Часть 3. Задания уровня С. С 1 Старшеклассник без разрешения забрал из открытого портфеля одноклассника компакт – диск и присвоил его себе
С 1 Старшеклассник без разрешения забрал из открытого портфеля одноклассника компакт – диск и присвоил его себе. Являются ли его действия правонарушением? Укажите три признака, по которым вы это определили.
С 2. Четырнадцатилетний подросток совершил вооруженное нападение на прохожего. Суд квалифицировал его деяние как преступное. Назовите любые два аргумента (основания) для данного решения. Какой вид ответственности повлекут за собой действия подростка?
С 3. Ученые – правоведы называют ее «молекулой права», живой клеткой, из которой формируется правовая материя. Она обладает всеми признаками права и является его исходным элементом. Назовите понятие, о котором идет речь. Укажите любые два признака, которые присущи и праву, и каждой его «молекуле».
С 4. Назовите любые три вида правонарушений
С 5. Текст.
« Что же такое преступность? В самой общей форме, как это сформулировано криминологической наукой, преступность не сумма преступлений, но массовое, исторически изменяющееся, относительно самостоятельное социально-правовое явление, которое подчиняется определенным закономерностям, имеет свои причины…Для понимания природы преступности важно иметь в виду, что она отражает особенности, противоречия и деформации социального бытия. Правомерно сказать, что преступность есть крайнее выражение противоречий общественного развития, влекущее такие негативные последствия для общества и его членов, которые не влечет ни одно из других явлений социального процесса. Преступность наносит ущерб экономическим, идеологическим, социально-культурным и иным отношениям в обществе, правопорядку в нем, жизни, здоровью, интересам личности, «изымает» из нормальной жизни и созидательной деятельности общества его членов. Преступность – явление социальное ибо коренится в недрах общественных отношений, но она еще и явление правовое, ибо к преступным относятся лишь те деяния, которые предусмотрены уголовным законом…
Весь человеческий опыт говорит, что переоценка уголовных наказаний, переизбыток уголовных законов никогда к положительным результатам в борьбе с преступностью не приводили. Скорее наоборот. Жестокость рождает ответную жестокость. Уголовное законодательство и уголовная репрессия должны быть экономны, разумны и гуманны.»
1 Какие две причины, по мнению автора документа, способствуют росту преступности?
2 Выпишите из текста фразу, содержащую перечисление сторон общественной жизни и жизни граждан, которым преступность наносит ущерб. Приведите любой пример, иллюстрирующий негативное влияние преступности на общественную жизнь или жизнь граждан.
3 Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три аргумента, подтверждающие связь уровня преступности и состояния общества, условий жизни.
4 Опираясь на знание обществоведческого курса, подтвердите или опровергните утверждение автора о связи гуманизации уголовного законодательства и снижения преступности. Приведите три аргумента в защиту своей позиции.
С 6 Текст.
Право и закон
« Существует следующее понимание сущности права: право – это не законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие, аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи («неписаное право»), несмотря на их , бесспорно, высокую ценность, все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль.
В этом случае открывается простор для… произвола, поскольку свобода, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по – разному…Да и почему законы (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех общепринятых процедур) не могут выражать указанные выше идеалы? Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен определять –«правовой» тот или иной закон или «неправовой»? Где критерии? Кто судьи?
Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права… их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм…»
Н.И. Матузов.
1.Укажите два подхода к пониманию сущности права, охарактеризованные в тексте.
2 Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является правильным? Приведите три любые аргумента, с помощью которых автор показывает несостоятельность другого подхода.
3 Какой термин равнозначный термину «источник права», употреблен в тексте? Считает ли автор, что законы являются единственным источником права? Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите три другие источника права.
4. Какую функцию права называет автор? Опираясь на знание обществоведческого курса, укажите любые три других функции права в обществе.
С 7. Назовите три любых признака гражданского общества.
Задания по выбору
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.
Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществознания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.
1 «Всякая власть предполагает минимум права, всякое право предполагает минимум власти» ( Б.П. Вышеславцев)
2 «Чем развитее, зрелее и глубже правосознание , тем совершеннее право». (И.А. Ильин).
3. «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». (М.Бакунин).
4 «Право человека должно считаться священным, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти» ( И. Кант).
5. «Правозаконность- одно из величайших достижений либеральной эпохи, послуживших не только щитом свободы, но и отлаженным юридическим механизмом ее реализации» (Ф.Хайек).
6. «Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек» (изречение из римского права).
7. «В здравой теории, так же как и в практике, свобода только тогда становится правом, когда она признается законом». (Б.Чичерин).
8. «Народ с развитым правосознанием должен интересоваться и дорожить своим судом, как хранителем и органом своего правопорядка» (Б. Кистяковский).
9. « Сильная власть грядущей России быть не внеправовой и не сверхправовой, а оформленной правом и служащая по праву, при помощи права – всенародному правопорядку» (И.Ильин).
10. «Общество вынуждено постоянно прилагать усилия к тому, чтобы сориентировать на соблюдение прав человека всю свою правовую и политическую систему» (Ж.Маритен).
11 «Законы должны для всех иметь одинаковый смысл» (Ш.Монтескье).
Ответы
Часть 1 Уровень А
№ задания | ответ |
А 1 | |
А 2 | |
А 3 | |
А 4 | |
А 5 | |
А 6 | |
А 7 | |
А 8 | |
А 9 | |
А 10 | |
А 11 | |
А 12 | |
А 13 | |
А 14 | |
А 15 | |
А 16 | |
А 17 | |
А 18 | |
А 19 | |
А 20 | |
А 21 | |
А 22 | |
А 23 | |
А 24 | |
А 25 | |
А 26 | |
А 27 | |
А 28 | |
А 29 | |
А 30 | |
А 31 | |
А 32 | |
А 33 | |
А 34 | |
А 35 | |
А 36 | |
А 37 | |
А 38 | |
А 39 | |
А 40 | |
А 41 | |
А 42 | |
А 43 | |
А 44 | |
А 45 | |
А 46 | |
А 47 | |
А 48 | |
А 49 | |
А 50 | |
А 51 | |
А 52 | |
А 53 | |
А 54 | |
А 55 | |
А 56 | |
А 57 | |
А 58 | |
А 59 | |
А 60 |
Часть 2. Уровень В.
№ задания | ответ |
В 1 | юридические лица |
В 2 | источники |
В3 | ББАА |
В4 | |
В5 | |
В6 | законы |
В7 | Государственная Дума |
В8 | |
В9 | |
В10 | |
В11 | БВАДЕИ |
В12 | право |
В13 | АВБ |
В14 | АББАБ |
В15 | БАББ |
В 16 |
Часть 3. Уровень С.
С1.
Ответ должен содержать следующие позиции:
1) утверждения о том, что имело место правонарушение;
2) три признака, например:
- было совершено действие (старшеклассник взял диск);
- действие причинило ущерб, т.е. вред другому человеку;
- были нарушены нормы права (диск взят без разрешения владельца, т.е. в данном случае нарушено право собственности);
- подобные деяния запрещены законом, за их совершение предусматриваются санкции;
- подобные действия могут быть квалифицированы судом как воровство.
С2
Правильный ответ может содержать следующие позиции:
1) аргументы (основания), например:
- деяние запрещено законом (т.е. правонарушением);
- в деянии прослеживаются признаки преступления:
а) виновность действия подростка;
б) противоправность;
в) особая общественная опасность;
- данное деяние определено как преступное в Уголовном кодексе.
2) указание на то, что действия повлекут уголовную ответственность.
С 3
В ответе
1) должно быть названо понятие – «правовая норма» или «норма права»;
2) могут быть указаны любые два признака нормы права, например:
- общеобязательность;
- формальная определенность;
- нормативность;
- установление и защита государством.
С 4Ответ:
Административные, гражданские, трудовые, уголовные.
С 5 Текст.
1) В ответе должны быть названы причины:
- противоречия (деформации) общественных отношений;
- переоценка значения уголовных наказаний («жестокость рождает жестокость»).
2)
1) выписана фраза из текста: « Преступность наносит ущерб … общества его членов»;
2) приведен пример, иллюстрирующий негативное влияние преступности, допустим:
- преступления в сфере экономики приводят к появлению фальсифицированных лекарств на рынке, что может нанести непоправимый ущерб здоровью граждан;
- увеличение количества хулиганских проявлений приводит к тому, что граждане боятся выходить вечером на улицу, боятся отпускать детей одних на прогулку, боятся посещать вечерние спектакли в театрах.
3)
В правильном ответе могут быть приведены следующие аргументы, например:
1) экономическая нестабильность приводит к неуверенности в завтрашнем дне и толкает на преступления с целью обеспечить свое будущее;
2) усиливающийся разрыв в уровне доходов населения вызывает стремление любым путем достигнуть высокого уровня благосостояния;
3) бедность вынуждает искать любые способы выживания.
Возможны иные, имеющие основания позиции.
4)
Правильный ответ должен содержать следующие позиции:
1) высказано собственное мнение;
2) приведены аргументы в его обоснование.
В ответе , подтверждающем мысль автора могут быть приведены следующие аргументы:
- наказание, унижающее человеческое достоинство, способствует озлобленности, желанию отомстить;
- негуманные, жестокие наказания, как показывает опыт, не ведут к снижению преступности;
- главная задача наказания – воспитать человека, преступившего закон, помочь ему стать полноценным членом общества, а не отомстить ему;
В ответе, опровергающем мысль автора, могут быть приведены следующие аргументы:
- ужесточение наказания преступников должно удержать от преступления, тех, кто еще только собирается его совершать;
- гуманизация наказания преступников может привести к общественному недовольству, так как господствующим мнением является необходимость ужесточения наказания преступников;
- гуманность к преступнику является негуманным актом по отношению к потерпевшим.
С 6
Текст.
Право и закон
1) В ответе должны быть указаны два подхода к пониманию сущности права:
1) право – э то законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа;
2) право – это общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости.
2)
1)Должно быть сказано, что автор разделяет первый из подходов к пониманию сущности права (законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа);
2) Могут быть приведены любые три аргумента, содержащиеся в тексте, например:
- размываются критерии правомерного и неправомерного, законного и противозаконного;
- затрудняется решение задачи укрепления правопорядка;
- затрудняется решение задачи поддержания стабильности и организованности в обществе;
- размывается нормативная основа права, затрудняется его регулятивная роль;
- открывается простор для произвола в политике;
- остается не ясным вопрос о критериях определения закона как «правового» или «неправового»;
- порождается правовой нигилизм.
3)В ответе должны быть:
1) приведен термин, который употребляет автор, - «форма выражения права»;
2) сказано, что автор не считает закон единственным источником права;
3) указаны три другие источники права:
- правовой обычай;
- судебный прецедент;
- нормативный договор.
4)В ответе:
1) Должна быть названа регулятивная функция права, о которой упоминает автор.
2) Могут быть указаны любые три других функции права:
- экономическая;
- политическая функция;
- социальная функция;
- охранительная функция.
С 7Могут быть названы любые три признака гражданского общества:
- социальная основа – средние классы;
- правовая основа – судебная и общественная защита прав человека;
- нравственная - взаимное доверие людей;
- культурная: наличие возможностей для массового приобщения к ультуре;
- не собственность подчиняется общему благу, а общее благо вытекает из собственности личности;
- не закон лежит в основе прав человека, а права человека – в основе закона и т.д.