Аврин А. П. Социальная защита отдельных категорий населения: учеб. пособие. - М. : Изд-во РАГС, 2011. - 116 с.
Адаптация и реабилитация в социальной работе. – Казань: КНИТУ, 2011.
Инновационные направления современных международных отношений: учеб. пособие / под ред. А. В. Крутских, А. В. Бирюкова. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 296 с.
Карякина О.И., Карякина Т.Н.Основы реабилитации инвалидов. (Электронное пособие)
Корнюшина Р.В.Зарубежный опыт социальной работы (Электронное пособие)
Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы (Электронное пособие)
Новак Е.С., Лозовская Е.Г., Кузнецова М.А.Социальная работа за рубежом (Электронное пособие)
Поддубная Т. Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. - М. : Академия, 2008. - 319 с.
Холостова Е. И., Дашкина А. Н., Малофеев И. В. Зарубежный опыт социальной работы: Учебное пособие.- М.: Дашков и Ко, 2012. - 365 с.
Семинарское занятие № 6: Специфика социальной работы с различными группами населения за рубежом
Цель семинарского занятия: проверка усвоения и закрепление материала по данной теме; выявление специфических технологий социальной работы с лицами, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Тематические доклады:
1. Социальная работа с безработными за рубежом.
2. Программы социальной работы с наркозависимыми и алкоголезависимыми лицами за рубежом.
3. Особенности социальной работы с мигрантами в зарубежных странах.
4. Опыт социальной поддержки несовершеннолетних матерей и женщин, подвергшихся насилию.
5. Социальная работа с бездомными.
6. Социальная работа с неблагополучной семьей.
7. Основные направления социальной работы с молодежью в зарубежных странах.
8. Специфика организации социального обслуживания пожилых в европейских странах.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие виды учреждений и организаций социальной защиты представлены в национальных моделях?
2. Каковы причины бедности в богатых странах?
3. Существуют ли особенности в организации социального обслуживания за рубежом? Назовите их.
4. Какие принципы и методы лежат в основе деятельности социальных служб по организации общественной и личной жизни граждан?
Внеаудиторная самостоятельная работа:
1. Опишите технологию социальной работы с одной из социально незащищенных категорий населения из опыта зарубежных стран.
Литература
1. Аврин А. П. Социальная защита отдельных категорий населения: учеб. пособие. - М. : Изд-во РАГС, 2011. - 116 с.
2. Карякина О.И., Карякина Т.Н.Основы реабилитации инвалидов. (Электронное пособие)
3. Корнюшина Р.В.Зарубежный опыт социальной работы (Электронное пособие)
4. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы (Электронное пособие)
5. Новак Е.С., Лозовская Е.Г., Кузнецова М.А.Социальная работа за рубежом (Электронное пособие)
6. Поддубная Т. Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. - М. : Академия, 2008. - 319 с.
7. Соколова В. Ф., Берецкая Е. А. Теория и практика реабилитации граждан пожилого возраста. – М., 2012.
8. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. – М., 2014.
9. Холостова Е. И., Дашкина А. Н., Малофеев И. В. Зарубежный опыт социальной работы: Учебное пособие.- М.: Дашков и Ко, 2012. - 365 с.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Методические указания по написанию контрольной работы
Студенты получают индивидуальную карточку с контрольными заданиями. В течение академического часа студенты должны ответить на два вопроса. Контрольная работа оценивается по пятибалльной системе:
· 5 баллов выставляется студенту, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему;
· 4 балла выставляется студенту, который твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос;
· 3 балла выставляется студенту, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, нарушения в последовательности изложения программного материала;
· 2 балла выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки.
Если студент отсутствовал на контрольной работе, он получает возможность написать ее по согласованию с преподавателем.
Контрольные задания
для студентов дневного отделения
Вариант 1
1. Сравнительная характеристика американской и европейской моделей социальной работы
2. Основные тенденции и проблемы социальной работы за рубежом и в России
Вариант 2
1. Сравнительная характеристика американской модели социальной защиты и скандинавской системы социального благосостояния
2. Социальная работа с семьей в зарубежных странах
Вариант 3.
1. Сравнительная характеристика американской и германской систем социальной защиты
2. Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей: мировая практика
Вариант 4.
1. Сравнительная характеристика американской и европейской моделей социальной работы
2. Социальная работа с инвалидами за рубежом
Вариант 5.
1. Сравнительная характеристика американской модели социальной защиты и скандинавской системы социального благосостояния
2. Социальная работа с пожилыми и престарелыми (на примере одной из зарубежных стран)
Вариант 6.
1. Сравнительная характеристика американской и германской систем социальной защиты
2. Социальная работа с женщинами, подвергшимися насилию.
Вариант 7
1. Сравнительная характеристика американской и европейской моделей социальной работы
2. Специфика социальной работы в учреждениях здравоохранения: российский и зарубежный опыт
Вариант 8.
1. Сравнительная характеристика американской модели социальной защиты и скандинавской системы социального благосостояния
2. Организация социальной работы с дезадаптированными подростками в индустриально развитых странах
Вариант 9.
1. Сравнительная характеристика американской и германской систем социальной защиты
2. Социальная работа с осужденными и отбывшими срок заключения: мировой опыт
Вариант 10.
1. Сравнительная характеристика американской и европейской моделей социальной работы
2. Социальная работа с безработными (на примере одной из зарубежных стран)
Литература
1. Адаптация и реабилитация в социальной работе. – Казань: КНИТУ, 2011. 2. Дашибалова И.Н.Прогнозирование и проектирование в социальной работе (Электронное пособие) 3. Заяц О.В.Организация, администрирование и управление в социальной работе (Электронное пособие) 4. Заяц О. В. Экономические основы социальной работы (Электронное пособие) 5. Карякина О.И., Карякина Т.Н.Основы реабилитации инвалидов. (Электронное пособие) 6. Корнюшина Р.В.Зарубежный опыт социальной работы (Электронное пособие) 7. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы (Электронное пособие) 8. Новак Е.С., Лозовская Е.Г., Кузнецова М.А.Социальная работа за рубежом (Электронное пособие) 9. Соколова В. Ф., Берецкая Е. А. Теория и практика реабилитации граждан пожилого возраста. – М., 2012. |
10. Конец формы
11. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. – М., 2014.
12. Циткилов П.Я. История социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2006
Методические указания по подготовке и презентации тематического доклада
Тематический докладотражает степень освоения студентом первичных навыков научно-исследовательской работы, знание отечественной и зарубежной литературы по избранной тематике, а также умение чётко и грамотно изложить результаты своей работы.
Задачи, решаемые в рамках подготовки и презентации доклада:
- обзор литературы по заявленной теме;
- отработка навыков убедительного публичного выступления с применением современных приемов организационного и технического сопровождения.
Требования к тематическому докладу:
Ø Выбор темы доклада осуществляется на добровольной основе из предлагаемого преподавателем списка тем;
Ø Доклад рассчитан на 15 минут;
Ø При оценке доклада учитывается охват числа доступных отечественных и зарубежных источников;
Ø В рамках презентации доклада обеспечивается наглядность и доступность предлагаемой для аудитории информации, с этой целью может использоваться иллюстративный материал (таблицы, схемы, плакаты, слайды и др.);
Ø Текст передается в формате свободного рассказа. В нем должна сочетаться научная строгость аргументирования с пониманием широкой аудиторией рассматриваемых вопросов. Необходимо четко соблюдать нормы литературного произношения.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ
1. Основные периоды становления и развития социальной защиты за рубежом.
2. Традиции социальной помощи в архаических обществах и странах Древнего мира.
3. Развитие благотворительности в странах Западной Европы в средние века (XIV – XVI вв.).
4. Особенности развития социальной помощи в странах Западной Европы и США в Новое время (XVII - начало XX веков).
5. Становление социальной работы как профессиональной деятельности в зарубежных странах (конец. XIX – начало XX века).
6. Основные идеи диагностической школы.
7. Развитие теории социальной работы в рамках функциональной школы.
8. Педагогические принципы и педагогическое содержание социальной работы.
9. Психологические методы социальной работы
10. Социологические методы изучения проблем социальной работы.
11. Специфика западноевропейских национальных моделей социальной работы.
12. Опыт восточноевропейских стран в развитии социальной работы.
13. Американская модель социальной работы.
14. Канадский опыт социальной защиты населения.
15. Система социальной защиты в Скандинавских странах.
16. Британская система социальной защиты.
17. Социальная работа в странах Азии.
18. Социальная работа в странах Латинской Америки.
19. Становление социальной работы в Африке.
20. Формирование социального законодательства в конце XIX - начале XX века в ряде зарубежных стран.
21. Правовая база социальной защиты детства в мире.
22. Правовые основы социальной защиты пожилых и инвалидов: международные акты.
23. Социальная защита семьи, материнства и детства: нормативно-правовая база.
24. Деятельность Международной Федерации социальных работников.
25. Роль ООН и ее структур в оказании социальной помощи и решении социальных проблем.
26. Международные неправительственные организации в сфере социальной работы.
27. Социальная работа с безработными за рубежом.
28. Программы социальной работы с наркозависимыми и алкоголезависимыми лицами за рубежом.
29. Особенности социальной работы с мигрантами в зарубежных странах.
30. Опыт социальной поддержки несовершеннолетних матерей и женщин, подвергшихся насилию.
31. Социальная работа с бездомными.
32. Социальная работа с неблагополучной семьей.
33. Основные направления социальной работы с молодежью в зарубежных странах.
34. Специфика организации социального обслуживания пожилых в европейских странах.
35. Социальная работа по месту жительства в ряде зарубежных стран.
36. Особенности работы зарубежных специалистов по социальной работе в службах семьи и детей.
37. Организация социальной работы в медицинских учреждениях.
38. Социальная работа в школах.
39. Специфика организации социальной работы в пенитенциарных учреждениях.
40. Социальная работа в частных и благотворительных организациях: мировые тенденции.
41. Адаптация мирового опыта социальной защиты населения в России.
42. Развитие международного сотрудничества по адаптации опыта социального партнерства в сфере социальной защиты населения.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Основанием для допуска студента дневного отделения к зачету служит:
- посещение занятий. В случае пропуска занятий студент должен выполнить задания внеаудиторной самостоятельной работы по пропущенной теме;
- написание итоговой контрольной работы;
- подготовка и презентация доклада в рамках курса;
- устные ответы на семинарских занятиях;
- выполнение заданий по внеаудиторной самостоятельной работе;
Текущий контроль проводится в виде проверки подготовки студентов к семинарским занятиям, выполнения заданий по самостоятельной работе. Текущая аттестация проводится 2 раза в течение семестра.
Критериями первой аттестации являются:
- посещение занятий;
- наличие у студента лекционного материала по пройденным темам;
- успешное написание проверочных работ;
- активное участие на семинарских занятиях;
- выполненные задания по внеаудиторной самостоятельной работе.
Вторая аттестация проставляется на основании:
- наличия у студента всего лекционного материала по пройденным темам;
- выполнения всех заданий по внеаудиторной самостоятельной работе;
- выступления с докладом на одном из семинарских занятий;
- успешного написания итоговой проверочной работы.
Студент не допускается к зачету в случае непосещения семинарских занятий без уважительной причины в течение семестра; если не прошел промежуточные аттестации; без презентации доклада. Студент считается допущенным к зачету при условии, что его рейтинг составляет не менее 50 баллов. При выполнении внеаудиторной работы учитывается качество и своевременность. Пропуск занятия без уважительной причины снижает рейтинг на 1 балл за 1 занятие.
Балльно-рейтинговая система для оценки успеваемости студентов
Форма контроля | Максимальное количество баллов |
Посещаемость | 18 (одно занятие – 1 балл) |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 9 (одна работа – 1 балл) |
1. Работа на семинарских занятиях (выступления, участие в обсуждении проблем, вопросы) | |
Подготовка и презентация доклада | |
Контрольная работа | |
Зачет | |
ИТОГО |
Итоговый балл по дисциплине формируется суммированием балла за зачет и балла, набранного перед зачетом.
Вопросы к зачету по курсу «Зарубежный опыт социальной работы»