Власть основная категория политической науки.

Власть выражает способность человека или группы навязывать свою волю другим. Власть возникает только в отношениях между двумя или несколькими людьми или группами людей. Подчинение ограничивается конкурентной сферой. Власть есть потенциальная способность воздействовать на объект. Власть возникает в тех ситуациях, где субъект имеет определенные намерения в отношении объекта. Таким образом власть существует только тогда, когда субъект ответственен за ее результат. В истории политической мысли сложились две традиции объяснения власти : 1) Власть, как конфликтное отношение между людьми, в котором одни имеют возможность реализовывать свои интересы за счёт других. 2) Власть рассматривается как коллективный ресурс, принадлежащий не отдельным индивидам, а социальному обществу в целом. Если бы не власть, то общество погибло бы под грузом бескрайних, внутренних противоречий и борьбы. Власть же увязывает эти несовпадающие интересы, регулирует взаимоотношения между их носителями, обеспечивает взаимодействие социальных субъектов и тем самым предохраняет общество от анархии и распада.
Однако социальная функция власти по обеспечению целостности и упорядочению разнообразных интересов и отношений между людьми может достигаться различными способами, что определяет социальное содержание власти. Властное начало может быть конструктивным, созидающим, а может иметь разрушительные последствия. Ресурсы власти:

1)Принудительные ресурсы используются для создания угрозы объекту в случае невыполнения воли субъекта.

2)Утилитарные ресурсы действуют в качестве компенсации за готовность объекта подчиняться субъекту.

3)Знания позволяют субъекту обладать авторитетом и осуществлять власть в форме убеждения и манипуляции.

4)Нормативные ресурсы предают обязательность командам субъекта и объект подчиняется, поскольку это соответствует нормам поведения.

Не все возможные средства воздействия на объект являются ресурсами власти. Некоторые недоступные ему и не контролируются субъектом. Ресурсы власти обеспечивают подчинение объекта не в любых ситуациях, а только при наличии определенных условий. Но зачастую система общества завоевывается прямым подавлением интересов одной группы (управляемых) другой группой (управляющих). Формы власти:

1)По субъекту власти выделяют индивидуальную и коллективную.

2)П уровню осуществления власти выделяют мега уровень, макро уровень, микро уровень.

3) по сфере проявления эконом., полит., бюрократ., семейная, правовая власть.

4)По последствиям осуществления власти: деструктивная, продуктивная, интегративная.

5)По источникам подчинения: сила, принуждение, побуждение, манипуляция, убеждение, авторитет.

Побуждение основывается на способности субъекта обеспечить объект ценностями и услугами. Убеждение заключается в аргументах, которые субъект может использовать для подчинения объекта. Манипуляция основывается на способности субъекта осуществить скрытое влияние на объект. Манипуляция имеет две формы: скрытый контроль; способность субъекта менять окружение объекта. Источником подчинения объекта во властном отношении в форме авторитета выступают определенные характеристики субъекта, которые делают обязанным принять команду субъекта независимо от ее содержания.

Политика.

Термин «политика» используется во-первых, как стратегия, политический курс или определенная линия деятельности; во-вторых, как одна из сфер общественной жизни; в-третьих, когда в обыденной речи мы хотим подчеркнуть хитрость, осторожность, манипуляцию человека. Основные характеристики концепции рассматривающих сферу политического:

1)Политические понятия создаются людьми и поэтому зависимы от их мировоззрения.

2)Политическая сфера не является обособленной от других сфер.

Политика (греч. politikó — государственные или общественные дела, от pólis — государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Самое существенное в П. — это "... устройство государственной власти" . до середины 20 века политика определилась, как сфера государственного управления. Этот подход имеет следующие недостатки:

1)Политика рассматривается, как историческое явление возникающее только с появлением государства. Хотя универсальное понятие политики применимо в отношении любого типа человеческого общества, в том числе и без государственного.

2)Объяснение политики, как сферы государственного управления отводит второстепенную роль тем социальным субъектам, которые действуют вне государственной структуры (массовые движения и организации).

3)Этот подход не в состоянии объяснить природу международных политических отношений.

Власть в определении политики, как необходимого элемента свидетельствует о следующем: любая устойчивая форма человеческих отношений, в которой присутствуют элемент контроля, влияния или авторитета характеризует эти отношения, как политические. Предназначение политики: 1)Это интеграция общества в единое целое, воплощение правил совместного проживания и общежития. На основе принципов справедливости и поддержания общественного порядка. 2) Политическая сфера – это прежде всего борьба, конфликт и стремление отдельных групп добиться реализации своих интересов путем навязывания своей воли и установлении политического господства. Функции политики: 1)Поддержание и укрепление целостности общества. 2)Реализация индивидуальных и групповых интересов в процессе борьбы за власть и ее осуществление. 3)Руководящая функция, выработка целей и задач, реализация общества. 4)Регулятивная функция. 5) Коммуникационная функция. В понятие политической сферы входят все проявления политического. Элементы политической сферы: политическая деятельность; политические отношения; политические нормы и традиции; политическое сознание; политические организации. Субъекты политики: 1) Индивиды (политические лидеры, руководители политических организаций; государственные служащие; влиятельные представители бизнесс-структур). 2) Группы (социальные, религиозные, этнические). 3)Организации (государственные структуры; политические партии; группы давления; террористические организации).

Наши рекомендации