Понятие символа и его места в коммуникативном пространстве
Семиотика, или семиология - наука, исследующая свойства знаковых систем и соответственно знаков (естественных и искусственных языков). Семиотика, находясь на стыке наук, получает материал из различных наук, обрабатывает его и затем передает этим наукам свои обобщения. Следовательно, семиотика может служить инструментом для всех наук, так как любая наука использует знаки и выражает свои результаты с помощью знаков. С одной стороны, семиотика близка к кибернетике, исследующей процессы связи и управления в живом организме, природе и обществе, а с другой стороны — к лингвистике, изучающей самую полную и совершенную систему связи — человеческий язык.
Являющаяся объектом изучения семиотики знаковая система - совокупность знаков, устроенная определенным образом. Знаковая система есть материальный посредник, который служит для обмена. информацией между двумя другими материальными системами (на-! Пример, преподаватели — [знаковая система языка] — студенты), Понятие знака (минимальной единицы знаковой системы), или; языка, несущего информацию, которое лежит в основе семиотики,' требует отдельного рассмотрения.
Символ — особая коммуникационная модель, интегрирующая индивидуальные сознания в единое смысловое пространство культуры. Его функция связана с «интеграцией коллективного сознания в рамках единого смыслового пространства» и с «предельной индивидуализацией смысловых „миров“». Диалогическая структура символа выполняет интегративную и индивидуализирующую функции. Символ — это одно из центральных понятий философии, эстетики, филологии, без него невозможно построить ни теорию языка, ни теорию познания. Несмотря на иллюзию общепонятности, понятие символа является одним из самых туманных и противоречивых. Символ имеет более чем двухтысячелетнюю историю осмысления, он получил многообразные трактовки, однако целостного представления о нём до сих пор нет.
Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав для этого слова, интонации и жесты (язык тела). Такое кодирование превращает идею в сообщение.
Отправитель также должен выбрать канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования. К некоторым общеизвестным каналам относятся передача речи и письменных материалов, а также электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и видеоконференции.
Если канал не пригоден для физического воплощения символов, передача невозможна. Картина иногда достойна тысячи слов, но не при передаче сообщения по телефону.
Декодирование - это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея. Таким образом, осуществление коммуникаций – это связующий процесс, необходимый для любого важного управленческого действия.
Чем выгоден символ для построения коммуникации?
Символ содержит в себе больше информации, чем обычное слово. Слово - также является символом. Но это символ с более четко определенной областью содержания. Типичные символы, как правило, более сильно эмоционально нагру-жены при менее четкой содержательной области. Ср. "звезду" или "свастику", где рациональное содержательное наполнение дополнительно вписывается теми, кто их использует. Нечеткость содержательной стороны позволяет коммуникаторам использовать символы в свою пользу.
С помощью символов мы можем подключаться к иным, более информационно насыщенным сферам. Политики и государственные деятели стараются подклю-читься к позитивно окрашенным символам. Здесь действует определенный закон присоединения: если объект Х под-ключается к позитивно или негативно окрашенному симво-лу, то он и сам в ответ становится позитивно или негативно окрашенным. Правда, А. Вольский заявил в программе "Русский век", что все публикации хо-роши, кроме некролога. Символическим, знаковьм может быть тот или иной ва-риант поведения.
Ю. Апресян когда-то предложил для ана-лиза фразу "По дороге на работу я встречаю много зрячих людей в штатском". Все интерпретируют эту фразу как то, что действие происходит во время войны, рядом с госпита-лем и т.д. Хотя оно вполне подходит под описание любого рабочего дня в любой точке пространства-времени, где мы всегда встречаем "много зрячих людей в штатском". Символы аккумулируют человеческий опыт, отмечая его ключевые моменты. Именно по этой причине человечество порождает символы и сражается за символы, которые вы-ступают в виде краеугольных камней, разделяющих типы жизнедеятельности и социальные группы.
Символы прочего четко отделяли друг от друга события, пространства и время. Мир был устроен по аналогии периодических повторов тех же событий, восходящих к прасобытиям.
В этом циклическом круговороте только символы являлись элементами, принадлежащими сразу всем време-нам. Символы несут на себе эту печать времен, выступая в роли скреп между разными историческими периодами. Символ уникален: наличие его у меня, одновременно предполагает отсутствие его у тебя. Символы своими отсылками на прошлый опыт выступают в роли определенного смягчения реальной Динамики мира. Мир теряет свою динамику, соприкасаясь с символамами. Символ в этом плане тормозит слишком быстрый бег времени. Коммуникаторы всегда используют символы в свою пользу. Символы обычно материализованы, что в чисто вер-бальном мире, в котором мы живем, несет двойную нагруз-ку. Поэтому президенты выступают на фоне своих флагов, каждая страна имеет свой вариант символизаций, что поз-воляет ей позиционировать себя среди чужих. Ср. статую Свободы как символ американского типа и Родину-мать как символ советского типа. В грамматике американского мира "Свобода" выступает как разрешающая те или иные типы поведения. В грамматике советского мира направле-ние задано наоборот: граждане должны выступать на защиту Родины-матери. Два мира в своих символах оказываются по-разному сориентированными: государство, подчиненное человеку, и человек, подчиненный государству. То, что Ро-дина-мать изображается с мечом, демонстрирует слияние нескольких символических структур в одной. Это защитные и материнские функции, которые, как правило, совершен-но противоположны. Символ коллективен, слово одновременно коллективно и индивидуально. Поэтому символ обладает более высоким статусом, чем слово. В рамках нашей цивилизации символы часто материализуются в виде памятников. Символы редко вступают в противоречие друг с другом (типа "звезда" - "свастика", "крест" - "полумесяц"). Они обитают каждый в своей нише. Подобные же столкновения сознательно создаются людьми, искусственно фиксируя сферу применения символов. Символы не складываются в общую грамматику, ее под них подгоняют люди. Символ идеален для любого коммуникатора, поэтому все технологические системы коммуникативного воздействия обязательно опираются на символы.