Политическое развитие России в 1991-1999 гг. Распад СССР.

Конституция 1993 г.

В это время еще силь­ны были ком­му­ни­сти­че­ские на­стро­е­ния. КПСС к этому вре­ме­ни пе­ре­ста­ла су­ще­ство­вать. Был издан спе­ци­аль­ный указ о за­пре­те ее де­я­тель­но­сти, а также о за­пре­те ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии РСФСР. Но сами на­стро­е­ния об­ще­ства были да­ле­ки от де­мо­кра­ти­че­ских или ли­бе­раль­ных.

Было об­ра­зо­ва­но несколь­ко про­ком­му­ни­сти­че­ских дви­же­ний. Они не были объ­еди­не­ны, у них были раз­ные ли­де­ры. Мно­гие сто­рон­ни­ки этих груп­пи­ро­вок по­па­ли в число де­пу­та­тов VI съез­да на­род­ных де­пу­та­тов, ко­то­рый от­крыл­ся в ап­ре­ле 1992 года.

Борис Ни­ко­ла­е­вич Ель­цин (Рис. 1), вы­сту­пав­ший с до­кла­дом на этом съез­де, был под­верг­нут кри­ти­ке со сто­ро­ны этих де­пу­та­тов: они сви­сте­ли, кри­ча­ли, сме­я­лись, за­хло­пы­ва­ли пре­зи­ден­та, его до­клад не вос­при­ни­мал­ся все­рьез. Это была пер­вая стыч­ка между ста­рым и новым стро­ем.

На VII Съез­де на­род­ных де­пу­та­тов, ко­то­рый ра­бо­тал с 1 по 14 де­каб­ря 1992 года, Ель­цин не смог вы­сту­пить. Когда он вышел на три­бу­ну, де­пу­та­ты стали бой­ко­ти­ро­вать его вы­ступ­ле­ние. Все эти съез­ды де­мон­стри­ро­ва­лись в пря­мом эфире, и это мог ви­деть весь мир. По­ве­де­ние на­род­ных из­бран­ни­ков было недо­стой­ным, од­на­ко оно имело объ­ек­тив­ное обос­но­ва­ние. Неза­дол­го до на­ча­ла ра­бо­ты съез­да, 30 но­яб­ря 1992 года Кон­сти­ту­ци­он­ный суд РФ при­нял окон­ча­тель­ное ре­ше­ние по во­про­су о за­пре­те де­я­тель­но­сти Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии РСФСР. Этот закон, из­дан­ный пре­зи­ден­том, был при­знан кон­сти­ту­ци­он­ным актом.

Когда Ель­цин ушел со съез­да, слово взял спи­кер рос­сий­ско­го пар­ла­мен­та Рус­лан Хас­бу­ла­тов (Рис. 2). Его слова были вос­при­ня­ты съез­дом с боль­шим вни­ма­ни­ем. Он го­во­рил то, что де­пу­та­ты хо­те­ли услы­шать. В своей речи он ругал пра­ви­тель­ство.

Сразу после окон­ча­ния ра­бо­ты съез­да стало ясно, что пра­ви­тель­ство Гай­да­ра прак­ти­че­ски не имеет до­ве­рия у на­род­ных из­бран­ни­ков. Тогда Ель­цин от­пра­вил в от­став­ку пра­ви­тель­ство Гай­да­ра и пре­мьер-ми­ни­стром стал Вик­тор Сте­па­но­вич Чер­но­мыр­дин (Рис. 3).

Од­на­ко уже в марте 1993 года Ель­цин за­яв­ля­ет о сло­жив­шей­ся в стране си­сте­ме двое­вла­стия. Он пред­ло­жил на рас­смот­ре­ние на­ро­дом до окон­ча­ния кри­зи­са взять на себя осо­бые пол­но­мо­чия по управ­ле­нию го­су­дар­ством.

Де­пу­та­ты от­ре­а­ги­ро­ва­ли мгно­вен­но. Они пред­ло­жи­ли объ­явить Ель­ци­ну им­пич­мент. На­чи­на­ет­ся про­це­ду­ра от­стра­не­ния пре­зи­ден­та от долж­но­сти. Для того чтобы пре­зи­дент от­ка­зал­ся от вла­сти, нужно было на­брать 689 го­ло­сов де­пу­та­тов (2/3 от об­ще­го числа де­пу­та­тов). После по­ста­нов­ки этого во­про­са на го­ло­со­ва­нии за им­пич­мент вы­сту­пи­ло 617 де­пу­та­тов. Таким об­ра­зом, Ель­ци­ну уда­лось со­хра­нить свое право на ру­ко­вод­ство стра­ной. Но кри­зис на этом не за­кон­чил­ся. Он толь­ко начал на­би­рать обо­ро­ты.

По­ни­мая, что си­ту­а­ция скла­ды­ва­ет­ся таким об­ра­зом, что если не будет ре­ше­но по­ли­ти­че­ское про­ти­во­бор­ство между пар­ла­мен­том и пре­зи­дент­ской вет­вью вла­сти, то и эко­но­ми­че­ские про­бле­мы не смо­гут быть ре­ше­ны, Ель­цин ини­ци­и­ро­вал при­ня­тие но­во­го кон­сти­ту­ци­он­но­го за­ко­на. Он го­во­рил о том, что ста­рая Кон­сти­ту­ция РСФСР – это кон­сти­ту­ция ста­ро­го, уже не су­ще­ству­ю­ще­го го­су­дар­ства. Ель­цин вы­но­сит на все­на­род­ное об­суж­де­ние во­прос о раз­ра­бот­ке но­во­го кон­сти­ту­ци­он­но­го про­ек­та. Как толь­ко све­де­ния об этом про­ек­те по­па­ли в пе­чать, на­род­ные де­пу­та­ты под­ня­ли волну него­до­ва­ния. По новой кон­сти­ту­ции, пол­но­мо­чия пре­зи­ден­та были на­мно­го шире, чем пол­но­мо­чия пар­ла­мен­та. Пар­ла­мент же вы­сту­пал за то, чтобы имен­но его пол­но­мо­чия были боль­ше, чем пол­но­мо­чия пре­зи­ден­та. Также вы­бо­ры в новый пар­ла­мент, ко­то­рый пред­по­ла­га­лось на­зы­вать Го­су­дар­ствен­ной думой, долж­ны были про­из­во­дить­ся ком­би­ни­ро­ван­ным спо­со­бом. Часть де­пу­та­тов долж­на была из­би­рать­ся по ма­жо­ри­тар­ным окру­гам (од­но­ман­дат­ные окру­га, из­би­ра­те­ли го­ло­су­ют за од­но­го че­ло­ве­ка), а часть долж­на была идти по пар­тий­ным спис­кам. Такая си­ту­а­ция на­сто­ра­жи­ва­ла про­ком­му­ни­сти­че­ские груп­пи­ров­ки, так как у них было мало шан­сов на успеш­ную борь­бу с ли­бе­раль­ны­ми и де­мо­кра­ти­че­ски­ми пар­ти­я­ми, ко­то­рые были до­ста­точ­но спло­чен­ны­ми, в от­ли­чие от про­ком­му­ни­сти­че­ских груп­пи­ро­вок. Кри­зис все боль­ше на­рас­та­ет. К осени си­ту­а­ция ста­но­вит­ся прак­ти­че­ски нераз­ре­ши­мой.

Выборы 1993 года в Государственную думу

На ре­фе­рен­ду­ме рос­си­яне про­го­ло­со­ва­ли за этот про­ект. В де­каб­ре на­ча­лись вы­бо­ры в Го­су­дар­ствен­ную думу и Го­су­дар­ствен­ный совет РФ. Ель­цин на волне успе­ха над про­ком­му­ни­сти­че­ски­ми си­ла­ми счи­тал, что сей­час нач­нет­ся его время и он нач­нет про­во­дить эко­но­ми­че­ские ре­фор­мы, ко­то­рые сде­ла­ют Рос­сию бо­га­той стра­ной. Но ре­зуль­та­ты вы­бо­ра рос­си­ян обес­ку­ра­жи­ли пра­вя­щую элиту. Ель­цин был одним из ли­де­ров «Де­мо­кра­ти­че­ской Рос­сии». Это со­здан­ный под вы­бо­ры 1993 года гай­да­ров­ский из­би­ра­тель­ный блок «Выбор Рос­сии» (Рис. 9) по­зи­ци­о­ни­ро­вал себя в ка­че­стве про­пре­зи­дент­ской пар­тии. Ель­цин на­де­ял­ся на по­бе­ду этой пар­тии.

Но рос­си­яне на вы­бо­рах про­го­ло­со­ва­ли за ЛДПР. Эта пар­тия на­бра­ла по пар­тий­ным спис­кам почти 25% го­ло­сов, остав­ляя по­за­ди «Выбор Рос­сии», ком­му­ни­стов и все осталь­ные по­ли­ти­че­ские пар­тии (Рис. 10). Транс­ля­ция под­сче­та го­ло­сов шла в пря­мом эфире. Она была пре­кра­ще­на, по­то­му что Ель­цин понял, что его пар­тия по­тер­пе­ла со­кру­ши­тель­ный про­вал. Толь­ко утром были со­об­ще­ны ре­зуль­та­ты, где по­ли­ти­че­ские ли­де­ры объ­яс­ни­ли рос­си­я­нам, что по­бе­ды по пар­тий­ным спис­кам до­би­лась пар­тия ЛДПР, но по од­но­ман­дат­ным окру­гам «Выбор Рос­сии» и дру­гие про­ель­цин­ские силы смог­ли на­брать до­ста­точ­ное ко­ли­че­ство го­ло­сов, чтобы сфор­ми­ро­вать до­ста­точ­но креп­кую фрак­цию в Го­су­дар­ствен­ной думе. Все это озна­ча­ло, что рос­си­яне вы­ска­за­лись за де­мо­кра­тию, но Рос­сия не го­то­ва поз­во­лять «Вы­бо­ру Рос­сии» де­лать все, что им взду­ма­ет­ся.

Вы­бо­ры в 1993 году не по­ка­за­ли, что у Ель­ци­на есть по­ли­ти­че­ская сво­бо­да в дей­стви­ях. В даль­ней­шем кри­зи­сы, свя­зан­ные с вза­и­мо­от­но­ше­ни­ем с пар­ла­мен­том, ста­нут непри­выч­ным делом для то­гдаш­ней по­ли­ти­че­ской си­сте­мы в Рос­сий­ском го­су­дар­стве.

После этих со­бы­тий была сфор­ми­ро­ва­на пол­но­цен­ная ком­му­ни­сти­че­ская пар­тия, ко­то­рая на­чи­на­ет на­би­рать боль­шое ко­ли­че­ство го­ло­сов. Оче­ред­ное про­ти­во­сто­я­ние между ком­му­ни­ста­ми и про­де­мо­кра­ти­че­ски­ми си­ла­ми со­сто­я­лось на вы­бо­рах 1996 года. Рей­тинг Ель­ци­на ска­тил­ся до очень низ­кой от­мет­ки – менее 10%. Рей­тинг Зю­га­но­ва – ли­де­ра Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии (КПРФ) по­сто­ян­но рос. У ком­му­ни­стов по­яви­лась воз­мож­ность взять ре­ванш и за­по­лу­чить власть в свои руки, но те­перь уже де­мо­кра­ти­че­ским спо­со­бом.

Нарастание конфликта и его пик – штурм Белого дома в октябре 1993 года

К концу сен­тяб­ря 1993 года в Рос­сии сло­жи­лась крайне на­пря­жен­ная си­ту­а­ция. В Рос­сии могла на­чать­ся граж­дан­ская война. Все со­бы­тия де­мон­стри­ро­ва­лись по те­ле­ви­де­нию. Даже в пря­мом эфире можно было на­блю­дать про­ти­во­сто­я­ния за­ко­но­да­тель­ной и ис­пол­ни­тель­ной вла­стей. Эти две ветви вла­сти не могли ре­шить во­прос, кто из них глав­ней. В итоге каж­дая из них на­чи­на­ет на­кап­ли­вать опре­де­лен­ные во­ен­ные силы. Ми­ли­ция, под­чи­няв­ша­я­ся пре­зи­ден­ту, на­чи­на­ет оцеп­лять зда­ние пар­ла­мен­та, во­круг Бе­ло­го дома на­чи­на­ют воз­во­дить­ся бар­ри­ка­ды. Важно было недо­пу­стить рас­пол­за­ния этого кон­флик­та за пре­де­лы Моск­вы, ведь если бы этот кон­фликт пе­ре­шел и на дру­гие ре­ги­о­ны, то Рос­сия ока­за­лась бы в со­сто­я­нии граж­дан­ской войны.

Пар­ла­мент на­чи­на­ет ак­тив­ное со­про­тив­ле­ние. К этому вре­ме­ни уже окон­ча­тель­но сло­жил­ся круг про­ти­во­бор­ству­ю­щих сто­рон. С одной сто­ро­ны, спи­кер пар­ла­мен­та Хас­бу­ла­тов и его бли­жай­ший со­юз­ник на тот мо­мент – ви­це-пре­зи­дент Алек­сандр Руц­кой (Рис. 4). Хас­бу­ла­тов объ­яв­ля­ет, что дей­ствия и пол­но­мо­чия пре­зи­ден­та долж­ны быть при­оста­нов­ле­ны. Офи­ци­аль­но всту­па­ет в права пре­зи­ден­та ви­це-пре­зи­дент Руц­кой. Эти со­бы­тия раз­во­ра­чи­ва­лись в Москве в на­ча­ле ок­тяб­ря 1993 года.

Дело в том, что 21 сен­тяб­ря Ель­ци­ным был издан так на­зы­ва­е­мый Указ 1400 о до­сроч­ном пре­кра­ще­нии пол­но­мо­чий Съез­да на­род­ных де­пу­та­тов и Вер­хов­но­го Со­ве­та. Дей­ство­вав­шая кон­сти­ту­ция прямо за­пре­ща­ла пре­зи­ден­ту до­сроч­ный ро­спуск пар­ла­мен­та. Более того, в ней был спе­ци­аль­ный пункт, по ко­то­ро­му пре­зи­дент ав­то­ма­ти­че­ски пе­ре­ста­вал быть пре­зи­ден­том в слу­чае такой по­пыт­ки. На этом ос­но­ва­нии оп­по­нен­ты Ель­ци­на ха­рак­те­ри­зу­ют его дей­ствия как ан­ти­кон­сти­ту­ци­он­ный го­су­дар­ствен­ный пе­ре­во­рот и счи­та­ют, что с мо­мен­та под­пи­са­ния Указа 1400 он во­об­ще утра­тил пре­зи­дент­ские пол­но­мо­чия. Со­от­вет­ствен­но, все си­ло­вые дей­ствия пар­ла­мен­та и его сто­рон­ни­ков про­тив Ель­ци­на (с мо­мен­та под­пи­са­ния им указа) они рас­це­ни­ва­ют как за­кон­ную за­щи­ту кон­сти­ту­ци­он­но­го строя со сто­ро­ны за­кон­но­го выс­ше­го ор­га­на го­су­дар­ствен­ной вла­сти (пар­ла­мен­та). Сто­рон­ни­ки Ель­ци­на фак­ти­че­ски не от­ри­ца­ют, что, издав Указ 1400, он «вышел за рамки пра­во­во­го поля», но оправ­ды­ва­ют это вы­нуж­ден­но­стью, об­ви­няя пар­ла­мент в том, что он пер­вый до этого мно­го­крат­но «вы­хо­дил за рамки пра­во­во­го поля», и эти рамки фак­ти­че­ски уже не су­ще­ство­ва­ли. Дей­ствия пар­ла­мен­та и его сто­рон­ни­ков по за­щи­те кон­сти­ту­ци­он­но­го строя они на­зы­ва­ют во­ору­жен­ным мя­те­жом про­тив «за­кон­ной» вла­сти пре­зи­ден­та.

2, 3 и 4 ок­тяб­ря 1993 года – пик про­ти­во­сто­я­ния (Рис. 5). Мно­го­ты­сяч­ные толпы моск­ви­чей и рос­си­ян, при­е­хав­ших из дру­гих го­ро­дов, столк­ну­лись на мос­ков­ских ули­цах. Сна­ча­ла сто­рон­ни­ки пар­ла­мен­та разору­жи­ли ми­ли­цию, на­хо­див­шу­ю­ся в оцеп­ле­нии Бе­ло­го дома, затем на­чи­на­ет­ся фор­ми­ро­ва­ние от­ря­дов, пол­ков и про­чих во­ору­жен­ных сил. Руц­кой в от­кры­том ве­ща­нии вы­сту­па­ет и при­зы­ва­ет лет­чи­ков, тан­ки­стов и все осталь­ные виды Во­ору­жен­ных сил при­со­еди­нить­ся к за­щит­ни­кам пар­ла­мен­та, таким об­ра­зом, за­щи­тить рос­сий­скую де­мо­кра­тию. Бес­по­ряд­ки в Москве до­сти­га­ют сво­е­го пика (Рис. 6). Со­вер­шен­но непо­нят­но, кому в это время при­над­ле­жит власть. Все это по­ка­зы­ва­ет­ся в пря­мом эфире по на­ци­о­наль­ным ка­на­лам.

Од­на­ко это вос­ста­ние быст­ро ис­чер­па­ло свои силы. За­хва­тить зда­ние Остан­ки­но вос­став­шим не уда­лось. Когда толпы людей по­пы­та­лись штур­мом за­хва­тить зда­ние те­ле­цен­тра, они под­верг­лись огню на по­ра­же­ние. Все эти страш­ные со­бы­тия за­кон­чи­лись жерт­ва­ми. По­гиб­ла груп­па жур­на­ли­стов из Фран­ции, по­гиб­ло много про­стых жи­те­лей, ко­то­рые при­шли по­смот­реть на про­ис­хо­дя­щие в Москве со­бы­тия, было много ра­не­ных. Таким об­ра­зом, вос­став­шие не смог­ли за­хва­тить те­ле­центр. С этого мо­мен­та на­чи­на­ет­ся откат. В Москве по­яв­ля­ют­ся танки (Рис. 7). Че­ты­ре танка сто­я­ли на мосту через Москва-ре­ку, и их пушки были на­ве­де­ны на зда­ние Бе­ло­го дома и пря­мой на­вод­кой стре­ля­ли по окнам пар­ла­мен­та. Но силы вос­став­ших ис­ся­ка­ли, а во­ору­жен­ных сил у Ель­ци­на было на­мно­го боль­ше. Его под­дер­жи­вал ми­нистр обо­ро­ны Гра­чев, МВД и все си­ло­вые струк­ту­ры. Это озна­ча­ло, что у Руц­ко­го и Хас­бу­ла­то­ва нет шан­сов.

По­бе­да Ель­ци­на и раз­гром пар­ла­мен­та озна­ча­ли для Рос­сии уни­каль­ную си­ту­а­цию. В это время не дей­ство­ва­ла ни­ка­кая ветвь вла­сти, кроме пре­зи­дент­ской. Еще до раз­гро­ма пар­ла­мен­та был рас­пу­щен Кон­сти­ту­ци­он­ный суд и Зорь­кин (Рис. 8), пред­се­да­тель Кон­сти­ту­ци­он­но­го суда был от­прав­лен в от­став­ку за кри­ти­ку дей­ствий пре­зи­ден­та, по­сколь­ку он счи­тал, что дей­ствия пре­зи­ден­та на­ру­ша­ли по­ло­же­ния кон­сти­ту­ции (хотя это было дей­стви­тель­но так).

Пар­ла­мент раз­гром­лен, и за­ко­но­да­тель­ной ветви вла­сти не стало. Рос­си­яне в этот пе­ри­од жили по ука­зам пре­зи­ден­та. Ель­цин вос­поль­зо­вал­ся этими пол­но­мо­чи­я­ми в пол­ной мере. Он пред­ло­жил рос­си­я­нам на ре­фе­рен­ду­ме про­ект кон­сти­ту­ции, ко­то­рый дает ему прак­ти­че­ски без­гра­нич­ные пол­но­мо­чия. Со­глас­но этому про­ек­ту права пре­зи­ден­та прак­ти­че­ски ни­ка­ким об­ра­зом нель­зя было уре­зать. Новый про­ект кон­сти­ту­ции давал воз­мож­ность бу­ду­ще­му пре­зи­ден­ту Рос­сии не за что не от­ве­чать и всем ру­ко­во­дить.

Поиск преемника

Де­мо­кра­ти­че­ские силы все-та­ки удер­жа­ли власть в своих руках. Ель­ци­ну все-та­ки уда­лось с неболь­шим от­ры­вом по­бе­дить на вы­бо­рах 1996 года. Все это озна­ча­ло про­дол­же­ние ре­форм. Сло­жив­ша­я­ся си­ту­а­ция ста­ви­ла перед Ель­ци­ным во­прос о пре­ем­ни­ке.

Страш­ная Че­чен­ская война, нере­шен­ность эко­но­ми­че­ских про­блем, де­фолт 1998 года, когда Рос­сия рух­ну­ла в эко­но­ми­че­ском плане, ста­ви­ли перед Ель­ци­ным во­прос: либо де­мо­кра­ти­че­ские силы по­те­ря­ют шанс на управ­ле­ние стра­ной и к вла­сти при­дут ком­му­ни­сты, либо он дол­жен под­го­то­вить себе пре­ем­ни­ка, ко­то­рый смо­жет не по­вер­нуть назад, к ком­му­ни­сти­че­ско­му про­шло­му. Таким пре­ем­ни­ком стал Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич Путин (Рис. 11). Ель­цин вы­дви­гал этого мо­ло­до­го по­ли­ти­ка по­сте­пен­но. Сна­ча­ла Путин стал пред­се­да­те­лем Служ­бы фе­де­раль­ной без­опас­но­сти, затем ви­це-пре­мье­ром, потом пре­мьер-ми­ни­стром, а позже ис­пол­ня­ю­щим обя­зан­но­сти пре­зи­ден­та.

Распад СССР кратко

На данный момент единого мнения о том, каковы предпосылки распада СССР не существует. Однако, большинство ученых едины в том, что зачатки их были заложены в самой идеологии большевиков, которые, пусть и во многом формально, признавали право наций на самоопределение. Ослабление центральной власти спровоцировало формирование новых властных центрах на окраинах государства. Стоит отметить, что похожие процессы происходили и в самом начале 20 века, в период, революций и краха Российской империи.

Если говорить кратко причины распада СССР следующие:

  • кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления;
  • неудачные, во многом непродуманные, реформы, приведшие к резкому ухудшению уровня жизни;
  • массовое недовольство населения перебоям поставок продуктов питания;
  • все усиливающийся разрыв уровня жизни между гражданами СССР и гражданами стран капиталистического лагеря;
  • обострение национальных противоречий;
  • ослабление центральной власти;
  • авторитарный характер советского общества, в том числе жесткая цензура, запрет церкви и так далее.

Процессы, приведшие в результате к распаду СССР, обозначились уже в 80-е годы. На фоне общего кризиса, который к началу 90-х только углубился, отмечается рост националистических тенденций практически во всех союзных республиках. Первыми из состава СССР выходят: Литва, Эстония и Латвия. За ними следуют Грузия, Азербайджан, Молдавия и Украина.

Распад СССР стал результатом событий августа – декабря 1991 г. После августовского путча деятельность в стране партии КПСС была приостановлена. Утратил власть Верховный Совет СССР и Съезд народных депутатов. Последний в истории Съезд состоялся в сентябре 1991 г. и заявил о самороспуске. В этот период высшим властным органом стал Государственный Совет СССР который возглавил Горбачев, первый и единственный президент СССР. Предпринятые им осенью – замой попытки предотвращения как экономического, так и политического развала СССР успеха не принесли. В итоге 8 декабря 1991 года, после подписания Беловежского соглашения главами Украины, Беларуси и России, Советский Союз прекратил свое существование. В тоже время, произошло образование СНГ – Содружества Независимых Государств. Распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой 20 века, повлекшей глобальные последствия.

Вот только основные последствия распада СССР:

• резкое сокращение производства во всех странах бывшего СССР и падение уровня жизни населения;

• территория России сократилась на четверть;

• доступ к морским портам вновь осложнился;

• уменьшилось население России – фактически на половину;

• возникновение многочисленных национальных конфликтов и появление территориальных претензий между бывшими республиками СССР;

• началась глобализация – постепенно набирали ход процессы, превратившие мир в единую политическую, информационную, экономическую систему;

• мир стал однополярным, а единственной сверхдержавой остались Соединенные Штаты.

Конституция Российской Федерации 1993 года – Основной закон суверенного Российского государства, принятый на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. Она впитала основные достижения первой правовой науки .Однако, будучи принятой в условиях жесткого политического противоборства законодательной и исполнительной властей, она не лишена недостатков и, вероятно в дальнейшем будет нуждаться в изменениях и дополнениях. Одной из особенностей Конституции РФ 1993 года является ее гуманистическая направленность . Права и свободы человека и гражданина закреплены в ней в качестве высшей ценности. Их признание, соблюдение и защита – главная обязанность государства. Кроме этого, Конституция РФ 1993 года закрепила смешанную форму правления – президентско – парламентскую с заметным акцентом властных полномочий в сторону исполнительной власти: президента, премьер-министра и правительства.

Конституция РФ выполняет ряд функций :

1) Политическая функция Конституции состоит в том, что она определяет правила политической борьбы и обеспечивает политическим силам равные условия в борьбе за государственную власть. Государство не вмешивается в дела гражданского общества и его организаций : политических партий, общественных организаций, объединений ;

2) Правовая функция выражается в том, что, выступая ядром правовой системы, Конституция устанавливает общие правовые принципы, которые являются исходными для различных отраслей права . Обладая высшей юридической силой, Конституция обеспечивает надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне не противоречивых актов государства;

3) Гуманистическая функция Конституции определяется тем, что в ней нашли отражение общепризнанные нормы и общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы человека. На государство возложена обязанность обеспечения достойных условий существования человека.

Как основной закон Конституция 1993 года имеет правовые признаки, которые отличают ее от иных нормативно-правовых актов:

· Конституция обладает юридическим верховенством, ей присуща высшая юридическая сила по сравнению с другими нормативно-правовыми актами, которые не должны ей противоречить;

· Закрепляя основополагающие принципы организации государства и общества, а также правовой статус личности, Конституция является базой текущего законодательства; лишь конкретизирует основные начала, закрепленные в Конституции;

· Конституцию отличает прямое действие ее норм, которые не требуют никакого дополнительного законодательного разъяснения или дополнения;

Конституцию характеризует особый порядок принятия и изменения. Она была принята на референдуме. В обычном порядке могут вносится изменения в гл. 3-8 . За них должны проголосовать не менее 2/3 общего числа депутатов обеих палат Федерального Собрания. Предложение о пересмотре гл. 1,2,9 должно быть поддержано 3/5 голосов общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Затем созывается Конституционное Собрание, которое решает, изменять Конституцию или нет.

Структура Конституции Российской Федерации 1993 года.

Конституция Российской федерации состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей. Содержание преамбулы Конституции не имеет правового характера. В ней выражены намерения о целях принятиях Конституции . Среди них следует отметить приверженность демократии, правам человека, возрождения российской государственности.

Наши рекомендации