Проблемы правопреемства на территории бывшего СССР

Одним из последствий прекращения существования СССР является вопрос о правопреемстве в отношении договоров СССР, государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов СССР.

В Соглашении о создании СНГ от 21 декабря 1991 г. государства-участники СНГ гарантировали выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР. Государства также согласились, чтобы членство СССР в ООН было продолжено РФ

Но каждое государство СНГ имело право подтвердить действие для себя того или иного договора СССР. Республики бывшего Союза ССР активно использовали это право Так, решениями 1992 г об участии государств - участников СНГ в Договоре между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности, в Договоре между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны государства - правопреемники СССР подтвердили свое участие в указанных договорах применительно к их территориям и с учетом их национальных интересов

Вместе с тем государства СНГ (кроме Украины и Белоруссии) самостоятельно вступали в ООН, становились участниками договоров о правах человека, о разоружении

Для решения проблем правопреемства была создана Комиссия по правопреемству в отношении договоров, государственной собственности, долгов и активов бывшего СССР, в рамках которой было подготовлено значительное число соглашений между государствами бывшего СССР

В числе многосторонних договоров, регламентирующих различные вопросы правопреемства между республиками бывшего Союза, можно назвать Договор о правопреемстве в отношении бывшего государственного долга и активов, Соглашение о собственности бывшего СССР, Соглашение о распределении всей собственности бывшего СССР за рубежом, Декларацию о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод

В Соглашении о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г. участвуют все страны - участницы СНГ (кроме Грузии). Соглашение регулирует вопросы правопреемства движимой и недвижимой собственности СССР за рубежом, находившейся в момент правопреемства во владении, пользовании или распоряжении СССР, государственных органов СССР. Под собственностью понимается, в частности: недвижимость, используемая дип­ломатическими и консульскими представительствами СССР; инфраструктуры СССР за рубежом и прибыль от их эксплуатации; доходы от реализации собственности СССР; собственность СССР и прибыль от деятельности юридических лиц, находившихся под юрисдикцией СССР; прибыль от выполнения работ по международным соглашениям СССР

Собственность СССР была поделена и перешла к государствам в определенных долях

В 1992-1994 гг. были заключены двусторонние соглашения между Россией, с одной стороны, и Азербайджаном, Арменией, Грузией, Казахстаном, Молдавией, Таджикистаном, Узбекистаном, Украиной - с другой, об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего Союза ССР, которые вступили в силу в конце 1995 - начале 1996 гг.

Участниками Соглашения о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР 1992 г. являются все страны СНГ (кроме Грузии). В соответствии с положениями Соглашения стороны признали целостность и неделимость архивов Российской Империи и СССР, находящихся за пределами их территорий, и не претендуют на право владения ими. Находящиеся на территории государств - участников Соглашения архивы СССР перешли под юрисдикцию соответствующих государств. Стороны Соглашения обязались обеспечивать в соответствии со своим законодательством доступ исследователей к архивам и признавать на своих территориях юридическую силу справок, выданных государственными архивными учреждениями стран СНГ

16. Принципы современного международного публичного права: понятие, договорно-правовое закрепление, система.

Основу МП образуют основные принципы

Принципы – основополагающие общепризнанные нормы, обладающие высшей юридической силой. Все остальные международно-правовые нормы и международно-значимые действия субъектов должны соответствовать положениям основных принципов

Принципы МП носят универсальный характер. Действия или договоры, нарушающие положения основных принципов, признаются недействительными и влекут международно-правовую ответственность

Все принципы имеют первостепенную важность.

Принципы взаимосвязаны: нарушение одного влечет за собой несоблюдение других. Так например, нарушение принципа территориальной целостности государства одновременно является нарушением принципов суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы

Так как принципы МП представляют собой международно-правовые нормы, они существуют в форме определенных источников МП

Первоначально эти принципы выступали в форме международно-правовых обычаев, но с принятием Устава ООН основные принципы приобретают договорно-правовую форму. Так 7 принципов МП (суверенное равенство государств, добросовестное выполнение взятых на себя международных обязательств, мирное разрешение международных споров, отказ от угрозы силой и ее применения) содержаться в Уставе ООН. При этом в случае, если обязательства членов ООН по Уставу ООН окажутся в противоречии с обязательствами по международному договору, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу

Содержание принципов раскрыто в Декларации о принципах МП, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, других международных документов.

Применительно к европейским условиям содержание основных принципов было конкретизировано актами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), в частности, хельсинкским Заключительным актом 1975 г., Итоговым документом Венской встречи 1989 г

Система:

1. принципы обеспечения мира и международной безопасности.

2. принципы международного сотрудничества государств.

3. принципы защиты прав народов, наций и человека.

Наши рекомендации