Основные этапы и современные способы разработки

Политического прогноза

Разработка политического прогноза заключается в выполнении логически последовательных научно-технологических операций. Она представляет собой определенный алгоритм действий субъектов политического прогнозирования и состоит из совокупности взаимосвязанных этапов.1

Первый этап – предпрогнозная ориентация (т.е. составление программы исследования). На этом этапе: уточняется задание на прогноз; определяются характер прогноза, его масштабы, периоды обоснования и упреждения; формулируются основная цель и главная задача; вырабатываются рабочие гипотезы; определяются методы прогнозирования и процесс его организации. Главным на первом этапе является анализ объекта политического прогнозирования, в результате которого разрабатывается его прогностическая модель, позволяющая получить необходимую прогнозную информацию. На основе этой информации производится предварительное описание объекта, содержащее сведения о наиболее обобщенных его показателях. Анализ объекта предполагает уточнение цели исследования, предельно возможную конкретизацию задач. Одновременно уточняются структуры объекта и прогнозного фона, взаимосвязь их элементов.

Второй этап – построение исходной (базовой) модели прогнозируемого объекта. Построение исходной модели прогнозируемого объекта осуществляется методами системного анализа, а для её уточнения может использоваться опрос населения и экспертов. В теории системного анализа используются два подхода к анализу и синтезу сложных структур, которые применимы и к анализу объектов политического прогнозирования.

Первый подход называется объектным. Он предполагает выделение отдельных подсистем путем деления исследуемого объекта на более мелкие элементы. Каждый из выделенных элементов в последующем рассматривается в качестве объекта прогнозирования соответствующего уровня иерархии. Объектный подход используется в том случае, когда изучаемый объект имеет количественно сложную структуру при относительно небольшой сложности и разнообразии составляющих подсистем (т.е. первичных объектов).

Второй подход – функциональный. Он отличается от объектного тем, что за основу структурного деления объекта прогнозирования берется его функциональный признак. Этот подход применяется в том случае, когда число первичных объектов, которые составляют объект прогнозирования, невелико, но сами они являются весьма сложными по своим характеристикам и взаимосвязи. Тогда целесообразно выделять группы сходных функций и прослеживать их реализацию вне зависимости от принадлежности к тем, или иным первичным объектам прогнозирования.

Третий этап – сбор данных о прогнозном фоне. Прогнозный фон – это совокупность внешних, по отношению к объекту политического прогнозирования, условий, влияющих на надежность политического прогноза. Например, прогноз стабильности политической системы предполагает учет такого условия ее функционирования как перспективы экономического развития общества. Без этого рассчитывать на достоверность и точность политического прогноза стабильности политической системы практически невозможно. Для анализа прогнозного фона используются различные методы прикладной политологии.

Четвертый этап – построение динамических рядов показателей. Динамический ряд – это временная последовательность ретроспективных значений переменной объекта прогнозирования. Переменная объекта прогнозирования означает его количественную характеристику, которая является или принимается за изменяемую в течении периода основания или периода упреждения политического прогноза. Построение динамических рядов показателей осуществляется методами экстраполяции.

Пятый этап – построение серии гипотетических (т.е. предварительных) поисковых моделей прогнозируемого объекта. Для этого используются методы поискового анализа профильных и фоновых показателей с конкретизацией минимального, максимального и наиболее вероятного значений. К поисковым методам обычно относят экстраполяцию, историческую аналогию, написание сценариев, аналитический метод и др. Результатом поискового прогноза является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем.

Шестой этап – построение серии гипотетических нормативных моделей прогнозируемого объекта. К числу методов построения таких моделей относятся методы нормативного анализа с конкретизацией значений абсолютного (т.е. неограниченного рамками прогнозного фона) и относительного (т.е. привязанного к этим рамкам) оптимального состояния прогнозируемого объекта по заранее определенным критериям в соответствии с заданными нормами, идеалами, целями.

Седьмой этап – оценка достоверности и точности, а также обоснованности (верификации) прогноза, т.е. уточнение гипотетических моделей объекта политического прогнозирования. Искусство политического прогнозирования состоит в том, чтобы, основываясь на объективных законах общественного развития, определить будущие характеристики, возможное направление, содержание и характер развития прогнозируемых явлений, процессов, событий, в соответствии с поставленными целями. Уточнение гипотетических моделей объекта прогнозирования проводится методом опроса экспертов, а критериями достоверности и точности прогноза являются его научная обоснованность, логическая доказательность, экспериментальная проверяемость и интуитивная очевидность.

Восьмой этап – выработка рекомендаций для принятия политических решений в сфере управления на основе сопоставления поисковых и нормативных моделей. Рекомендации, разработанные на основе политического прогноза, предполагаемых перспектив функционирования и развития его объекта, представляются на экспертизу специальным структурам, обеспечивающим деятельность органов политического управления. Анализ и оценка качества рекомендаций осуществляются специальными группами, комиссиями, в состав которых входят представители органов власти, ученые, эксперты в области управления.

Девятый этап – разбор (экспертиза) подготовленного политического прогноза и практических рекомендаций, а также их доработка с учетом обсуждения и пожеланий заказчика. Экспертиза политического прогноза и практических рекомендаций позволяет определить их качество и адекватность реальной социальной действительности, выявить упущения, ошибки и возможные варианты доработки. Уточненные практические рекомендации в дальнейшем используются органами политического управления для повышения эффективности их деятельности по регулированию и оптимизации социально-политических процессов в обществе.

Десятый этап – предпрогнозная ориентация. На основе сопоставления материалов уже разработанного политического прогноза с новыми данными прогнозного фона существования объекта прогнозирования, начинается новый цикл анализа и оценки его состояния и тенденций развития. Политическое прогнозирование должно быть таким же непрерывным, как целеполагание и планирование.

Технология политического прогнозирования, разработки политических прогнозов постоянно развивается и обогащается. В современной политической прогностике, наряду с опробированными, уже устоявшимися способами и формами её осуществления, разработаны и уже находят широкое применение на практике ряд нетрадиционных (инновационных) способовразработки прогнозов. К ним относятся:

1. Анализ инерции объекта прогноза и длительности его функционирования. В рамках традиционного прогнозирования перспектива развития объекта политического прогноза обычно рассчитывается, исходя из анализа его реального положения и наличных ресурсов, которые можно привлечь для достижения желаемого результата. Прогнозирование, таким образом, ограничивается чисто перспективным измерением развития его объекта, от настоящего к будущему. При этом можно с одинаковой начальной достоверностью прогнозировать едва ли не всё, что угодно, так как существует некоторая фиксируемая точка отсчета (т.е. аналогично тому, как можно прыгнуть из стоячего положения практически в любую сторону и это в основном зависит только от самого человека). Совсем иначе обстоит дело, когда разбег уже начат, тем более, когда он начат давно и очень многое в самом общественном организме устроено таким образом, чтобы поддержать развитие в заданном направлении. В этом случае исторический, ретроспективный анализ становится уже неотъемлемой частью разработки прогноза. При этом самое важное – определить какой по длительности и масштабу является рассматриваемая тенденция, в какие исторические ритмы она вписана. Без учета этого можно прогнозировать лишь субъективно желаемое, но не реальное и объективно возможное, которое заложено в объекте прогнозирования.

2. Выявление тенденций развития объекта прогнозирования и построение трендов. Этот способ исследования будущего сейчас подвергается решительному переосмыслению. Построить тренд, т.е. продолжить в будущее тенденции развития настоящего, еще не означает, в современных условиях, что-либо предсказать. Тренд показывает лишь то, что, возможно, будет, если общественная жизнь останется без изменений, а основные тенденции ее развития останутся в силе. Учитывая динамику современной жизни, ускоренные социальные изменения, такое прямолинейное выявление тенденций развития объекта прогноза сегодня является уже не столько положительным политическим прогнозом, сколько формой возможного предостережения, поиска опасных последствий человеческой инертности и указания на те зоны политического будущего, которые требуют первоочередного приложения активности. Планируя сегодняшние политические стратегии общественного развития следует всегда иметь ввиду их альтернативные варианты, учитывать то, что общество, человеческий мир могут по каким либо причинам оказаться завтра не там где мы предсказывали.

3. Экспликация и реконструкция выдвигаемых проектов будущего (от лат. explicatio – истолкование, объяснение). В условиях быстрых социальных изменений реальные тенденции не дают абсолютно достоверного знания о возможном будущем, потому, что они постоянно деформируются, корректируются или даже радикально изменяются под воздействием целенаправленной активной, а иногда и иррациональной человеческой деятельности. Прежде, чем предсказывать действия людей, необходимо выявлять реально функционирующие в интеллектуальном пространстве модели будущего общества, которые выдвигаются и признаются различными социальными субъектами. Например, в современном российском обществе имеют место демократические, либеральные, диктаторские, милитаристские, криминально-мафиозные и некоторые другие представления о будущем жизнеустройстве.

Для более точной их идентификации, может использоваться контент-анализ научной литературы, периодики, программ различных политических партий, общественно-политических организаций и движений, решений и постановлений государственных органов и т.п. При этом особое значение приобретает задача структурирования и окончательной реконструкции реально существующих проектных политических установок. Это позволяет выявлять действительный и наиболее оптимальный проект будущего и конкретный план его реализации, что крайне важно для обеспечения достоверности и точности прогноза.

4. Моделирование будущего социального пространства объекта прогнозирования. Такое моделирование заключается в выработке сценария взаимосвязи реальных тенденций развития объекта политического прогнозирования с последствиями реализации различных проектов его будущего состояния. Проще говоря, это просчитывание того, что будет, если предпринимать те или иные шаги в заданных условиях. При этом важно проработать возможно большее число различных прогнозируемых сценариев политических действий, включая даже «самые невероятные» и рационально непредсказуемые, которых, например, в нашей российской истории осуществлялось немало, часто вопреки всем законам человеческой логики и мировой практики.

5. Оптимизирующий интегральный проект будущего. Такой проект существенно отличается от обычного проекта. Он имеет совершенно другой смысл. В этом случае проектируется не то, что «должно быть», в соответствии с теми или иными представлениями о должном, а то, каким образом можно выйти на оптимальную, или хотя бы наименее опасную, траекторию политического развития в определенном смоделированном социальном пространстве. Следовательно, это уже не только проект должного состояния, сколько проект оптимально организованного социально-политического процесса, т.е. не проект уже готового «здания», а только проект его возможного «строительства».

Эти и другие способы и формы разработки политического прогноза (например, мониторинг политического будущего в режиме эксперимента; защита в «зоне непредсказуемого» и некоторые другие) дают представление о динамике развития политического прогнозирования, его оптимизации и совершенствовании в современных условиях.

Без глубоких и обоснованных прогнозов достаточно проблематично результативно проводить политику в любой из сфер общественной жизни. Современный руководитель обязан прогнозировать логику развития как внутренне, так и внешнеполитической обстановки, с учетом этого принимать решения. Следует предвидеть возможные последствия принятых решений, быть в готовности своевременно и адекватно реагировать на возникающие повороты в жизни и в политических процессах.

Политическое прогнозирование не сводиться к попыткам предугадать все детали социального будущего, хотя в некоторых случаях это и существенно. Оно исходит из диалектической детерминации политических явлений будущего, из того, что необходимость пробивает себе дорогу через массу случайностей, что к явлениям будущего необходим вероятностный подход с учетом широкого набора возможных вариантов и моделей развития. Только при таком подходе прогнозирование может быть эффективно использовано при обосновании политической цели, плана, программы или решения.

Эффективное политическое прогнозирование позволяет значительно экономить энергию общества, дает возможность заранее предупреждать о вероятных опасностях и вовремя страховаться от последствий заведомо ложных политических решений. Оно, как свидетельствует политическая история последних десятилетий, является важным условием и фактором выбора верных и действенных путей и способов решения внутриполитических и внешнеполитических проблем с которыми постоянно сталкиваются народы и государства. Своевременное прогнозирование возможных последствий принимавшихся в последние годы политических решений позволило бы предотвратить многие войны, региональные и локальные вооруженные конфликты, столкновения различных социально-политических сил и властных институтов.

* *

*

Политическое прогнозирование является неотъемлемым элементом политической теории и практики. Оно дает возможность субъектам политической власти правильно ориентироваться в складывающейся обстановке и своевременно принимать оптимальные решения в различных сферах деятельности и общественных отношений, не допускать наступления и проявлений нежелательных тенденций в развитии общественно-политических явлений, процессов и событий. Политическое прогнозирование обладает своей спецификой и классифицируется по различным основаниям.

Политическое прогнозирование по своему содержанию представляет научно-исследовательский процесс, осуществляемый в соответствии с конкретными принципами, в определенной последовательности и по определенным технологиям. Соблюдение логики политического прогнозирования является необходимой предпосылкой обеспечения точности и достоверности разрабатываемых политических прогнозов. Повышение эффективности и оптимальности политического прогнозирования в современных условиях достигается выработкой и использованием в ходе его осуществления нетрадиционных (инновационных) способов и форм разработки политических прогнозов.

Контрольные вопросы.

1. Назовите основные условия и факторы, позволяющие осуществлять политическое прогнозирование. Дайте определение понятия «политическое прогнозирование».

2. Для чего необходимо заниматься разработкой политических прогнозов? Какую роль они играют в общественной жизни?

3. Классифицируйте политические прогнозы по различным основаниям. Раскройте предназначение поискового и нормативного прогнозов, покажите их отличия.

4. Назовите основные принципы политического прогнозирования. Раскройте их смысл с использованием примеров из реальной политической практики.

5. Выделите основные группы методов политического прогнозирования. Какие конкретные методы из этих групп Вы можете назвать?

6. Перечислите основные этапы разработки политического прогноза. Дайте краткую характеристику каждому из них.

7. Назовите нетрадиционные (инновационные) способы разработки политических прогнозов? В чем их достоинства и недостатки?

Литература

Анализ, прогноз, технологии в современной политике/Под. общ. ред. В.С. Комаровского. – М., 2001.

Барынькин В.М. Современная методология и методика оценки военно-политической обстановки. – М.: Воен. академия ГШ ВС РФ, 1999.

Котляревский Ю.Л., Шанцер А.С. Искусство моделирования и природа игры. – М., 1992.

Маркова А. Некоторые аспекты прогнозирования и моделирования социальных процессов//Власть. – 2002. – № 6.

Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. – М., 2000.

Рабочая книга по прогнозированию. – М.: Мысль, 1982.

Яковлев И.Г. Проблемы политического анализа на основе компьютерных технологий. – М., 1998.

Глава XX

Прикладная политология

Коренные перемены и преобразования, происходящие в последние годы в России, принципиально изменили социально-политическое устройство российского общества, политический курс его государства, привели к значительному усложнению общественной жизни. Это объективно требует глубокого научного анализа возникающих в обществе проблем, не имеющих аналогов в прошлом, определения наиболее оптимальных путей их решения. Следствием этого явилось активное развитие гуманитарных, социально-экономических наук, призванных не только теоретически объяснять происходящие в обществе процессы и явления, но и вырабатывать предложения и рекомендации органам государственного управления по их регулированию.

Новыми теоретическими идеями и положениями в современных условиях обогатилась и политическая наука. Углубляя и развивая научные представления о политических отношениях и процессах, она расширяет и обогащает знания людей о политике и политической жизни общества. Одновременно значительно усилилась практическая направленность политической науки, ее взаимосвязь с социальной действительностью. Политология сегодня оказывает существенную помощь институтам власти в выработке политических решений, выполнении ими управленческих функций. Широкое распространение получили прикладные политические исследования, активно разрабатываются политические технологии решения различных практических задач. Прикладная часть политического знания стала в последние годы весьма значимой и социально востребованной.

1. Специфика и содержание прикладной политологии.

Наши рекомендации