Отличительные черты государственной власти как вида социальной власти.
Государственная власть – способность государства, его структур с помощью легитимных средств подчинять поведения отдельных индивидов, групп людей или всего общества общей (государственной) воле.
Социальная власть присуща любой организованной группе людей. Власть – это двухстороннее отношение. Социальная власть – это интеллектуально-волевое отношение (осознанное). Социальная власть может быть различные видов: власть рода, племени, политическая, государственная, экономическая, церковная и т.д. Понятие политическая власть шире чем государственная власть.
Легальная, харизматическая и традиционная власть.
Государственная власть как разновидность власти социальной в полной мере обладает всеми ее признаками:
1. Власть - это явление социальное, т.е. общественное.
2. Она является атрибутом общества на всех этапах его развития.
3. Власть может функционировать лишь в рамках общественного отношения, т.е. такого отношения, которое существует между людьми (индивидами, их коллективами, иными социальными образованиями).
4. Осуществление власти всегда представляет собой интеллектуально-волевой процесс, когда властный импульс, исходящий от властвующего субъекта, прежде чем детерминировать (обусловить, определить) волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним, воспринят его сознанием.
5. Общественные отношения, в рамках которых существует и реализуется власть, являются разновидностью общественных отношений и имеют название властеотношений. Властеотношение всегда представляет собой двустороннее отношение, один из субъектов, которых является властным (властвующим), а другой - подвластным субъектом.
6. Власть всегда базируется на силе. Это может быть физическая сила, сила оружия (дубины, ружья, атомной бомбы), сила интеллекта, сила авторитета, сила убеждения, эстетического воздействия(сила красоты) и т.д.
7. Отсутствие подчинения воли подвластного воле властвующего субъекта, такого подчинения в конкретном отношении означает и отсутствие в этом отношении власти.
Особенности государственной власти:
- во-первых, реализуется через государство и его органы. При этом только государственная власть имеет аппараты управления и принуждения, которые распространяют свои полномочия на всех без исключения людей, находящихся на территории данного государства;
- во-вторых, публична. Под публичностью понимается то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отчужденным от общества, не совпадающим с ним, находящемся над ним;
- в-третьих, суверенна. То есть обладает верховенством внутри страны и независимостью вовне. Верховенство государственной власти проявляется, прежде всего, в том, что выше неё в стране нет другой власти и все обязаны подчиняться власти государства. Что касается независимости государственной власти, то она сама решает, вступать ли ей в какие-либо межгосударственные союзы, ассоциации, заключать ли договоры, соглашения и т.п.;
- в-четвёртых, универсальна; она распространяется на всю территорию страны и всё её население;
- в-пятых, обладает монопольным правом на издание законов и других общеобязательных актов юридического характера. Государственная власть подкрепляется силой закона, и это позволяет ей делать свои веления обязательными для всех.
Типология государств.
Существует два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный.
В соответствии с формационным подходом тип государства определяется типом общественно-экономического строя, а также соответствующей ему классовой структурой общества. Представители формационного подхода рассматривают историю как естественный процесс последовательной смены общественно-экономических формаций. Основой каждой общественно-экономической формации является определённый способ производства.
Формация – исторический тип общества, основанный на определённом способе производства.
Согласно формационному подходу выделяются следующие типы государства: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое (буржуазное), социалистическое. Маркс также выделял коммунистическое. Каждый последующий тип государства является более прогрессивным. Типы государства различаются по своим функциям (как правило подавление одного класса и охрана другого; капиталистического – охрана частной собственности и борьба за рынки сбыта; социалистического – ликвидации частной собственности, распорядительная экономика). Движущей силой является борьба классов.
Основой цивилизационного подхода к типологии государств есть учение о том, что каждой общество представляет собой цивилизацию, то есть специфическую, исторически сложившуюся систему взаимодействия всех возможных сфер, в частности, экономики, политики, права, культуры, религии и т.п.
А. Тойнби выделял пять современных живых цивилизаций: западную, православной-христианскую, исламскую, индуистскую, дальневосточную.
В своём развитии каждая цивилизация проходит следующие фазы: возникновение – рост – надлом – распад.
С цивилизационной точки зрения первоисточником перемен является человек с наличными интересами и потребностями и умениями.
Минусы цивилизационного подхода: чрезмерный плюрализм оснований типологии цивилизаций и государств; игнорирование политической власти как важнейшего фактора государственного строительства.
В основе другой типологии государств лежит их соотношение с религией. По этому критерию выделяют следующие типы государств: светское, клерикальное (одна из религий признаётся государственной и занимает важнейшие положение во внутриполитической жизни), теократическое (власть у церкви), атеистическое (церковное деятельность подавляется государством.
В последние время широко применяется классификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральное и демократические. Главным критерием классификации является политический режим.