштабную европеизацию страны, заложил основы развития отечественной науки и образования. А.Н. Татищев создаёт первый в России собственно исторический труд «История Российская с самых древнейших времён» в четырех томах, в котором воплощает своё понимание истории как воспоминания о «бывших деяниях и приключениях, добрых и злых», выдающихся людей. Впервые с рационалистических (а не религиозных) позиций автор пытается найти некие универсалии в развитии государства и общества, усматривая в знании и просвещении факторы, определяющие ход исторического развития.

Наука история, в основном, развивалась в русле эволюции научного знания в целом. В период специализации наук и создания их современных форм, в первой половине XIX века, история обретает качество самостоятельной научной дисциплины с присущими ей предметом изучения, совокупностью методов, принципами, задачами и функциями. Не случайно это столетие получило название «века истории».

Поскольку сегодня термин «история» обладает различными значениями, следует иметь в виду два основных варианта его употребления:

1. История как всякий процесс общественного развития.

2. История как наука, изучающая этот процесс развития человеческого общества во всей его конкретности и разнообразии.

История общества представляет собой сумму различных действий отдельных индивидов и человеческих сообществ, поэтому предметом исторической науки являются деятельность и поступки людей в историческом времени, вся совокупность отношений в обществе, взятая в становлении и развитии. В связи с тем, что проявления человеческой жизни, отношения, в которые вступают субъекты, чрезвычайно многообразны, история формируется как многоотраслевая наука, она складывается из целого ряда самостоятельных отраслей знания. Базовыми разделами исторического знания выступают политическая, экономическая, социальная история и история культуры.

В ходе развития исторического знания сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: палеография (история письма), нумизматика (монеты, ордена, медали), топонимика (изучение географических названий), источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников).

Источниковедение играет особую роль среди вспомогательных дисциплин, поскольку наука история оперирует удостоверенными данными, как правило, точно установленными фактами, а они извлекаются из исторических источников. Исторические источники – это все «остатки», все следы прошлой жизни, все свидетельства о минувшем. В самом общем виде выделяют четыре группы источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) изобразительные; 4) фонетические.

Основой классического историознания являются биографии и хронология, они составляют первоначальное ядро фактов, которые требуют своего истолкования и объяснения. Так в исторической науке вырабатываются концепции, теории, под углом зрения которых строится историческое описание. Суть любой исторической концепции заключается в отыскании движущих сил и обстоятельств, в которых эти движущие силы действовали. Таким образом, с одной стороны, необходимо знание конкретных фактов, с другой – историк должен осмысливать совокупность фактов с целью выявления устойчивых причинно-следственных связей, или закономерностей, в развитии общества. Соответственно, познавательная сторона работы историка может быть сведена к нескольким основным задачам: описание (дескрипция), объяснение, аргументация (обоснование) и интерпретация.

Исследование исторических источников требует профессиональных навыков и компетенций, умения следовать необходимым принципам и методам. К основным принципам исторического исследования относятся:

– принцип объективности, который предполагает воссоздание исторического прошлого с опорой на подлинные факты, а также достижения самой науки;

– принцип детерминизма, согласно ему все события обусловлены определенными предпосылками и включены в сплетение причинно-следственных связей, каузальностей различного уровня;

– принцип историзма, предписывающий рассматривать события с учетом конкретной обстановки, в совокупности с другими событиями и в своем развитии;

– принцип альтернативности, допускающий вариативность исторического развития, что позволяет увидеть неиспользованные возможности, извлечь уроки на будущее.

Принципы как главные правила и ориентиры исследования находят непосредственное выражение в методах исторического познания, с помощью которых историк изучает и обобщает данные, содержащиеся в источниках. Выделяют следующие специальные исторические методы:

– конкретно-исторический (идеографический) метод, суть которого – в описании фактов, явлений и событий как базы любого исследования;

– сравнительно-исторический (компаративистский) метод ориентирует на изучение явлений в контексте подобных явлений и в сопоставлении с ними;

– историко-генетический метод связан с выявлением генезиса, то есть зарождения и последующего развития явления;

– ретроспективный метод заключается в последовательном «проникновении» в прошлое для выявления причин и условий событий;

– историко-типологический метод – классификация объектов познания по избранному признаку (признакам) для более углубленного их понимания;

– хронологический метод предусматривает изложение исторического материала во временной последовательности.

В методологии истории (историологии) фигурирует и ряд других специальных методов, а также предусматривается использование методов других наук, с которыми взаимодействует историознание: лингвистики, антропологии, географии, математики и т.д.

История традиционно является основой гуманитарного образования и важным фактором формирования личности, поэтому она выполняет ряд функций, зачастую выходящих за пределы мира науки. В их число входят:

– описательная (нарративная) функция, которая сводится к фиксированию происходящего и первичной систематизации информации;

– познавательная (когнитивная, интеллектуально-развивающая) функция – понимание и объяснение исторических процессов;

– прогностическая (предвидение будущего) функция и практически-рекомендатель­ная (практически-политическая) функция. Обе функции подразумевают использование опыта прошлого для решения задач современности;

– воспитательная (культурно-мировоззренческая) функция и функция социальной памяти, которые отвечают за складывание культурно-исторического сознания, самоидентификацию общества и личности.

В целом, историческое сознание общества имеет сложносоставной характер. Оно не сводится к тем образам истории, которые формирует историческая наука – официальная история, доминирующая в официальных учреждениях и системе образования. В историческом знании представлены также другие компоненты: критика официальной истории (контристория), которая может при определенных обстоятельствах заменять официальную историю (например, в бывших колониях – т.н. постколониальный дискурс; после революционных переворотов, приводящих к фундаментальной переоценке ценностей); память поколений, которая закрепляется в различных формах (праздники, семейные предания, анекдоты на «исторические темы» и проч.); эмпирическая история, опирающаяся на данные демографии, статистики; литература и кино.

За два века существования истории как науки произошли глубокие изменения в структуре и содержании исторического знания, его методологии. Современный этап изучения истории характеризуется сочетанием различных подходов и интерпретаций, которые дают возможность рассмотреть историческое полотно под разными углами зрения. Среди основных подходов, которые находятся друг с другом в отношениях конкуренции, а одновременно – взаимодополнения, выделяются:

– формационный подход, в соответствии с которым всемирный исторический процесс предстаёт как последовательная смена общественно-экономических формаций, различающихся между собой по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре;

– цивилизационный подход осуществляет членение исторической эволюции на цивилизации, понимаемые в качестве совокупности материально-технических и духовных достижений народов на определённой стадии развития тех или иных регионов мира;

– модернизационный подход рассматривает историю в виде процесса перехода от традиционного (аграрно-сословного) общества к модерному обществу – индустриально-рыночному, урбанизированному, социально-плюралистическому, акцентируя внимание на особенностях процесса модернизации в различных государствах и группах стран;

– мир-системный подход (миросистемный анализ), в рамках которого исследуются не только социальные системы, свойственные одной цивилизации, но и такие системы, которые охватывают более одной цивилизации или даже все цивилизации мира;

– социокультурный подход постигает общество как единства духовной культуры и социальных форм, образуемых в ходе деятельности человека, личность которого рассматривается через призму ментальности – свойственных ей представлений, культурных образцов, устойчивых стереотипов восприятия, зачастую не осознаваемых полностью, т.е. относящихся к области бессознательного.

Таким образом, историки склонны сегодня рассматривать историю на широких основаниях, согласно которым в общественной жизни в разных комбинациях и в различные периоды с той или иной силой действуют «на равных» многообразные факторы – культурные, технологические, организационно-экономические, идейно-политические. История видится в качестве взаимодействия больших культурно-исторических сообществ, объединенных понятием «цивилизация». Исторический путь России, являющейся своего рода мультицивилизацией, нередко анализируется с точки зрения воздействия на него культурно-формирующих центров – Запада и Востока. Изучающие историю должны разбираться в таких понятиях, как исторические типы цивилизации, их характерные особенности, место отдельных культурно-исторических эпох во всемирно-историческом процессе.

В конце ХХ – начале ХХI вв. в русле исторического познания сформировалось несколько направлений, которые углубляют понимание исторического процесса за счёт анализа повседневной жизни людей, истории идей, внутреннего мира человека, учета факторов культуры в её разнообразных проявлениях – «новая социальная история», «новая историческая наука», «новая интеллектуальная история», «культурная история», «психоистория» и др.

В современных условиях историки всё более исходят из того, что при всей специфике исторического развития, индивидуальном характере каждой эпохи, в истории просматриваются определенные закономерности, но не в смысле фатального движения к какой-либо цели, а как пробивающие себе дорогу тенденции, импульсы, взаимосвязи. Сформировавшееся в XX столетии представление о единстве человечества, следовательно, о внутренней целостности исторического процесса в мировом масштабе, что ещё более усиливается в связи с экономической и культурной глобализацией, проявляется в идее общей периодизации мировой истории. Принято обозначать четыре основных периода всемирной истории:

1. Древний мир (от выделения человека из животного мира ок. 2 – 1,5 млн. лет тому назад до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.).

2. Средние века (от падения Западной Римской империи до конца XV в., начала эпохи Возрождения и Великих географических открытий).

3. Новое время (от начала XVI в. до 1918 г., окончания Первой мировой войны).

4. Новейшее время (с 1919 г. до наших дней).

Существуют и другие варианты периодизации всемирной истории, так, в западной историографии окончание Средних веков принято связывать с XV веком, после чего начинается Новое время как единый период современной истории, продолжающейся и поныне.

Наконец, нужно помнить, что опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие социальные и политические силы. Ссылками на историю они обосновывают свои действия, потому в истолковании тех или иных исторических событий прослеживается непрекращающаяся борьба политических идей и мнений. Между тем отношение к истории как к науке требует разделять и различать, насколько это вообще возможно, факты и оценки, объективную истину и историческую «правду», какая у каждой социальной, этнической группы своя.

Методические указания преподавателям.

Учебная дисциплина «История» относится к циклу ГСЭ – общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и обычно читается в I и II учебных семестрах, т.е. на первом курсе. В связи с этим, начиная чтение лекций и проведение семинаров, необходимо обратить внимание на общую подготовку студентов, уровень остаточных знаний по историческим и обществоведческим курсам, умение слушать и конспектировать лекцию, навыки организации самостоятельной работы по подготовке к семинарским и практическим занятиям.

На первом занятии преподаватель объясняет студентам характер и режим учебной работы, общие требования и применяемую балльно-рейтинговую систему. На этом же занятии можно провести микро-контроль остаточных знаний и уровня подготовки студентов, чтобы учесть особенности учебных потоков и групп. Если в ходе первых занятий преподаватель дает общие рекомендации по организации работы студентов на лекциях, семинарах, практических занятиях, то в дальнейшем имеет смысл ознакомить студентов с содержанием учебных, студенческих комплексов и подготовительных материалов к практическим занятиям.

По курсу «История» предусмотрены лекции, семинарские занятия, контрольно-проверочные работы (письменные ответы на вопросы, тесты, эссе), консультации, возможно также написание рефератов, творческих работ, проведение коллоквиумов и публичного обсуждения результатов студенческих исследований. Итоговой формой контроля служит устный зачет/экзамен, с вопросами которого преподаватель знакомит студентов не менее чем за месяц до начала сессии.

Чтение лекций, проведение семинарских занятий и контрольно-проверочных работ должно соответствовать календарно-тематическому плану. График проведения зачётов/экзаменов устанавливается деканатом по согласованию с лектором.

Начиная чтение лекции, следует обязательно объявить тему, дать план, обратить внимание на актуальность проблемы и ее практическое значение, прокомментировать задание и литературу.

При подготовке и чтении лекции следует, во-первых, обеспечить ее научность и информационность, доказательность и аргументированность, приводя необходимое число убедительных фактов, ярких примеров;

во-вторых, способствовать активизации мышления слушателей, четкой структурой, логикой последовательно излагаемых вопросов, постановкой проблемных вопросов, обращением к дискуссионным темам, по которым лектор должен высказать собственную позицию; раскрывая содержание тем, акцентировать внимание студентов на основных категориях, событиях, явлениях и процессах мировой и отечественной истории; раскрывать сущность и содержимое научных подходов в объяснении исторических событий, явлений и процессов;

в-третьих, разъяснять используемые термины, формулировать главные идеи, подчеркивать выводы, как по разделам так и по всей лекции, излагать материал четким, ясным и доступным языком; обращать внимание на эмоциональность изложения и контакт с аудиторией;

в-четвертых, чтобы обеспечить межпредметные связи и воспитательную функцию лекции завершая ее надо оставить время для вопросов.

При подготовке к семинарскому занятию преподавателю следует: во-первых, уточнить план его проведения, во-вторых, составить план-конспект, в котором обдумать основные и дополнительные вопросы, привлекаемые преподавателем материалы, в-третьих, ознакомиться с новыми публикациями по теме, в-четвертых, обдумать связь содержания изучаемых вопросов со смежными дисциплинами и актуальность для современности. Семинарские занятия проводятся в соответствии с опубликованными планами семинарских занятий.

В начале семинарского занятия важно сделать введение, раскрыть значение обсуждаемой темы, определить регламент работы. Целесообразно задавать выступающему уточняющие и дополнительные вопросы, способствующие разворачиванию дискуссии, а также использовать наглядные материалы и современные информационные ресурсы.

В конце необходимо подвести итоги, дать оценки выступлениям, указав положительные стороны и недочеты, проставить оценки в журнал, а также проследить ход дискуссии, сделав общие выводы по теме, ответить на вопросы, дать следующее задание. После каждого консультационного и семинарского занятия сделать запись в журнале учета посещаемости, уточнив причины отсутствия студента.

Целесообразно проводить индивидуальные и групповые консультации, в том числе, для отстающих по успеваемости студентов.

При подведении итогов семестрового рейтинга принимаются во внимание следующие позиции:

· Посещение и творческая работа студентов на лекциях (постановка проблемных вопросов приведение интересных примеров)

· Доклад, выступление, дополнение на практических занятиях.

· Результаты тестирования и контрольных работ.

· Выполнение творческих работ.

При завершении лекций и практических занятий студентам объявляется итоговые баллы за работу в семестре.

Методические указания студентам.

Лекции. Во время лекции студенты должны сосредоточить внимание на её содержании. Основные положения лекции, отдельные важные факты, исторические даты, имена, выводы из рассматриваемых вопросов необходимо записывать. Конспектирование предлагаемого преподавателем материала вырабатывает у студентов навыки самостоятельного отбора и анализа необходимой для них исторической информации, умение более сжато и чётко записывать услышанное. Лекции могут служить необходимым вспомогательным материалом не только в процессе подготовки к экзаменам, но и при написании самостоятельных творческих работ студентов: сообщений, рефератов, презентаций и т.п.

Работа на семинарских занятиях. Основным методом подготовки студента к семинарскому занятию является его самостоятельная работа. Семинар – активная форма работы студентов. Участие в работе группы на семинаре способствует более прочному усвоению материалов лекций по «Истории», глубокому осмыслению причинно-следственных связей между отдельными явлениями общественной жизни прошлого, пониманию актуальности изучаемых проблем.В основе подготовки к семинару лежит работа с конспектами лекций и рекомендованной кафедрой учебной литературой. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме семинара. Самостоятельная работа позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на семинаре, выразить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме. Итогом подготовки студентов к семинарским занятиям должны быть их выступления, активное участие в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы.

Работа с учебной, научной и популярной литературой. В процессе изучения курса студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебной (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебными пособиями, научной и популярной литературой, материалами периодики и Интернета является наиболее эффективным методом получения знаний по данному предмету, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов своё отношение к конкретной культурологической или общественно-политической проблеме, определяет их гражданскую позицию. Работа студентов с литературой не отделена от лекций и семинаров, однако вдумчивое чтение источников, составление тезисов, подготовка сообщений на базе прочитанных материалов способствует гораздо более глубокому пониманию изучаемой проблемы. Данная работа также предполагает обращение студентов к справочной литературе для уяснения конкретных терминов и понятий, введенных в курс, что способствует пониманию и закреплению пройденного лекционного материала и подготовке к семинарским занятиям.

Устный доклад. Итогом самостоятельной работы студента является выступление с докладом, выполненным в форме реферата, на семинаре. До написания реферата по выбранной теме необходимо провести поиск и изучение литературы (монографии, научные сборники, учебники, учебные и методические пособия, публикации в периодических изданиях, энциклопедии). Литература должна быть разнообразной и включать не менее 5 названий в списке использованной литературы. После изучения литературы студент приступает к написанию работы. В ней требуется всесторонне раскрыть основные вопросы темы, показать их глубокое знание и понимание, проанализировать различные концепции и точки зрения, высказать свою позицию. Реферат состоит из: титульного листа, содержания, введения, основной части, заключения, библиографии и приложений (таблицы, рисунки и т.д.). В содержании последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт. Во введении формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется её значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, даётся характеристика используемой литературы. Основная часть делится на главы и параграфы (пункты и подпункты), в которых раскрываются основные вопросы темы работы. В заключении подводятся итоги или даётся обобщённый вывод по теме реферата.

Студент, освоивший курс «История», должен знать: основные проблемы теории и истории России, даты, места, участников и результатов важнейших событий, а также исторические названия, термины, усвоить исторические понятия, концепции; сформировать представления об оценках исторических событий и явлений. Должен уметь: извлекать информацию из исторических источников, применять ее для решения познавательных задач; овладеть приемами исторического описания (рассказа о событиях, процессах, явлениях) и объяснения (раскрытие причин и следствий событий, выявление в них общего и различного, определение их характера, классификация и др.); использовать навыки оценочной деятельности (умение определять и обосновывать свое отношение к историческим и современным событиям, их участникам).

Наше учебно-методическое пособие содержит планы семинарских (практических) занятий, вопросы, выносимые на самостоятельное изучение, вопросы для самоконтроля, а также темы рефератов и творческих заданий по всем темам, что позволяет более эффективно решать учебно-педагогические задачи в ходе чтения и освоения курса. Сконцентрированные в этом издании материалы позволяют проводить как традиционные семинары по истории, так и использовать другие формы творческого изучения вопросов истории, такие как, коллоквиумы, «круглые столы», конференции, олимпиады и т.д. Оно рассчитано на использование балльно-рейтинговой системы, которая отражает, все виды работы студента, учитывая данные текущего контроля. Итоговой формой контроля изучения курса «История» является дифференцированный зачет (экзамен).

Темы семинарских занятий:

Наши рекомендации