Франция в начале XX в.: на пути к реваншу
Военная катастрофа 1870 г. наложила глубочайший отпечаток на всю последующую историю французского общества вплоть до Первой мировой войны. Крушение Империи остро поставило вопрос о выборе новых форм политической организации общества. Различные социальные силы по-разному подходили к решению этого вопроса. Уже в первые послевоенные годы стало очевидно, что в элите общества и среди широких слоев населения преобладают республиканские настроения. В 1875 г. после жарких дебатов завершилась разработка Конституции нового государства, вошедшего в историю под названием Ш республики . Хотя оно просуществовало достаточно долго, до 1940 г., судьба этого государственного образования была очень непростой. Особой неустойчивостью отличались первые годы существования III республики, когда во французском обществе имелись достаточно влиятельные силы, полагавшие, что движение по республиканскому пути не принесет ни им, ни стране в целом ничего хорошего. Лишь к 90-м годам вопрос об оптимальной форме государственного устройства был снят с повестки дня: был сделан окончательный выбор в пользу республики и дискуссии шли уже о том, какой ей быть. Характер этой борьбы детерминировался той расстановкой социально-политических сил, которая сложилась во Франции на рубеже XIX-XX веков.
Палитра политической жизни Франции отличалась большой пестротой и подвижностью. Если партийная система США и Англии характеризовалась высокой стабильностью и устойчивостью, то во Франции шла непрекращающаяся партийная перегруппировка, партии возникали и исчезали, вступали в различные альянсы, выходили из них, меняли свою ориентацию и программно-целевые установки. Это вело к частым сменам правительств, периодическим острым внутриполитическим кризисам. И тем не менее III республика не просто существовала, но развивалась, двигаясь вперед, накапливая мощь для решающей схватки со своим смертельным врагом - Германией. Чем объяснить этот парадокс?
Во-первых, пестрота политического спектра отнюдь не означала наличия большого числа принципиальных альтернативных программ развития общества. В базовых программах многочисленных партий имелось много точек соприкосновения, они в основном разделяли общие ценности, отстаивали единый вектор развития французского общества. Разница была в акцентах, в методах реализации общих целей, в крайнем случае в той комбинации идейных императивов, которыми руководствовались партии. Исключение составляло лишь левое крыло социалистов, боровшееся за полный слом существовавшей системы.
Во-вторых, важным консолидировавшим партийную систему фактором была общая атмосфера борьбы за восстановление попранного национального достоинства Франции. Да, различные партии расходились между собой в степени резкости постановки вопроса о борьбе с Германией, но с тем, что это задача первостепенной важности, соглашалось большинство французских политиков тех лет. Эта общность взглядов на то, что является приоритетной задачей для общества, помогала удерживать партийно-политическую систему III республики в сравнительно сбалансированном состоянии.
Это не исключало острой партийно-политической борьбы. В новый век Франция вошла, ведомая «правительством республиканской защиты», во главе которого стоял Вальдек Руссо. Правда, как и прежнее правительство, оно просуществовало недолго. На выборах 1902 г. победили радикалы, которые, вступив в альянс с частью социалистов, образовали так называемый «левый блок», опираясь на который они получили право сформировать правительство. Его возглавил Э. Комба. В духе времени правительство собиралось провести ряд социальных реформ: ввести подоходный налог, расширить систему пенсионного обеспечения, осуществить национализацию железных дорог, решительно проводить в жизнь закон о конгрегациях, принятый еще в 1881 г. Реализация этой последней меры, как и следовало ожидать, вызвала в обществе новый всплеск старой дискуссии о роли католической церкви в светских делах, прежде всего в сфере образования. На этот раз дело дошло до разрыва дипломатических отношений с Ватиканом. Конфликт с клерикальными кругами усугублялся все усиливавшимися трениями с высшим армейским руководством, недовольным попытками правительства провести армейскую реформу. Все это ослабляло позиции правительства в попытках осуществить свои обещания в социально-экономической сфере.
В конце 1904 г. в прессу просочились сведения о том, что правительство ведет секретное досье на высшие армейские чины. Разразился громкий скандал, в результате которого правительство Комба в январе 1905 г. вынуждено было уйти в отставку. Однако и новое правительство было недолговечным. Из крупных мероприятий, которое оно успело провести в жизнь, следует отметить принятие подготовленного еще кабинетом Комба закона об отделении церкви от государства (июль 1905 г.).
Отсутствие весомого прогресса в сфере социального законодательства вело к росту напряженности в отношениях рабочих и предпринимателей. К середине первого десятилетия XX века Франция по количеству забастовщиков заняла первое место в Западной Европе. Большой резонанс вызвала забастовка шахтеров весной 1906 г. Ее причиной стала одна из крупнейших в истории Франции катастроф на шахтах, в результате которой погибло 1200 шахтеров. Именно в это время забастовочная борьба достигла своего пика, и создалась угроза перерастания традиционных трудовых конфликтов в уличные столкновения. До этого, однако, не дошло, поскольку, с одной стороны, правительство сумело мобилизовать не только все силы, имевшиеся в распоряжении репрессивных органов, но и настроить общественное мнение против бастующих, которые оказались в своеобразной моральной изоляции. Кроме того, политическая эффективность рабочего движения снижалась в силу того, что в нем не было единства.
Обсуждение «казуса Мильерана» выявило глубокие расхождения в социалистическом движении. Наметившаяся тенденция к объединению различных его течений в единую партию была сорвана. Правда, весной 1905 г. представители различных группировок социалистической ориентации собрались на объединительный съезд. Хотя формально поставленная задача была выполнена - объединение состоялось, но по сути та острая полемика, которая изначально раздирала партии II Интернационала, сохранила свою актуальность. И без того сложную палитру рабочего движения заметно усложняло присутствие в нем достаточно влиятельного анархо-синдикалистского течения.
Как бы то ни было, яркая вспышка социальных конфликтов весной 1906 г. не переросла в очередной революционный взрыв, которых было немало во французской истории. Этим воспользовалась партия радикалов, которая стремилась представить себя наиболее мудрой политической силой, способной одновременно на проведение необходимых реформ и готовой к проявлению жесткости ради сохранения гражданского мира. Это принесло ей крупный успех на очередных выборах, состоявшихся все в том же 1906 г. Новое правительство возглавил Ж. Клемансо. Фигура яркая, неординарная, он изначально стремился подчеркнуть, что именно его правительство начнет по-настоящему проводить работу по реформированию общества. Декларировать эту идею оказалось гораздо проще, чем осуществить. Правда, одним из первых шагов нового правительства стало воссоздание министерства труда, руководство которым было поручено «независимому социалисту» Вивиани. Это, однако, не решало проблемы стабилизации трудовых отношений. По всей стране периодически вспыхивали острые трудовые конфликты, не раз перераставшие в открытые столкновения с силами правопорядка. Не справившись с задачей нормализации социальной ситуации, Клемансо в 1909 г. ушел в отставку.
Новое правительство возглавил «независимый социалист» А. Бриан. Он провел закон о рабочих и крестьянских пенсиях с 65-ти лет, но это не укрепило позиции его правительства. Общий расклад политических сил детерминировал нестабильность: ни одна из партий, представленных в парламенте, не могла в одиночку проводить в жизнь свою политическую линию. Отсюда постоянные поиски союзников, формирование различных партийных комбинаций, которые распадались при первой же проверке на прочность. Такая чехарда продолжалась вплоть до 1913 г., когда на президентских выборах победил Р. Пуанкаре, шедший к успеху под лозунгом создания «великой и сильной Франции». Он совершенно очевидно стремился сместить спектр политической борьбы от социальных проблем в сторону внешнеполитических и таким путем консолидировать общество.
Пуанкаре был активным сторонником форсированного наращивания военной мощи Франции и добивался модернизации ее вооруженных сил. Его жесткая политическая линия ставила непростые вопросы перед левым флангом французского общества. Выступать против идеи восстановления «попранных чести и достоинства» Франции было политически неразумно. Следовательно, необходимо было сформулировать привлекательную альтернативу курсу Пуанкаре в социальной сфере. Но здесь партиям левого толка было непросто договориться о степени радикализма этой альтернативы. Решить эту задачу они так и не смогли. Тем не менее последние месяцы перед началом Первой мировой войны были заполнены острой внутриполитической борьбой, и лишь вступление Франции в войну сняло с повестки дня вопрос о том, каким курсом ей следует идти.
5.16.