Исправить стилистические ошибки (письменно: предложение с ошибкой, рядом исправленное предложение; соблюдать предложенную нумерацию).

ПАНЕЕВ Е.В.

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

ПРЕДЗАЧЕТНЫЕ (предэкзаменационные) ЗАДАНИЯ

(6 заданий, вверху каждого задания указывается имя, отчество и фамилия студента и № группы)

1. Иметь полный конспект лекций

2. Составить перечень вопросов проблемного (практического) характера к каждой теме лекций (от 3-х до 5 вопросов) – в печатном виде (задание сдается перед ответом на экзамене): не менее 20 вопросов (знать ответ на каждый вопрос)

3. Выполнить домашнее задание по теме: «Анализ стилей русского языка»

Примечание: номер задания (задачи) должен совпадать с последней цифрой номера зачетной книжки студента (цифра «0» указывает на 10 задание). Обязательное условие: задание сдается перед ответом на экзамене в печатном виде – объем примерно одна - две страницы.

Задание 1. Сделать сравнительный анализ художественного и официально-делового стилей (по 3-5 признаков).

Задание 2. Сделать сравнительный анализ художественного и научного стилей (по 3-5 признаков).

Задание 3. Сделать сравнительный анализ художественного и публицистического стилей (по 3-5 признаков).

Задание 4. Сделать сравнительный анализ художественного и научно-популярного стилей (по 3-5 признаков).

Задание 5. Сделать сравнительный анализ публицистического и научно-популярного стилей (по 3-5 признаков).

Задание 6. Сделать сравнительный анализ публицистического и официально-делового стилей (по 3-5 признаков).

Задание 7. Сделать сравнительный анализ публицистического и научного стилей (по 3-5 признаков).

Задание 8. Сделать сравнительный анализ официально-делового и публицистического стилей (по 3-5 признаков).

Задание 9. Сделать сравнительный анализ официально-делового и научного стилей (по 3-5 признаков).

Задание 10. Сделать сравнительный анализ официально-делового и научно-популярного стилей (по 3-5 признаков).

Подготовить реферат (эссе) на тему: «Стилистический анализ статьи из специального журнала».

Для обязательного письменного (печатного) исполнения. Сдается до ответа на экзамене (зачете) в объеме от двух до трех страниц (интервал 1,15 – 1,5)

Примечание 1: тексты брать только из журнала «Российская федерация сегодня» и только один смысловой фрагмент (примерно одна страница – ксерокопию приложить к заданию), указывать № и год издания журнала.

В процессе разбора каждое положение подтверждается примерами из анализируемого текста (все предположения обосновать - доказать). План стилистического анализа текста

1) Общая характеристика текста:

- тема (о чем этот текст?);

- вид (тип) данного текста (функционально-смысловые тип речи): монолог или диалог, описание, рассуждение, повествование;

-цель создания текста (информирование, предписание, убеждение, агитация, развлечение, эстетическое воздействие);

- кем создан и кому предположительно адресован текст;

- образцом какого функционального стиля предположительно является данный текст (разговорный, художественный, публицистический, официально-деловой, научный, научно-популярный)

2) Внешние особенности текста (делится ли он на части графическим способом, имеет ли рубрикацию или нумерацию частей, содержит ли цифровой материал, имеет ли шрифтовые выделения и т.д.)

3) Речевые особенности текста:

- лексическая характеристика: а) используется ли книжная лексика и какая именно (термины науки, делопроизводства, культуры, политики; общекнижная лексика – привести примеры;

б) используется ли разговорная лексика или фразеология; в) применяются ли эмоционально-экспрессивные оценочные слова и выражения; г) есть ли индивидуально-авторское словоупотребление, юмор – привести примеры;

- морфологическая характеристика: а) используются ли типы словоформ с выраженной книжной стилистической окраской (причастия, деепричастия, краткая форма прилагательных, отглагольные существительные); в) есть ли местоимения первого и второго лица – привести примеры;

- синтаксическая характеристика: а) каков состав текста по типам использованных предложений: восклицательные (эмоц-экспрессивн.), неполные (разг.), полные, повествовательные; б) сколько предложений текста с обособленными членами предложения, в) каков средний объем одного предложения в тексте (краткие, средние, распространенные – каких сколько).

Собственно текстовая характеристика: а) есть ли в тексте чужая речь (прямая, косвенная); г) выражена ли авторская оценка содержания (какую позицию занимает автор: объективно-нейтральную, аналитическую, предписательную, ироническую или др.).

4) Типичные языковые и речевые средства: есть ли построение по принципу «вопрос – ответ», риторический вопрос (вопрос, не требующий ответа), ряды однородных членов, оправданный повтор слов, неполные предложения, вводные слова.

Исправить стилистические ошибки (письменно: предложение с ошибкой, рядом исправленное предложение; соблюдать предложенную нумерацию).

1. Мне абсолютно нечего одеть сегодня на вечер. 2. Ну, если вам так хочется, что я виновный за все, что происходит, – я вам считаю, что я виновен. И что тогда? 3. Я не собираюсь возбуждать никаких уголовных дел.., но я доведу до конца те негативные вопросы, которые были совершены администрацией. 4. Я думаю, что нашему президенту кто-то подкладывает очень серьезную медвежью услугу. 5. Я очень большую роль возлагал на эту встречу. 6. Вы знаете, что И.Х. совершенно профессионально вращается в области мужчин, которые вершат нашими судьбами. 7. Я испытал ощущение очищения и недопущения в Совет Федерации тех лиц, которые себя скомпрометировали. 8. Я не исключаю, что и сегодня подслушивают и подсматривают и меня и вас. 9. Я вдовец, она тоже женщина хорошая. У нее там племянник и погода хорошая. 10. Мы готовимся к Восьмому марту. 11. Тираж составляет около тридцать одного миллиона экземпляров. 12. При продаже сада он удовольствовался полторы тысячей рублей. 13. Эти показатели были достигнуты нами в двухтысяча четвертом году. 14. Пятеро студентов и трое студенток принимало участие в смотре художественной самодеятельности.

Наши рекомендации