Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 9 страница

Сенека и сейчас еще возделывают табак. Его название означает «единственный табак», так как они считают эту разновидность выше всех остальных. Он выращивается из семени, которое сеется или са­жается весной и требует лишь небольшого ухода. Листья срывают ранней осенью, когда их окраска впервые меняется под влиянием мороза, и, будучи высушены, они готовы для употребления. После первого года табак растет самосевом, из семени, роняемого растением по его созревании. Если растения растут слишком густо, что часто случается из-за их буйного роста, то становится необходимым их раз­редить, иначе листья уменьшаются. Этот табак употребляется исклю­чительно для курения. Обычай жевания табака, по-видимому, заимст­вован от нас. Хотя этот табак чрезвычайно слаб, они смешивают его

с листьями сумаха для уменьшения его возбуждающих свойств. Сумах употребляется индейцами для смягчения табака с незапамят­ных времен.

Ирокезы возделывали также несколько разновид­ностей бобов и тыкв, искони произраставших на амери­канской почве. Они считали кукурузу, бобы и тыквы особым даром Великого духа и объединяли их под именем Трех сестер. Они упо­требляли также земляной орех (Архоз ЪиЪегоза) как вид картофеля, собирая его в диком состоянии.

С-а-%геп'-§а, или лыжи-лапки (рис. 37). Лыжи-лапки являются индейским изобретением. По глубоким снегам, скапливаю­щимся в лесах, пробираться без них было бы почти невозможно. Они употреблялись на охоте и в военных экспедициях, предприни­мавшихся в зимнее время.

Лыжи имеют почти три фута в длину и около 16 дюймов в ширину. Обод из орехового дерева, спереди согнутый дугообразно, а сзади образующий концами острие, составлял остов с добавлением поне-речин, определяющих его растяжку. Внутреннее пространство, за исключением отверстия для носка, заплеталось сеткой из оленьих сухожилий, с ячеями около одного квадратного дюйма. Ступня ноги привязывалась к краям этого отверстия ремнями, обходившими вокруг пятки для укрепления ноги. Пятка оставлялась свободной, чтобы она могла подниматься и опускаться, а отверстие предназна­чалось для того, чтобы дать носку возможность опускаться ниже поверхности лыжи, когда пятка поднимается при ходьбе. Это очень простое изобретение, но хорошо приспособленное для своих целей. Человек, освоившийся с лыжами, может ходить на них так же быст­ро по снегу, как без них по земле. Сенека утверждают, что они мо­гут пройти на лыжах 50 миль за день и гораздо быстрее, чем без них, благодаря длине и размеренности шага. На медвежьей охоте лыжи оказывают особенно большую услугу, так как охотник может быст­ро настигнуть медведя, под которым наст проваливается и который способен двигаться лишь медленно ь.

АЬ-йа'-йа-диа, или индейское седло. Это индейское изобретение, но первоначально оно пришло с запада. По общему устройству оно очень схоже с седлом туземцев Мексики, но его передняя лука не так высока, а боковые части длиннее. Оно еще употребляется среди индейских племен запада. Остов делается из четырех кусков дерева, прочно подогнанных друг к другу и обтяну­тых покрышкой из невыделанной шкуры. Боковые части имеют около 18 дюймов в длину, 6 в ширину и толщину, в середине около дюйма, сверху же и снизу они оканчиваются острыми краями. Спере­ди лука поднимается над боковыми частями почти на 5 дюймов. Она делается из куска дерева, имеющего естественную развилину, кото­рая прилаживается так, чтобы охватить боковые части и определить ширину седла. Второй кусок таким же образом охватывает боковые части с противоположного конца, поднимаясь вверх на несколько дюймов и опускаясь почти до их нижних граней. Эти боковые части наверху расходятся почти на 3 дюйма, оставляя место для спинного


Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 9 страница - student2.ru

хребта лошади. Крепления седла, считая и ремешки стремян, первоначально делались из веревок, изготовлявшихся из бизоньего волоса. Треугольные стремена из дерева до­вершали снаряжение седла. Так как ироке­зы редко пользовались индейской лошадью, то седло у них представляло принадлежность скорее случайную, нежели обычную. На рис. 38 представлено изделие сенека.

Рис. 37. Лыжа-лапка

Са-§а-ап'-<1а, или духовое ружье; §а-по', или стрела (рис. 39). Духовое ружье считается индейским изобретением 6. Оно представляет собой простую трубку, или ствол, около 6 футов длиной и диаметром 1 дюйм и имеет канал калибром х/г дюйма. Оно делается из ольхи или из другого дерева, которое просверливают при помощи одного искусного приспособления. Снарядом явля­ется очень тонкая стрелка около 2 футов дли­ной, с острым концом. На тупом конце стрел­ки укрепляется при помощи сухожилия пух или шелковые волокна чертополоха. Этот пух нежен и податлив, и, когда стрела вклады­вается в дуло, пух заполняет его так, что

воздух не проникает. Стрелу затем пускают при помощи дутья. Духовое ружье употребляется для охоты на птиц.

Уа-о'-йа-^аз-1а, или индейская флейта (рис. 40). Этот инструмент не похож ни на один из тех, которые известны у нас, но явно сходен с кларнетом. Его название обозначает «духовая трубка». Он изготовляется обычно из красного кедра, длина его 18 дюймов и диаметр около дюйма. Отверстия для пальцев (их шесть) расположены на равном расстоянии друг от друга. Между ними и мундштуком, находящимся на конце, помещается свисток, устроен­ный почти по тому же принципу, что и обыкновенный свисток. Он воспроизводит шесть последовательных нот, начиная с низшей, по восходящей гамме. Седьмая нота отсутствует, но три или четыре следующие, как правило, воспроизводятся. Это полный диапазон инструмента. Когда на нем играют индейцы, он издает дикую и жа­лобную музыку. Он считается индейским изобретением.

Уип-да'-яа, кисет для табака (рис. 41), делается из шкурки какого-нибудь небольшого животного, которая сдирается чулком. В старину он являлся необходимой принадлежностью и носился на поясе. Кисеты делались обычно из шкурок белой ласки, норки, белки и куницы-рыболова 7.

Ва-уа-уа-с1а'-§а'-пеаЧа, прибор для добывания огня (рис. 42), является очень древним индейским изобретением. Его примитивность может вьпвать улыбку в наше время спичек, однако шаг, отделяющий их от огнива и кремня, приблизительно так же велик, как и последние от рассматриваемого изобретения. При не-

Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 9 страница - student2.ru

Рис. 38. Индейское седло

знании металлов и химикалий это был единственный способ добыва­ния огня, известный краснокожему человеку. Это приспособление состояло из вертикальной оси, около четырех футов длиной и около дюйма в диаметре, с насаженным на его нижнюю часть небольшим кружком для придания ему скорости. В зарубке на верхушке оси укреплялась бечевка, привязанная к лучку длиной около фута. Нижний конец оси покоился на плашке из сухого дерева, около ко­торой клались небольшие кусочки трута. Когда прибор был готов к употреблению, то сначала бечевку обвивали вокруг оси, поворачи­вая ее рукой. Затем тянули книзу лучок, раскручивая этим бечевку и вращая ось влево. От приданной кружку инерции вращения бечев-

Рис. 39. Духовое ружье (да-да-ап'-йа) и стрела (да-по')


Рис. 40. Индейская флейта
Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 9 страница - student2.ru
Рис. 41. Кисет (уип-§а'-8а)

ка закручивалась в об­ратную сторону, и лу­чок поднимался вверх. Затем лучок опять тя­нули вниз, и вращение оси продолжалось, но уже в противоположном направлении — бечевка вновь раскручивалась и закручивалась. Это попеременное вращение оси продолжалось до тех пор, пока не появлялись искры из-под острия внизу, где оно упира­лось в кусок сухого де­рева. Искры появляют­ся довольно быстро бла­годаря силе трения и воспламеняют трут, который дает пламя.

В искусстве плетения корзин, во всем его раз­нообразии, индейские женщины также не имеют себе равных. Их корзины сделаны с изяществом, изобретательностью и простотой, которые заслуживают высшей похвалы. Главным материалом явля­ется луб, но они употребляют и некоторые разновидности тростника, а также листья кукурузных початков. Среди образцов, показываю­щих, насколько могут вдохновить стремление к удобству и изобре­тательность, особенно тщательно отделывается корзина-сито. Ее назначение — просеивать кукурузную муку для удаления отрубей и более твердых частиц, после того как кукуруза растолчена в муку. Дно корзины выплетается с такими тонкими ячеями, что в совер­шенстве отвечает всем целям проволочного сита. Еще одну разновид­ность открытой корзины делали из листов кукурузных початков и тростника, сплетая их очень плотно и искусно. В домашнем хозяй­стве ирокезов корзина служила самым разнообразным целям. Солоницы (о-по-пеа §оз-па'-с!а) выплетались из листьев куку­рузных початков в формах, изображенных на рис. 43 8.

Деревянные орудия ирокезов нередко были тщательно вырезаны. Изделиями, на которые затрачивалось больше всего труда, являлись ковши, или черпаки (ап-йо-диа'-за), различных размеров, служившие для кукурузной каши и супа. Черпаки заменяли ироке­зам ложки, и поэтому каждая индейская семья имела их довольно много. Ручка обычно заканчивалась фигуркой животного, как-то: белки, ястреба или бобра, некоторые ручки — сидячей человеческой фигуркой, другие — группой таких фигур в различных позах, на­пример борющихся или обнимающихся. Эти фигурки вырезаются очень искусно и с сохранением^правилъных пропорций. Подобные же украшения вырезались на мешалке, или лопаточке (§оЪ'-§о-пе-оз-па') 8. Чаши, кувшины и другая посуда из наростов весьма обычны в индейских семьях и выделываются с большим ста-


Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 9 страница - student2.ru

раннем и тщательностью. В преж­ние времена престарелые и немощ­ные обыкновенно опирались при ходьбе на простой посох, но в позд­нейшие времена его сменила трость (аЪ-йа'-сНз-па). Подобно остальной их деревянной утвари, современ­ная трость покрывается тщатель­но выполненной резьбой.

Рис. 42. Прибор для добывания огня

Са-1ш'-аЬ, или юбка. Сов­
ременная женская одежда ироке­
зов поразительно изящна. Неко­
торые образцы вызывают восхище­
ние аккуратностью подгонкичастей
и изяществом, даже блестящим ма­
стерством бисерного шитья. Иро­
кезы носят до сего дня ту же по
типу и покрою одежду, как и в
древние времена, но свой материал
они заменили привозным. Иглы
дикобраза уступили место бисеру,
а шкуры животных — бумажной
ткани и сукну. Много вкуса прояв­
ляется в шитье бисером, столь бро­
сающемся в глаза в женском ко- (аа-уа-уа-йа-да'-пеа-1а)
стюме. Цвета гармонично сочета­
ются, а в узорах много выдумки,

Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 9 страница - student2.ru

и они искусно выполняются. Вполне очевидно, судя по образцам их рукоделий, что индейскую женщину можно научить превосход­ным работам иглой. Сга-М-аЬ, или юбка (точная копия одной такой юбки представлена на рис. 44), обычно делается из тонкого синего сукна и искусно расшивается бисером. Для нее требуется два ярда сукна, кромка которого идет по верху и по подолу, юбка укрепляет­ся вокруг талии и вни­зу доходит почти до мо­касин. Она прекрасно и со вкусом вышивается по подолу, а по середи­не переда вышивка под­нимается вверх. В одном из углов вышивается изображение дерева или цветка. Суконные юбки повсеместно носятся у современных ирокезов, но обычно они не так бо­гато вышиты и не из та-

Рис. 43. Солоницы Гиз кукурузных листьев кого тонкого материала,
(о-по-пеа доз-Ьа'-йа) как представленная на


Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 9 страница - student2.ru

этом рисунке. По­следняя сделана жен­щиной сенека и пред­ставляет редкий об­разец индейской вы­шивки 30.

Рис. 44. Юбка (§а-1га-аЬ)

Слзе'-М, или женские ного­вицы (рис. 45). Эта часть женской одеж­ды также носится по­всеместно. Она обыч­но делается из тонко­го красного сукна и украшается каймой бисерного шитья по нижнему краю, а так­же выше, в том месте ноговицы, которое приходится на перед. Они укрепляются над коленями и спуска­ются вниз на мокаси­ны. В древние време­на §15е'-па делались из замши и вышива­лись иглами дикоб­раза. Так как мока­сины описываются. в другом месте, то ничего больше не тре­буется говорить о них как о части женской одежды.

АЬ-йе-а-йа-^е-за, или платье6 (рис. 46—47). Платье шьется обычно из муслина или коленкора (миткаля) самых ярких цветов. Оно свободно сидит на фигуре, собрано слегка в талии и спускается ниже юбки. По подолу идет узкая кайма бисерного шитья. Спереди оно обычно застегивается серебряными фибулами, расположение которых показано на рис. 46. Они обычно крупнее и расположены параллельными рядами, как это видно на женском костюме. Индей­ской женщине нравится обилие серебряных украшений; к ним от­носятся броши разнообразных форм и размеров, начиная с таких, которые имеют шесть дюймов в диаметре и оцениваются во много долларов, и кончая брошками самого маленького размера, стоящими шесть пенсов. Серебряные серьги и перстни различного типа, сере­бряные бусы, обручи для шляп и кресты также составляют часть их наряда. Эти кресты, следы влияния иезуитов, нередко достигают



В тексте: оуегДгезз (Прим. ред.)

восьми дюймов в длину, сделаны из массивного серебра и очень цен­ны, но ирокезы смотрят на них просто как на украшения и.

Е'-уозе, или плащ. Это необходимое и изящное одеяние делается из тонкого синего или зеленого сукна, которого требуется два ярда. Он ниспадает свободно с головы или плеч, образуя складки по ширине сукна, так как кромки находятся сверху и снизу, и собран вокруг фигуры наподобие шали. Индейская женщина носит плащ очень грациозно, и он составляет довольно красивую часть одежды.

Благодаря какому-то странному порыву фантазии меховая шапка используется женщинами как часть женского костюма, и у современ­ных ирокезов более обычным стало видеть эту часть одежды белого мужчины на голове индейской женщины, а не на голове воина. Обру­чи для шляп, сделанные из серебра или снизанных вместе фибул, или продолговатых серебряных бус, являются необходимыми украше­ниями в торжественных случаях. Иногда, только редко, к шляпе привязывают пучки перьев.

Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 9 страница - student2.ru

СаМе-ав-Ъа, или ожерелье (см. рис. 3). Ожерелье делает­ся из серебряных бус и вампума, и на нам висит серебряный крест. Бусы, которые обычно носят индейские женщины, сделаны из обык­новенного стекла. В древние времена было в обычае носить ожерелья из зубов животных, но от подобных варварских украшений ирокезы дав­но уже отказались. Очень часто носят род наплечного украшения в виде ожерелья из душистой болотной тра­вы, называемой сенека Са-а-о-Ъа-^ез. Из этой травы выплетают несколько прядок или бечевок требуемой длины и связывают их в один шнурок. С интервалом в три-четыре дюйма привязывают небольшие круглые дис­ки, сделанные из этого же материала, иногда с лицевой стороны покрытые бисерной вышивкой. Получается, та­ким образом, специфическое украше­ние, издающее приятный запах и за-. меняющее парфюмерию 12.

рис 45. Женская ноговица

Бусы из вампума носят редко, так как их мало и ценятся они очень высоко. Эти бусы употребляются преимущественно для религиозных целей и для сохранения законов и договоров. Они выделываются из раковины моллюска и бывают белые и пурпурные, первые употребляются для религиозных целей, вторые — для политических. Полная снизка вампума достигает обычно трех футов длины и содержит не меньше дю-


Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 9 страница - student2.ru

Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 9 страница - student2.ru

Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 9 страница - student2.ru

Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 9 страница - student2.ru

:§ :?

I I

3 1

ш «<

I

Э

§

а

ё и


Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 9 страница - student2.ru
Рис. 50. Рабочая сумка (§а-уа-аЬ)

жины шнурков. Белый вампум являлся у иро­кезов символом чистоты и веры. Его вешали на шею белой собаки перед ее сжиганием; его упот­ребляли перед периоди­ческими религиозными праздниками для испо­ведания грехов, и ни одна исповедь не счита­лась искренней, если она не отмечалась белым вампумом; более того, он являлся традицион­ным жертвоприношени­ем при прощении убий­ства, хотя иногда для этого употребляли и пурпурный вампум. В древние времена шесть таких шнурков составляли цену челове­ческой жизни — коли­чество, выплачивавше­еся как искупление за убийство 13. При прода­же снизки пересчитыва­лись и оценивались по

полцента за одну бусину. Пояс-вампум представлял собой замше­вый пояс, одна сторона которого расшивалась этими бусами, распо­ложенными соответственно нужному орнаменту, выполнявшемуся с большим искусством. Так как на пояс в четыре-пять футов длиной при четырех дюймах ширины шло несколько тысяч этих бусин, го эти пояса ценились очень высоко14.

Правительство давно уже имеет обыкновение дарить серебряные медали (оп1-^1з'-йа-§а-о!и81-Ьа') вождям различных индейских племен при заключении договоров и в случаях посещений ими рези­денции правительства. К этим медалям относятся с величайшим ува­жением. Красная Куртка, Сажатель Кукурузы, Брат Фермера и многие другие выдающиеся вожди сенека получали медали этого типа. Вашингтон подарил медаль Красной Куртке в 1792 г. Она представляет собой овальную серебряную пластинку с ободком, как изображено на рис. 48, и ее наибольший диаметр имеет около шести дюймов. На обеих сторонах ее выгравированы различные эмблемы. Эту медаль теперь носит Джонсон, Сосехэйва, вождь сенека.

Медали из морских раковин (§а-пиЬ'-за), выложенные серебром, как показано на рис. 49, также носили на шее как украшения. Они выделывались из крупных раковин и ценились высоко.


Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 9 страница - student2.ru

Рисунки 50—53 иллюстрируют искусство индейских женщин в шитье бисером. Эти рисунки са­ми по себе избавляют от необходи­мости какого-либо описания, хо­тя, чтобы дать полное впечатление о характере изделий, они должны были бы быть цветными. Терпе­ние и усердяе индейской женщины особенно замечательны, составляя резкий контраст с нетерпеливо­стью в труде самого воина. Этот факт в значительной степени дает надежду на возможность воспита­ния и постепенного приучения индейцев к промышленным заня­тиям.

Рис. 51. Подушечка для иголок

С-а-озе'-Ьа, или детская люлька (рис. 54). Детская люлька также представляет собой индейское изобретение. Назначе­ние ее, по-видимому, скорее в том. чтобы помочь индейской матери переносить ребенка, чем, как это обычно думают, обеспечить ему прямизну стана. Основа люльки около двух футов в длину и около 14 дюймов в ширину, у нее резная подножка на узком конце и обруч или дуга в изголовье, изгибаю­щиеся под прямым углом. Закутав ребенка в одеяло, его привязыва­ют к основе люльки вышитыми би­сером свивальниками, которые плотно притягивают и закрывают все его тельце, кроме личика. За­тем на дугу натягивается покрыш­ка для прикрытия головки ребенка, и таким образом дитя совершенно

защищено. При передвижении люлька носится за спиной, причем лям­ка, привязываемая к люльке, надевается на лоб матери. Сама люль­ка нередко покрывается тщательной резьбой, и ее орнамент — один из лучших. Во время возделывания кукурузы и всякой другой рабо­ты на открытом воздухе люльку вешали на сук ближайшего дерева, и она оставалась там, покачиваемая ветерком. Терпение и спокойст­вие индейского ребенка в этом тесном заключении поразительны. Подвешенный таким образом, он висел часами, не издавая крика протеста.

Для иллюстрации социальной жизни ирокезов можно было бы,

если бы позволяло место, предложить вниманию читателя еще много других предметов, но все существенное для общей характеристики их изделий, орудий и утвари уже было дано. Часть из них, которые кажутся особенно важными для показа их ремесленного мастерства, были детально описаны, так как они интересны главным образом с этой точки зрения.

... ^
Рис. 52. Подушечка для булавок

Индейские искусства и индейские изобретения настолько распро­странены среди краснокожих, что невозможно установить, у какой нации или племени они возникали. Многие из них являются общими для всех — от Мэна до Орегона и от р. Св. Лаврентия до п-ова Фло­рида. До настоящего дня жизнь индейцев приблизительно одинакова по всей республике. Если бы мы пожелали выяснить, где имеются ирокезские изобретения, мы могли бы встретить их также легко, как у сиу в верхнем течении Миссисипи, так и у потомков самих ирокезов. По этой причине при описании изделий, характеризующих период индейского владычества, мы должны были бы охватить жизнь индей­цев в целом, начиная с диких племен, уединенно живущих в далеком Орегоне, и кончая живущими среди нас современными ирокезами-полуземледельцами. Последние прошли через все промежуточные ступени — от крайней примитивности до сравнительной цивилизо­ванности. Если мы захотим связать изделия современных ирокезов с изделиями первых обитателей нашей собственной страны, мы мо­жем найти эту связь в том факте, что анало­гичные орудия и анало­гичные изделия в недав­нее еще время были в обиходе у ирокезов и выделывались ими самими. Многие из ос­татков, выкапываемых в штате Нью-Йорк, вос­ходят к периоду строи­телей курганов на за­паде и принадлежат той расе и тому веку, кото­рые оказались уже вне кругозора индейского предания. Наша первая индейская эпоха связа­на, таким образом, с эпохой строителей курганов. Точно так же изделия ирокезов тесно связаны с изделиями всех племен, ныне оби­тающих в пределах рес­публики. Единая систе­ма дорог опоясывала


Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 9 страница - student2.ru

Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 9 страница - student2.ru



Рис. 53. Женская сумочка

Рис. 54. Детская люлька

всю поверхность страны от Атлантики до Тихого океана, и связи меж­ду многочисленными нациями, обитавшими в пределах этих безгра­ничных пространств, были постоянными, гораздо более обширными, чем когда-либо предполагали. Следовательно, если кто-либо захочет получить картину ирокезской жизни до того, как Хендрик Гудзон поднялся по реке, на берега которой выходил восточный конец их Длинного дома, то ему следует поискать ее в сценах Катлина 15 на окраинах Скалистых гор. Есть различия, это верно, но по сущест­ву индейская жизнь одинакова.

В изделиях современных ирокезов есть много такого, что внушает уверенность в том, что они восприимчивы к полезным искусствам. Когда их умы разовьются благодаря воспитанию и они, привыкнув, обратятся к земледельческим занятиям, как это до некоторой степе­ни уже имеет место, тогда можно будет надеяться, что по крайней мере часть этой одаренной расы цивилизуется и со временем подни-мется'до гражданства среди нас. Это было бы приятным зрелищем — видеть детей наших девственных лесов возделывающими поля там, где их отцы бродили в лесных дебрях, сохраняя свою независимость.

ГЛАВА II

Язык ирокезов. — Алфавит.— Имя существительное.— Прилагательное.— Степени сравнения.— Артикль. — Наре­чие.— Предлог. — Виды склонения. — Глагол. — Полнота спряжения.—Образование предложений. —Молитва господня

Язык ирокезов, подобно всем бесписьменным языкам, несовер­шенен по своей структуре, и едва ли его можно сравнивать, кроме как по общим принципам, с теми языками, которые были системати­зированы и усовершенствованы. Школьный учитель, несомненно, охарактеризовал бы его как варварский жаргон, хотя и имеющий право на известную долю снисхождения, как и все примитивные, или несоставные, языки на ранних стадиях их образования 16. Для нас, однако, эти языки интересны не только с лингвистической точки зрения. Через все поколения их язык будет продолжать звучать в наших географических терминах: «Их названия даны нашим водам, мы не можем смыть их». Лик природы действительно меняет свой вид, ти(а1; 1егга т1сез, но его ориентиры остаются в основном одни и те же. В пределах наших границ ирокезы оставили здесь столь неиз­гладимый отпечаток, что до самых отдаленных времен наши горы и долы и вечно текущие реки будут пользоваться «их наречием времен давно прошедших».

Ходеносауни были замечательно удачливы в запечатлении своих названий на лике природы, если они жаждали оставить по себе жи­вое воспоминание. Никто не может обратиться к озеру, или к реке, или ручейку, которым они завещали название, не признав, что ин­дейцы увековечили себя памятником более красноречивым и нетлен-

Таблица диалектальных различий в языке ирокезов

Название Диалекты
Сенека Кайюга Онондага
А1Ьапу ЗЬа-пеЬ'-1а-с1е ЗЬа'-па-Ш-ае ЗЬа-па'-1;а-с1е
Шса Кип-(1а-с1а*-313 Ве-о'-пип-|1а-с1а'-з1з Nопе-(^а-(^а'-з^з
АиЬигп В^аз-со* \Уаз'-со Оз'-со
Сепеуа Са-пип-йа-за'-§а Оа-па-(1а-5а'-§а Сга'-па-<1а-за'-§а
СапапсЫ§иа Са-пип-йа'-^а Оа-па-аа'-^а Са-па-йа'-диа
КосЬезйег Оа-зЬо'-за-до Оа-зЬс-за'-^о Оа-зЬо'-за-^о'-^а
Топа'ягапйа Та'-па-^ип-йа Та-по-'й'ип'-йа Та-по-^а'-Ла
Ви?Га1о Во-зЬо'-'й'еЬ Ве-о-1го'-^еЬ ЗЭе-о-за'-^еи
Ша^ага Шуег Ке-аЬ'-^а 0-пе-а'-§а ^е-аИ'-^а
Нопеоуе ЬаЬе На-пе-а'-уеЬ На-пе-а'-Ьа На-пе-а'-уа
НешЬсЬ; ЬаЬе О-пеЬ'-йа Ве-о-пеЪ'-йа'-еЬ О-па'-йа
ЗЬапеа1е1ез ЬаЬе 8Ьа'-пе-о'-(11се 8Ьа-пе-а'-(1!се 8Ьа-пе-о'-(11се
СЪаи1аидие ЬаЬе СЬа-аа'-^еЬ СЬа-Да'-диа СЬа-Йа'-фаа
\Уа1ег1оо 8а'-уазе ЗЬо1'-уазе За'-уазе
НегЫтег Ва-уа-о'-^еЬ Ва-а-о'-^а Те-о-§ип'
С<тЪос1оп В1уег Оа-Ьа'-го Са-Ьа'4го Оа-Ьа'-1о
ОпзЬапу СгееЬ 0-Ь1в'-ЬеЬ О-Ыз'-Ьа 0-Ь1з'-Ьа
СапарЪапе Са-па'^о-Ьа 3^а-8еЬ Са-пз.-1 о~-11й '"ЯчЭ
Моп1егита Те-Ьа'-^11с-Ьа'-(1о Т'саНШ-Ьа'-(1о Тб~5кз,-1 11^-Ья '-ио
8сЬепес1айу Но-по'-а-^о-пеЬ'   Но-^а-§о'-па
В1асЬ К1Уег Оа-Ьип'-до--»а Оа-Ьип-до'-'теа ]Ка-Ьи-^а-20*-^а
ОпеЫа Саз11е Оа-по'-а-Ьа Оа-тш-а-о'-а 6а-по-ш'-Ь.а
А11е§;апу К1уег О-Ьее'-уо О-Ьее'-уо О-Ьее'-уи

ным, чем те, которые могли бы быть созданы человеческими руками.

Из сказанного возникает интерес к языку наших предшественни­ков, достаточный, чтобы исследовать его основные особенности.

Из шести диалектов, на которые он сейчас делится, диалекты могауков и онейда очень близки друг к другу, так же как и кайюга и сенека; в то же время диалекты онондага и тускарора не только непохожи друг на друга, но и отличаются от других ярко выраженными особенностями. По мнению ирокезов, диалект онондага наиболее за­кончен и величествен, а онейда — наименее энергичен в своих вы­ражениях; но для американского уха первый — груб и резок, а вто­рой— плавен, гармоничен и музыкален. Наречие тускарора считает-

Наши рекомендации