Раздел 1. Введение в изучение истории России

ФГБОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИСТОРИЯ

РОССИИ

учебно-методические материалы

Краснодар

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИСТОРИЯ

РОССИИ

учебно-методические материалы

издание семнадцатое, дополненное и переработанное

Краснодар

 

УДК 947(075.8)

ББК 63.3(2)я73

И 907

Рецензент:

доктор исторических наук, профессор
Краснодарского государственного университета
культуры и искусств

Б.А. Трехбратов

И 907 История России: учеб.-метод. материалы. 16-е изд., доп. и перераб. / сост. В.В. Касьянов, Ю.А. Узлов, С.Н. Бородина, С.Н. Шаповалов, В.И. Петров, И.М. Федина. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2016. 28 с. 2000 экз.

Издание включает учебно-методические материалы дисциплины «История России», планы семинарских занятий, темы рефератов и контрольных работ, рекомендуемую основную литературу и литературу для самостоятельной работы студентов.

Адресуется студентам всех направлений и профилей подготовки, кроме студентов факультета истории, социологии и международных отношений.

УДК 947(075.8)

ББК 63.3(2)я73

Печатаются по решению редакционно-издательского совета
Кубанского государственного университета

Представлено кафедрой истории и культурологии

 

ПРОГРАММА

Дисциплина «История России» относится к базовой части блока дисциплин (модулей) учебного плана бакалавриата. Целью ее изучения является формирование у студентов устойчивого представления об основных закономерностях и особенностях исторического процесса, его основных этапах и содержании с древнейших времен до наших дней. Задачи дисциплины: содействовать формированию у студентов целостной картины истории во всей ее противоречивой многообразности; способствовать преодолению однобоких, тенденциозных взглядов на историю; содействовать закреплению знаний о движущих силах и закономерностях исторического процесса; способствовать формированию общегражданских ценностей в условиях создания гражданского демократического общества.

Изучение дисциплины «История России» направлено на формирование у обучающихся способности анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.

Раздел 5. Российская империя в XIX ВЕКе

Царствование Александра I. Реформы государственного управления, просвещения и образования. «Указ о вольных хлебопашцах». Отечественная война 1812 г. и заграничный поход Русской армии. Движение и восстание декабристов.

Россия во второй четверти XIX в. Николай I. Государственная идеология: самодержавие – православие – народность. Реформы П.Д. Киселева и Е.Ф. Канкрина. Общественное движение: славянофильство, западничество, революционные кружки. Русский народный социализм (народники). Анархизм и терроризм. Кавказская и Крымская войны.

Александр II. Отмена крепостного права. Буржуазные реформы 60–70-х гг. XIX в. Александр II. Социально-экономическое и политическое развитие пореформенной России. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Русско-турецкая война 1877–1878 гг.

Александр III и политика контрреформ. Нарастание социально-экономических и политических проблем в историческом развитии России к концу XIX в.

«Золотой век» русской культуры. Литература и ее жанры. Феномен А.С. Пушкина. Периодическая печать, сентиментализм, романтизм, реализм, литературная критика. Скульптура. П.К. Клодт, Б.И. Орловский, Ф.П. Толстой. Живопись. О.А. Кипренский, В.А. Тропинин, А.Г. Венецианов, П.А. Федотов, К.П. Брюлов, А.А. Иванов. Музыка. Русский романс, романтизм, реализм, национальная классическая музыка. А.Н. Верстовский, А.С. Даргомыжский, М.И. Глинка, А.А. Алябьев, А.Е. Варламов. Образование. Открытие университетов. Царскосельский лицей. Специальные высшие учебные заведения. Достижения науки. Открытия в естествознании, математике, физике, астрономии, химии, медицине, географии. Архитектура. А.Д. Захаров, Ж.Ф. Тома де Томон, А.Л. Огюст Монферран, К.И. Росси, А.Н. Воронихин, О.И. Бове, К.И. Тон. Театр.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1.

1. Славяне в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян.

2. Возникновение государственности у восточных славян. Новгородско-Киевская Русь. Отношения с Византией, странами Европы и Азии. Принятие христианства.

3. Феодальная политическая раздробленность. Монгольское нашествие. Русь и Золотая Орда: характер, особенности и проблемы взаимоотношений.

Занятие 2.

1. Особенности возникновения и развития Московского княжества в XIV в. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

2. Россия в XV в. Внешняя и внутренняя политика Ивана III. Создание единого централизованного государства.

3. Достижения культуры Новгородско-Киевской Руси.

Занятие 1

1. Социально-экономическое и политическое развитие России в первой четверти XIX в. Либеральные реформы Александра I.

2. Отечественная война 1812 г. Ее внутрироссийское и международное значение.

3. Начало революционного движения в России. Декабристы.

4. Внутренняя и внешняя политика Николая I. Крымская война.

Занятие 2

1. Александр II и его реформы 1861–1874 гг. Контрреформы Александра III.

2. Экономическое развитие России в пореформенный период.

3. Основные направления идейной и общественно-политической борьбы во второй половине XIX в.

4. Развитие русской культуры в XIX в.

Гражданской войн

Занятие 1.

1. Россия на рубеже XIX–XX вв. Николай II. Русско-японская война.

2. Революция 1905–1907 гг.: ее причины, характер и результаты.

3. Политические партии России: их генезис, классификация, программы, стратегия и тактика.

4. Столыпинская аграрная реформа: цели, ход, итоги.

5. Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса.

Занятие 2.

1. Великая российская революция. События февраля 1917 г.

2. Деятельность Временного правительства и Петросовета. Двоевластие.

3. Октябрьские события 1917 г. Установление Советской власти в России.

4. Гражданская война и интервенция. Причины, характер и последствия.

Занятие 1

1. Международная обстановка и внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны.

2. Великая Отечественная война. Нападение Германии на СССР. Причины поражений Красной Армии в начальный период войны. Битва под Москвой.

3. Коренной перелом в ходе войны. Сталинградская и Курская битвы.

Занятие 2

1. Изгнание фашистских захватчиков с территории СССР в 1944–1945 годах. Битва за Берлин.

2. Разгром Германии и Японии. Источники и уроки Победы в Великой Отечественной войне.

3. Роль тыла в достижении Победы.

4. Международные конференции 1945 г. Их итоги и значение.

Занятие 1

1. Восстановление экономики в СССР в послевоенные годы.

2. Изменение геополитического положения в мире после Второй мировой войны. «Холодная война», ее инициаторы, сущность и последствия.

3. Общественно-политическая жизнь страны в 1945–1953 гг.

Занятие 2

1. СССР в 1953-1964 гг. Преобразования в экономике. Понятие «оттепели». Н.С. Хрущев.

2. Достижения, противоречивость и трудности социально-экономического развития СССР в 1960–1980-е гг. Л.И. Брежнев.

3. Внешняя политика СССР в 1960–1980-е гг. Достижения и просчеты.

Занятие 3

1. Политика «ускорения и перестройки» в социально-экономической и политической жизни СССР (1985–1991 гг.). М.С. Горбачев.

2. Обострение экономических, социальных, межнациональных проблем внутри страны.

3. Распад СССР. Беловежские соглашения. Образование СНГ.

4. Развитие культуры в СССР в 1950–1980-гг.

ИСТОРИЯ РОССИИ

ФГБОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИСТОРИЯ

РОССИИ

учебно-методические материалы

Краснодар

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИСТОРИЯ

РОССИИ

учебно-методические материалы

издание семнадцатое, дополненное и переработанное

Краснодар

 

УДК 947(075.8)

ББК 63.3(2)я73

И 907

Рецензент:

доктор исторических наук, профессор
Краснодарского государственного университета
культуры и искусств

Б.А. Трехбратов

И 907 История России: учеб.-метод. материалы. 16-е изд., доп. и перераб. / сост. В.В. Касьянов, Ю.А. Узлов, С.Н. Бородина, С.Н. Шаповалов, В.И. Петров, И.М. Федина. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2016. 28 с. 2000 экз.

Издание включает учебно-методические материалы дисциплины «История России», планы семинарских занятий, темы рефератов и контрольных работ, рекомендуемую основную литературу и литературу для самостоятельной работы студентов.

Адресуется студентам всех направлений и профилей подготовки, кроме студентов факультета истории, социологии и международных отношений.

УДК 947(075.8)

ББК 63.3(2)я73

Печатаются по решению редакционно-издательского совета
Кубанского государственного университета

Представлено кафедрой истории и культурологии

 

ПРОГРАММА

Дисциплина «История России» относится к базовой части блока дисциплин (модулей) учебного плана бакалавриата. Целью ее изучения является формирование у студентов устойчивого представления об основных закономерностях и особенностях исторического процесса, его основных этапах и содержании с древнейших времен до наших дней. Задачи дисциплины: содействовать формированию у студентов целостной картины истории во всей ее противоречивой многообразности; способствовать преодолению однобоких, тенденциозных взглядов на историю; содействовать закреплению знаний о движущих силах и закономерностях исторического процесса; способствовать формированию общегражданских ценностей в условиях создания гражданского демократического общества.

Изучение дисциплины «История России» направлено на формирование у обучающихся способности анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.

Раздел 1. Введение в изучение истории России

История России как научная и учебная дисциплина. Объект, предмет и содержание курса. Исторические знания как фактор формирования мировоззрения человека, его гражданской позиции. Место истории в системе общественных наук. Методы познания исторической действительности. Научные принципы изучения и оценки исторических явлений и фактов: историзм, объективность, системность. Вспомогательные исторические дисциплины. Понятие исторического источника. Научная и прикладная значимость изучения истории России.

Зарождение и развитие системы исторических знаний в России. Исторические школы. Научно-просветительская деятельность В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина, Н.И. Костомарова, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, П.Н. Милюкова. Советская историческая школа, особенности ее формирования и развития: Н.М. Покровский, Б.Д. Греков, Б.А. Рыбаков, Л.Н. Гумилев, Г.В. Вернадский. Современный уровень исторической науки в России. Научная полемика о месте и роли России в мировой истории.

Раздел 2. От древней руси – к единому российскому государству (IX–XV века)

Дискуссии о прародине славян. Восточнославянские племена и их соседи. Занятия, общественный строй, верования. Геополитическое положение и природный фактор: их влияние на направление и характер исторического развития Древней Руси.

Возникновение государственности у восточных славян. Общественный идеал в Древней Руси и его реализация. Вечевая демократия. Новгород, Киев и другие политические центры Руси. «Повесть временных лет». Дискуссии о происхождении Древнерусского государства. Норманская теория.

Особенности формирования Древнерусского государства. Первые русские князья. Боярство. Дружина. Принятие христианства. Византийское влияние на формирование русской государственности и культуры. Роль церкви в общественно-политической жизни Древней Руси. «Русская Правда». Международные связи Новгородско-Киевской Руси. Взаимоотношения с Византией и Степью. Возникновение удельной системы. Русь в условиях феодальной политической раздробленности. Новгородская феодальная республика и Владимиро-Суздальское княжество. Католическая экспансия с Запада и ее роль в истории России. Невская битва. Ледовое побоище.

Монгольское нашествие и его последствия. Русь и Золотая Орда: особенности взаимоотношений и взаимовлияния.

Образование Московского княжества. Объективные и субъективные предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы. Соперничество Москвы и Твери. Роль Ивана Калиты и его наследников в усилении Московского княжества. Отношения Москвы с ордынскими ханами. Победа Дмитрия Донского в Куликовской битве и ее роль в образовании Московского государства.

Преемники Дмитрия Донского: Василий I и Василий II Темный. Период феодальных войн. Начало распада Золотой Орды: образование Крымского, Казанского и Астраханского ханств. Отказ Москвы присоединиться к Флорентийской унии. Территориальный рост московских владений и «собрание власти» в руках московского князя.

Эпоха Ивана III. Рост территории Московского государства. Начало борьбы с Литвой за западнорусские области. Присоединение Новгорода. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Отношения с Западом. Первый Судебник. Возвышение власти московского государя. Софья Палеолог и наследие Византии. Московия.

Культура Древней и Средневековой Руси. Декоративно-прикладное искусство: чернь, скань, зернь, перегородчатая эмаль. Складывание местного летописания в Киеве, Владимире, Пскове, Новгороде. Архитектура. София Киевская, Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире, София Новгородская. Церковь Покрова на Нерли. Развитие жанровой литературы: устное народное творчество, Жития святых, героический эпос, переводные произведения. Живопись: иконопись, фреска, мозаика. Творчество Андрея Рублева и Феофана Грека.

Наши рекомендации