Военная политика как специфический вид политики

Подготовка и ведение войн, создание вооруженных форми­рований и военно-политических коалиций всегда занимали важ­ное *леето в политических отношениях. Это «вызвало к жизни» такой специфический вид политики, как военная политика.ямми №ШЩЩ

Военная политика прошла сложный путь становления и раз­вития. Ее зарождение связано с возникновением государств. Обеспечение и реализация их властных полномочий требовали организованной военной силы, ведения вооруженной борьбы как средства разрешения социальных противоречий и достижения политических целей.

В относительно самостоятельный вид военная политика вы­делилась на рубеже XVIII - XIX вв. Это было обусловлено фор­мированием массовых, регулярных армий, участием в войнах больших людских ресурсов, использованием в военном противо­борстве значительных материальных средств. В этих условиях решение об использовании вооруженного насилия в политиче­ских целях могло приниматься не в рамках военной стратегии, а только на общегосударственном уровне. Для руководства воен­ной деятельностью необходимы были постоянные учреждения и органы, определяющие политику государства в военной сфере.

Военная политика не является обособленной, абсолютно са­мостоятельной частью общей политики. Ее составляют опреде­ленные аспекты внутренней и внешней политики государства и их разновидности. Военная политика - это деятельность госу­дарства, направленная на создание и обеспечение функциониро­вания военной организации, подготовку и применение средств вооруженного насилия для защиты и реализации национальных интересов. Она интегрирует политическую, экономическую, на­учно-техническую и другие виды деятельности государства, ори­ентирует их на решение конкретных задач обеспечения военной безопасности общества, государства, личности и функционально связана с различными сферами жизни общества, опирается на них и обеспечивает необходимые условия для их развития.

Функционирование и реализация военной политики, как осо­бой сферы деятельности государства, имеют свои особенности:

во-первых, содержание и направленность военной политики предопределяются геополитическим положением страны, уров­нем ее экономического развития, состоянием демографической ситуации, политической системы, социокультурными факторами и мобилизационными возможностями общества я
сами господствующей элиты Это обу также интере-

политики и ее характер: в одних слу^^Тгп^ ЦеЛИ В°еНН0Й нический, а в других - миролюбивый, оборониСьньТй^' ""^ во-вторых, содержание военной политики составляют воен неэкономическое, военно-политическое, военно-технГес^ ™ енно-кадровое, военно-дипломатическое, воешс^информац^он ное и другие направления государственной деятельности ЭщМ обеспечивается реализация национальных интересов в различных сферах общественных отношений, защита суверенитета, террито­риальной целостности и конституционного строя страны;

в-третьих, военная политика активно воздействует на раз­личные сферы общественной жизни. Во время войны она в из­вестной мере подчиняет себе систему управления, экономику, культуру и науку, системы образования и здравоохранения, орга­низуя и мобилизуя их в интересах укрепления и поддержания вы­сокой боеспособности военной организации государства, эффек­тивного ведения вооруженной борьбы.

Формирование и реализация военной политики осуществля­ются ее субъектами. Основной субъект военной политики - го­сударство, которое обладает монопольным правом на легальное применение военной силы, вооруженных средств борьбы для достижения политических целей. Кроме государства субъектами военной политики, в зависимости от их места и роли в системе политических отношений, могут быть различные социальные си­лы и институты: органы местного самоуправления, политические партии, руководящие органы военных и военно-политических блоков и союзов, общественные организации и движения и др. Объектом военной политики является военная организация госу­дарства, те сферы жизнедеятельности <^^в!^^^ мируются ресурсы и средства, используемые для обеспечения

функционирования. определенную структуру. Для ее

Военная политика имеет опРе* 'ода - системный и

раскрытия используется два основных подход функциональный. На основе системного подхода военная полити­ка рассматривается как подсистема общей политики, которую образует военная составляющая экономической, социальной культурной, информационной и других разновидностей политики государства. В соответствии с этим подходом сама военная поли­тика является системой, структуру которой составляют: военно-политические институты и учреждения; военно-политические ин­тересы, военно-политическое сознание и военно-политические отношения.

Военно-политические институты и учреждения - это орга­низационно оформленные структуры, осуществляющие военную деятельность и предназначенные для решения военно-политичес­ких задач. Их составляют: органы государственной власти (глава государства, Парламент, Правительство, Комитеты или Советы Безопасности, региональные органы власти), военные комитеты и штабы, органы военного управления. Кроме того, к военно-поли­тическим институтам и учреждениям относятся организации и службы, составляющие систему жизнеобеспечения военной орга­низации государства (военно-промышленный комплекс, военная прокуратура и т.п.), а также создаваемые гражданами организа­ции и общественные объединения, содействующие укреплению обороны и защите страны (добровольные оборонные и военно-патриотические организации).

Военно-политические интересы представляют собой осоз­нанные, объективно существующие потребности населения кон­кретной страны в военной безопасности личности, общества и государства. На национально-государственном уровне они вы­ражаются в официальных доктринальио-целевых установках в области обеспечения военной безопасности. Военно-политичес­кие интересы имеют объективно-субъективную природу. Их объективная природа обусловлена реальными потребностями личности, общества и государства в военной безопасности стра­ны, в ее надежном суверенитете, территориальной целостности и международном авторитете. Военно-политические интересы основываются на национальном достоянии и национальныхнии и национальных ценностях, обеспечивав
ми экономики, социальным, Пол в°зможностя-

нравственным, интеллектуальным и ^Шческим» Духовно-циалами общества, военной организацией"^114601^*1Тен' тивная сторона военно-политических интеТеТГ^пГ' °УбЪеК" «, ™ их конкретными носителями являГсТиГГ^ ности), общество и государство с присущими только иТценГ стями и потребностями, устремлениями и установками в облас­ти обеспечения эффективной военной безопасности

Военно-политическое сознание в структуре военной полити­ки представлено выработанными обществом идеями и мнениями о роли военного фактора в истории, внутренней и внешней поли­тике государства; идеями защиты отечества и воинского долга; оценочным отношением людей к конкретным войнам и военно-политическим явлениям. Государство и другие властные субъек­ты в интересах обеспечения широкой социальной поддержки сво­ей военной политики вырабатывают и внедряют в массы идеоло­гические и психологические ценности и установки, способст­вующие формированию и развитию патриотического военно-по­литического сознания.

Военно-политические отношения составляют многообраз­ные связи, складывающиеся между индивидами, общностями, государствами, создаваемыми ими институтами и организация­ми в процессе их военной деятельности. Эти связи могут быть союзническими, проявляться в тесном сотрудничестве и взаи­мопомощи субъектов военной деятельности или конфронтаци-онными, характеризоваться взаимной ™*°3Р^ЪИ°^"™й чужденностью, проявляться в противостоянии и Даж^ыш вооруженной борьбе. Состояние военно-политических отноше­ний между их субъектами определяет содержание и задачи

енной политики. пгжа ^тпуктуоу воен-

С точк„ зрения функционального подходу^^инци.

ной политики составляют: военно-поли ^ практИческая дея-п*, военно-политические решения и пла ^ реалИзации. дея­тельность субъектов военной политики пно-политические идеи и принципы формулируются в воен доктрине и других государственных правовых и политических документах. Военно-политические решения и планы разрабаты­ваются органами военно-политического руководства страны военного управления, носят конкретный ситуативный характер Практическая деятельность субъектов военной политики по реализации военно-политических идей и принципов, военно-политических решений и планов заключается в руководстве во­енным строительством и вооруженными силами, регулировании военно-политических отношений с другими государствами и их коалициями, в руководстве военно-политическими акциями раз­личного масштаба и характера.

Элементы структуры военной политики находятся в тесном единстве и взаимосвязи. Их взаимодействием достигается цело­стность военной политики как самостоятельного явления, опре­деляется ее предназначение. В современных условиях военная политика призвана: оценивать возможности, необходимость и пределы применения военной силы для достижения политиче­ских целей; определять количественные и качественные харак­теристики необходимой и достаточной военной силы; направ­лять процесс военного строительства; вырабатывать методы применения военной силы, способы противодействия потенци­альному агрессору и взаимодействия с союзниками, выявлять характер военных акций. Предназначение военной политики свидетельствует о ее особой роли в системе общественных от­ношений, обеспечении национальной безопасности и защите

суверенитета страны.

Военная политика - специфическая разновидность политики, отражающая социально-политические аспекты ее взаимодействия с военным делом. С присущими ей генетическими, родовыми и видовыми атрибутами она является неотъемлемой частью обще­государственной политики.

Итак, политика сформировалась как особая система социаль ньгх связей, сохраняющая общность жизни людей посредТтГм публичной власти. Это необходимое средство вьшиваниГГ! вития общества за счет повышения уровня межгруппового со™ сия, совершенствования и прогресса социальных отношений" своеобразный механизм, посредством которого осуществляется распределение материальных, информационных, духовных и иных ресурсов, находящихся в распоряжении общества.

Политика как общественное явление обладает отличитель­ными свойствами, структурой, выполняет в современном обще­стве значимые функции и подразделяется на отдельные виды. Она не является изолированной областью социальной действи­тельности, а находится в тесной взаимосвязи и взаимодействии с различными явлениями общественной жизни: экономикой, пра­вом, моралью, войной и др.

Особую разновидность политики представляет собой военная политика. Это составная часть общей политики государства, на­правленная на создание и функционирование военной организа­ции, подготовку и применение насильственных средств для дос­тижения политических целей. Современная Россия нуждается в эффективной и целеустремленной военной политике, отвечаю­щей ее национально-государственным интересам, задачам обес­печения национальной безопасности.

4. Классифицируйте политику по различным основаниям. Дайте характеристику ее основным разновидностям.

5. Каковы взаимосвязь и взаимодействие политики и других явле­ний общественной жизни: экономики, права, морали?

6. Выделите основные аспекты взаимосвязи политики и войны.

7. Дайте определение понятия «военная политика». Перечислите структурные элементы военной политики и охарактеризуйте их.

Литература

Х.Аристотель. Политика. Афинская политая / Предисл. Е.И. Тем-нова. -М.: Мысль, 1997.

2. Бельков О. А. Политика военная // Военная энциклопедия. - М.: Военное изд-во, 2002. - Т. 6. - С. 476 - 477. 'ЗД

3. Капустин Б. Г. Моральный выбор политики: Учеб. пособие. - М.:

мгу'2004- ШШ&-

4. Козырев Г. И. Политика как общественное явление // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - № 1.

Наши рекомендации