По курсу «Государственная и муниципальная служба»

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Институт управления, бизнеса И ТЕХНОЛОГИЙ»

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе и региональному развитию

____________ Шульман М.Г.

«30» января 2017 г

Методические рекомендации к структуре, содержанию и оформлению курсовых работ

По курсу «Государственная и муниципальная служба»

для студентов, обучающихся по направлению

38.03.04 – Государственное и муниципальное управление

(профиль «Государственная и муниципальная служба»)

Уровень бакалавриата

КАЛУГА – 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1. Назначение курсовой работы.. 4

1.1. Общие положения по написанию курсовой работы.. 4

1.2. Формирование тем курсовых работ. 5

1.3. Порядок работы с источниками и литературой. 6

2. Структура и содержание курсовой работы.. 8

2.1. Основные элементы курсовой работы.. 8

2.2. Титульный лист. 8

2.3. Содержание. 9

2.4. Введение. 9

2.5. Основная часть курсовой работы.. 11

2.6. Заключение. 12

2.7. Список литературы.. 12

2.8. Приложения. 13

3. Оформление курсовоЙ РАБОТЫ.. 14

3.1. Общие положения. 14

3.2. Нумерация страниц. 15

3.3. Оформление содержания и заголовков. 16

3.4. Оформление таблиц, графического материала, формул расчета. 18

3.5. Правила цитирования. 22

3.6. Сокращения и условные обозначения. 23

3.7. Оформление списка литературы.. 23

4. Защита курсовой работы.. 27

Приложения.. 28

Введение

Цель данных методических рекомендаций – помочь студентам направления «Государственное и муниципальное управление» ЧОУ ВО «ИНУПБТ» в подготовке и написании курсовых работ по курсу «Государственная и муниципальная служба».

Методические указания определяют порядок выбора студентом темы курсовой работы, порядок утверждения темы, общие требования, предъявляемые к данному виду работ, освещают последовательность подготовки, структуру и содержание работ, а также требования к научно-справочному аппарату в соответствии с действующими стандартами.

В Методических рекомендациях закреплена система оказания помощи и организации контроля за работой студентов на всех этапах их работы над избранной темой со стороны научных руководителей, а также определен порядок защиты курсовых работ.

Назначение курсовой работы

Общие положения по написанию курсовой работы

Курсовая работа по курсу «Государственная и муниципальная служба» является неотъемлемой частью процесса обучения в ВУЗе и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений в форме проведения самостоятельного научного исследования и изложения его результатов текстовой форме.

Подготовка курсовой работы как один из видов самостоятельной работы студента направления «Государственное и муниципальное управление» ЧОУ ВО «ИНУПБТ» способствует закреплению теоретических знаний, развитию профессиональных навыков и умений.

В результате написания курсовой работы у студента формируется следующие компетенции:

- владением навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности (ОПК-1);

- владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-2);

- владением основными технологиями формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы, базовыми технологиями формирования общественного мнения (ПК-11).

Курсовая работа – это законченное самостоятельное исследование, призванное способствовать закреплению и проявлению знаний, полученных в процессе изучения дисциплины «Государственная и муниципальная служба», умений и навыков исследовательской и практической работы по данному курсу, содержащее научно обоснованное решение теоретической задачи, вытекающее из системного анализа выбранного объекта и предмета, проблемы.

Самостоятельные научные исследования имеют целью систематизацию, обобщение и проверку специальных теоретических знаний студентов. В них должны ставиться и решаться актуальные вопросы в области государственного и муниципального управления, демонстрироваться эрудиция и умение автора анализировать проблемы и предлагать пути их разрешения, самостоятельно делать выводы. Оригинальность постановки и решения конкретных вопросов в соответствии с проблематикой исследования, а также глубина, широта охвата и самостоятельность исследования являются основополагающими критериями оценки качества курсовой работы.

Целью выполнения курсовой работы является формирование навыков самостоятельного творческого решения профессиональных задач.

Задачами выполнения курсовых работ являются:

- систематизация, закрепление, углубление и расширение приобретенных студентом знаний, умений, навыков по учебным дисциплине «Государственная и муниципальная служба»;

- овладение методами научных исследований;

- формирование навыков решения творческих задач в ходе научного исследования, художественного творчества или проектирования по определенной теме.

Титульный лист

Титульный лист курсовой работы должен быть выполнен в соответствии и образцом, представленным в приложении 2. На титульном листе в обязательном порядке до защиты курсовой работы должна стоять подпись студента, а также виза руководителя о допуске работы к защите. Без визы работа к защите не допускается.

Содержание

Содержание (оглавление) – наименование всех разделов и подразделов курсовой работы позволяет увидеть перечень основных элементов, а также определить их месторасположение в тексте. Содержание помещается вслед за титульным листом. Страница «Содержание» не нумеруется, но входит в общий объем работы.

Примеры оформления Содержания приведены в пункте 4.3. настоящих методических указаний.

Введение

Раздел «введение» – очень ответственный. Именно при его прочтении складывается основное представление о работе. Введение обосновывает актуальность и значение избранной темы, а также цель курсовой работы. Во введении следует указать, на каких материалах базируется работа, какие методы расчетов и анализа использованы автором.

Существуют четкие нормы, по которым пишется раздел «Введение». Начинается этот раздел с обозначения проблемы, которой посвящается работа, ее значимости и актуальности. После обозначения проблемы выделяются цель и задачи курсовой работы. Затем - обязательно указываются: объект и предмет исследования, методы сбора и анализа материалов, литературные источники, излагаются положения, выносимые на защиту.

Актуальность проблемы обосновывается ее значимостью для современной теории и практики. О значимости проблемы должны свидетельство­вать такие факты, как существование несовпадающих подходов, недоста­точная изученность, необходимость решения конкретных практических задач. Итоги этого краткого исследования-доказательства можно подвести предложением типа: «Вышесказанное опре­деляет особую актуальность исследуемой темы»

Из формулировки обозначенной проблемы должна вытекать цель работы. В качестве примера можно привести следующее: «…Целью курсовой работы является изучение системы управления персоналом…», «…Целью курсовой работы является планирование производственно - хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов…», «…Целью данной курсовой работы является обоснование необходимости оптимизации управления поставками».

Конкретные задачи формулируются в виде перечня исследовательских действий, как-то: «изучить...», «установить...», «исследовать...», «выявить...» и т.п. Решение указанных во введении задач должно найти отражение в содержании основной части работы. Например «Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

- изучить роль и место управления персоналом в системе государственного и муниципального управления;

- проанализировать систему управления персоналом;

- проанализировать влияние элементов системы управления персоналом на эффективность государственного и муниципального управления.

После этого во введении сначала формулируется объект, а затем предмет исследования. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Объект представляет собой процесс или явление микро- или макроэкономического характера, в результате которого возникает проблемная ситуация, требующая разрешения. Именно эта ситуация и является предметом исследования, который опреде­ляет тему исследования и название курсовой работы. Пред­мет является одним из множества элементов объекта исследования.

Например. Тема курсовой работы «Мотивация и стимулирование профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих». В данном случае объектом исследования данной работы послужил процесс мотивации служащих. Предметом исследования являются методы и способы воздействия на служащих и пути его совершенствования.

Обязательным атрибутом исследования курсовой работы является краткий обзор привлеченных источников и литературы. Это можно проиллюстрировать следующим образом: «В процессе работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, Калужской области, учебники, книги, монографии и статьи ведущих отечественных и за­рубежных ученых-экономистов».

Также рекомендуется сделать ссылку на используемые в работе методы. Например: «В работе использованы следующие методы научных исследований: экономико-статистический, расчетно-конструктивный, монографический, экспертный и другие».

Далее во введении необходимо перечислить раскрываемые компетенции, а именно:

- владением навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности (ОПК-1);

- владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-2);

- владением основными технологиями формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы, базовыми технологиями формирования общественного мнения (ПК-11).

Необходимо отметить важное правило - введение, как и заключение, рекомендуется писать после полного завершения основной части. До того, как будет создана основная часть работы, невозможно написать хорошее введение, так как автор еще не вполне овладел материалами по теме.

Наиболее часто встречающиеся типичные ошибки во введении:

- приведение формулировок основных понятий, раскрывающих сущность и функции предмета исследования, которые необходимо излагать в теоретической части;

- крайне неудачное стилистически и структурно, начало работы, ее первый абзац (Моя тема очень актуальная, поэтому я ее выбрала ...). Местоиме­ния «Я», «МОЕ» и т.п. в работе употребляться не должны. Следует использовать обороты: «В данной работе ...».

Заключение

В разделе Заключение, как правило, автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний. Заключение можно начать следующим предложением: «По итогам про­веденного исследования можно сделать следующие выводы». В заключении должно быть показано насколько материал работы может быть использован в практике. В тексте работы это может быть изложено следующим образом: «Анализ теоретического материала по ... позволил выявить сле­дующие проблемы (далее — их краткое содержание). В данной работе предла­гаются следующие направления по их разрешению (далее — краткое содержа­ние конкретных предложений). Их реализация позволит ...».

Типичная ошибка - нумерация проблем, выводов и предлагаемых мероприятий. Этого делать не следует.

Список литературы

Список литературы - это перечень законодательных актов, книг, журналов, статей с указанием основных данных (место и год выхода, издательство и др.). Список литературы, использованной при разработке курсовой работы, является обязательным атрибутом любой научно-исследовательской работы. Он включает библиографические описания всех использованных, цитированных или упоминаемых в работе документов, а также прочитанную литературу по теме, которая оказала существенное влияние на содержание работы. Не следует включать в библиографический список те источники, на которые нет ссылок в тексте и которые фактически не были использованы. Пример оформления списка литературы представлен в приложении 3. Следует иметь в виду, что при составлении списка литературы все источники условно делятся на три группы: законодательные и нормативно-правовые акты; книги, монографии и периодическая литература; интернет-ресурсы.

Более подробно о правилах оформления списка литературы см. пункт 3.7. настоящих методических рекомендаций.

Приложения

В «Приложения» относят вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы, загромождает текст. Это могут быть таблицы, схемы, рисунки, графики большого формата, фрагменты которых используются в основном тексте. К вспомогательному материалу относятся таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, заполненные формы отчетности, результаты социологического опроса, анкеты и т.д. Многие из них служат для иллюстрации отдельных положений исследуемой проблемы. Приложения не засчитываются в заданный объем курсовой работы.

Оформление курсовоЙ РАБОТЫ

Общие положения

Курсовые работы представляются на кафедру менеджмента в одном экземпляре отпечатанном на бумаге и одном экземпляре в электронном виде на дискете, диске или «флэш»-носителе. Курсовая работа должна быть переплетена в папку. Допускается использование «мягкой» обложки.

Текст курсовой работы должен быть отредактирован и вычитан. Курсовая работа должна быть оформлена на одной стороне листа бумаги формата А4 по ГОСТ 9327-60. Рукописные работы к рассмотрению не принимаются.

Курсовая работа оформляется печатным способом с использованием компьютера и принтера на бумажном носителе. Формат текста (Word for Windows) должен быть набран в текстовом редакторе «Microsoft Word» (версия 6,0; 7,0 и далее) со следующими параметрами:

Поля составляют:

- слева - 30 мм;

- справа - 15 мм;

- сверху - 20мм;

- снизу - 20 мм.

Шрифт: гарнитура - Times New Roman, кегль – 14.

Абзацы в тексте следует начинать с отступа, равного 1,25 мм.

Интервал между строками абзаца — полуторный.

Функция переноса включена.

Выравнивание по ширине.

Отступы до и после абзацев не допускаются.

Типовые ошибки: шрифт № 12 Arial путают со шрифтом № 14 Times New Roman.

Содержание, введение, разделы в курсовой работе, заключение, список литературы и приложения подписываются прописными буквами полужирным шрифтом и начинаются с новой страницы, даже в том случае, когда предыдущий раздел занимает лишь несколько верхних строчек листа. Подразделы (например: 1.1., 2.3. и т.п.) с новой страницы не начинают, кроме тех случаев, когда после заголовка подраздела остается четыре строки до конца страницы и подписываются с заглавной буквы полужирным шрифтом. Далее по тексту не допускается ни жирного шрифта, ни курсивов, ни подчеркиваний.

При подписании заголовков, названий рисунков, таблиц и т.д. в конце точка не ставится.

В курсовой работе следует придерживаться единообразия при выборе стилей для создания маркированного и нумерованного списков. Для маркированного списка следует использовать символ « - » со следующими параметрами:

- положение маркера – 1,1см.;

- положение текста после табуляции – 1,2см.;

- отступ – 1,2см.;

- новая строка начинается с маленькой буквы;

- в конце всех, кроме последней, строк ставится знак точки с запятой « ; »;

- в конце последней строки ставится точка.

Для нумерованного списка следует использовать арабские цифры с точкой или круглой закрывающейся скобкой в конце. Например: « 1. » или « 1) ». Положение табуляции при этом аналогично маркированному списку.

Для создания многоуровневого списка можно воспользоваться несколькими вариантами оформления. Первый уровень многоуровневого списка оформляется аналогично обыкновенному нумерованному списку, а второй и последующие уровни идут с отступом 1,25 см. от предыдущего уровня.

Например: все факторы воздействия окружающей среды на предприятие можно условно разделить на две категории:

1. Факторы внешней среды:

А. политика;

Б. конкуренция.

2. Факторы внутренней среды:

А. корпоративная культура;

Б. организационная структура.

Либо, например. Факторы внешней среды принято делить на:

1. Факторы косвенного воздействия:

1.1. природа;

1.2. законодательство.

2. Факторы прямого воздействия:

2.1. конкуренты;

2.2. поставщики;

2.3. потребители.

Выбрав один из вариантов оформления списка, следует использовать только его на протяжении всего текста курсовой работы.

Нумерация страниц

Нумерация страниц в работе должна быть сквозной, начиная с титульного листа, арабскими цифрами. Номера страниц указываются сверху страницы посередине или по правому краю. Для курсовой работы титульный лист считается первой страницей, содержание – второй, введение – третьей и т.д. Номера страниц на титульном листе, содержании и введении не ставится, но страницы при нумерации учитываются.

Не включаются в общую нумерацию приложения.

Схемы, рисунки, таблицы и другой иллюстративный материал, расположенные в тексте работы на отдельных листах, и не вынесенные в приложение, включаются в общую нумерацию страниц.

Оформление содержания и заголовков

Содержание курсовой работы представляет собой план работы. В плане не должно быть переносов, строки не должны пересекать указатель номеров страниц. Поэтому содержание лучше оформлять в табличном виде. При этом внешние и внутренние границы таблицы необходимо скрыть. Пример оформления содержания курсовой работы приведен далее (табл. 1). Для наглядности в данном примере граница таблицы оставлена видимой. Ее отключение производится в редакторе MS WORD следующим образом. Меню / Вид / Панели инструментов / Таблицы и границы. На открывшейся панели инструментов кнопкой «границы» можно произвести их отключение (сделать их невидимыми при печати на бумаге).

Оформление содержания можно производить другим способом с использованием стандартной функции редактора MS WORD. Через Меню / Вставка / Сноска / Оглавление и указатели на вкладке «Оглавление» выбрать соответствующие параметры и уровни заголовков, предварительно в тексте работы расставив уровни и стили каждого из выбранных заголовков глав, параграфов и разделов.

Таблица 1

Пример оформления содержания курсовой работы

(для наглядности границы таблицы не скрыты)

ВВЕДЕНИЕ………………..………………………………………………..
1. ПРИРОДА КОНФЛИКТА…………………………………..
1.1. Понятие и виды конфликтов………………………………….
1.2. Причины и последствия конфликтов………………………...
1.3. Модель процесса конфликтов………………………………..
2. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИЕЙ
2.1. Противодействие возникновению конфликта
2.2. Структурные методы разрешения конфликта
2.3. Межличностные стили разрешения конфликтов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..……………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….

В курсовой работе все содержание делится на разделы.

Оформление заголовков разделов в курсовой работе производится следующим образом. Заголовок раздела печатается на новой странице по центру первой строки (с учетом красной строки – абзаца-отступа) заглавными буквами соответствующего шрифта и выделяется полужирным шрифтом. Слово «Раздел» не пишется. Введение, заключение, список литературы и приложения тоже являются разделами курсового проекта, но не входят в нумерацию разделов. Оформление заголовков подразделов следующее. Заголовки подразделов печатаются посередине строки установленным шрифтом, выделяются полужирным шрифтом и отделяются от заголовка раздела и текста пустыми строками. В конце заголовков глав, разделов, подразделов, таблиц и рисунков точки не ставятся и переносы слов не допускаются.

Пример оформления заголовков разделов и подразделов курсовой работы:

Введение

Заключение

Список литературы

Типичные ошибки:

- нет пустых строк между заголовком и текстом;

- наличие точек в конце заголовков, переносов слов;

- несоответствие заголовка главы и/или подраздела содержанию текста;

- отсутствуют точки после номеров подразделов (1 1 )и (1).

- заголовки разделов и подразделов должны отражать содержание текста.

Особое внимание следует обратить на то, что кроме заголовков разделов, глав и подразделов в тексте курсовой работы не следует использовать жирный шрифт. Подчеркивания, курсив или заглавные буквы также не рекомендуется использовать, если этого не требует смысл излагаемого материала. Текст работы должен быть однородным, без «украшений». Например, в тексте «введения» слова «Актуальность работы», «цель», «задачи», «объект», «предмет» не следует выделять жирным шрифтом, курсивом либо подчеркиванием, также не следует ставить двоеточие после этих слов. Их следует вписать в текст работы следующим образом.

Например: «…Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы курсовой работы. В связи с вышеизложенным, целью данной работы является оптимизация процесса управления персоналом. Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:…

…»

В «заключении» также следует избегать выделения слова «Вывод» каким либо способом.

Оформление таблиц, графического материала, формул расчета

Основная часть курсовой работы обязательно должна содержать различного рода иллюстративные материалы (таблицы, чертежи, схемы, диаграммы, гистограммы, рисунки) в целях раскрытия свойств и характеристик объекта исследования или для лучшего понимания текста.

Таблицы. Данная форма применяется при изложении цифровой и словесной информации о нескольких объектах по ряду признаков для лучшей наглядности и сравнения показателей. Таблица имеет два уровня членения: вертикальный – графы и горизонтальный – строки.

Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк должны быть грамматически согласованы с заголовками. В заголовках и подзаголовках граф и строк таблицы употребляются только общепринятые сокращения и условные обозначения.

Все таблицы нумеруют арабскими цифрами без указания знака №. Нумерация таблиц и рисунков может быть сквозная, по всей работе, или двузначная. В последнем случае цифры разделяются точкой: первая цифра означает номер главы, а вторая – порядковый номер в данной главе (Табл. 1 или Табл. 2.3). Таблицы помещаются в тексте работы по возможности сразу после ссылок на них. Таблица от основного текста должна отделяться пропуском одной строки перед словом «Таблица» и одной строки после последней строчки таблицы. Если таблица не большая, умещающаяся на одном листе курсовой работы, после помещения ее сразу за текстом, имеющим на нее ссылку, переходит на следующий лист, то целесообразно данную таблицу всю перенести на следующий лист, поместив перед данной таблицей текст. Перед таблицей и после нее не должно оставаться «пустого» пространства.

Надпись «Таблица 1» размещается над правым верхним углом таблицы. Ниже по центру строки располагается тематический заголовок таблицы, начинаемый с прописной буквы. Например:

Заголовки граф следует располагать по центру графы. В табличную форму следует помещать только те материалы, которые трудно передать обычным текстом или упростить.

Таблица 5

Данные о численности автопарка ООО «N» по годам

Наименование вида транспортного средства 2013 год 2014 год %

Вертикальную графу «номер по порядку» (№) вводить не следует. При переносе таблицы на следующую страницу допускается нумерация граф и их повторение на следующей странице. Заголовок в этом случае на новой странице не повторяют. Повторяется только строка с номерами граф и применяется надпись в правом верхнем углу «Продолжение таблицы 6». Если же таблица располагается на трех и более листах, то на втором и последующих листах указывается в правом верхнем углу «Продолжение таблицы 7», а на последнем листе таблицы «Окончание таблицы 7».

Таблица 6.

Классификация материальных потоков в логистике

Классификационный признак Виды материальных потоков грузоединиц
Отношение к системе логистики Внешний материальный поток. Внутренний материальный поток
  Продолжение таблицы 6
Отношение к звену логистической системы Входной материальный поток. Выходной материальный поток

Таблица 7

Сопоставление различных видов транспорта

Показатель Морской Ж/Д Речной А/М Возд.
Пропускная способность
Продолжение таблицы 7
Скорость перевозок
Окончание таблицы 7
 
Себестоимость перевозок

Если таблица содержит более 7 граф допускается использование шрифтов Times New Roman, кегли 10–12. Если же табличный материал очень объемный, содержит 8 и более граф, либо умещается на трех и более страницах следует решить вопрос о целесообразности расположения подобной таблицы в основной части работы и вынесения ее в приложение с соответствующей ссылкой на это в тексте. Решающим аргументом является «читабельность» данных таблицы. Шрифт не должен быть слишком мелким (не менее 10 пт.) и ширина графов таблицы должна позволить беспрепятственное считывание данных.

Если таблица заимствована или рассчитана по данным статистического ежегодника или другого литературного источника, надо обязательно делать ссылку на первоисточник.

Графические материалы (схемы, диаграммы, графики и другие) располагаются непосредственно после текста, в котором о них упоминается впервые, или на следующей странице, а при необходимости – в приложении к курсовой работе. Все иллюстрации - графики, диаграммы, рисунки, схемы - нумеруются аналогично таблицам. Однако заголовки иллюстраций располагаются под рисунками в центре строки без точки в конце заголовка. Заголовок начинается со слова «рисунок» с порядковым номером: «Рисунок 1 - » или «Рисунок 2.3 - ».Например:

По курсу «Государственная и муниципальная служба» - student2.ru Р

Q

Рисунок 1- График пересечения кривых спроса и предложения

Чертеж (рисунок, схему, диаграмму, гистограмму и т. п.) по возможности следует выполнять на одной странице. Если чертеж на ней не умещается, то его перенос на следующие страницы основной части текста курсовой работы является нежелательным. В этом случае иллюстративный материал рекомендуется выносить в приложение, где могут быть использованы страницы формата А3 или иного подходящего для этих целей формата бумаги, либо рисунок может быть разбит на части и помещен на разных страницах. Тогда тематическое наименование чертежа помещают на первой странице.

Чертеж от основного текста должна отделяться пропуском одной строки перед верхней границей и одной строки после названия чертежа. Перед чертежом не должно оставаться «пустого» пространства. Его должен заполнять текст, а чертеж должен быть перенесен на следующий лист.

Если графический материал заимствован или рассчитан по данным статистического ежегодника или другого литературного источника, надо обязательно делать ссылку на первоисточник.

Представление формул. Формулы необходимо располагать в центре строки и выполнять в программе «редактор формул». Например, для MS Word 2003: Меню / Вставка / Объект / Microsoft Equation. Нумерация формул осуществляется аналогично нумерации таблиц и рисунков справа от формулы. Сквозная нумерация применяется в курсовых работах, если количество формул небольшое и ссылок на формулу в других главах немного.

Например:

«Рентабельность инвестиционного проекта рассчитывается как отношение прибыли от реализации данного инвестиционного проекта к сумме инвестиций, в процентах:

По курсу «Государственная и муниципальная служба» - student2.ru (1.3)

где R - рентабельность;

П - прибыль от реализации инвестиционного проекта;

И - сумма инвестиций.

1.3 – означает: третья по счету приведенная формула в первой главе.

Каждой формуле следует давать подробное пояснение каждому символу, когда он встречается впервые.

Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков сложения (+), вычитания (–),умножения (х) и деления (/).

Правила цитирования

В курсовых работах при произвольном изложении сущности первоисточников или при прямом цитировании в обязательном порядкедолжны быть указаны ссылки на используемые источники информации.

Цитата является точной, дословной выдержкой из какого-либо текста, включенного в собственный текст. Цитаты, как правило, приводятся только для подтверждения аргументов автора. При цитировании наибольшего внимания заслуживают научная и специальная литература и документальные источники. Обзорную литературу следует цитировать только при необходимости (например, для того чтобы оспорить некоторые выводы авторов).

Общий подход к цитированию состоит в том, что цитаты могут быть в каждом разделе и подразделе, за исключением тех мест, в которых автор развивает свою позицию или подытоживает результаты исследования.

Курсовая работа не должна быть переполнена цитатами, которые плохо связаны между собой, поэтому на одной странице текста обычно приводится не более трех цитат. Если же требуется большее количество цитат, то их лучше давать в пересказе с указанием на источник.

При цитировании чужой текст (статистические и математические данные, даты и т. п.) заключаются в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой дан в первоисточнике.

Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающихся кавычек ставят отточие и начинают ее со строчной буквы.

Существует три способа оформления ссылок:

1. подстрочная сноска – вынесение ссылки вниз страницы (в Ms Word 2003: вставка – сноска), например: «Функционированию и развитию многих экономических процессов присущи элементы неопределенности».[1]

2. сноска внутри текста – она является частью основного текста и применяется, как правило, в том случае, когда источник не указан в списке литературы. Например: «Профессор В.М. Шек в книге «Объектно-ориентированное моделирование горнопромышленных систем» (М., 2000, с. 37) утверждает: «При нормальной, сбалансированной экономике цели всех уровней иерархии управления взаимоувязаны и взаимоопределены».

3. сноска за текстом на литературу, указанную в списке – оформляется в конце предложения после точки в следующем виде: [8, с. 24-35], что означает: источник под порядковым номером 8, страницы с 24 по 35. Если ссылки на один и тот же источник повторяются, то ссылка оформляется следующим образом - [там же, с. 224]. Такая ссылка ставится в конце предложения после точки. После квадратной скобки точка не ставится. Не допускается оформление ссылок следующего вида: (7, с. 34) или /7, с. 34/.

Ссылки могут иметь сквозную нумерацию по всей работе или нумеруются в последовательном порядке в пределах каждой страницы. Например: «В случае использования чужого материала без ссылки на автора и источник заимствования диссертация снимается с рассмотрения вне зависимости от стадии прохождения без права ее повторной защиты».[2]

Оформление списка литературы

Список литературы содержит библиографические описания используемых источников и располагается с новой страницы после заключения. Список литературы отражает самостоятельную творческую работу автора и наряду с имеющимися ссылками на эту литературу позволяет сделать выводы о степени проведенного исследования.

Оформление списка производится в соответствии с требованиями, изложенными в таких действующих нормативно-методических материалах, как:

- ГОСТ Р 6.30–2003 Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.

- ГОСТ Р 7.03–2006 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные элементы. Термины и определения;

- ГОСТ 7.0.5.–2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления;

- ГОСТ 7.1–2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления;

- ГОСТ 7.11–2004 (ИСО 832:1994) Система стандартов по информации, библиотечному и издате­льскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных евро­пейских языках;

- ГОСТ 7.12–93 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Биб­лиографическая запись. Сокращение слов на рус<

Наши рекомендации