Союзники СССР в войне против фашистов

С самого начала войны началось тесное взаимодействие Советского Союза с правительствами союзных стран. Так, 12 июля 1941 г. был сделан первый шаг на пути создания антигитлеровской коалиции – заключено советско-английское соглашение о совместных действиях в войне. Официально коалиция начала свое существование в январе 1942 г. после подписания в Вашингтоне представителями 26 государств Декларации объединенных наций (в дальнейшем к ней присоединилось еще более 20 стран). В октябре 1941 г. было подписано соглашение об англо-американских поставках в нашу страну продовольствия и военной техники, дополненное в июле 1942 г. соглашением с США о помощи по лендлизу. Главной проблемой во взаимоотношениях СССР, США и Англии был вопрос об открытии второго фронта в Западной Европе, которое произошло лишь в июле 1944 г. (если не считать высадки на Сицилии и в Южной Италии в 1943 г.). На конференциях «Большой тройки» в Тегеране (ноябрь 1943 г.), Ялте (февраль 1945 г.) и Потсдаме (июль-август 1945 г.) планирование военных действий постепенно переросло в обсуждение принципов устройства послевоенного мира. В соответствии с договоренностью, достигнутой в Ялте, СССР принял участие в завершающей фазе Второй мировой войны, объявив 8 августа 1945 г. войну Японии. После успешного наступления на Дальнем Востоке, а также атомной атаки США на японские города японское правительство 10 августа начало переговоры. В результате 2 сентября на борту американского линкора «Миссури» был подписан акт о капитуляции Японии, официально завершивший Вторую мировую войну.

СССР внес основной вклад в дело избавления мира от фашистской угрозы, заплатив за это колоссальными человеческими и материальными потерями. Одним из основных итогов войны стала новая мировая геополитическая структура, выведшая Советский Союз в разряд сверхдержав. В противовес СССР лидером западных демократий стали США, превратившись во вторую сверхдержаву. Таким образом, сформировалась биполярная система мира, определявшая политические курсы двух великих держави их союзников. Созданная на заключительном этапе войны Организация Объединенных Наций была в дальнейшем отодвинута на второй план военно-политическим блоками сверхдержав:

1) возникшей в 1949 г. Организацией Североатлантического договора (НАТО);

2) Организацией Варшавского договора (ОВД), оформленной в 1955 г.

Противостояние и локальные конфликты между этими блоками определили политику холодной войны на ближайшие 40 лет.

44. СССР во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг

Основной тенденцией в экономике СССР в годы войны был перевод промышленности на военные рельсы, но уже с 1943 г. начинается постепенное восстановление хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации. Поскольку в ходе Великой Отечественной войны страна потеряла приблизительно 1/3 своего национального богатства (было разрушено 1710 городов, 70 тыс. сел и деревень, выведено из строя 31 850 заводов и фабрик, 1135 шахт, 65 тыс. км железнодорожных путей, посевная площадь сократилась на 36,8 млн га, население – на 34,4 млн человек), возрождение экономики стало главной задачей после Победы. Как и в годы, предшествующие войне, основной упор в этом направлении был сделан на восстановление промышленности.

Была проведена демобилизация личного состава армии (всего к 1948 г. было уволено 8,5 млн человек), и большинство демобилизованных военнослужащих направлено на промышленные предприятия. 18 марта 1946 г. сессия Верховного совета СССР утвердила план четвертой пятилетки (1946–1950 гг.). В целом за эти годы промышленное производство превзошло довоенные показатели на 73 %, производительность труда выросла на 25 %, было восстановлено 6200 крупных промышленных предприятий. Несмотря на это, конверсия военной промышленности была лишь частичной, что позволило сохранить ВПК в качестве важнейшего элемента экономики страны. Быстрое восстановление хозяйства в годы четвертой пятилетки было основано на:

1) использовании всех возможностей директивной экономики;

2) репарациях с Германией;

3) бесплатном труде военных и узников сталинских лагерей;

4) расширении масштабов хозяйства (экстенсивный путь развития);

5) перераспределении средств из легкой промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы в пользу тяжелой промышленности;

6) принудительных государственных займах;

7) денежной реформе 1947 г. и т. д.

Иначе обстояло дело в сельском хозяйстве, однако и здесь за этот период удалось увеличить валовую продукцию с 60 % (1946 г.) до 92 % (1950 г.) от довоенного уровня.

Можно утверждать, что в первые послевоенные годы экономика страны продолжала развиваться сверхцентрализованным путем – диспропорция между выпуском средств производства и товаров широкого потребления увеличивалась. Основной задачей власти в области хозяйства было увеличение военного потенциала, а не рост благосостояния граждан.

45. Внешняя и внутренняя политика СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг

В общественно-политической сфере последние годы правления И. В. Сталина (1945–1953 гг.) были ознаменованы укреплением тотального контроля над духовной жизнью страны.

В военные годы появилась новое поколение людей, способных самостоятельно мыслить. Кроме этого, многие из солдат имели возможность убедиться, насколько уровень жизни в Европе отличался от советского. Большинство населения страны надеялось на некоторую либерализацию и демократизацию политического режима (в том числе и члены партии).

Необходимо отметить, что некоторые меры в этом направлении были предприняты. Так, был упразднен ГКО, возросла коллективность в работе Советов, возобновились съезды общественных и политических организаций. В 1946 г. СНК был преобразован в Совет министров. В 1952 г. ВКП(б) была переименована в КПСС. Однако в идеологической сфере изменений не произошло, более того, увеличилась изоляция СССР от зарубежных стран (кампании по борьбе с космополитизмом). Преобразования не коснулись систем госбезопасности и ГУЛАГа, а с 1948 г. начался новый виток репрессий, жертвами которого стали не менее 6 млн человек.

В области внешней политики основными направлениями курса СССР были:

1) закрепление влияния в освобожденных странах Восточной Европы (социалистический лагерь);

2) миролюбивая политика по отношению к западным странам с одновременным наращиванием военной мощи для силового утверждения социализма в других странах (не исключая Западной Европы).

В то же время основными тенденциями в западной политике становятся доктрины «сдерживания коммунизма» и «отбрасывания коммунизма». К концу 1940-х гг. влияние США в странах Западной Европы заметно укрепилось, в то же время в странах Восточной Европы установились просоветские режимы, что стало одной из причин возникновения феномена холодной войны. В 1949 г. возникает Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) для «стран народной демократии», дополненный в 1955 г. Организацией Варшавского договора (ОВД). В противовес этим организациям создается Организация Североатлантического договора (НАТО), начинается производство атомного оружия. Возникают первые конфликты между двумя сверхдержавами (Корейская война 1950–1953 гг.).

46. Общественно-политическое развитие СССР в 1950-х – середине 1960-х гг

После смерти И. В. Сталина (5 марта 1953 г.) наиболее влиятельными фигурами в руководстве СССР были:

1) Г. М. Маленков;

2) Н. С. Хрущев;

3) Л. П. Берия.

В итоге политической борьбы (март-июнь 1953 г.) – удалось устранить Л. П. Берию за «преступное посягательство» на партийное руководство обществом, Г. М. Маленков был снят с поста главы правительства в феврале 1955 г., «объединенную оппозицию». Н. С. Хрущев сумел сосредоточить в своих руках партийную и исполнительную власти.

После смерти И. В. Сталина начинается кампания по критике культа личности, сопровождаемая освобождением и частичной реабилитацией советских заключенных. За период с 1956 по 1961 гг. было реабилитировано 700 тыс. человек. Выступление Н. С. Хрущева на закрытом заседании ХХ съезда КПСС (февраль 1956 г.) «О культе личности и его последствиях», а также принятие специального постановления ЦК КПСС от 30 июня 1956 г. положили начало критике сталинского режима. Выдвигалась задача «восстановления ленинских норм» в деятельности государства и КПСС.

В экономической сфере был проведен ряд реформ. С середины 1950-х гг. начались хозяйственные преобразования (кампания по освоению целинных). В 1957 г. были упразднены отраслевые министерства и введены территориальные советы народных хозяйств. Экономическая политика в основном заключалась в проведении административных реорганизаций. Происходят преобразования колхозов в совхозы.

В промышленной сфере нарастало отставание от ведущих западных стран в эпоху НТР. Рост промышленного и сельскохозяйственного производства с каждой пятилеткой постепенно снижался. Колхозники получили впервые паспорта, шло массовое строительство жилья.

Реформы Н. С. Хрущева не затрагивали основ командно-административной системы. В итоге прогрессивные начинания обернулись недовольством населения и партийно-государственного аппарата. В 1964 г. Н. С. Хрущев был освобожден от обязанностей.

Наши рекомендации