Становление демократической политической культуры в нашей стране
Многие характерные черты динамики политической культуры могут быть выявлены при анализе реальных политических процессов, происходящих в нашей стране. Для современного состояния нашего общества характерна болезненная ситуация, когда старые механизмы обеспечения социальной упорядоченности оказались сломанными или неэффективными., и идет сложный, необходимый поиск нового механизма, основанного не на отрицании и нивелировке социальных интересов, а на признании их специфики и автономности.
Следует при этом иметь в виду, что развитие политической культуры — это практический процесс и решающий фактор ее становления—приобретение навыков практического и эффективного участия граждан в решении насущных проблем общественной жизни. Низкий уровень политической культуры в значительной степени объясняется отсутствием опыта инициативного демократического участия в управлении и принятии политических решений. Это порождает отношение к политике как к сфере выполнения директивных указаний, разрыв связей между проблемами существования индивида и проблемами политической деятельности и политических отношений.
Однако ныне существует целая серия долговременных внешних и внутренних обстоятельств, радикальным образом меняющих как условия политической деятельности, так и ее мотивацию и средства осуществления. Происходит ощутимое умножение количества императивов социального бытия (экологических, энергетических, гуманитарных, медицинских), что предъявляет все более жесткие требования к политике, способной обеспечить выживание, безопасность и процветание как отдельной страны, так и всего человечества. Причем эти субъекты политического процесса оказываются неразрывно взаимосвязанными. Но из нарастающей жесткости условий выживания вытекает необходимость умножения направлений поиска наиболее оптимальной, удовлетворяющей важнейшие потребности стратегии выживания, что оказывается осуществимым при понимании необходимости многовариантности развития. Оно же вырастает из способности воспринимать многообразие интересов и ориентации как естественного состояния.
Об эволюции содержания политической культуры свидетельствует значительное обновление таких ее структурных компонентов, как навыки, ориентации, методы политического действия. Происходит постепенное принятие политического плюрализма как необходимого качества демократического политического процесса, его восприятие как важной гарантии необратимости демок-
ратических преобразований. Налицо становится значительная дифференциация и открытое выражение различных политических ориентации и предпочтений.
Возможность ведения успешной политики в условиях многообразия интересов и типов развития предполагает высокоразвитую способность кооперации усилий, взаимодействие между носителями разных интересов и политических ориентации, а его предпосылкой может быть только терпимость к существующим реалиям и интересам. Но терпимость — это свойство, вырастающее из информированности людей друг о друге, благодаря ей происходит как бы узнавание себя в другом, преодоление чувства принадлежности к географическим, социальным, мировоззренческим антиподам, которое буквально взращивалось в сознании наших людей в течение длительного времени. На этой же основе формируется открытость к усвоению мирового опыта, способность видеть собственные проблемы на фоне мировых.
Информация, таким образом, становится политической силой, в значительной степени творящей новую политическую культуру, вносящей в нее такие качества, как: глобализм, постепенное преодоление чувства фрагментарности, разделенности человечества; быстрота распространения и реагирования на те или иные жизненно важные для социальной и политической общности сведения, в силу чего информационные предпосылки важных политических преобразований могут чрезвычайно быстро (практически во взрывной прогрессии) формироваться в сознании
огромных масс людей; реализм, освобождающий человека от подчинения его поведения мифологизированным представлениям, ложной статистике, искаженным данным о своем месте среди других народов и обществ. Конечно, это рождает и чувство горечи, разочарования не только в предыдущих моделях развития, но и вообще во всяком рационально прогнозируемом будущем, порождает у определенной части людей склонность к мистическим, иррациональным формам отражения действительности и разрешения жизненных проблем.
Политика становится действительно массовым делом, поднимающим на осознанное, политическое действие огромные массы людей, она все в меньшей степени умещается в рамки обычной политической организации: политические партии, формируя движения, фронты, форумы — именно такой характер носят движения за реализацию наиболее фундаментальных политических потребностей современности: за мир, экологию, демократию. .
Ситуация ломки, смены типов политической культуры стимулирует доминирование двух основных видов политической идентификации:
популистской, при ориентации на немедленное требование реализации непосредственных проблем без учета и прогнозирования последствий и перспектив такого рода движения; и национальной, под воздействием таких факторов, как язык, особенности культуры или антропологические черты. Политическая консолидация на национальной основе предполагает как последовательное обеспечение и защиту своих собственных интересов, бережное отношение к теории, культуре, традициям своего народа, так и уважение чужих национальных интересов.
Действие политических установок в условиях реального усложнения политической жизни, как это и происходит в нашей стране, порождает элементы конфронтации, антагонизма как раз там, где они наиболее опасны и наименее нужны. Сказывается нестабильность, разнородность, отсутствие наработанных и общепринятых процедур разрешения возникающих в новых условиях политических проблем. При отсутствии общепринятых норм регуляции политических процессов бытуют крайние формы отношения к политике или как к жесткой системе иерархических связей, не допускающей никакого отклонения от предначертанной линии поведения, или, наоборот, у многих людей при входе в сферу политических отношений происходит то, что можно назвать «отпуском сдерживающих тормозов», когда политика воспринимается как сфера реализации чисто эгоистических или узкогрупповых интересов.