Политическая социализация личности

Роль отдельных личностей в политической жизни неравнозначна. Есть немногие индивиды, оказывающее значительное влияние на политическую ситуацию, и есть большинство людей, роль которых в политическом плане малозаметна. Это связано как с объективными, не зависящими от личности обстоятельствами, так и с обстоятельствами субъективного плана (отсутствие у личности желания заниматься политикой, соответствующих навыков, опыта и т.п.).

В истории роль отдельной личности как субъекта политики возрастает, ибо возрастает степень ее свободы в выборе того или иного варианта политического действия. Но усиливается и ее ответственность за свой политический выбор, за свои действия и их последствия.

Далеко не всегда личность бывает достаточно зрелой, чтобы сделать правильный выбор. Вот почему расширение границ свободы, должно быть соизмеримо с возможностями личности правильно, не во вред лично себе и обществу в целом ее использовать.

Отдельная личность становится субъектом политики, лишь осознав свои интересы и овладев определенными политическими знаниями и навыками. Процесс приобретения личностью определенных политических знаний и навыков, усвоения политического опыта есть политическая социализация личности. Политическая социализация является частью общей социализации личности.

Политическая социализация – это постоянно совершающийся процесс. Выделяется три стадии этого процесса: дотрудовая, трудовая, послетрудовая.

Политическая социализация происходит:

а) стихийно, под влиянием социальной среды;

б) в результате целенаправленного воздействия (политического образования и воспитания).

Особенностями политической социализации являются ее:

- многомерность (на личность действует масса факторов, социализация проходит во многих аспектах);

- разнонаправленность (противоречивое действие многих факторов: так, семья и школа могут в своих воздействиях на личность противостоять влиянию СМИ).

В качестве институтов политической социализации выступают семья, школа, вуз, СМИ, общественные организации, политические партии, государственные органы пропаганды и др. В настоящее время особенно велика роль средств массовой информации, прежде всего электронных (радио, телевидения, Интернет). Агентами политической социализации являются родители, учителя, преподаватели общественных наук в вузах, журналисты, телекомментаторы и др.

Исследователи выделяют следующие типы социализации:

а) гармонический: воспитание в духе лояльности к власти и приверженности к общепринятым политическим ценностям;

б) конфликтный: социализация в духе приверженности к частным ценностям (региона, этноса, какой-либо социально-профессиональной группы) и борьбы с носителями других политических ценностей и властью;

в) плюралистический: воспитание в духе терпимости к другим политическим культурам и ценностям;

г) гегемонистский: социализация в духе приверженности ценностям какого-либо класса, религии и стремления утвердить их за счет ценностей других социальных групп.

Если в советский период на официальном уровне преобладал гегемонистский тип социализации, то в настоящее время – политическая социализация плюралистического типа.

В 90-е гг. прошлого века процесс политической социализации населения России сопровождался большими трудностями. Это было связано с тем, что вместо единой коммунистической политической идеологии в обществе стали существовать несколько конфликтующих друг с другом идеологий. Ситуация в стране отличалась крайней нестабильностью, резкими переменами. Отдельным индивидам было трудно соотнести себя с определенными политическими целями, сориентироваться в меняющейся обстановке. Противоречия во внешней среде выразились в противоречиях во взглядах отдельной личности. Люди часто чувствовали себя обманутыми со стороны политиков, разочаровывались в своем выборе, что порождало растерянность, отчуждение от политики.

В 2000-е гг. государство стремится сделать процесс политической социализации личности более управляемым. Акцент делается на воспитании у граждан России чувства патриотизма.

Политические лидеры

К индивидам, оказывающим значительное влияние на политический процесс, относят политических лидеров.

Лидер(от англ. leader – ведущий)– человек, за которым признается право принимать решения.

Лидерство существует во всех сферах общественной жизни. Лидеры бывают формальными (занимающими официальный высокий статус, обязывающий их руководить другими людьми) и неформальными (принимающими решения, возглавляющими других людей без официальных властных полномочий).

На вопрос, чем определяется лидерство в политической сфере, нет единого ответа. В науке существует несколько концепций, объясняющих феномен лидерства в политической и других сферах.

1.Теория черт. Согласно ей, лидером может быть только человек, обладающий определенными качествами (единства мнений относительно того, какие это качества, – нет).

2. Ситуационная теория. Предполагается, что различные ситуации требуют от лидеров различных черт. Лидером в ситуации становится тот член группы, у которого соответствующая черта максимально развита. Разнообразие жизненных ситуаций дает возможность любому члену группы стать на время лидером.

3.Теория последователей (конституэнтов).Согласно этой теории лидер есть нечто производное от тех людей, которые его выдвигают в качестве лидера и готовы ему подчиняться. Из этого следует, что лидер является инструментом социальной группы, т.е. группы последователей.

4.Синтетическая теория. Лидер рассматривается как производное трех факторов: 1) сам лидер; 2) ситуация; 3) члены группы.

При анализе конкретного политического лидерства синтетическая теория видится предпочтительнее других.

В отличие от лидерства в других сферах для политического лидера важно наличие потребности во власти. Без этой потребности он не будет стремиться к власти, нести большой груз обязанностей и ответственности, связанных с нею.

Политические лидеры необходимы обществу в силу важности выполняемых ими функций. К ним относятся:

- диагностическая – лидер должен правильно оценить ситуацию, предложить способы решения имеющихся проблем;

- директивная – лидер дает указания, как и что делать;

- мобилизующая – в функции лидера входит задача вдохновить общество, «поднять» его на достижение поставленных целей.

Политические лидеры отличаются один от другого, что объясняется как своеобразием индивидов, выполняющих функции лидера, так и спецификой ситуации, в которой они действуют. Существует несколько типологий политических лидеров.

М. Вебер выделил три типа политических лидеров:

1. Традиционный – авторитет этих лидеров основан на обычае, традиции (вожди племен, монархи и т.п.).

2. Харизматический – лидеры этого типа наделены, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. К лидерам подобного типа можно отнести Ленина, Сталина, Мао, Гитлера, Ельцина в начале 90-х гг. и др.

3. Рационально-легальный – это лидеры, избранные демократическим путем.

В зависимости от характера взаимоотношений руководителя и населения выделяют авторитарных и демократических лидеров.

Существует своеобразная метафорическая типология лидеров, когда говорят о следующих типах:

- знаменосец (этот лидер выдвигает идеал, способный увлечь массы);

- служитель (лидер стремится выразить интересы масс, он действует от их имени);

- торговец (для этого лидера характерна способность преподнести свои идеи в привлекательном виде, убедить массы в их преимуществе перед другими идеями, заставить «купить» эти идеи и привлечь массы к их осуществлению);

- пожарный (этот лидер ориентируется на неотложные проблемы, он мобилизует массы на преодоление острых кризисов).

Распространена типология по преимущественной ориентации политического лидера на определенный вид деятельности. При этом выделяют лидера-теоретика(в современной политической жизни России к такому типу можно отнести Г. Зюганова), лидера-агитатора(Г. Явлинский, В. Жириновский), лидера-организатора(В. Путин).

Американский политолог Р.Такер выделил следующие три типа политического лидерства:

- консерватор – стремится сохранить в общества статус-кво, существующий социально политический порядок;

- реформатор – склонен к постепенному изменению общества мирным путем, ориентируясь на методы убеждения;

- революционер – склонен к радикальному переустройству общества с использованием не только мирных, но и насильственных политических средств.

Следует отметить, что в реальном политическом процессе тот или иной тип политического лидерства редко встречается в чистом виде. Обычно конкретный политический лидер в разной мере несет в себе черты нескольких типов.

В науке политические лидеры прошлого и настоящего подвергаются всестороннему изучению. Прежде всего, исследуются следующие аспекты:

- мотивация лидера (какие потребности движут им, какие цели он стремится реализовать);

- внушаемость (насколько лидер самостоятелен в своих действиях, каким влияниям он подвержен);

- эффективность в различных ситуациях и в различных средах (одни лидеры более эффективны в кризисных, казалось бы, безвыходных ситуациях, другие проявляют себя в рутинной планомерной организаторской работе; одни удачно общаются с массами, другие производят благоприятное впечатление на избранную публику и т.п.);

- биография лидера, особенности его жизненного пути и др.

От политических лидеров многое зависит в политическом процессе. Лидеры-руководители государства в значительной мере определяют судьбу страны. Поэтому важна компетентность масс при выборе своих лидеров, их готовность к постоянному контролю над деятельностью лидеров.

Выполнение лидером своих функций, его влияние на массы во многом зависит от образа, имиджа лидера. В настоящее время возрастает роль специалистов по созданию имиджа – имиджмейкеров. Возникло новое направление в науке – имеджелогия. Разумеется, часто тот или иной имидж того или иного лидера (его образ в массах) далек от того, что в действительности представляет этот лидер.

Наши рекомендации