От февраля к Октябрю 1917 г.: выбор модели развития

В феврале 1917 года в России произошла революция, итогами которой стало свержение самодержавия, продолжение буржуазно - демократических преобразований, установление двоевластия в столице. Теперь перед страной стояли следующие задачи: решение вопроса о войне и мире, аграрного, рабочего и национального, стабилизация государственности и социально – экономических отношений. Способы и темпы решения этих задач составляли существо стратегии и тактики различных политических сил. В тот период в России были представлены две возможные модели развития, в теории ориентированные на установление демократического политического режима: западная буржуазно – демократическая и народно – социалистическая. Первая предполагала развитие системы парламентской демократии, расширение гражданских свобод, сохранение и укрепление частной собственности. Вторая основывалась на идеалах общинной демократии и общественной собственности. За победу в стране буржуазно - демократической модели выступали либеральные политические силы, которые после февраля 1917 г. были представлены одной партией кадетов. Они признали необходимость провозглашения в стране демократической республики, созыва Учредительного собрания, ведения войны до «победного конца», постепенного проведения реформ, соблюдения законов и интересов имущих слоев. Первый состав Временного правительства, сформированный 2 марта 1917 г., по программе и составу был кадетским. Правительство провело политическую амнистию; установило гражданские свободы, независимо от сословной, национальной принадлежности; разработало закон о выборах в Учредительной собрание на основе всеобщего избирательного права; заменило полицию народной милицией; расширило компетенцию земств; установило твердые цены и монополию государства на хлеб; подтвердило намерение продолжать войну с Германией. Однако буржуазно – либеральная модель управления не имела широкой поддержки в российском обществе.

Устремления населения были гораздо шире программы либералов. Крестьянство требовало передать им помещичью землю, рабочие – установить восьмичасовой рабочий день, национальные меньшинства - предоставить нациям права на самоопределение, при этом большинство населения России хотело прекращения войны. За народно – социалистическую модель боролись социалисты (эсеры, меньшевики, большевики). Самой многочисленной и влиятельной была партия эсеров, которая привлекала народные массы программой, содержащей идеи общинного социализма (т.е. соответствовала российским традициям). Эсеры часто выступали в союзе с меньшевиками, во многом поддерживали Временное правительство, откладывая решение основных вопросов до Учредительного собрания, отстаивали принцип «революционного оборончества», то есть продолжения войны для защиты революции и ее завоеваний. Большевики (представители РСДРП) сначала проявили готовность к «условной поддержке» Временного правительства. После возвращения В.И. Ленина из эмиграции в апреле 1917 г. ими был выдвинут курс на социалистическую революцию и установление диктатуры пролетариата. Программа В.И. Ленина, заявленная в «Апрельских тезисах», включала в себя требования окончания войны, конфискации всех помещичьих земель и их национализации, установления контроля Советов за общественным производством и распределением. При этом большевики предполагали, что передача власти Советам и последующая их большевизация может произойти и мирным путем. В целом социалистические партии с их программами пользовались большей поддержкой в обществе.

За период с февраля по октябрь 1917 г. было несколько кризисов Временного правительства, в ходе которых неоднократно менялся его состав, умеренные политические силы теряли власть и контроль над страной. Причинами кризисов Временного правительства можно считать: 1) несоответствие реализуемой политики основным требованиям населения; 2) отсутствие в его правительственных рядах идейного и организационного единства; 3) наличие в стране радикальных политических сил в стране, призывавших к продолжению революционной борьбы. Также не способствовали успокоению страны высокий уровень маргинализации российского общества и продолжающаяся война.

В апреле 1917 г. произошел первый кризис Временного правительства. Поводом к нему послужило заявление министра иностранных дел П.Н. Милюкова о готовности правительства вести войну до победного конца, что вызвало стихийные выступления в столице с требованиями прекращения войны и отставки правительства. В результате кризиса некоторые министры – либералы вынуждены были подать в отставку (П.Н. Милюков, А.И. Гучков), и 5 мая 1917 г. был сформирован первый коалиционный кабинет, в состав которого вошли 10 министров – либералов и 6 социалистов (премьером остался Г.Е. Львов). Была составлена новая программа правительства, предусматривающая установление контроля и государственного регулирования экономики, усиление налогообложения имущих слоев.

В июле 1917 года разразился второй кризис Временного правительства. Он был вызван волнениями в воинских частях, начавшихся в после июньского наступления на фронте. 3 июля солдаты. Первого пулеметного полка при поддержке рабочих провели антиправительственную демонстрацию. Толпа осадила Таврический дворец и потребовала от ВЦИКа отставки министров – капиталистов и передачи власти Советам. Совместными усилиями Петросовета и Временного правительства сопротивление в столице было подавлено, солдат разоружили, провели аресты, большевистские газеты закрыли. В ходе кризиса премьер – министр Г.Е. Львов подал в отставку. Еще ранее четыре министра - кадета вышли из состава правительства в знак протеста против признания автономии Украины. В конце июля был сформирован второй коалиционный кабинет. В его состав вошли 8 министров – кадетов, 8 социалистов (3 эсера, 2 меньшевика, 2 народных социалистов и 1 нефракционный социал-демократ). Правительство возглавил социалист – трудовик А.Ф. Керенский.

С преобразованием состава правительства во второй раз двоевластие закончилось, но стабильности в правящих кругах не прибавилось. Министры продолжали терять контроль над управлением страной, нарастал экономический кризис, увеличивалось социальное напряжение. На политической арене усилился правый и левый лагерь. Большевики взяли курс на осуществление социалистической революции путем вооруженного восстания. Центр (меньшевики, эсеры), по-прежнему выступавший за сохранение Советов и реформы, терял поддержку. 25 августа правые силы начали корниловский мятеж, имевший целью установления в России диктатуры военных. Л.Г. Корнилова поддержали представители генералитета, крупной промышленности и финансов Москвы и Петрограда. Однако большинство населения восприняло мятеж как прямую угрозу завоеваниям революции. Против корниловцев выступили Советы, социалисты, широкие народные массы. Организаторами отпора мятежникам стали большевики. К 30 августа акция Л.Г. Корнилова была сорвана. Активное участие в его подавлении приняли большевики. Популярность их резко усилилась. Начался процесс большевизации Советов, одновременно возросла численность партии (в апреле 1917 г. – 24 тыс., в июле – 240 тыс., в октябре – 350 тыс. человек). С целью восстановления стабильности правительство А.Ф. Керенского провозгласило Россию республикой и объявило о созыве Демократического совещания (работало 14 – 22 сентября). Показателен состав совещания, свидетельствующий о преобладании в стране социалистов (532 - эсера, 305 – меньшевиков, 134 – большевика, 55 - трудовиков, 17 – беспартийных социалистов, 4 – кадета). 20 сентября был сформирован Предпарламент (Временный совет республики). Однако силами центра решить насущные вопросы так и не удалось. 25 сентября было сформировано третье коалиционное правительство во главе с А.Ф. Керенским. В его составе были 4 кадета, 6 министров от промышленников, банкиров, интеллигенции и 5 социалистов. Буржуазно – демократическая модель не получила поддержки населения (к осени 1917 за либералов голосовало от 1/8 до 1/6 избирателей в городах). Большинство населения России делало выбор в пользу народно – социалистической модели. При этом среди самих социалистов эсеры и меньшевики также теряли поддержку в обществе. В массовом сознании к осени 1917 г. с одной стороны отмечалась разочарование в символах революции и как следствие апатия и пассивность, с другой, поддержка политики левых партий.

Наши рекомендации