Возникновение римской цивилизации.

Античная (греко-римская) цивилизация в отличие от всех остальных принадлежит сразу двум эпохам: Древности и Новому времени, поскольку она представляет собой не только основу, но и составную часть современной западной цивилизации.

В ее формировании, как известно, исключительную роль сыграла греческая культура. И хотя римляне в эпоху своего расцвета могли на равных состязаться с греками, все же это было соревнование почтительного ученика и учителя.

Вместе с тем уникальный вклад греков в становление современного мира был бы невозможен без римлян, реализовавших себя наиболее полно и ярко в политике, праве и государственном строительстве. И если удивительную культуру Эллады антиковеды справедливо именуют греческим чудом, то великую Римскую империю было бы не менее справедливо называть римским чудом.

Разумеется, и до и после римлян в истории человечества известно немало мировых империй, то есть могучих держав, объединявших под своей властью множество стран и народов. Эти империи были грандиозными и вместе с тем непрочными и по историческим меркам недолговечными образованиями. Рано или поздно подчиненные народы собирались с силами и начинали бороться за свою независимость, центральная власть слабела и империи распадались. Те из них, кто сумел продержаться три столетия, могут считаться долгожителями.

Римская империя сложилась примерно к середине II в. до н.э., а распалась, как принято считать, около середины V в. н.э., то есть шесть столетий спустя. Однако на самом деле в V в. распалась только Западная Римская империя, Восточная же продержалась еще тысячу лет, пока не погибла под ударами турок - османов в середине XV в. Эта империя известна под именем Византийской, но сами византийцы называли ее Римской, а себя римлянами.

На западе некогда единого Римского мира многие правители стремились воссоздать заново Римскую империю. В начале IX в. это попытался сделать Карл Великий, короновавшийся в Риме в качестве императора возрожденной Римской империи. Его могучая держава ненадолго пережила своего основателя. Но в середине X в. в самом центре Европы сложилась новая Священная Римская империя, правители которой именовали себя императорами и королями римлян. Эта империя была официально ликвидирована в начале XIX в. по требованию Наполеона Бонапарта, создавшего в Западной Европе собственную Римскую империю и объявившего себя ее императором, а своего сына и наследника римским королем.

Империя Наполеона распалась после его поражения в войне с другой могучей империей, также претендовавшей на роль наследника великого Рима. После женитьбы Ивана III на Софье Палеолог племяннице последнего византийского императора правители зарождающейся России претендуют на роль законных преемников римских императоров, Москву объявляют третьим Римом, себя самих царями, то есть цезарями (так называли себя правители Римской империи), а свое происхождение выводят по прямой от первого римского императора Августа. При Петре Великом Россия была объявлена империей, а ее столицей стал СанктПетербург город святого Петра, то есть новый Рим.

Таким образом, попытки возродить Римскую империю продолжались в Европе на протяжении многих столетий; память о великом Риме никогда не умирала. Особое значение она имеет для Западной Европы, где на протяжении многих столетий латинский язык был общим для всех образованных людей, римские писатели и поэты самыми любимыми, а римское право единым действующим правом в большинстве государств (наряду с местными системами права). Греческих авторов образованные европейцы узнали и полюбили позже римских и читали их, как правило, не в оригинале, а в переводе. Еще и сейчас все гуманитарии начинают свое профессиональное образование с изучения латыни, а юристы с латыни и римского права. От Римской империи выводит свое происхождение и современная единая Европа. Недаром еще в древности Рим получил прозвище Вечный город (Urbs aeterna).

В чем же секрет столь удивительной прочности и долговечности Римской империи? И почему после гибели своей она оставила по себе столь долгую благодарную память даже у некогда покоренных ею народов? Чем объясняется римское чудо?

Главная причина заключается, видимо, в том, что римляне умели завоевывать не только самих людей, но и их души. Завоеванные народы постепенно приобщались к городской жизни и связанной с ней античной культуре, получали права римского гражданства и из подданных Рима сами превращались в римлян. Со временем они начинали относиться к Риму не как к чужой и враждебной силе, а как к своей новой родине, а к античной (греко-римской) культуре как к своей собственной.

Примером превращения врагов в соотечественников являются отношения римлян и галлов, занимавших в последние века до н.э. значительную часть Центральной и Западной Европы. Воинственные галлы, поселившиеся в Северной Италии, разгромили в начале IV в. до н.э. римскую армию, а затем разграбили и сожгли Рим.

Спустя два столетия римляне ценой больших потерь подчинили себе галлов Северной Италии. Еще через полтора столетия римский полководец Юлий Цезарь завоевал галлов, живших за Альпами на территории современной Франции. Главной силой непобедимых легионов Цезаря были галлы из Северной Италии.

Когда через сто лет после Цезаря император Клавдий подчинял Риму галлов, живших в Британии, главной силой его легионов были заальпийские галлы. В начале V в. н.э. галльский аристократ и выдающийся римский поэт Рутилий Намациан отправляясь из Рима на свою малую родину в Заальпийской Галлии, писал, обращаясь к богине Роме, олицетворявшей его большую родину:

Разным народам единую ты подарила отчизну, Благо под властью твоей им беззаконье забыть. Ты побежденным дала участие в собственном праве, То, что было весь мир, городом стало одним.

Приобщение завоеванных Римом народов Европы к городской жизни и античной, то есть греко-римской культуре, несколько столетий жизни этих народов в условиях античной цивилизации, в конечном счете, и привели к тому, что удивительная культура маленького греческого народа стала основой современной западной цивилизации. Без греческой культуры и Римской империи современный мир выглядел бы иначе, чем сейчас, и мы сами, возможно, были бы совсем другими. Изучая историю древнего Рима, мы можем лучше узнать и понять себя самих.

Наши рекомендации