Схема четырехстолпного крестово-купольного храма



Схема четырехстолпного крестово-купольного храма - student2.ru

1. Купол 2. Столпы 3. Алтарь 4. Хоры 5. Алтарная преграда



ных монументальных глыб, слепленных рукой человека. Наиболее известные памятники Новгорода — соборы Юрьева и Антоньева мо­настырей, церковь Спаса на Нередице.

В отличие от Новгорода и Киева во Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси основным строительным материалом был камень. Он вырубался блоком размером 50x50X50 см. Из камня возводилась стена из двух рядов блоков, промежуток между которы­ми заполнялся щебнем и заливался связующим раствором. Белый ка­мень очень податлив в работе, сооружения из него обычно имели большое количество декоративных деталей и украшений. Характер­ные черты белокаменной архитектуры — изысканность, стройность, ясность, устремленность ввысь, богатый декор стен. Отличительной чертой этих сооружений является аркатурно-колончатый пояс, прохо­дящий посередине здания.

К памятникам архитектуры Владимиро-Суздальской Руси отно­сятся сохранившиеся до наших дней, хотя порой и в перестроенном виде, Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы во Влади­мире; остатки дворца князя Андрея в Боголюбове — одного из не­многих гражданских (светских) каменных зданий, частично дошед­ших до нас от домонгольского времени; церковь Покрова на реке Нерли неподалеку от Боголюбова; соборы Переяславля-Залесского, Суздаля, Юрьева-Польского.

Живопись и скульптура. Внутри храма стены украшались фре­сками и мозаиками. Фреска — это живопись водяными красками по

сырой штукатурке. Фресковые изображения сыновей и дочерей Яро­слава Мудрого, бытовые сцены с изображением скоморохов, ряже­ных, охоты и т. п. сохранились в Софии Киевской. Мозаика — изо­бражение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, кера­мики, смальты. В Древней Руси мозаичные изображения набирались из смальты — специального стекловидного материала. Мозаикой вы­полнена огромная фигура молящейся за человечество Богоматери Оранты в Софии Киевской.

Необходимым украшением храмов были иконы (по-грече­ски— изображение, образ). Иконы того времени, как правило, явля­лись принадлежностью храмов и были довольно большими по разме­ру. Так же как фрески и мозаики, первые на Руси иконы были напи­саны греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неиз­вестным греческим живописцем на рубеже XI—XII вв. Эта икона по­лучила название «Владимирской Богоматери» и стала своеобразным символом Руси (в настоящее время она хранится в Третьяковской га­лерее). Художнику великолепно удалось передать сложную, противо­речивую гамму чувств молодой женщины-матери: радость материнст­ва, нежное любование своим ребенком и одновременно предчувствие мук, ожидающих ее дитя. «Владимирская богоматерь» — одно из со­вершеннейших произведений мирового искусства.

Значительных успехов в живописи добились и русские мастера. Нам известны имена русских иконописцев XI в.— Алимпий, Олисей, Георгий и др. С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные художественные школы, отличав­шиеся друг от друга манерой исполнения и цветовой гаммой.

Монументальная скульптура языческих времен не получила зна­чительного развития, так как православная церковь видела в ней на­поминание о низвергнутых идолах и языческой вере. Зато широкое развитие получила резьба по дереву и камню, особенно в украшении стен храмов. Отдельные деревянные скульптурные изображения свя­тых носили случайный характер и преследовались православной цер­ковью. (Первые светские скульптурные памятники в России воздвиг­нуты лишь в XVIII в.)

Если развитие экономики, социально-политическая борьба позво­ляют судить об общем ходе исторического процесса, то уровень культуры наглядно показывает результат этого процесса. В этом пла­не взлет русской культуры в период раздробленности, когда на базе культуры Древней Руси складываются местные художественные шко­лы,— яркое свидетельство движения Руси по восходящей линии.

Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и княжеств-государств периода раздробленности, их культуры было складывание древнерусской народности. Для нее характерны единый язык, относи­тельное политическое единство, общая территория, близость матери­альной и духовной культуры, общность исторических корней.

Глава 6.

Наши рекомендации