Религиозные правовые системы (мусульманское, индусское право и др.) в их основе лежит какая-либо система вероучения.
Мусульманское право источником является Коран, сунна и иджма.
Коран – священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами там есть и установления вполне нормативно-юридического характера.
Сунна - мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка, представляет собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман.
Иджма - третий источник мусульманского права – комментарии ислама, составленные его толкователями: докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в иджме, поэтому Коран и сунна непосредственного юридического значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме.
Характерные черты мусульманского права - архаичность, казуистичность, отсутствие писаных систематизированных норм во многом сглажены принятием в новейшее время законов, кодексов - продуктов деятельности государства.
Другой широко распространенной системой религиозного права является индусское право. Оно охватывает практически всех выходцев из Индии и так же, как мусульманское право, тесно связано с религией – индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Особую роль индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих пор наиболее ощутимо – семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т.д.
В литературе существует мнение, что обычное право нельзя рассматривать в качестве самостоятельных правовых систем, т.к. в современном мире, где сохранилось их действие (Тропической Африке, Ближнего и Среднего Востока, Южной и Юго-восточной Азии) они выступают лишь как подсистемы национального права, а несущей конструкцией национальных правовых систем здесь является право европейского типа.
Социалистическая правовая семья. (Куба, КНДР, КНР)
По внешним признакам имеет определенное сходство с романо-германской системой, она достаточно широко использует известную юридическую терминологию, юридические инструкции, правила законодательной техники и деление права на отрасли. Основывается на верховенстве закона, кодификации основных сфер правового регулирования.
Социалистическая правовая семья базируется на таких принципах регулирования, как слом старых правовых институтов, основывающихся на защите и охране частной собственности, многопартийности, разделении властей. Ее нормы устанавливают господство социалистической, и в первую очередь государственной собственности, законодательно признают руководящую роль коммунистической партии во всех сферах жизни. В иерархии нормативных правовых актов наивысшей юридической силой, помимо конституций, обладают акты высших партийных органов.
Типология права
Типология права — это его специфическая классификация, производимая в основном с позиции следующих подходов.
В теории права выделяют следующие подходы к типологии права:
I. Формационный подход.
Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода, решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права.
II. В рамках другого подхода типология права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков.
В соответствии с названным критерием выделяют следующие типы права:
Национальная правовая система – это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства).
В настоящее время в мире насчитывается более двухсот национальных правовых систем.
Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, обладающих общностью каких либо признаков.
Терминология здесь разнообразна. Например, Р. Давид использует термин «семья правовых систем», К.-О. Эберт и М. Рейнстайн «правовые круги», И. Сабо «форма правовых систем», С.С. Алексеев «структурная общность» и т.д.
Наибольшего распространения получила классификация известного французского ученого Рене Давида.
В основе этой классификации лежат два критерия: 1. Идеологический (религия, философия, экономика, социальная структура). 2. Критерий юридической техники. На основе этих подходов он выделяет три правовые семьи. 1. Романо-германская. 2. Англо-саксонская. 3. Другие виды общественного строя и права.
Кроме того можно выделить подход заподно-германского юриста К. Цвайгерта. В качестве критерия выступает понятие «правовой стиль» который учитывает следующие факторы: 1. Происхождение и эволюция правовой системы. 2. Своеобразие юридического мышления. 3. Специфические правовые институты. 4. Природу источников права и способы их толкования 5. Идеологические факторы.
В связи с этим К. Цвайгерт различает семь «правовых кругов» 1. Романский. 2. Германский. 3. Скандинавский. 4. Англо-американский. 5. Социалистический. 6. Право ислама. 7. Индусское право.
Вопросы для самопроверки
1. Что понимается под правовой системой?
2. Что такое правовая семья?
3. Как соотносятся понятия система права и правовая система?
4. Какие элементы входят в содержание правовой системы?
5. Что выступает главным критерием классификации правовых систем на англо-саксонскую, романо-германскую, мусульманскую?
6. Какие тенденции наблюдаются в развитии мусульманской правовой системы на современном историческом этапе?