Глава xix правовые системы современности

Понятие правовой системы

Познание сущности и роли права в жизни общества требует широкого подхода к правовым явлениям во всем их разнообразии и взаимодействии между собой, а также учета функциональных свойств правовых явлений по отношению к человеку, государству, обществу. Вместе с многочисленными определениями понятия права, отражающими и раскрывающими его сущностные черты, в научном правоведении было обосновано и утвердилось понятие "правовая система". Это понятие охватывает широкой круг правовых явлений, включая нормативные, организационные, социально-культурные аспекты, стороны правового феномена.

У отдельных авторов содержатся разные взгляды на элементы правовой системы, но в основных положениях эти взгляды совпадают. В работах российских ученых структура правовой системы характеризуется тремя группами правовых явлений. Во-первых, это юридические нормы, принципы и институты (нормативная сторона);

во-вторых, совокупность правовых учреждений (организационная сторона); в-третьих, совокупность правовых взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу, правовая культура, i

Близкая к этой характеристика правовой системы содержится в книге американского исследователя Л. Фридмэна "Введение в американское право", где выделены правовые явления, объединенные также в три группы. Первая группа, называемая автором "структура", включает принципы правовой системы и правовые учреждения;

вторая — "сущность" — объединяет нормы и образцы поведения людей внутри правовой системы, решения, "живой закон", нормы^ которые принимаются; третья группа — "правовая культура" — включает отношения людей к праву и правовой системе, идеалы и ожидания в правовой сфере жизни общества. Правовая культура, по мнению Фридмэна, это та часть общей культуры общества, которая имеет отношение к правовой системе.

Некоторые правоведы толкуют правовую систему как право в "широком смысле", объединяют в качестве основных элементов этой сложной структуры правосознание, нормы права, правоотношения, правовые учреждения, правовую культуру.

Правовая система каждого государства отражает закономерности развития общества, его исторические, национальные, культур-

ные особенности. Естественно, что каждое государство имеет свою правовую систему, которая имеет как общие черты с правовыми системами других государств, так и специфические особенности.

Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствуют о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На правовую систему большое воздействие оказывают политика, политическая культура. Известно, что в Древнем Китае, Индии, Египте, Римском государстве правовые системы были органически взаимосвязаны с религией; морально-этические элементы культуры, правовые ценности выступали в религиозной форме, опирались на религию.

К закономерностям, показателям развития правовых систем в Древнем мире, в Средние века, в современный период относятся усложнение, активизация процесса взаимодействия цивилизацион-ных факторов.

К закономерностям относится также преемственность в развитии правовых систем. Традиционные правовые ценности взаимодействуют с новыми ценностями, воспринятыми правовой системой от другой или других правовых систем. В историческом плане наблюдается прогресс правовых систем в отдельных обществах, государствах.

Конечно, эти закономерности обусловлены в конечной степени развитием экономического фактора, совершенствованием произво-.дительных сил и производственных отношений, развитием рыночного хозяйства. Современная правовая карта мира раскрывает многообразие правовых систем и в то же время свидетельствует о стремлении государств к сближению, единству в законодательстве, правоприменительной деятельности в сфере регулирования рыночных отношений, охраны окружающей среды, в регулировании других сфер общественной и государственной жизни.

Расширению взаимодействия правовых систем способствует деятельность Организации Объединенных Наций, насчитывающая в настоящее время свыше 180 государств-членов. Этот процесс стимулируют также законодательные акты суверенных государств, закрепляющие приоритет действия международных актов, относящихся к правам человека, к мирному урегулированию конфликтов между государствами. В конституциях ряда государств содержатся положения об отказе от войны как средства разрешения международных споров. Например, в Конституции Японии говорится от имени ее народа: "Мы твердо уверены, что все народы мира имеют право на мирную жизнь, свободную от страха и нужды".

Правовые системы по сходству, единству их элементов объединяются в группы, "правовые семьи". Группировка правовых систем в "правовые семьи" осуществляется на основе юридического

подхода, при котором за основу берутся источники права или частное или публичное право, другие юридические качества. Проведенная рядом правоведов интеграция правовых систем на основе социологического подхода связана с типом общества, которое стремятся создать с помощью правовой системы.

В Древнем мире самой развитой правовой системой было римское право, юриспруденция Древнего Рима. Рецепция римского права стала важнейшей составной частью формирования в средневековой Европе романо-германской правовой системы, "правовой семьи". Свои ценности, особенности присущи правовой системе, сформировавшейся в Англии и ставшей основой семьи общего права. На формирование индусского, иудейского, а также мусульманского права решающее воздействие оказала религия.

В XX в. в бывшем Союзе ССР, а позже в других социалистических государствах образовалась семья социалистического права, которая позаимствовала многие правовые ценности из романо-германской правовой семьи. В социалистических государствах правовая система была нацелена на построение новой социально-экономической формации — социализма и коммунизма. Исторические события 80—90-х гг. прекратили функционирование социалистической правовой семьи на территории бывшего СССР, ряда государств Центральной и Юго-Восточной Европы.

Большой историей развития, своеобразием в структуре и содержании обладают правовые системы Китая, Индии, Японии, развивающихся стран Азии, Африки.

Компаративизм в праве

Комплексным изучением современной правовой карты мира занимается сравнительное правоведение. Ученые-компаративисты (от лат. comparativus — сравнительный) исследуют системы права разных государств.Сравнительное правоведение имеет объектами исследования правовую систему, отрасли права, институты, отдельные нормы права, законы, практику их применения. Объектом сравнительного правоведения являются также юридические теории.

В юридической литературе, в научно-исследовательской работе' правоведов большое внимание уделяется сравнительному методу познания правовых явлений. Историко-сравнительное правовое исследование дает значительные результаты в теории и истории государства и права, истории политических и правовых учений, философии и энциклопедии права, в гражданском, уголовном, административном праве.

В настоящее время сравнительное правоведение выступает и как метод, и как наука, что явилось результатом длительного пути движения научной мысли и знания. Еще в Древнем мире политичес-

кая и правовая мысль обращалась к сравнительному методу познания, обобщала результаты сравнений. Конфуций, Аристотель, Платон, юристы Древнего Рима исследовали большой законодательный, правовой материал, использовали его для своих построений, выводов. Созданию Законов XII таблиц, реализации идеи — дать знания законов всему народу предшествовала и сопутствовала большая аналитическая работа представителей римской юриспруденции. Важную роль в становлении правовой системы Древнего Рима имело творческое освоение философско-юридической мысли Древней Греции.

Сравнительное правоведение стало научным методом и наукой не сразу. Был длительный период эмпирического поиска. Становление современной компаративистики, утверждение научного характера сравнительного правоведения ученые связывают с серединой XIX в. В 1869 г. в Париже было основано Общество сравнительного законодательства. В 1900 г. также в Париже прошел I Международный конгресс сравнительного права. С этого времени сравнительное правоведение приобрело научный характер. Внимание сравнительному правоведению уделяет ЮНЕСКО. Под эгидой этой международной организации в 1949 г. был основан. Международный комитет сравнительного права. Существует Международный институт по унификации частного права, Международное общество трудового права и социального страхования, Международная ассоциация уголовного права, Международная ассоциация юридических библиотек, издаются журналы по сравнительному правоведению.

Сравнительное правоведение в России возникло вместе со становлением русской юридической науки, учреждением Петром I Академии наук, где с 1758 г. было введено и преподавание права, учреждением в 1755 г. Московского университета с юридическим, философским и медицинским факультетами. На юридическом факультете предусматривались три профессора: "1) профессор всей юриспруденции, который учить должен натуральные и народные права и узаконения Римской древней и новой империи; 2) профессор юриспруденции российской...; 3) профессор политики..."

Профессор Московского университетаС. Е. Десницкий (1740— 1789), впервые на юридическом факультете начавший читать лекции на русском языке, считал, что юристу необходимо знать четыре науки: философию, естественное право (теорию права), римское право и отечественное право. Значительное внимание вопросам сравнительного правоведения до революции в России уделяли профессора М. М. Ковалевский, Ф. И. Леонтович, Г. Ф. Шершеневич, а после 1917 г. — профессора М. А. Рейснер, М. М. Агарков, Л. А. Лунц, в современный период — А. А. Тилле, В. А. Туманов, В. П. Казимирчук. На русском языке в переводе В. А. Туманова была двумя изданиями опубликована книга видного французского ученого Р. Давида "Основные правовые системы современности" (1967, 1988). Развитие

сравнительного правоведения как науки и учебной дисциплины в юридических вузах нашей страны стало актуальной задачей.

Сравнительное правоведение устанавливает и исследует то общее, что имеется в двух или более правовых системах, определяет их природу, формы, роль, выявляет, также специфические особенности сравниваемых правовых систем, тем самым умножает знания о праве в целом как о феномене духовной культуры современного общества. Сравнительное правоведение не только способствует углублению теории, но и позволяет юристам разных стран совершенствовать свое национальное право. Работа, общение, выводы компаративистов способствуют развитию международных отношений, созданию и поддержанию оптимального правового режима в жизни народов взаимозависимых государств единого мирового сообщества. В современных условиях актуальными становятся вопросы сравнительного правоведения, законоведения в государствах, входящих в Содружество Независимых Государств, основные направления сближения национальных законодательств государств — участников СНГ.

Наши рекомендации