Система налогов, формирующих бюджеты разных уровней.
НК РФ. Налог— это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц государства и (или) муниципальных образований.
Система налогов и сборов РФ – это совокупность определенных налогов и сборов, которые образуют группы и тесно связаны между собой. Законодательство РФ о налогах и сборах устанавливает правила и порядок их взимания.
Согласно НК РФ налоги в Российской Федерации подразделяются на федеральные, налоги субъектов Российской Федерации, или региональные, и местные.
Федеральнымипризнаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей российской территории. К региональнымотносятся налоги и сборы, устанавливаемые Кодексом, а также законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих регионов. К местным относятся налоги и сборы, устанавливаемые Кодексом и правовыми актами представительных органов местного самоуправления, обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Федеральные | Региональные | Местные |
1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы 3) налог на доходы физических лиц; 4) налог на прибыль организаций; 6) налог на добычу полезных ископаемых; 8) водный налог; 9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 10) государственная пошлина. | 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог. | 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц; 3) торговый сбор. |
От фед. налогов и сборов | ||
- налога на прибыль организаций-100 % - налога на доходы физических лиц – 85%; - акцизы (этиловый спирт- 100;бензин -88 и тд) - госпошлина |
Принципы формирования бюджетов разных уровней.
В БК РФ «Доходы бюджета» – денежные средства, поступающие в распоряжение органов гос.власти РФ, органов гос.власти субъектов РФ и органов МСУ.
Принципы:
1. Принцип достаточности. Доходы бюджета должны обеспечивать необходимые общественные потребности, возложенные на органы государственной власти и органы местного самоуправления.
2. Принцип стабильности доходов бюджета. Нормативные акты, определяющие формирование бюджетных доходов (налоговое, бюджетное, таможенное законодательство, акты, регулирующие поступления от государственного и муниципального имущества, от внешнеэкономической деятельности и т.п.), должны устанавливаться на длительный срок, чтобы обеспечить стабильность поступлений в бюджет и возможность их прогнозирования и планирования.
3. В условиях развития бюджетного федерализма особую актуальность приобретает принцип относительной автономности доходов бюджета каждого уровня. Базируется на четком, установленном на длительный срок разграничении полномочий в области доходов и расходов между федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления.
4. Принцип оптимального сочетания поступлений налоговых и неналоговых доходов на разных фазах экономического цикла. Реализация данного принципа состоит в установлении такого соотношения налоговых и неналоговых доходов, которое с макроэкономической точки зрения наиболее целесообразно в конкретной экономической ситуации.
Бюджетный процесс и его характеристика.
Бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Бюджетный период- срок, в течение которого осуществляется бюджетный процесс (от составления проекта бюджета до утверждения отчета об исполнении бюджета проходит около 3 лет).
Стадии БП: (этапы)
-составление проектов бюджетов;
-рассмотрение и утверждение бюджетов;
-исполнение бюджетов;
-составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.
Принципы: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов.
Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в целях финансового обеспечения расходных обязательств (ст. 169, 173 БК РФ). Не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, Федеральному Собранию РФ направляется Бюджетное послание Президента РФ. В нем определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год (ст. 171 БК РФ).
Составление проектов бюджетов возлагается на Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 171 БК РФ). В проект закона (решения) о бюджете должны быть включены основные характеристики бюджета. К ним относятся: общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета (ст. 181 БК РФ). Одновременно с проектом бюджета должны быть подготовлены следующие документы и материалы: прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год; основные направления бюджетной политики и др. (ст. 182 БК РФ).
Орган исполнительной власти, орган местного самоуправления вносят проект закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления в срок, определенный законодательством (ст. 185, 192 БК РФ). Применительно к бюджетному процессу на федеральном уровне проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается внесенным в ГД в срок до 24 часов 1 октября текущего года. Одновременно указанный законопроект представляется Президенту Российской Федерации (ст. 194 БК РФ). Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, внесенный на рассмотрение законодательному органу, в течение суток направляется Советом Государственной Думы или в период парламентских каникул Председателем Государственной Думы в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений (ст. 195 БК РФ).
Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. После рассмотрения и одобрения закона о федеральном бюджете Федеральным Собранием РФ данный закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования (ст. 208 БК РФ).
Далее следует стадия исполнения бюджета. Исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется уполномоченными исполнительными органами (на федеральном уровне - Федеральным казначейством) на основе бюджетной росписи (ст. 217 БК РФ). Исполнение бюджета подразумевает исполнение бюджета по доходам и исполнение бюджета по расходам (ст. 218, 219 БК РФ). Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря (ст. 264 БК РФ). Подготовка отчета об исполнении бюджета возложена на финансовый орган.
Таким образом, анализ стадий бюджетного процесса позволяет сделать вывод, что он представляет собой довольно сложное явление, от качественного нормативного регулирования которого зависит состояние бюджетной системы государства в целом.
55. Управление государственным и муниципальным заказом.
Государственный и муниципальный заказ - это заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
Федеральным законом от 5.04.2013 г. N 44-ФЗ «"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниц.нужд»
Уполномоченным органом по нормативно-правовому регулированию государственного заказа в Российской Федерации является Министерство Экономического Развития Российской Федерации.
Уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов являются Федеральная Антимонопольная Служба и Федеральная служба по оборонному заказу.
Управление государственными и муниципальными заказами осуществляется в рамках действия Федерального закона № 44.
Муниципальные закупки проводятся органами местного самоуправления и муниципальными управлениями в целях решения потребительских нужд местного значения и осуществлением особых государственных полномочий.
Конкурс - торговая форма проведения заказа, регламентируемая главой 2 федерального закона, может проводиться в открытой или закрытой форме. По итогам торгов определяется победитель, чьи условия исполнения контракта являются лучшими.
Аукцион в электронной форме, проводимый на одной из пяти сертифицированных электронных торговых площадках. Аналогично конкурсу проводится в открытой/закрытой форме. Победителем будет признан участник, в ходе проведения торгов предложивший наиболее низкую цену за исполнение контракта.
Двухэтапный конкурс. Заказ, прежде всего, нужно разместить в единой системе информации за 20 дней до даты, когда полностью завершается срок подачи всех заявок. К каждому участнику предъявляются абсолютно одинаковые требования. Кроме того, нередко к основным прибавляются также дополнительные ( ч.3, ст.57, Закон №44-Ф3). Этот способ отличается от других способов возможностью прояснения всех требований закупки, а также отличается обязанностью конкурсантов подавать на начальном этапе процедуры заявки, в которых имеется предложение предмета закупки и без оглашения стоимости контракта. Иные виды закупок подобных особенностей не имеют.
Конкурсы с ограниченным участием. Подобные виды размещения заказа можно использовать при выполнении особых работ, которые связаны с сохранением объектов культурного наследия. Также - при технической и (или) технологической трудности закупки, ее высокотехнологичном, специализированном, или инновационном характере и др..
Проблемы при управлении государственными и муниципальными заказами - это организация механизма планирования закупок и механизм ценообразования, а также нормирование натуральных показателей. В целях решения подобного рода задач необходимо создать систему