Сущность и структура политической культуры

Ее типы и функции

Многое из того, что в настоящее время относится к политической культуре, еще в Древности и Средневековье анализировалось и описывалось Конфуцием, Платоном, Аристотелем, Макиавелли и др. Сам же термин «политическая культура» появился лишь в XVIII веке в трудах немецкого философа просветителя И. Гердера. Это понятие встречается также у русского политического мыслителя XIX века В. Герье, а позднее у В.И. Ленина. В середине XX века понятие «политическая культура» приобрело статус научной категории. В это время в русле западной политологической традиции сложились первые научные представления о политической культуре как специфическом общественном явлении, относящемся одновременно как к сфере политики, так и к сфере культуры.

Особый вклад в разработку современной теории политической культуры внес американский ученый Г. Алмонд. Им была выдвинута идея о том, что политическая культура представляет определенный образец ориентации людей на политические действия, их отношения к политической системе общества. В дальнейшем она стала центральной в разработанной усилиями американских (С. Верба, Л. Пай, А. Липсет, У. Розенбаум), английских (Р. Роуз, Д. Каванах) и западноевропейских (К. фон Бойм, М. Дюверже, Р. Шварценберг, И. Инглхарт) ученых концепции этого общественного явления. Несмотря на то, что Г. Алмонд и его последователи выделяли и характеризовали различные аспекты политической культуры, практически все они связывали ее с ценностными мотивами, верованиями, идеалами и убеждениями человека, обеспечивающими его включение в политическую жизнь, функционирование политической системы общества. Политическая культура рассматривалась ими как обобщенная характеристика субъективного контекста политики, отражающего восприятие людьми политических отношений, их интерпретацию ими, а также отношение индивидов к политической действительности.

В современной политической науке политическая культура трактуется и объясняется с позиций трех основных подходов[76]. Первый из них – психологический, основоположниками которого являются Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн. В соответствии с этим подходом, политическая культура отождествляется с субъективным содержанием политики, характеризуется как совокупность внутренних ориентаций человека на политические объекты, т.е. это духовное явление, включающее главным образом основные компоненты политического сознания людей. Второй подход – нормативный, разработанный С. Вайтом, Дж. Плейно. Его сторонники рассматривают политическую культуру как нормативную модель, как некую матрицу поведения человека. Они ориентируют людей на наиболее распространенные в обществе нормы и правила политического поведения, на сложившиеся стандарты и формы взаимодействия индивида с властью. И, наконец, третий подход – всеобъемлющий. Первыми его применили В. Розенбаум, И Шапиро, П. Шаран. В рамках этого подхода, политическая культура характеризуется как единство внутренних, духовных установок субъекта и соответствующих им форм его политического поведения, как способ, стиль политической деятельности человека. Политическая культура в этом случае отождествляется с поиском индивидом политических идеалов и ценностей, возможностей их реализации. Она представляется как постоянно воспроизводимая духовная программа, модель поведения людей, как форма освоения человеком политического опыта и политического наследия предшествующих поколений.

Во всех перечисленных подходах подчеркивается связь политической культуры с наиболее устойчивыми, внутренне значимыми для человека политическими идеалами и воззрениями. Среди них, как духовных образований, главную роль играют его оценочные суждения, выражающие личностное отношение к политике и политической власти. С учетом этого, политическая культура проявляется в способности индивида выделять во властных отношениях внутренне значимый для себя смысл, реализуемый им в практических формах взаимодействия человека с государством, которое является для него, олицетворением политической власти, средством реализации политических целей. На индивидуально-личностном уровне политическая культура – это обусловленный ценностными представлениями человека о политических отношениях и явлениях и воплощенный на практике кодекс поведения или стиль деятельности личности как субъекта политики. Главная сущностная характеристика политической культуры выражается в степени освоения и практической реализации человеком общезначимых, получивших всеобщее признание ценностей и образцов политического поведения.

Однако в политике действуют не только индивиды, но и различные социальные группы и образования, а также социальные институты (государство, политические партии, общественно-политические организации и объединения, их блоки и союзы и т.д.). Поэтому политическая культура общества включает в себя и общезначимые, групповые политические ценности, оценки и действия граждан, обусловленные политическим опытом предшествующих поколений и коллективным политическим опытом реально включенных в политику социальных образований и институтов. Следовательно, если на индивидуальном уровне политическая культура выступает как единство политического сознания и политического поведения личности, то на общесоциальном она дополняется групповой культурой политического сознания и политического поведения, а также культурой функционирования, образующих политическую систему институтов. С учетом этого, политическая культура - это система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений и моделей поведения субъектов политического процесса, проявляющихся в их непосредственной деятельности по воспроизводству и развитию политической жизни общества на основе преемственности. Политическая культура это не сама политика и политические процессы. Это совокупность представлений людей о политике и политических процессах, их оценка и отношение к ним на обыденном и теоретическом уровнях индивидуального и группового политического сознания, формы и способы участия социальных и институциональных субъектов в политической жизни, степень их включенности в политико-властные отношения.

Политическая культура сложное и многообразное по содержанию общественное явление[77]. Ее структурусоставляют: культура политического сознания; культура политического поведения; культура функционирования политических институтов. Культура политического сознания характеризуется уровнем развития его идеологического и психологического компонентов. Идеологическими компонентами политического сознания являются политические знания, ценности, идеалы, убеждения, традиции, модели и нормы политического поведения индивидов и социальных образований. К психологическим компонентам относятся: политические чувства, эмоции, переживания, ориентации, настроения, стереотипы и мифы. Показателями состояния уровня культуры политического сознания являются: степень интереса социальных субъектов к политике, характер их отношения к существующей политической системе и ее отдельным институтам; отношение индивидов и социальных групп к другим участникам политического процесса, их готовность принять участие в тех или иных политических акциях и связанные с этим ожидания; представления социальных субъектов о «правилах политической игры», о границах дозволенного и недозволенного в политике, их отношение к закону, юридическим, правовым и нравственным нормам; характер политической самоидентификации, проявляющейся в принадлежности индивида к той или иной политической организации, отношении к конкретной политической партии и т.п.; содержание политического языка социальных субъектов. В культуре политического сознания выражаются ценностные ориентации человека на мировоззренческом уровне, где он выстраивает индивидуальные и групповые теоретико-психологические представления о политике, о своем месте и роли в ней.

Культура политического поведения представляет собой практико-политический уровень реализации ценностных ориентаций людей. Она характеризует конкретные политические действия и поступки человека, его политические связи, включенность в политические отношения. Показателями культуры политического поведения являются: формы, способы и характер участия социальных субъектов в политической жизни общества; формы и способы взаимодействия социальных субъектов политики с институтами государства и гражданского общества; тип электорального поведения индивидов и социальных групп и др. В культуре политического поведения выражаются место и роль социальных субъектов в решении государственных и общественных дел, их политико-правовой статус.

Культура функционирования политических институтов представляет собой проявление ценностных ориентаций личности и социальных групп на политическом, социаетальном уровне. Она характеризует организацию и механизм осуществления политической власти в обществе, технологию государственного управления и руководства. К показателям культуры функционирования политических институтов относятся: методы и способы принятия и осуществления политических решений, политического управления, организации и реализации государственной власти, регулирования социально-политических конфликтов в обществе; методы и способы взаимодействия политических и государственных институтов общества между собой, а также институтами других политических систем; способы защиты государственных интересов; тип электорального процесса в обществе; политическая символика и политические ритуалы и др. В культуре функционирования политических институтов выражаются содержание и характер общественно-политической жизни, основы и принципы ее организации.

Уровень развития политической культуры как сложного явления определяется величиной и качеством проявления каждого составляющего ее элемента. Политическая культура конкретного общества всегда включает не только позитивные, но и негативные ориентации и действия людей, синтезирует в себе все, что связано с духовным и функционально-практическим состоянием и реализацией политических ценностей. Она зависит от социальной, национальной, демографической, территориально-поселенческой и конфессиональной структур общества, от взаимоотношений политической элиты и электората, содержания и характера социально-экономического, политического и культурного развития страны, ее политической истории и традиций, исторической связи поколений.

Политическая культура как общественное явление обладает своими особенностями. Во-первых, являясь частью общей культуры общества, она представляет ее политическое измерение, отражает политические особенности цивилизационного развития конкретного народа. В этом смысле политическая культура выражает традиции организации и функционирования государственной власти в определенной стране, воплощает и развивает их в современном контексте. Она сохраняет «генетический код» народа, его дух в символах и атрибутах государственности (флаг, герб, гимн). Формирование и развитие политической культуры являются результатом естественно-исторического развития общества, коллективных действий и политического опыта людей.

Во-вторых, политическая культура – конкретно-историческое, социально детерминированное явление. На различных этапах развития общества она обогащается тем содержанием, которое соответствует потребностям времени. Ее изменение и совершенствование обусловлено динамикой социально-экономических и идейно-политических отношений, развитием и функционированием политических режимов.

В-третьих, политическая культура представляет собой качественную характеристику целостности общества в сфере публичной власти, оказывает существенное влияние на политическую жизнь в стране. Она фиксирует устойчивые и повторяющиеся связи между участниками политического процесса, их политические ценности и установки на разных уровнях политических отношений. Политическая культура является интегральной характеристикой политического образа жизни конкретной страны, отдельного класса, социальной группы, пронизывает все политические отношения.

В-четвертых, политическая культура это динамичное, постоянно развивающееся явление. Она отражает изменения в формах и способах политического поведения людей, в характере освоения ими политической действительности. Особенно подвижна и изменчива политическая культура в периоды революционных потрясений и преобразований, т.к. в это время народные массы активно втягиваются в политику, глубже и всесторонне осмысливают и оценивают ее суть, содержание и социальную значимость, осваивают новые приемы и способы политических действий. Свидетельством тому является история современной России: февраль и октябрь 1917 года, начало 90-х годов прошлого столетия.

Политическая культура взаимосвязана и взаимодействует с различными политическими и социальными процессами и явлениями. В результате этого взаимодействия в истории человеческого общества и государств сложилось множество типов политической культуры[78]. В современной теории для их выделения применяются различные основания. Наиболее общепринятым основанием классификации политической культуры, которое использовали Г. Алмонд и С. Верба, является политическая ориентация людей, их отношение к политической системе, властным институтам общества. В соответствии с этим основанием, Г. Алмонд и С. Верба выделяли три «идеальных» типа политической культуры: патриархальную («приходскую», «местечковую»); подданническую; активистскую (культуру участия или партиципаторная культуру). Патриархальная политическая культура свойственна обществу, в котором не сформировалась политическая система. Она ориентирована на частные ценности (племени, клана, рода) и проявляется в форме патриотизма, семейственности, коррупции. При этом в обществе с такой политической культурой нет специфических политических ролей. Как правило, отсутствует интерес граждан к политической жизни, на крайне низком уровне находятся знания людей о политической системе и тех ожиданиях, которые они могут реализовать в своей деятельности.

Подданническая политическая культура характеризуется пассивным, отстраненным отношением людей к политической системе, их ориентацией на традиции. Подчиняясь власти, они ожидают от нее различных благ, опасаются диктата, испытывая при этом по отношению к властным институтам положительные или отрицательные эмоции. Для этого типа политической культуры характерен невысокий уровень индивидуальной активности граждан.

Активистская (партиципаторная) политическая культура выражается в политической активности и вовлеченности граждан в политику, рациональности их политического поведения. Большинство членов общества является активными участниками политического процесса, стремятся воздействовать на принятие политических решений с помощью законных, легитимных средств влияния.

Выделяя эти типы политической культуры, Г. Алмонд и С. Верба отмечали, что все они в чистом виде не существуют. Политическая культура общества всегда включает в себя элементы каждого из этих типов, с доминированием в ней характеристик одного из них. Поэтому, наряду с «идеальными», существуют смешанные, промежуточные типы политической культуры: патриархально-подданническая; подданническо-активистская; патриархально-активистская. К числу смешанных типов политической культуры Г. Алмонд и С. Верба относили и так называемую «гражданскую культуру», которая, по их мнению, наиболее адекватна демократическому обществу. Это «культура лояльного участия», позитивно ориентированного на политическую систему. Она характеризуется балансом между властью и ответственностью политической элиты перед обществом, между политической пассивностью и политической активностью граждан в контроле над властными институтами.

Американский ученый У. Розенбаум, в качестве основания классификации политической культуры, использовал степень консенсуса между членами общества по поводу базовых политических ценностей и «правил политической игры». В соответствии с этим основанием он выделял фрагментарную и интегративную политические культуры. Сегодня эти типы культуры еще называют поляризованной и консенсусной. Первый тип политической культуры характеризуется отсутствием доверия между субъектами политического процесса, согласия между ними по поводу целей общественного развития, основных методов и способов решения общественно значимых задач. При этом типе культуры в обществе существует относительно высокий уровень политического насилия. Для второго типа политической культуры характерен консенсус субъектов политики по важнейшим вопросам общественного развития, высокая лояльность граждан к институтам власти.

Одним из оснований классификации политической культуры являются правила и нормы организации политической жизни общества. С учетом этого основания политическую культуру подразделяют на традиционную и светскую. Традиционная политическая культура ориентирована на жесткие предписания, строго установленную систему принципов политического взаимодействия участников политического процесса. Светский тип политической культуры характеризуется прагматизмом, широким участием различных слоев населения в политической жизни общества.

По масштабам, уровню и степени общности выделяются общая (доминирующая) политическая культура, политическая субкультура и политическая культура личности. Общая политическая культура – это политическая культура всего общества, обладающая устойчивыми, типичными признаками, характеризующими политическое сознание и политическое поведение основной массы населения, функционирование политических институтов.

Политическая субкультура представляет собой политическую культуру отдельных социальных образований и групп населения. Ее формирование и существование обусловлены положением тех или иных социальных групп в системе общественных отношений, характером их труда, образом жизни, половозрастной принадлежностью, местом проживания и т.д. Каждая политическая субкультура, являясь частью общей политической культуры, включает локальные, относительно самостоятельные политические ценности, нормы, стереотипы и приемы политического общения и политического поведения людей. Политической субкультурой являются, например, политическая культура молодежи, политическая культура сельского населения, политическая культура женщин, политическая культура жителей регионов, политическая культура отдельных этносов и т.д. К политической субкультуре относится и политическая культура военнослужащих. Она характеризуется развитым политическим самосознанием этой социальной группы, ее интересом к политическим процессам и событиям, происходящим в стране и мире, поддержкой со стороны военнослужащих существующих институтов государственной власти, специфическим политическим поведением, определяемым социальным статусом и правовым положением военнослужащих.

Политическая культура личности по масштабам и степени общности является первичной, исходной. Ее составляет совокупность политических представлений, ценностей, убеждений, установок, форм и способов политического поведения людей на индивидуально – личностном уровне. Она отражает также все типичное, что характерно для общей политической культуры и определенных политических субкультур, трансформируемое под влиянием индивидуальных качеств, непосредственного социального окружения и образа жизнедеятельности личности.

Наряду с перечисленными типами политической культуры существуют и другие. Например, по типу политического режима выделяются тоталитарная, авторитарная и демократическая политические культуры, по отношению к режиму политической власти – господствующая и оппозиционная, в зависимости от роли государства и других политических институтов в воспроизводстве образцов политического мышления и поведения – официальная, поддерживаемая государством, и реальная политическая культура, воплощающая политические ценности, способы и формы практического политического поведения большинства или значительной части населения.

Все типы политической культуры взаимосвязаны между собой, дополняют и обогащают друг друга. В результате они образуют в реальной жизни различные модификации политической культуры, имеющие специфический набор качеств, что свидетельствует о многоликости и сложности политической культуры как явления.

Политическая культура как продукт естественно-исторического развития и конкретно-историческое явление выполняет в системе общественных отношений определенные функции. К их числу относятся: познавательная, интегративная, нормативная, коммуникативно-информационная, регулятивная, мобилизационная, репродуктивная, воспитательно-социализационная. Каждая из этих функций проявляется в той роли, которую выполняет политическая культура как в обществе в целом, так и в жизни отдельного человека.

Познавательная функция политической культуры обеспечивает формирование у людей определенных общественно – политических знаний, повышение их политической образованности. Интегративная – способствует достижению согласия между членами общества в рамках существующей политической системы, общественно-политического строя. Нормативная – задает индивидам, социальным группам, обществу в целом нормы и стандарты политического мышления и поведения, границы политического процесса, фиксирует иерархию политических ценностей. Коммуникативно-информационная – позволяет устанавливать связь между участниками политического процесса, предавать элементы политической культуры от поколения к поколению, накапливать политический опыт. Регулятивная – закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы и цели поведения. Мобилизационная – организует людей на решение политических и социальных задач. Репродуктивная – способствует воспроизводству определенной системы общественно-политических отношений со всеми присущими ей признаками и противоречиями. Воспитательно-социализационная – формирует индивида как полноценного субъекта политических отношений, способствует приобретению человеком определенных свойств и навыков, позволяющих ему реализовывать свои гражданские права и политические интересы.

Функции политической культуры отражают ее социальную значимость в обществе. Их реализацией достигается воздействие политической культуры на социальные отношения и связи людей и главным образом на политическую систему общества и политический процесс. Причем политическая культура оказывает тройственное влияние на политические институты, политические отношения и процессы. Под ее воздействием: воспроизводятся традиционные для общества формы политической жизни; формируются новые, нетрадиционные формы и способы социальных и политических отношений; комбинируются элементы прошлого и перспективного политического развития. Все это означает, что политическая культура составляет базовый элемент общественно-политического процесса, важнейший фактор развития политической системы общества.

Политическая культура, как явление, обладает типичными характеристиками и признаками. Вместе с тем, в каждом обществе она обладает специфическими особенностями, складываются определенные пути ее совершенствования, развития и повышения.

Наши рекомендации