Формы государственного устройства
Форма гос устройства-это элемент формы государства, который характеризует территориальное устройство гос-ва, взаимодействие между гос-ом в целом и его составными частями.
Выделяют 4 основные формы гос. устройства:унитарное гос, федерация, конфедерация, регионалистское гос-во.
1. Унитарное государство –это форма государственного устройства, при которой территория государства не имеет в своем составе суверенных образований, а подразделяется на административно-территориальные единицы, жестко контролируемые центральной властью.
Признаки унитарного гос-ва:
-наличие единой системы гос службы
-наличие одной системы общегосударственного законодательства
-отсутствие среди субъектов гос-ва к-л суверенных формирований.
Унитарных гос-в большинство в мире, при этом они подразделяются на централизованные(Дания, Норвегия) и децентрализованные. Последние допускают создание определенных автономий(Страна басков в Испании, Франция)
2. Федерация- это форма государственного устройства, при которой территория гос-ва состоит из субъектов, обладающих определенным суверенитетом.
Признаки ф:
-разделение гос власти на федеральную и субъектов федерации
-разделение законод-ва на федеральное и субъектов федерации
-наличие единой денежной системы
-отсутствие права свободного выхода из федерации
В современном мире приблиз 30 федераций. Их можно классифицровать по разл основаниям:
а) По принципу разделения на субъекты
-территориальные-в основу деления положен территориальный принцип(по территориальным, географическим, историческим, политическим причинам) США
-Национальные –в основу деления положен национальный принцип.(Бельгия, Эфиопия)
-национально-территориальные – РФ
б) По объему властных полномочий
-централизованные-больше полномочий у федерального центра
-децентрализованные-полномочий больше у субъектов
в)По положению субъектов
-симметричные –субъекты равны между собой
-ассиметричные-субъекты не равны между собой РФ
г) По принципу образования
- договорные
-конституционные
Надо учитывать, что государственное деление федерации на субъекты сочетается с делением гос-ва на административно-территориальные единицы.
3. Конфедерация- это временный союз государств, создаваемый в военных, экономических и политических целях.
Государства, члены конфедерации, обладают полным суверенитетом. Они имеют свою собственную систему гос власти и систему законодательства. Как правило, каждое государство имеет свою денежную систему и обладает правом свободного выхода из конфедерации. В тоже время в К могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.
Существуют разные точки зрения относить ли конфедерацию к формам гос устройста или к формам межгосударственного устройства. Форма межгосударственного устройства- это объединение гос-в на основе их взаимных политических, военных, экономических социальных и иных интересов.
4. Регионалистское гос-во –форма гос устройства, основано на предоставлении определенной автономии территориально административным единицам(обычно это выражается в существовании регионального представительного органа) при наличии определнного контроля со стороны центральной власти.(Италия, Испания, Юар), Шри-ланка)
Кроме этих основнх форм гос устройства можно выделить:
1. Протекторат-фгу, при которой одно гос-во находится в фактической зависимости от др. гос-ва при формальной независимости обоих(США,Пуэрто-рико)
2. Доминион- это фгу, при которой одно гос-во формально находится в зависимости другого., при фактической нез-ти обоих(Канада)
3. Империя – единое централизованное гос-во, с огромной территорией и созданная как правило насильственным путем(Римская, Российская)
4. Уния- объединение гос-в за счет того, что глава одного гос-ва автоматически становится главой другого(Шотландия)
5. Фузия –повторное объединение гос-в(германия)
10. Государственно-правовой режим: понятие и виды
В ТГП существуют такие понятия как политический режим, государственно-правовой режим, государственный режим. Большинство ученых считают их синонимами.
Государственно-правовой режим – это совокупность приемов и способов реализации гос власти.
Критерии характеризующие гпр:
1. соотношение интересов гос-ва с интересами каждой отдельной личности
2. степень участия населения в формировании и реализации гос власти
3. использование в процессе реализации гос власти методов убеждения и принуждения.
4.степень гарантированности прав и свобод человека
В зависимости от этих критериев гпр подразделяется на демократический и антидемократический(авторитарный)
Демократический режим –это государственно правовой режим, основанный на признании народа источником власти и предоставление широкого спектра прав и свобод.
Виды:
1. Либерально-демократические –связаны с жестким соблюдением прав и свобод граждан при стремлении ограничить регулирующую роль гос-ва. США
2. Социально-ориентированные демократические режимы- исходят из необходимости широких полномочий государства ради осуществления сильно социальной политики.(Скандинавские гос-ва)
Демократия может осуществляться посредством 2 форм:
1. Прямая демократия –позволяет осуществлять власть самим народом без посредников(выборы, референдумы)
+больше возможностей для выражения интересов граждан, контроль за политической элитой
- низкая эффективность принимаемых решений, сложность и дороговизна проведения мероприятий.
2. Представительная демократия – позволяет осуществлять власть представителям народа- депутаты, полит партии, общественные организ и тд.
+ больше возможностей для принятия решений, учавствуют профессионалы
- возможно развитие бюрократии и коррупции, принятие решений в интересах меньшинства.
Признаки демократии:
- Гарантируются и соблюдаются права и свободы граждан
-интересы граждан ставятся выше интересов гос-ва
-Решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства
Авторитарный режим- гпр, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом(класс, партия, элитная группа) при минимальном участии народа.
Виды:
1. Деспотический режим - это абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.
2. Тиранический режим-основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестких методах осуществления.(отличие от деспотии –власть устанавливается насильственным путем, смещением законной власти с помощью гос переворота)
3. Военный режим- основан на власти военной элиты, устанавливается как правило в результате военного переворота.
4. конституционно-авторитарный режим-при нем ограничение прав и свобод официально закреплено в законодательстве гос-ва
Признаки авторитарного режима:
-Интересы гос-ва ставятся выше интересов личности
-население отстраняется от управления гос-ом
-ограничиваются либо не соблюдаются основные права и свободы граждан.
Особой разновидностью авторитарного режима является тоталитарный режим.
- Населние полностью отстраняется от участия в делах гос-ва
- ограничиваются не только политические, но и соц-е, экономические, личные права.
-наличие культа личности вождя, армии, военной силы
Виды тоталитарного режима:
1. Фашистский-основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя
2. Расстский режим.
11.Характеристика основных внутренних и внешних функций Российского государства. Формыосуществления функций государства.
Функции государства –это основные направления деятельности гос-ва по разрешению стоящих перед ним целей и задач.
Внутренние функции – это основные направления деятельности гос-ва во внутренней политике. К ним относятся:
1. Функция охраны прав и свобод человека и гражданина – это деятельность государства на правленая на защиту интересов, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» Данная функция выражается в укреплении законности и правопорядка, борьбе с преступностью, коррупцией, терроризмом.
2. Экономическая –это деятельность государства, которая заключается в выработке государственной координации основных направлений экономической политики. Данная функция выражается в формировании и исполнении бюджета, стимулировании и поддержке отечественных производителей, укреплении финансовой системы страны.
3. Налоговая – это деятельность государства, которая заключается в создании системы налогов и сборов для взимания денежных средств с целью их последующего перераспределения.
4. Социальная – это деятельность государства, направленная на обеспечение нормальных условий жизни общества, что выражается прежде всего в комплексных мероприятиях по оказанию социальных услуг членам общества, социальной поддержки, введение системы соц пособий, пенсий и тд.
5.Культурная ф- это деятельность гос, направленная на повышение культурного и образовательного уровня граждан, создания условий для их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учрежениями культуры. Выражается в гос поддержке культуры, науки, образования
6. Экологическая ф- ученые так же относят ее и к внешним функциям. Выражается в разработке прироохранного законодательства, с помощью чего гос-во устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательство перед гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически-вредные предприятия, штрафует нарушителей закона
Внешние функции – это основные направления деятельности гос-ва по осуществлению внешней политики
1. Ф. обороны страны- деят гос-ва, которая направлена на поддержание обороноспособности, отвечающей требованиям гос безопасности, предназначена для защиты суверенитета страны, территориальной целостности, пресечение угорожающих военных конфликтов. Данная функция выражается в разработке оборонной стратегии , укреплении оборонной мощи, охране гос границ.
2. Ф. сотрудничества с др. гос-ми – это деятельность гос-ва, направленная на установление и развитие дипломатических, экономических, политических, информационных, культурных и иных отношений, сочетающих интересы РФ и других стран.
3.Ф. интеграции в мировое хозяйство – это направление деятельности по вхождению РФ в мировой рынок.
4. Функция поддержания мирового порядка- направлена на предотвращение войн, сокращение ядерного и химического оружия, урегулирование межнациональных и межгос-х конфликтов.
Формы осуществления функций гос-ва-это упорядоченная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
1. Правовые формы—это деятельность органов го-ва, связанная с изданием и реализацией юридических актов. К ним относят:
1. правотворческая-подготовка и издание нормативных актов
2.проприменительная- деят. по реализации нормативных актов путем их принятия
3. правоохранительная –деят по защите прав и свобод чел и граж, по предупреждению правонарушений
2. Организационные формы
1. организационно-регламентирующая, текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов гос власти с подготовкой проектов документов, контролем
2. организационно-хояйственная, оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой,кредитованием.
3. организационно-идеологическая, повседневная воспитательная работа по идеалогическому обеспечению выполнения различных функций гос-ва., связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения
Методы осуществления функций гос-ва- способы и приемы с помощью которых органы гос-ва реализуют его функции. Убеждение, принуждение, рекомендации, поощрения