Участие субъектов РФ в международных и внешнеэкономических связях.

В современных условиях Российской Федерации общефедеральное регулирование ограничивается констатацией того, что республики в составе Российской Федерации, края, области и другие субъекты РФ являются самостоятельными участника­ми международных и внешнеэкономических, отношений (свя­зей). Это положение Федеративного договора не перенесено в новую Конституцию, но оно и не противоречит ей, поскольку в п. "о" ч. 1 ст. 72 Конституции к совместному ведению РФ и ее субъектов отнесена "координация международных и внешне­экономических связей субъектов Российской Федерации". Сле­довательно, Конституция исходит из признания международ­ной деятельности субъектов РФ, но не конкретизирует формы этой деятельности, относя соответствующую регламентацию к компетенции самих субъектов в пределах их самостоятельных полномочий. Для нормативной унификаций принципиальных во­просов предусмотрен Федеральный закон "О координации ме­ждународных и внешнеполитических связей субъектов Россий­ской Федерации". В ряде договоров наряду с закреплением права самостоя­тельного участия в международных и внешнеэкономических связях содержится более конкретная (ориентированная) харак­теристика договорной деятельности республик, областей, кра­ев: фиксируется право в процессе осуществления таких связей заключать "соответствующие договоры (соглашения) с субъек­тами иностранных федеративных государств, административ­но-территориальными образованиями иностранных государств, а также министерствами и ведомствами иностранных госу­дарств". Именно такая унифицированная формулировка вклю­чена в договоры Федерации с Чувашской Республикой (ст. 10), Свердловской областью (ст. 13), Алтайским краем (ст. 13), Саха­линской областью (ст. 14), городом федерального значения Санкт-Петербургом (ст. 16) и другими субъектами РФ.

Можно предположить, что равноуровневые договорные от­ношения — с членами (субъектами) зарубежных федераций, а также с административно-территориальными единицами уни­тарных стран — будут более распространенными, перспектив­ными, чем с иностранными государствами непосредственно.

Самостоятельный аспект международно-правового статуса субъектов РФ — их участие в заключении и выполнении меж­дународных договоров Российской Федерации. Конституция РФ (п. "о" ч. 1 ст. 72) относит к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов выполнение международных договоров РФ. Со­гласно Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации" (ч. 3 ст. 32) органы государственной власти соответствующих субъектов РФ обеспечивают в преде­лах своих полномочий выполнение международных договоров РФ. В ст. 4 этого Закона подробно регламентируется участие субъектов РФ в заключении договоров РФ, затрагивающих их полномочия. Имеется в виду прежде всего согласование соот­ветствующих вопросов с органами государственной власти за­интересованных субъектов. При этом разграничиваются вопро­сы, относящиеся к ведению субъектов, и договоры, затрагиваю­щие полномочия субъектов по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. Однако конкретные процедуры согласова­ния не предусматривают применительно к первому случаю та­кой регламентации, при которой получение согласия заинтере­сованного субъекта квалифицировалось бы как необходимая предпосылка разработки и подписания международного дого­вора РФ, а ведь речь идет о сфере, в которой по ст. 73 Консти­туции субъекты РФ "обладают всей полнотой государственной власти".

Таким образом, международные отношения (связи) субъ­ектов РФ не только зафиксированы в их законодательстве, но и признаны на федеральном уровне.

Признание государств.

Как только появляется новое государство на повестку дня всегда встают два вопроса:

1. о признании этого государства как субъекта международного права

2. о правопреемстве

Способы образования государств:

1. смена исторического типа (формации) [Российская империя -> РСФСР]

2. в результате освобождения от колониальной зависимости

3. в результате территориальных изменений:

1) отделение части

2) распад

3) объединение

Понятие и теории признания

ПРИЗНАНИЕ – государства (государство) признают новые государства как юридическое лицо (субъект международного права) со всеми правами и обязанностями, вытекающими из международного права

Институт регламентирован, в основном, международными обычаями, сложившимися в практике применения.

Теории признания:

1. декларативная – новые государства становятся субъектами международного права с момента своего возникновения (его никто не наделяет международной правосубъектностью) [её придерживаются отечественные учёные]

2. конститутивная – новое государство становится субъектом международного права только после признания его со стороны других государств

Признание, согласно декларативной теории, не влияет на правосубъектность, оно влияет только на характер и объём отношений, возникающими между вновь образованным государством и уже существующими. Без признания такому субъекту трудно реализовать свою международную правосубъектность.

Виды признания

Характер и объём правосубъектности определяется формой признания, которых существует две:

1. юридическое признание:

1) де-юре (полное признание с установлением дипломатических отношений)

2) де-факто (просто сказали – признаём, но без установления дипломатических отношений)

2. фактическое признание

Наши рекомендации