Чтобы создать позитивный синтез, нужно было

преодолеть огромное теоретическое затруднение:

Дополнить понятие об естественном законе

И распространить его на социальные

И моральные явления

Все вышеприведенные указания достаточно характеризуют основное условие, согласно которому главная систематизация человеческого существования, оставаясь благодаря своему субъективному принципу по существу аффективной, должна в конечном итоге подвергнуться умозрительной обработке, единственно способной дать ей объективное основание, связывая ее со всем внешним порядком, влияние которого человечество испытывает и по возможности видоизменяет. (...) Оно позволяет непосредственно признать за главный центр позитивного синтеза раскрытие истинной теории человеческой эволюции, одновременно индивидуальной и коллективной. Ибо всякая решительная разработка этой конечной цели тотчас пополняет общее понятие о естественном порядке и необходимо возводит его в основной догмат всеобщей систематизации, постепенно подготовляемой всем умственным движением современных народов. Благодаря непосредственному содействию научных трудов, появившихся за последние три века, в этом отношении остался серьезный пробел только касательно явлений моральных и, в особенности социальных. Доказав существование непреложных законов также относительно этих двух классов явлений, путем предварительной систематизации всего прошлого человечества, современный ум завершит свое трудное предприятие и, поднявшись на единственную точку зрения, откуда можно все обнять взором, построит свой окончательный образ мыслей.

Такова была двоякая цель моего основного труда, посредством которого я, как это признали главные современные мыслители, пополнил и систематизировал всю естественную философию, установив общий закон человеческой эволюции как социальный, так и интеллектуальный. (...)

Как известно, этот закон гласит, что все наши умозрения необходимо проходят через три последовательных состояния: сперва они находятся в теологическом состоянии, когда открыто господствуют самопроизвольные верования, недопускающие никакого доказательства; затем переходят в метафизическое состояние, характеризующееся в особенности преобладающим значением олицетворенных абстракций или сущностей; и, наконец, вступают в позитивное состояние, всегда основанное на точной оценке внешнего реального мира. Первый из этих методов мышления является только предварительным и составляет во всех областях нашу единственную исходную точку; третий, который и есть окончательный метод, позволяет нам познать нашу действительную роль на земле; второй же имеет только модифицирующее или разрушающее влияние, благодаря чему он предназначен руководить только переходом от одного состояния к другому. (...)

ЧАСТЬ III

Глава XIV

Позитивная теория собственности

(...) Во всяком нормальном состоянии человечества, каждый гражданин является государственным чиновником, более или менее определенные преимущества которого обусловливают одновременно его права и обязанности. Этот всеобщий принцип должен, без сомнения, распространяться также на собственность, которую позитивизм рассматривает, главным образом, как необходимую социальную функцию, состоящую в накоплении и управлении капиталами, с помощью которых каждое поколение подготовляет поле деятельности для следующего за ним. Эта нормальная оценка облагораживает владение собственностью, не ограничивая его справедливой свободы и даже внушая к нему больше уважения. (...) 460

Глава XVII

В промышленном строе руководители необходимы

Коммунизм противоречит также социологическим законам в том, что игнорирует естественную организацию современной промышленности, откуда он хочет устранить необходимость руководителей. Армия не может существовать без офицеров, равно как и без солдат; это простое понятие одинаково приложимо к промышленному строю, как и к военному порядку. Хотя современная промышленность все еще бессистемна, однако, естественно установившееся деление на предпринимателей и рабочих составляет, без сомнения, необходимый зародыш для окончательной организации. Никакое великое предприятие не могло бы существовать, если бы каждый исполнитель должен был быть также управляющим или если бы управление было неопределенно вверено косной и неответственной толпе.

Современная промышленность, очевидно, стремится беспрестанно увеличивать свои предприятия, причем всякое увеличение вызывает тотчас и большее расширение. А эта естественная тенденция, будучи далеко не благоприятной для пролетариев, одна только и даст возможность действительно систематизировать материальную жизнь, когда она будет надлежащим образом упорядочена моральным авторитетом, ибо философская власть наложит именно на крупнейших руководителей предприятий обязанности, благоприятные для их подчиненных. (...)

Таков неизбежный недостаток всякой реформы, которая ограничивается заботой о захвате общественной или частной власти, вместо того, чтобы упорядочить пользование ею, в чьих бы руках она ни находилась. Таким путем сводятся на нет силы, целесообразное употребление которых составляет наше главное средство для устранения чрезвычайных социальных затруднений. (...)

ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Религии человечества

Глава XXV

Права и обязанности. Никто не обладает другим правом, кроме права выполнять свои обязанности

Окончательное преобразование заключается главным образом в замене прав обязанностями, дабы лучше подчинить личность общественности. Слово право, должно быть так же строго изгнано из политического языка, как слово причина из истинно философского языка. Первое из этих двух теолого-метафизических понятий будет считаться безнравственным и анархичным, а второе - нерациональным и софистичным. (...)

В позитивном строе, недопускающем небесных полномочий, идея права безвозвратно исчезает. Каждый имеет обязанности относительно всех людей, но никто не имеет права в собственном смысле слова. Справедливые индивидуальные гарантии вытекают только из всеобщей взаимности обязательств, которые являются моральным эквивалентом прежних прав, но не представляют серьезных политических опасностей, сопряженных с последними. Другими словами, единственное право, которым каждый человек обладает, - это право выполнять свой долг. Только таким путем политика может, наконец, действительно быть подчинена морали, согласно поразительной программе средних веков. Католицизм мог лишь смутно поставить этот огромный социальный вопрос, разрешение которого, несовместимо ни с каким теологическим принципом, по необходимости выпало на долю позитивизма.

Чтобы этого достигнуть, он превращает политику в оружие служения Человечеству, т.е. призывает ее искусственно содействовать различным функциям, относящимся к порядку или прогрессу, которые Великое Существо естественным образом выполняет. Это окончательное назначение нового культа составляет его важнейшую часть, без которой все другие оказались бы недостаточными и стали бы вскоре призрачными. (...)

Глава XXVI

Наши рекомендации