Посмотрим на жизнь с разных сторон

Беседа девятая.

Человек приходит в мир

С какого момента начинается жизнь человека? Казалось бы, ответ очевиден – с момента рождения. Но все не так очевидно. Ведь, например, сердце ребенка начинает биться в утробе матери задолго до его появления на свет. Тогда, может быть, считать началом жизни человека первый удар сердца? Возможно. Но современные ученые и врачи хорошо знают, что плод развивается (а следовательно – живет) с первых минут зачатия. Тогда, может быть, началом жизни человека считать момент зачатия? И действительно, в разных странах есть немало общественных организаций, которые последовательно выступают за то, что право на жизнь принадлежит человеку с момента зачатия. Представители всех религиозных конфессий[19] убеждены, что аборт – это серьезный грех. Многие верующие люди многих стран борются за то, чтобы в законодательство их государств был внесён запрет на это зло. Но как быть в тех случаях, когда сама беременность и роды опасны для жизни женщины? Такое случается нередко. Как видим, аборт (искусственное прерывание беременности) - это не только нравственная или правовая, но и проблема медицинская .

В современном мире этот вопрос решается по-разному. Например, в Аргентине, Бразилии, Египте аборты запрещены, а в США, наоборот, в середине 60-х годов их разрешили, хотя законодательный запрет существовал в этой стране с конца 70-х годов прошлого века.

В Советском Союзе в годы Великой отечественной войны был введен запрет на аборты. Вы, наверное, понимаете, что данный шаг был продиктован не нравственными или медицинскими причинами, а интересами государства, необходимостью восполнить численность населения, которая резко сократилась во время войны. В середине пятидесятых годов этот запрет был отменён. Но его действие за десятилетие привело к многочисленным трагедиям, потому что женщины часто решались на нелегальное прерывание беременности.

В настоящее время в нашей стране аборт допускается до 12 недель беременности. Аборт после 12 недель разрешен законом, в основном, в тех случаях, когда под угрозой жизнь будущей матери. Эти случаи строго регламентированы. Во имя сохранения жизни женщины врачи иногда сами предлагают ей расстаться с ещё не родившимся ребёнком. Подобные исключения есть в законах не только нашей страны. Правда, в развитых странах такие сложные ситуации возникают все реже. По мере развития общей культуры и медицины все чаще можно встретить выражение “планирование семьи”. То есть люди, не желающие по каким-либо причинам иметь в настоящий момент детей (студенты, или те, у кого нет квартиры, или те, у кого пока ещё маленькая зарплата), считают своим долгом подумать о том, чтобы предупредить саму возможность зарождения новой жизни.

А в нашей стране? Культура планирования семьи, как и традиция брачного договора, у нас пока еще в стадии становления. Отметим только, что эти проблемы все чаще серьезно обсуждаются в обществе.

Кто удостоверяет рождение человека?Рождение ребенка удостоверяется в государственных учреждениях, которые, может быть, вам известны. В нашей стране - это ЗАГСы. Аббревиатура расшифровывается так: запись актов гражданского состояния. В ЗАГСах регистрируется не только рождение граждан, но и вступление в брак, а также смерть человека.

Как же происходит запись акта рождения нового гражданина? Происходит это так: родители (либо вместе, а может быть, и кто-то один из них) приходят в ЗАГС, предъявляют там справку из родильного дома, в которой говорится о том, что такого-то числа, такого-то месяца и года у гражданки такой-то и у гражданина такого-то родился ребёнок. На основании этой справки, малыш получит первый в его жизни документ, который называется “Свидетельство о рождении”. Все, что записано в свидетельстве о рождении будет внесено и в Книгу записей актов гражданского состояния. Это дублирование совершенно необходимо по многим причинам, в частности, потому, что в жизни случается всякое. Если свидетельство о рождении потеряется, именно на основании записи в Книге человеку выпишут дубликат.

У каждого из вас дома лежит такой документ. Что же в нём записано? Конечно, там есть ваша фамилия, имя и отчество, год, месяц и дата рождения. Обязательно указано точное место рождения, записаны фамилии, имена и отчества родителей.

Много веков и в России, и в других странах были люди, которые с первых минут своей жизни становились отверженными обществом. Вся беда их была в том, что они не имели “законного” отца, то есть родители этого ребёнка не состояли в законном браке, освящённом в церкви или зарегистрированном в государственном учреждении. Детей, родившихся вне брака, называли незаконнорожденными.

Во многих странах мира, в том числе и в нашей, отношение и к женщине, родившей ребёнка вне брака, и к самому ребёнку очень изменилось, а понятие “незаконнорожденный” ушло в прошлое. Теперь, в случае рождения ребенка у незамужней женщины, при отсутствии совместного заявления родителей или при отсутствии решения суда об установлении отцовства, в графе “фамилия отца” может быть вписана фамилия матери, а имя и отчество отца ребенка - по ее указанию[20].

Что такое гражданство? Человек родился. А это значит, что не только у конкретных родителей появился сын или дочь, но и в государстве стало на одного гражданина больше, так как гражданство в Российской Федерации приобретается с момента рождения и сохраняется пожизненно.

Быть гражданином или иметь гражданство означает правовую принадлежность к данному государству, то есть человек обладает всеми конституционными правами, находится под защитой закона, даже если покидает свою страну и оказывается на территории другого государства.

Жители монархических государств называются не гражданами, а “подданными”, но в современном мире большой разницы между понятиями “подданный” и “гражданин” не существует. Статус “подданный” говорит, скорее о традиции, сохраняющейся вместе с существованием хоть и ограниченной, но монархии.

А как же становятся гражданами? В соответствии с законом в нашей стране если родители новорожденного - граждане России, то и сам он “автоматически” становится гражданином Российской Федерации. То есть при определении гражданства важно не то, где ребенок родился (хоть на луне), а то - какое гражданство у его родителей. При этом если один из родителей является российским гражданином, а другой - лицом без гражданства, то и тогда родившийся человек приобретает гражданство России.

Далеко не так просто приобретается гражданство, если родители малыша являются гражданами разных стран. Не возникает проблем, когда родители заранее договорились, гражданином какого государства станет их ребёнок. Например, один из родителей - гражданин России, а другой - Франции. Появившийся у них ребенок может быть гражданином одной из этих стран, в зависимости от того, как договорились родители. Всё значительно сложнее, когда папа и мама не могут договориться между собой. В этом случае дело будет решать суд.

Кроме того помните: никто никогда, ни при каких обстоятельствах не может лишить вас гражданства России. Но вы можете самостоятельно решить эту проблему и добровольно отказаться от гражданства, изменить его, покинуть родину... Это ваше право, только ваше и ничьё больше.

И наконец, какие же законы регулируют вопросы гражданства?

Во-первых, это Конституция России, принятая в 1993 году, во-вторых, закон “О гражданстве в Российской Федерации” от 28 ноября 1991 года.

Подумаем вместе:

В годы застоя выдающийся русский виолончелист и дирижер Мстислав Ростропович за свои убеждения был лишен гражданства и вынужден был покинуть страну. Какое право человека было нарушено такими действиями?[21]

Здесь на широких полях статьи 61 и 62 Конституции РФ.

Статья 61 .

1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Статья 62

1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Широкие поля закончены.

Какой документ удостоверяет гражданство человекаСкоро вы получите паспорт. А зачем он нужен? Паспорт - это документ, который удостоверяет гражданство человека. Раньше гражданину Российской Федерации паспорт выдавался с 16-ти лет. 8 июля 1997 года Правительство утвердило Положение о паспорте гражданина Российской Федерации. В этом Положении говорится, что паспорт получает каждый гражданин России, достигший 14-ти лет. Это уже второй документ, удостоверяющий гражданство. Первый документ, как вы знаете, - это свидетельство о рождении. Получив паспорт, юный гражданин России имеет право устроиться на работу по трудовому соглашению или договору, получать зарплату за свою работу. Кроме того, по новому Гражданскому кодексу несовершеннолетние россияне имеют право с согласия родителей заниматься предпринимательской деятельностью, имеют право открыть личный счёт в банке, а также право зарегистрировать своё изобретение, открытие, получать гонорары за созданные ими литературные или музыкальные произведения, то есть заявлять о праве на владение интеллектуальной собственностью.

Большинство россиян пока что имеют паспорта с символикой СССР. Сейчас готовится замена этих паспортов на новые, с российской символикой. Кстати, в паспорте нового образца не будет одной примечательной графы - о национальности гражданина.

Во многих странах в документах, удостоверяющих личность человека, не указывается национальность. Это своего рода тоже защита прав человека. Помните, мы говорили о принципе недискриминации в международном праве? Принцип этот, потому и был выработан, что нередко достоинство человека, его права ущемляются по национальному признаку. В СССР, например, в 70-е годы некоторые вузы принимали на первый курс только 3-4 процента евреев. Разве это не ущемление прав человека, о котором судят не по его знаниям и способностям, а по национальности? Было у нас и немало предприятий, на которых работало ограниченное число людей некоторых национальностей. Так что отсутствие в паспорте графы “национальность” можно рассматривать и как свидетельство уважения прав человека независимо от его национальной принадлежности. Правда, не всеми гражданами нашей страны “исчезновение национальности” из паспорта было принято одобрительно. Многие люди, напротив, хотели бы подчеркнуть, что гордятся своей национальностью; их задело и огорчило, что соответствующей графы в паспорте скоро не будет. На страницах газет еще 3-4 года назад шла дискуссия по этому вопросу. Само возникновение подобной дискуссии показало, как важно понимать, что национальные вопросы относятся к числу наиболее чувствительных. Задевая национальные чувства людей, можно породить серьезные конфликты. Вот почему так важна 26 статья нашей конституции:

Статья 26.

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть понужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Некоторые права несовершеннолетних.Итак, вы - граждане. Но у граждан, как известно, имеются права. Есть ли права у вас? Конечно же, даже новорожденный имеет гражданские права, в том числе право иметь частную собственность. Но вот распоряжаться своей собственностью он сможет только тогда, когда станет совершеннолетним. Наверное, вы понимаете, что эта юридическая норма прежде всего защищает интересы самого несовершеннолетнего собственника.

Наряду с Гражданским кодексом важнейшим документом, который определяет права ребенка, является Семейный кодекс. Он вступил в силу с 1 марта 1996 года.

А как вы думаете, до какого возраста человек считается ребенком? До шести-семи лет, пока не пошел в школу? До четырнадцати лет, пока не получил свой паспорт? Российское законодательство считает ребенком человека в возрасте до 18 лет. Это определено и Конвенцией о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 20 ноября 1989 года. Почти через год, 2 сентября 1990 года к Конвенции присоединилась наша страна. Тридцатью же годами раньше, в 1959 году была принята Декларация прав ребенка. Вы можете удивиться: зачем же было принимать два документа с очень похожим названием? В чем отличие между ними? Кроме содержания (Конвенция – более подробный документ) , есть и существенное отличие в действенности документа, в его юридической силе. Мы говорили об этом в самом начале наших бесед.

В Конвенции 54 статьи. В них не только содержатся довольно подробный перечень права ребенка. Это - право на жизнь, право на имя, на свободное выражение собственного мнения, право на объединения и многие другие. Кроме того, часто Конвенция раскрывает содержание той или иной нормы и перечисляет какими средствами достигается реализация того или иного права.

Многие из норм Конвенции подтверждены нормами нового Семейного кодекса Российской Федерации, российской Конституции, закона “Об образовании” и другими нормативными актами. Многие, но не все. А мы помним с вами, что национальное законодательство должно соответствовать международным документам, к которым присоединилось государство.

Кроме задачи приведения наших законов в соответствие с нашими международными обязательствами, есть не менее сложная и не быстро решаемая задача. Мы имеем в виду соответствие правовой нормы и нашей реальной жизни.

Подумаем вместе:

Мы предлагаем вам познакомиться с некоторыми статьями Конвенции о правах ребенка и обсудить в классе следующие вопросы:

· Как соотносятся права, определенные Конвенцией, с вашей жизнью?

· Кто и что именно должен сделать, чтобы с вашими правами считались?

СТАТЬЯ 4

Государства-участники принимают все необходимые законо­дательные, административные и другие меры для осуществле­ния прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства-участники принимают такие меры в максимальных рамках име­ющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества.

СТАТЬЯ 13

1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информа­цию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искус­ства или с помощью других средств по выбору ребенка.

2. Осуществление этого права может подвергаться некото­рым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и кото­рые необходимы:

а) для уважения прав и репутации других лиц или

b) для охраны государственной безопасности или обществен­ного порядка (ordre public), или здоровья, или нравственности населения.

СТАТЬЯ 14

1. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

СТАТЬЯ 15

1. Государства-участники признают право ребенка на свобо­ду ассоциации и свободу мирных собраний.

2. В отношении осуществления данного права не могут приме­няться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократиче­ском обществе в интересах государственной безопасности или об­щественной безопасности, общественного порядка (ordre public), охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

СТАТЬЯ 16

1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

2. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмеша­тельства или посягательства.

СТАТЬЯ 19

1. Государства-участники принимают все необходимые зако­нодательные, административные, социальные и просветитель­ные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребле­ния, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотреб­ление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

2. Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и ли­цам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, переда­чи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указан­ными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры.

СТАТЬЯ 24

1. Государства-участники признают право ребенка на поль­зование наиболее совершенными услугами системы здравоохра­нения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подо­бным услугам системы здравоохранения.

2. Государства-участники добиваются полного осуществле­ния данного права и, в частности, принимают необходимые меры для […]

СТАТЬЯ 28

2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддержива­лась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.

Нижеследующий материал

будет дан врезкой

на широком поле.

“Ребенок вправе или обязан, если ему исполнилось...”

· С рождения

Родившись, ребенок приобретает право на гражданство, обладает правоспособностью по гражданскому праву, имеет право на имя, отчество и фамилию;

имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.

На имя ребенка может быть открыт счет в банке.

· 6 лет

Шестилетний гражданин вправе посещать школу;

вправе самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение прибыли, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;

· 10 лет

Десятилетний гражданин дает согласие на изменение своего имени и(или) фамилии;

дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо восстановление родительских прав своих родителей;

выражает свое мнение о том, с кем из его родителей , расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода;

вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;

вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;

может вступать в детские общественные объединения.

· 14 лет

Четырнадцатилетний гражданин дает письменное согласие для выхода из гражданства Российской Федерации вместе с родителями;

может выбирать себе место жительства (с согласия родителей);

вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки;

вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;

осуществлять права автора, охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

допускается поступление на работу (на легкий труд не более четырех часов в день) с согласия одного из родителей.

Можно обучаться вождению мотоцикла.

Имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам.

Может вступать в молодежные общественные объединения.

Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.).

Подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда.

· 16 лет

Шестнадцатилетний гражданин имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин.

Может быть объявлен, в установленном законом порядке, полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью.

Может быть членом кооператива, акционерного общества.

Имеет право управлять мопедом при езде по дорогам.

Имеет право обучаться вождению автомобилем на дорогах в присутствии инструктора.

Имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя - 36 часов).

Нижеследующий материал

будет дан врезкой

на широком поле,

место для которого еще следует найти

Томас Джефферсон (1743-1826), американский просветитель, человек, с чьи именем связано создание государства и Конституции США, юридического воплощения естественных прав человека. Джефферсон - автор проекта Декларации независимости Соединенных штатов Америки и третий президент этой страны. Познакомьтесь с фрагментом из его статьи “Заметки о штате Вирджиния”.

“... целью пересмотра системы законов является более широкое распространение знаний среди массы народа. Настоящий законопроект предлагает разделить каждое графство на небольшие округа в пять или шесть квадратных миль, называемые “сотни”, и в каждом из них основать школу для обучения чтению, письму и арифметике. Учителя должна содержать “сотня”, и каждый её житель имеет право посылать своих детей в школу на три года бесплатно и на более продолжительный срок по своему желанию - за деньги. Эти школы должны находиться под наблюдением инспектора, который ежегодно отбирает наиболее одарённых мальчиков из числа тех, чьи родители слишком бедны, чтобы дать им дальнейшее образование, и направляет их в одну из средних школ; двадцать таких школ предполагается создать в различных частях штата для обучения греческому языку, латыни, географии и высшим разделам числовой арифметики.

Среди мальчиков, отобранных таким путём, ежегодно или раз в два года в средних школах должны проводиться испытания, и самый одарённый из всех продолжит обучение в течение шести лет, а остальные будут отпущены домой. Таким образом, двадцать самых одарённых будут каждый год выбираться при просеивании “пустой породы” и получать за государственный счёт знания в объёме средней школы. [...]

Основная цель этого закона заключается в предоставлении образования всем с учётом возраста, способностей и материальных условий каждого, которое помогало бы в достижении счастья и свободы. [...]

Поскольку первым этапом этой системы образования станут школы “сотен””, где будут обучаться большие массы народа, принципиальные основы будущего порядка жизни начинают именно здесь закладываться. Поэтому [...] их память следует здесь загружать наиболее важными фактами из греческой, римской, европейской и американской истории. Кроме того, в их умах можно утвердить первые основы нравственности - те, которые в дальнейшем, по мере того как их взгляды будут крепнуть и развиваться, смогут научить их добиваться своего величайшего счастья с полным пониманием того, что оно не зависит от условий жизни, в которых они оказались волей случая, а всегда является результатом чистой совести, крепкого здоровья, трудолюбия и свободы во всех справедливых устремлениях. [...]

Но нет у этого закона цели более важной и более правомерной, чем надёжно оградить людей от опасностей, поскольку они являются в конечном счёте сами стражами своей собственной свободы. С этой целью предлагается, чтобы всё чтение в школе на первой стадии, когда люди получают основы образования, было в основном историческим. Давая знания о прошлом, история позволяет судить о будущем; она даёт им возможность пользоваться опытом других времён и других народов; она делает их судьями поступков и помыслов людей; она учит распознавать честолюбие, под какой бы маской оно ни скрывалось, и, распознав его, срывать его замыслы.

Любому существующему в мире правительству присущи некоторые черты человеческой слабости, зародыши коррупции и вырождения, которые человеческая хитрость сумеет обнаружить, а испорченность - незаметно найти к ним доступ, поощрять их, использовать и развивать. Любое правительство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа. Только сам народ является надёжным хранителем власти и правительства. И для того чтобы сделать людей надёжными, необходимо до определённой степени усовершенствовать их сознание. Это, конечно, не всё, что необходимо, хотя и существенно важно. Поправка к нашей конституции призвана в этом помочь народному образованию.

Все люди способны оказывать влияние на правительство. Если каждый из тех, кто составляет народ, будет в конечном счёте обладать властью, правительство окажется в безопасности, потому что для того, чтобы масса народа подвергалась коррупции, не хватит никаких частных средств, а народные деньги не могут быть получены иначе, как путём взимания налогов с населения. В этом случае каждый вынужден был бы сам себя покупать.

Беседа десятая.

Что такое частная жизнь?

Что такое частная жизнь человека.С правом человека на жизнь[22] очень близко соприкасается не только “право на выживание и здоровое развитие ребенка”, но право на частную жизнь.

Сначала посмотрим, как это право определено в Конвенции о правах ребенка.

СТАТЬЯ 16

1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

2. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмеша­тельства или посягательства.

Что же это такое, частная жизнь человека? Согласитесь, что каждый человек имеет свои привычки, симпатии и антипатии, свои слабые стороны, тайны, планы, мечты, увлечения и многое, многое другое, что можно определить одним словом - частная жизнь.

Частная жизнь есть у каждого человека. Но вот хочет ли он, чтобы об этой стороне его жизни стало известно всем? Наверное, у вас тоже есть тот островок, куда вы не хотите пускать никого из близких: ни родителей, ни друзей, а уж тем более чужих людей. Однако не надо думать, что частная жизнь обязательно должна быть тайной для других людей. Какой-то её частью мы делимся с удовольствием, иногда даже очень хочется, чтобы о ней узнали. Например, об успехах в школе, или о покупке нового платья, или (и это тоже может быть) о своей влюбленности. Конечно же, чаще всего своими проблемами, успехами и неуспехами мы делимся с близкими, мнение или совет которых для нас очень важны. Но, повторим ещё раз, у каждого из нас есть часть жизни, которую мы хотим и имеем право оставить закрытой. Это и есть наша частная жизнь.

Информация, которой человек делится только по своему желанию, получила название конфиденциальнойинформации (от лат. confidentia- доверие). Перевод слова вам сразу всё объяснил. Действительно, конфиденциальная информация - означает “доверительная информация”, доверенная только избранному тобой человеку.

Но сегодня понятие частной жизни этим не исчерпывается. На наших глазах рождается синоним этого понятия - прайвеси (от англ. privacy[23] - уединенность, тайна, секретность). Вы, вероятно, знаете выражение “Мой дом - моя крепость”. Оно означает, что человек предпочитает оставить закрытым не только то, что происходит в его душе, но и - шире - то, что происходит в его семье, в его доме. Именно здесь истоки многих правовых норм, направленных на защиту человека от неоправданного или незаконного вмешательства государства в частную жизнь.

Законы о защите частной жизни.Еще в 1928 году выступая на суде, американский судья Луис Д.Брандес сказал замечательные слова, наиболее точно выражающие сущность права на частную жизнь: “Отцы Конституции пожаловали нам, вопреки желанию правительства, право жить своей жизнью - самое важное право, больше всего ценимое цивилизованным человечеством”.

Во многих странах мира, как и в нашей стране закон защищает гражданина от вмешательства в его частную жизнь. Например, в США существует целый ряд соответствующих законов; жесткие законы о защите частной жизни есть и во Франции. Выполнение этих хороших законов - показатель демократичности государства. А это значит, что есть пределы свободы как человека, так и государства. Например, в тоталитарных государствах это право граждан, как правило, отсутствует. Так, в СССР право человека на частную жизнь, его достоинство грубо попирались. Личная жизнь человека нередко обсуждалась на партийных, комсомольских, профсоюзных собраниях. Вмешательство в личную жизнь было обычным делом. Часто человек не мог принять самостоятельного, личного решения о своем будущем. Например, выпускник вуза не мог сам решать, где ему работать, его распределяли, то есть специальная комиссия решала, в какой город или поселок он поедет работать.

В Конституции современной России содержится ряд гарантий неприкосновенности частной жизни. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 24

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Итак, каждый человек имеет право на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и доброго имени. Нельзя требовать от человека сведений, касающихся его национальности, происхождения, интимных связей, а также сведений о его родственниках. Российское законодательство предусматривает судебную защиту права на частную жизнь. Каждый человек имеет также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Это право охраняется Уголовным кодексом. Есть в нем статьи, предусматривающие ответственность за клевету и оскорбление. Обратите внимание правовые нормы тесно связывают право на частную жизнь человека и его достоинство и честь. Недостойным считается вмешиваться в личную жизнь. Здесь мораль и право соприкасаются очень тесно. Но моральных норм недостаточно, ибо не каждый ими руководствуется. Моральные нормы поддержаны, подкреплены законом, а наличие закона в данном случае может серьезно влиять на моральные нормы в обществе. Приведем один пример. Недавний министр здравоохранения России Татьяна Дмитриева в интервью журналистам сказала, что прежде чем войти в палату к больным, она обязательно постучится. Это, к сожалению, большая редкость в нашей повседневной жизни. Но это хороший пример того, как правовая норма становится нормой врачебной и человеческой этики. Право на частную жизнь уважается в быту. Для того, чтобы защитить свою частную жизнь от государства, нам достаточно через суд потребовать выполнения закона. Но для того чтобы право на частную жизнь друг друга мы начали уважать сами, нам предстоит терпеливо пройти некороткий путь осознания этого права. И тогда, может быть, мы научимся постучаться в дверь прежде чем войти в комнату даже очень близких нам людей. Тогда у нас хватит чувства собственного достоинства, чтобы не заглянуть в чужое письмо или дневник. Знаете ли вы, например, что даже оценки за контрольные работы в американской школе не зачитываются в классе при всех. Успеваемость школьника – это тоже его личная, частная жизнь, которая касается его самого и его семьи. Поэтому учителя американской школы регулярно посылают по домашнему адресу оценки ученика его родителям

А как же быть в случае расследования преступлений? Когда необходимо, например, произвести обыск или прослушать телефонный разговор подозреваемого? Будет ли это нарушением права на частную жизнь? Нет, если такие действия произведены на основании судебного решения или санкции прокурора. Закон предусматривает ограничение права на частную жизнь в интересах безопасности граждан и государства.

Подумаем вместе:

· Российская Конституция защищает наше с вами право на частную жизнь. Закон гарантирует судебную защиту этого права. Но можем ли мы считать, что защита права на частную жизнь, как и любого иного права человека, является обязанностью только государства?

· Во время урока один ученик перебросил другому записку. Учитель эту записку отобрал и прочитал. Нарушил ли учитель право на частную жизнь школьника?

· Какие правила, на ваш взгляд, помогли бы защитить в школе ваше право на частную жизнь?

Вторжение в частную жизнь.Выше мы говорили о вмешательстве в частную жизнь человека со стороны государства. Между тем бывают случаи, когда в частную жизнь человека грубо вмешиваются, например, журналисты. Они нередко переходят грань дозволенного в погоне за сенсацией (а следовательно, и за гонорарами), вторгаются в личную жизнь человека: постоянно преследуют его, не дают уединиться, фотографируют без согласия людей. Конечно, речь идет в первую очередь о политических или кинематографических звездах. Подробности жизни малоизвестного человека не принесут журналисту ни известности, ни денег. Так, по мнению многих людей, смерть леди Дианы Спенсер в автомобильной катастрофе наступила не без косвенного участия журналистов.

Подумаем вместе:

Законы о защите частной жизни нередко входят в противоречие с правом общества на получение достоверной и полной информации о публичных деятелях - известных политиках и государственных служащих. Действительно, трудно провести границу между тем, что считать личной жизнью политика, а что - общественно значимой информацией. Давайте попробуем в этом разобраться. Мы приведем несколько примеров, а вы постарайтесь определить, что, с вашей точки зрения, следует отнести к бесцеремонному и необоснованному вторжению в личную жизнь известных людей, а что следует отнести к общественно значимой информации.

· По мнению лечащих врачей, здоровье Президента страны вызывает серьезное беспокойство, о чем проинформированы члены семьи, высшее руководство страны и граждане.

· В одной из стран кандидата на пост президента вездесущие журналисты сфотографировали на яхте в обнимку с любовницей. Фото опубликовали все газеты. Последовал скандал. И тогда претендент на высшую должность в стране вынужден был снять свою кандидатуру.

· Газеты опубликовали размер гонорара известного политического деятеля за изданную им книгу.

Беседа одиннадцатая.

Что такое достоинство личности?

Ответить на этот вопрос и легко, и сложно одновременно. Попробуйте мысленно пер

Наши рекомендации