Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 9 страница
Сенека и сейчас еще возделывают табак. Его название означает «единственный табак», так как они считают эту разновидность выше всех остальных. Он выращивается из семени, которое сеется или сажается весной и требует лишь небольшого ухода. Листья срывают ранней осенью, когда их окраска впервые меняется под влиянием мороза, и, будучи высушены, они готовы для употребления. После первого года табак растет самосевом, из семени, роняемого растением по его созревании. Если растения растут слишком густо, что часто случается из-за их буйного роста, то становится необходимым их разредить, иначе листья уменьшаются. Этот табак употребляется исключительно для курения. Обычай жевания табака, по-видимому, заимствован от нас. Хотя этот табак чрезвычайно слаб, они смешивают его
с листьями сумаха для уменьшения его возбуждающих свойств. Сумах употребляется индейцами для смягчения табака с незапамятных времен.
Ирокезы возделывали также несколько разновидностей бобов и тыкв, искони произраставших на американской почве. Они считали кукурузу, бобы и тыквы особым даром Великого духа и объединяли их под именем Трех сестер. Они употребляли также земляной орех (Архоз ЪиЪегоза) как вид картофеля, собирая его в диком состоянии.
С-а-%геп'-§а, или лыжи-лапки (рис. 37). Лыжи-лапки являются индейским изобретением. По глубоким снегам, скапливающимся в лесах, пробираться без них было бы почти невозможно. Они употреблялись на охоте и в военных экспедициях, предпринимавшихся в зимнее время.
Лыжи имеют почти три фута в длину и около 16 дюймов в ширину. Обод из орехового дерева, спереди согнутый дугообразно, а сзади образующий концами острие, составлял остов с добавлением поне-речин, определяющих его растяжку. Внутреннее пространство, за исключением отверстия для носка, заплеталось сеткой из оленьих сухожилий, с ячеями около одного квадратного дюйма. Ступня ноги привязывалась к краям этого отверстия ремнями, обходившими вокруг пятки для укрепления ноги. Пятка оставлялась свободной, чтобы она могла подниматься и опускаться, а отверстие предназначалось для того, чтобы дать носку возможность опускаться ниже поверхности лыжи, когда пятка поднимается при ходьбе. Это очень простое изобретение, но хорошо приспособленное для своих целей. Человек, освоившийся с лыжами, может ходить на них так же быстро по снегу, как без них по земле. Сенека утверждают, что они могут пройти на лыжах 50 миль за день и гораздо быстрее, чем без них, благодаря длине и размеренности шага. На медвежьей охоте лыжи оказывают особенно большую услугу, так как охотник может быстро настигнуть медведя, под которым наст проваливается и который способен двигаться лишь медленно ь.
АЬ-йа'-йа-диа, или индейское седло. Это индейское изобретение, но первоначально оно пришло с запада. По общему устройству оно очень схоже с седлом туземцев Мексики, но его передняя лука не так высока, а боковые части длиннее. Оно еще употребляется среди индейских племен запада. Остов делается из четырех кусков дерева, прочно подогнанных друг к другу и обтянутых покрышкой из невыделанной шкуры. Боковые части имеют около 18 дюймов в длину, 6 в ширину и толщину, в середине около дюйма, сверху же и снизу они оканчиваются острыми краями. Спереди лука поднимается над боковыми частями почти на 5 дюймов. Она делается из куска дерева, имеющего естественную развилину, которая прилаживается так, чтобы охватить боковые части и определить ширину седла. Второй кусок таким же образом охватывает боковые части с противоположного конца, поднимаясь вверх на несколько дюймов и опускаясь почти до их нижних граней. Эти боковые части наверху расходятся почти на 3 дюйма, оставляя место для спинного
хребта лошади. Крепления седла, считая и ремешки стремян, первоначально делались из веревок, изготовлявшихся из бизоньего волоса. Треугольные стремена из дерева довершали снаряжение седла. Так как ирокезы редко пользовались индейской лошадью, то седло у них представляло принадлежность скорее случайную, нежели обычную. На рис. 38 представлено изделие сенека.
Рис. 37. Лыжа-лапка |
Са-§а-ап'-<1а, или духовое ружье; §а-по', или стрела (рис. 39). Духовое ружье считается индейским изобретением 6. Оно представляет собой простую трубку, или ствол, около 6 футов длиной и диаметром 1 дюйм и имеет канал калибром х/г дюйма. Оно делается из ольхи или из другого дерева, которое просверливают при помощи одного искусного приспособления. Снарядом является очень тонкая стрелка около 2 футов длиной, с острым концом. На тупом конце стрелки укрепляется при помощи сухожилия пух или шелковые волокна чертополоха. Этот пух нежен и податлив, и, когда стрела вкладывается в дуло, пух заполняет его так, что
воздух не проникает. Стрелу затем пускают при помощи дутья. Духовое ружье употребляется для охоты на птиц.
Уа-о'-йа-^аз-1а, или индейская флейта (рис. 40). Этот инструмент не похож ни на один из тех, которые известны у нас, но явно сходен с кларнетом. Его название обозначает «духовая трубка». Он изготовляется обычно из красного кедра, длина его 18 дюймов и диаметр около дюйма. Отверстия для пальцев (их шесть) расположены на равном расстоянии друг от друга. Между ними и мундштуком, находящимся на конце, помещается свисток, устроенный почти по тому же принципу, что и обыкновенный свисток. Он воспроизводит шесть последовательных нот, начиная с низшей, по восходящей гамме. Седьмая нота отсутствует, но три или четыре следующие, как правило, воспроизводятся. Это полный диапазон инструмента. Когда на нем играют индейцы, он издает дикую и жалобную музыку. Он считается индейским изобретением.
Уип-да'-яа, кисет для табака (рис. 41), делается из шкурки какого-нибудь небольшого животного, которая сдирается чулком. В старину он являлся необходимой принадлежностью и носился на поясе. Кисеты делались обычно из шкурок белой ласки, норки, белки и куницы-рыболова 7.
Ва-уа-уа-с1а'-§а'-пеаЧа, прибор для добывания огня (рис. 42), является очень древним индейским изобретением. Его примитивность может вьпвать улыбку в наше время спичек, однако шаг, отделяющий их от огнива и кремня, приблизительно так же велик, как и последние от рассматриваемого изобретения. При не-
Рис. 38. Индейское седло
знании металлов и химикалий это был единственный способ добывания огня, известный краснокожему человеку. Это приспособление состояло из вертикальной оси, около четырех футов длиной и около дюйма в диаметре, с насаженным на его нижнюю часть небольшим кружком для придания ему скорости. В зарубке на верхушке оси укреплялась бечевка, привязанная к лучку длиной около фута. Нижний конец оси покоился на плашке из сухого дерева, около которой клались небольшие кусочки трута. Когда прибор был готов к употреблению, то сначала бечевку обвивали вокруг оси, поворачивая ее рукой. Затем тянули книзу лучок, раскручивая этим бечевку и вращая ось влево. От приданной кружку инерции вращения бечев-
Рис. 39. Духовое ружье (да-да-ап'-йа) и стрела (да-по')
Рис. 40. Индейская флейта |
Рис. 41. Кисет (уип-§а'-8а) |
ка закручивалась в обратную сторону, и лучок поднимался вверх. Затем лучок опять тянули вниз, и вращение оси продолжалось, но уже в противоположном направлении — бечевка вновь раскручивалась и закручивалась. Это попеременное вращение оси продолжалось до тех пор, пока не появлялись искры из-под острия внизу, где оно упиралось в кусок сухого дерева. Искры появляются довольно быстро благодаря силе трения и воспламеняют трут, который дает пламя.
В искусстве плетения корзин, во всем его разнообразии, индейские женщины также не имеют себе равных. Их корзины сделаны с изяществом, изобретательностью и простотой, которые заслуживают высшей похвалы. Главным материалом является луб, но они употребляют и некоторые разновидности тростника, а также листья кукурузных початков. Среди образцов, показывающих, насколько могут вдохновить стремление к удобству и изобретательность, особенно тщательно отделывается корзина-сито. Ее назначение — просеивать кукурузную муку для удаления отрубей и более твердых частиц, после того как кукуруза растолчена в муку. Дно корзины выплетается с такими тонкими ячеями, что в совершенстве отвечает всем целям проволочного сита. Еще одну разновидность открытой корзины делали из листов кукурузных початков и тростника, сплетая их очень плотно и искусно. В домашнем хозяйстве ирокезов корзина служила самым разнообразным целям. Солоницы (о-по-пеа §оз-па'-с!а) выплетались из листьев кукурузных початков в формах, изображенных на рис. 43 8.
Деревянные орудия ирокезов нередко были тщательно вырезаны. Изделиями, на которые затрачивалось больше всего труда, являлись ковши, или черпаки (ап-йо-диа'-за), различных размеров, служившие для кукурузной каши и супа. Черпаки заменяли ирокезам ложки, и поэтому каждая индейская семья имела их довольно много. Ручка обычно заканчивалась фигуркой животного, как-то: белки, ястреба или бобра, некоторые ручки — сидячей человеческой фигуркой, другие — группой таких фигур в различных позах, например борющихся или обнимающихся. Эти фигурки вырезаются очень искусно и с сохранением^правилъных пропорций. Подобные же украшения вырезались на мешалке, или лопаточке (§оЪ'-§о-пе-оз-па') 8. Чаши, кувшины и другая посуда из наростов весьма обычны в индейских семьях и выделываются с большим ста-
раннем и тщательностью. В прежние времена престарелые и немощные обыкновенно опирались при ходьбе на простой посох, но в позднейшие времена его сменила трость (аЪ-йа'-сНз-па). Подобно остальной их деревянной утвари, современная трость покрывается тщательно выполненной резьбой.
Рис. 42. Прибор для добывания огня |
Са-1ш'-аЬ, или юбка. Сов
ременная женская одежда ироке
зов поразительно изящна. Неко
торые образцы вызывают восхище
ние аккуратностью подгонкичастей
и изяществом, даже блестящим ма
стерством бисерного шитья. Иро
кезы носят до сего дня ту же по
типу и покрою одежду, как и в
древние времена, но свой материал
они заменили привозным. Иглы
дикобраза уступили место бисеру,
а шкуры животных — бумажной
ткани и сукну. Много вкуса прояв
ляется в шитье бисером, столь бро
сающемся в глаза в женском ко- (аа-уа-уа-йа-да'-пеа-1а)
стюме. Цвета гармонично сочета
ются, а в узорах много выдумки,
и они искусно выполняются. Вполне очевидно, судя по образцам их рукоделий, что индейскую женщину можно научить превосходным работам иглой. Сга-М-аЬ, или юбка (точная копия одной такой юбки представлена на рис. 44), обычно делается из тонкого синего сукна и искусно расшивается бисером. Для нее требуется два ярда сукна, кромка которого идет по верху и по подолу, юбка укрепляется вокруг талии и внизу доходит почти до мокасин. Она прекрасно и со вкусом вышивается по подолу, а по середине переда вышивка поднимается вверх. В одном из углов вышивается изображение дерева или цветка. Суконные юбки повсеместно носятся у современных ирокезов, но обычно они не так богато вышиты и не из та-
Рис. 43. Солоницы Гиз кукурузных листьев кого тонкого материала,
(о-по-пеа доз-Ьа'-йа) как представленная на
этом рисунке. Последняя сделана женщиной сенека и представляет редкий образец индейской вышивки 30.
Рис. 44. Юбка (§а-1га-аЬ) |
Слзе'-М, или женские ноговицы (рис. 45). Эта часть женской одежды также носится повсеместно. Она обычно делается из тонкого красного сукна и украшается каймой бисерного шитья по нижнему краю, а также выше, в том месте ноговицы, которое приходится на перед. Они укрепляются над коленями и спускаются вниз на мокасины. В древние времена §15е'-па делались из замши и вышивались иглами дикобраза. Так как мокасины описываются. в другом месте, то ничего больше не требуется говорить о них как о части женской одежды.
АЬ-йе-а-йа-^е-за, или платье6 (рис. 46—47). Платье шьется обычно из муслина или коленкора (миткаля) самых ярких цветов. Оно свободно сидит на фигуре, собрано слегка в талии и спускается ниже юбки. По подолу идет узкая кайма бисерного шитья. Спереди оно обычно застегивается серебряными фибулами, расположение которых показано на рис. 46. Они обычно крупнее и расположены параллельными рядами, как это видно на женском костюме. Индейской женщине нравится обилие серебряных украшений; к ним относятся броши разнообразных форм и размеров, начиная с таких, которые имеют шесть дюймов в диаметре и оцениваются во много долларов, и кончая брошками самого маленького размера, стоящими шесть пенсов. Серебряные серьги и перстни различного типа, серебряные бусы, обручи для шляп и кресты также составляют часть их наряда. Эти кресты, следы влияния иезуитов, нередко достигают
В тексте: оуегДгезз (Прим. ред.)
восьми дюймов в длину, сделаны из массивного серебра и очень ценны, но ирокезы смотрят на них просто как на украшения и.
Е'-уозе, или плащ. Это необходимое и изящное одеяние делается из тонкого синего или зеленого сукна, которого требуется два ярда. Он ниспадает свободно с головы или плеч, образуя складки по ширине сукна, так как кромки находятся сверху и снизу, и собран вокруг фигуры наподобие шали. Индейская женщина носит плащ очень грациозно, и он составляет довольно красивую часть одежды.
Благодаря какому-то странному порыву фантазии меховая шапка используется женщинами как часть женского костюма, и у современных ирокезов более обычным стало видеть эту часть одежды белого мужчины на голове индейской женщины, а не на голове воина. Обручи для шляп, сделанные из серебра или снизанных вместе фибул, или продолговатых серебряных бус, являются необходимыми украшениями в торжественных случаях. Иногда, только редко, к шляпе привязывают пучки перьев.
СаМе-ав-Ъа, или ожерелье (см. рис. 3). Ожерелье делается из серебряных бус и вампума, и на нам висит серебряный крест. Бусы, которые обычно носят индейские женщины, сделаны из обыкновенного стекла. В древние времена было в обычае носить ожерелья из зубов животных, но от подобных варварских украшений ирокезы давно уже отказались. Очень часто носят род наплечного украшения в виде ожерелья из душистой болотной травы, называемой сенека Са-а-о-Ъа-^ез. Из этой травы выплетают несколько прядок или бечевок требуемой длины и связывают их в один шнурок. С интервалом в три-четыре дюйма привязывают небольшие круглые диски, сделанные из этого же материала, иногда с лицевой стороны покрытые бисерной вышивкой. Получается, таким образом, специфическое украшение, издающее приятный запах и за-. меняющее парфюмерию 12.
рис 45. Женская ноговица |
Бусы из вампума носят редко, так как их мало и ценятся они очень высоко. Эти бусы употребляются преимущественно для религиозных целей и для сохранения законов и договоров. Они выделываются из раковины моллюска и бывают белые и пурпурные, первые употребляются для религиозных целей, вторые — для политических. Полная снизка вампума достигает обычно трех футов длины и содержит не меньше дю-
:§ :?
I I
3 1
ш «<
I
Э
§
а
ё и
Рис. 50. Рабочая сумка (§а-уа-аЬ) |
жины шнурков. Белый вампум являлся у ирокезов символом чистоты и веры. Его вешали на шею белой собаки перед ее сжиганием; его употребляли перед периодическими религиозными праздниками для исповедания грехов, и ни одна исповедь не считалась искренней, если она не отмечалась белым вампумом; более того, он являлся традиционным жертвоприношением при прощении убийства, хотя иногда для этого употребляли и пурпурный вампум. В древние времена шесть таких шнурков составляли цену человеческой жизни — количество, выплачивавшееся как искупление за убийство 13. При продаже снизки пересчитывались и оценивались по
полцента за одну бусину. Пояс-вампум представлял собой замшевый пояс, одна сторона которого расшивалась этими бусами, расположенными соответственно нужному орнаменту, выполнявшемуся с большим искусством. Так как на пояс в четыре-пять футов длиной при четырех дюймах ширины шло несколько тысяч этих бусин, го эти пояса ценились очень высоко14.
Правительство давно уже имеет обыкновение дарить серебряные медали (оп1-^1з'-йа-§а-о!и81-Ьа') вождям различных индейских племен при заключении договоров и в случаях посещений ими резиденции правительства. К этим медалям относятся с величайшим уважением. Красная Куртка, Сажатель Кукурузы, Брат Фермера и многие другие выдающиеся вожди сенека получали медали этого типа. Вашингтон подарил медаль Красной Куртке в 1792 г. Она представляет собой овальную серебряную пластинку с ободком, как изображено на рис. 48, и ее наибольший диаметр имеет около шести дюймов. На обеих сторонах ее выгравированы различные эмблемы. Эту медаль теперь носит Джонсон, Сосехэйва, вождь сенека.
Медали из морских раковин (§а-пиЬ'-за), выложенные серебром, как показано на рис. 49, также носили на шее как украшения. Они выделывались из крупных раковин и ценились высоко.
Рисунки 50—53 иллюстрируют искусство индейских женщин в шитье бисером. Эти рисунки сами по себе избавляют от необходимости какого-либо описания, хотя, чтобы дать полное впечатление о характере изделий, они должны были бы быть цветными. Терпение и усердяе индейской женщины особенно замечательны, составляя резкий контраст с нетерпеливостью в труде самого воина. Этот факт в значительной степени дает надежду на возможность воспитания и постепенного приучения индейцев к промышленным занятиям.
Рис. 51. Подушечка для иголок |
С-а-озе'-Ьа, или детская люлька (рис. 54). Детская люлька также представляет собой индейское изобретение. Назначение ее, по-видимому, скорее в том. чтобы помочь индейской матери переносить ребенка, чем, как это обычно думают, обеспечить ему прямизну стана. Основа люльки около двух футов в длину и около 14 дюймов в ширину, у нее резная подножка на узком конце и обруч или дуга в изголовье, изгибающиеся под прямым углом. Закутав ребенка в одеяло, его привязывают к основе люльки вышитыми бисером свивальниками, которые плотно притягивают и закрывают все его тельце, кроме личика. Затем на дугу натягивается покрышка для прикрытия головки ребенка, и таким образом дитя совершенно
защищено. При передвижении люлька носится за спиной, причем лямка, привязываемая к люльке, надевается на лоб матери. Сама люлька нередко покрывается тщательной резьбой, и ее орнамент — один из лучших. Во время возделывания кукурузы и всякой другой работы на открытом воздухе люльку вешали на сук ближайшего дерева, и она оставалась там, покачиваемая ветерком. Терпение и спокойствие индейского ребенка в этом тесном заключении поразительны. Подвешенный таким образом, он висел часами, не издавая крика протеста.
Для иллюстрации социальной жизни ирокезов можно было бы,
если бы позволяло место, предложить вниманию читателя еще много других предметов, но все существенное для общей характеристики их изделий, орудий и утвари уже было дано. Часть из них, которые кажутся особенно важными для показа их ремесленного мастерства, были детально описаны, так как они интересны главным образом с этой точки зрения.
... ^ |
Рис. 52. Подушечка для булавок |
Индейские искусства и индейские изобретения настолько распространены среди краснокожих, что невозможно установить, у какой нации или племени они возникали. Многие из них являются общими для всех — от Мэна до Орегона и от р. Св. Лаврентия до п-ова Флорида. До настоящего дня жизнь индейцев приблизительно одинакова по всей республике. Если бы мы пожелали выяснить, где имеются ирокезские изобретения, мы могли бы встретить их также легко, как у сиу в верхнем течении Миссисипи, так и у потомков самих ирокезов. По этой причине при описании изделий, характеризующих период индейского владычества, мы должны были бы охватить жизнь индейцев в целом, начиная с диких племен, уединенно живущих в далеком Орегоне, и кончая живущими среди нас современными ирокезами-полуземледельцами. Последние прошли через все промежуточные ступени — от крайней примитивности до сравнительной цивилизованности. Если мы захотим связать изделия современных ирокезов с изделиями первых обитателей нашей собственной страны, мы можем найти эту связь в том факте, что аналогичные орудия и аналогичные изделия в недавнее еще время были в обиходе у ирокезов и выделывались ими самими. Многие из остатков, выкапываемых в штате Нью-Йорк, восходят к периоду строителей курганов на западе и принадлежат той расе и тому веку, которые оказались уже вне кругозора индейского предания. Наша первая индейская эпоха связана, таким образом, с эпохой строителей курганов. Точно так же изделия ирокезов тесно связаны с изделиями всех племен, ныне обитающих в пределах республики. Единая система дорог опоясывала
Рис. 53. Женская сумочка
Рис. 54. Детская люлька
всю поверхность страны от Атлантики до Тихого океана, и связи между многочисленными нациями, обитавшими в пределах этих безграничных пространств, были постоянными, гораздо более обширными, чем когда-либо предполагали. Следовательно, если кто-либо захочет получить картину ирокезской жизни до того, как Хендрик Гудзон поднялся по реке, на берега которой выходил восточный конец их Длинного дома, то ему следует поискать ее в сценах Катлина 15 на окраинах Скалистых гор. Есть различия, это верно, но по существу индейская жизнь одинакова.
В изделиях современных ирокезов есть много такого, что внушает уверенность в том, что они восприимчивы к полезным искусствам. Когда их умы разовьются благодаря воспитанию и они, привыкнув, обратятся к земледельческим занятиям, как это до некоторой степени уже имеет место, тогда можно будет надеяться, что по крайней мере часть этой одаренной расы цивилизуется и со временем подни-мется'до гражданства среди нас. Это было бы приятным зрелищем — видеть детей наших девственных лесов возделывающими поля там, где их отцы бродили в лесных дебрях, сохраняя свою независимость.
ГЛАВА II
Язык ирокезов. — Алфавит.— Имя существительное.— Прилагательное.— Степени сравнения.— Артикль. — Наречие.— Предлог. — Виды склонения. — Глагол. — Полнота спряжения.—Образование предложений. —Молитва господня
Язык ирокезов, подобно всем бесписьменным языкам, несовершенен по своей структуре, и едва ли его можно сравнивать, кроме как по общим принципам, с теми языками, которые были систематизированы и усовершенствованы. Школьный учитель, несомненно, охарактеризовал бы его как варварский жаргон, хотя и имеющий право на известную долю снисхождения, как и все примитивные, или несоставные, языки на ранних стадиях их образования 16. Для нас, однако, эти языки интересны не только с лингвистической точки зрения. Через все поколения их язык будет продолжать звучать в наших географических терминах: «Их названия даны нашим водам, мы не можем смыть их». Лик природы действительно меняет свой вид, ти(а1; 1егга т1сез, но его ориентиры остаются в основном одни и те же. В пределах наших границ ирокезы оставили здесь столь неизгладимый отпечаток, что до самых отдаленных времен наши горы и долы и вечно текущие реки будут пользоваться «их наречием времен давно прошедших».
Ходеносауни были замечательно удачливы в запечатлении своих названий на лике природы, если они жаждали оставить по себе живое воспоминание. Никто не может обратиться к озеру, или к реке, или ручейку, которым они завещали название, не признав, что индейцы увековечили себя памятником более красноречивым и нетлен-
Таблица диалектальных различий в языке ирокезов
Название | Диалекты | ||
Сенека | Кайюга | Онондага | |
А1Ьапу | ЗЬа-пеЬ'-1а-с1е | ЗЬа'-па-Ш-ае | ЗЬа-па'-1;а-с1е |
Шса | Кип-(1а-с1а*-313 | Ве-о'-пип-|1а-с1а'-з1з | Nопе-(^а-(^а'-з^з |
АиЬигп | В^аз-со* | \Уаз'-со | Оз'-со |
Сепеуа | Са-пип-йа-за'-§а | Оа-па-(1а-5а'-§а | Сга'-па-<1а-за'-§а |
СапапсЫ§иа | Са-пип-йа'-^а | Оа-па-аа'-^а | Са-па-йа'-диа |
КосЬезйег | Оа-зЬо'-за-до | Оа-зЬс-за'-^о | Оа-зЬо'-за-^о'-^а |
Топа'ягапйа | Та'-па-^ип-йа | Та-по-'й'ип'-йа | Та-по-^а'-Ла |
Ви?Га1о | Во-зЬо'-'й'еЬ | Ве-о-1го'-^еЬ | ЗЭе-о-за'-^еи |
Ша^ага Шуег | Ке-аЬ'-^а | 0-пе-а'-§а | ^е-аИ'-^а |
Нопеоуе ЬаЬе | На-пе-а'-уеЬ | На-пе-а'-Ьа | На-пе-а'-уа |
НешЬсЬ; ЬаЬе | О-пеЬ'-йа | Ве-о-пеЪ'-йа'-еЬ | О-па'-йа |
ЗЬапеа1е1ез ЬаЬе | 8Ьа'-пе-о'-(11се | 8Ьа-пе-а'-(1!се | 8Ьа-пе-о'-(11се |
СЪаи1аидие ЬаЬе | СЬа-аа'-^еЬ | СЬа-Да'-диа | СЬа-Йа'-фаа |
\Уа1ег1оо | 8а'-уазе | ЗЬо1'-уазе | За'-уазе |
НегЫтег | Ва-уа-о'-^еЬ | Ва-а-о'-^а | Те-о-§ип' |
С<тЪос1оп В1уег | Оа-Ьа'-го | Са-Ьа'4го | Оа-Ьа'-1о |
ОпзЬапу СгееЬ | 0-Ь1в'-ЬеЬ | О-Ыз'-Ьа | 0-Ь1з'-Ьа |
СапарЪапе | Са-па'^о-Ьа | 3^а-8еЬ | Са-пз.-1 о~-11й '"ЯчЭ |
Моп1егита | Те-Ьа'-^11с-Ьа'-(1о | Т'саНШ-Ьа'-(1о | Тб~5кз,-1 11^-Ья '-ио |
8сЬепес1айу | Но-по'-а-^о-пеЬ' | Но-^а-§о'-па | |
В1асЬ К1Уег | Оа-Ьип'-до--»а | Оа-Ьип-до'-'теа | ]Ка-Ьи-^а-20*-^а |
ОпеЫа Саз11е | Оа-по'-а-Ьа | Оа-тш-а-о'-а | 6а-по-ш'-Ь.а |
А11е§;апу К1уег | О-Ьее'-уо | О-Ьее'-уо | О-Ьее'-уи |
ным, чем те, которые могли бы быть созданы человеческими руками.
Из сказанного возникает интерес к языку наших предшественников, достаточный, чтобы исследовать его основные особенности.
Из шести диалектов, на которые он сейчас делится, диалекты могауков и онейда очень близки друг к другу, так же как и кайюга и сенека; в то же время диалекты онондага и тускарора не только непохожи друг на друга, но и отличаются от других ярко выраженными особенностями. По мнению ирокезов, диалект онондага наиболее закончен и величествен, а онейда — наименее энергичен в своих выражениях; но для американского уха первый — груб и резок, а второй— плавен, гармоничен и музыкален. Наречие тускарора считает-