Тема 7. Российский абсолютизм в первой половине XIX в.

Эволюция государственной системы, сформированной в 1-й четв. XVIII в., происходила в течение всего столетия. Определённо наметились дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппарата, параллельно углублялась специализация отдельных органов власти и управления.

Александр I (1801–1825 гг.)––российский император, сын Павла I и императрицы Марии Фёдоровны.

При Павле I Александр был всего лишь петербургским военным генерал-губернатором. Лишь в ноябре 1799 г. он стал сенатором, а затем председателем Военного департамента. Уже в 1790-е гг. при Александре сложился кружок молодых единомышленников.

12 марта 1801г.–возведение Александра I заговорщиками на престол.

При вступлении на престол император объявил о намерении править «по законам и сердцу» Екатерины II.

Мероприятия:

1. Амнистия осуждённых при Павле I офицеров и чиновников;

2. Отмена наиболее одиозных павловских указов;

3. Восстановление действия Жалованных грамот.

Практические реформы государственного управления, проходившие в России в нач. XIX в., отразили две основные идеологические позиции (либеральную и консервативную), выразителями которых были разные группы правящего класса.

Этапы правления:

1. 1801–1811 гг.–либеральные преобразования;

2. 1815–1825 гг.–возвращение на консервативный путь развития.

Проекты модернизации носили дух просветительских идей.

30 марта 1801 г.–учреждение Непременного совета (существовал до 1803 г.), но центральную роль постепенно стал играть Негласный комитет.

1801–1805 гг.–деятельность Негласного («интимного») комитета при Александре I для подготовки проектов реформ государственного строя (молодые друзья императора по убеждению: князь Чарторыйский, графы Строганов, Новосильцев, Кочубей), направленных на смягчение или отмену крепостного права.

1802–1811 гг.–реформа центральных исполнительных органов.

8 сентября 1802 г.–издание Манифеста об упразднении коллегий и передаче их функций министерствам.

Важная черта работы министерства–принцип единоначалия: во главе министр, ответственный лично перед императором. Созданный комитет министров, являлся высшим административным учреждением России в 1-й пол. XIX в. Сенат, как высший судебно-административный орган, возглавлял министр юстиции.

Результаты реформы:

1. Стремление не затрагивать основ самодержавия (как принцип проведения);

2. Отсутствие улучшений в государственном аппарате;

а) усложнение структуры бюрократической машины;

б) несоответствие задач и возможностей некоторых звеньев верхнего эшелона власти (уровень компетенции не отвечал полномочиям);

в) усиление произвола и коррупции.

Аграрный вопрос.

12 декабря 1801 г.–издание закона, разрешавшего покупку свободных и незаселённых земель всем лично свободным сословиям (купцы, мещане, государственные крестьяне), и нарушившего монополию дворян на землю.

20 февраля 1803 г.–издание указа «О вольных хлебопашцах», по которому помещики при желании могли добровольно отпускать на волю своих крепостных целыми селениями или отдельными семьями, наделив их землёй и получив с них выкуп.

Крепостное право при Александре I было отменено лишь в Остзейских провинциях России (Прибалтика) в 1804 г. Помещики не спешили освобождать крестьян. Идеи, заложенные в этом указе, легли в основу реформы 1861 г.

В начальный период правления Александра I была предпринята первая попытка преобразования самодержавия в конституционную монархию. Это было связано с именем М.М. Сперанского.

1809 г.–представление Сперанским проекта «Введение к уложению государственных законов», в котором была показана реализация принципа разделения властей на исполнительную (министерства), законодательную (Государственная Дума) и судебную (Сенат); Государственный Совет–связующее звено между ветвями власти и монархом.

Александр I одобрил данный проект, но испугался его реализации на практике.

1 января 1810 г.–учреждение Государственного Совета с законосовещательными функциями (принятие императором закона после рассмотрения Государственным Советом); постепенно он утратил эту роль, превратившись в аморфный орган с финансовыми, административными и судебными полномочиями.

1810–1857 гг.–время существования военных поселений (особая организация части войск, сочетавшая военную службу с занятием сельским хозяйством), целью которых стало уменьшение расходов на содержание армии и одновременно создание резерва обученных войск (это была идея А.А. Аракчеева со времён Павла I).

Внешнюю политику нач. XIX в. определяли следующие обстоятельства:

1. Союз Павла I с Наполеоном не ограничил агрессию Франции в Европе и в то же время ухудшил отношения с Англией (важнейшее направление–европейское);

2. Сохранение напряжённых отношений с Турцией и Ираном из-за влияния на Кавказе и в Закавказье.

12 июня–25 декабря 1812 г.–Отечественная война России с Францией.

Историческое значение:

1. Значительное ускорение сложного и длительного процесса консолидации русской нации;

2. Возвышение Москвы как духовного центра России;

3. М.И. Кутузов, выдвинутый народом, стал, по существу, национальным героем;

4. Россия в борьбе отстояла свою независимость и территориальную целостность.

Последнее 10-летие царствования Александра I–время решительного поворота к реакции, именуемой аракчеевщиной. При этом политический курс Александра I в те годы носил противоречивый характер.

Декабристское движение.

Его революционная идеология (сторонники этих программ стали называться декабристами после неудачного вооружённого выступления 14 декабря 1825 г.) формировалась под влиянием внутренних и внешних факторов. Наиболее радикальные проекты государственных преобразований вырабатывались подпольно, в среде тайных обществ, во множестве возникавших в России в период царствования Александра I. В нач. 1820-х гг. появляются проекты Н.М. Муравьёва («Конституция») и П.И. Пестеля («Русская Правда»). Они испытывали сильное влияние западных либеральных и революционных идей во взглядах на дальнейшие пути преобразования России. Однако реальные формы этих преобразований на практике приняли несколько иной характер.

15 ноября 1815 г.–утверждение Александром I конституции Королевства Польского, которая являлась наиболее либеральным для того времени конституционным актом в Европе и стала второй попыткой преобразования самодержавия в конституционную монархию.

1816–1820 гг.–проведение мер по решению крестьянского вопроса.

1818 г.–поручения Александра I о разработке проектов отмены крепостного права для русских губерний; в это же время император поручил министру юстиции Н.Н. Новосильцеву подготовить «Государственную уставную грамоту Российской империи» в духе польской конституции 1815 г.

Основные положения «Государственной уставной грамоты Российской империи»:

1. Равенство всех перед законом и неприкосновенность личности;

2. Свобода слова, печати, вероисповедания и право частной собственности;

3. Создание двухпалатного парламента (Сенат–верхняя палата);

4. Перестройка административного устройства России на федеративной основе.

1820 г.–завершение работы над проектами и одобрение их царём, но из-за революционных событий в Европе обнародование их Александром I было отложено.

После этого произошёл заметный поворот Александра I к реакции, что стало ответом на ряд внутренних и внешних событий.

Консерватизм власти проявился в следующем:

1. Император–источник власти (право законодательной инициативы), а не народ;

2. Политические и гражданские права только у христиан;

3. Приоритетное положение православия;

4. Отсутствие идеи о крепостном праве.

Причины отказа от проведения конституционной реформы и отмены крепостного права:

1. Отсутствие массовой поддержки дворянства–император не решился на насильственный вариант реформ (как единственно возможный), т.к. боялся конфронтации с дворянством (как социальная опора);

2. Страх перед «бунтом» крестьян.

С 1815 г. открылся новый этап в истории международных отношений и внешней политики России. Его возникновение было обусловлено:

1. Окончательным разгромом Наполеона;

2. Заключением Венского договора и созданием Венской системы;

3. Подписанием ряда соглашений между великими державами.

Разгром наполеоновской империи привёл к значительному росту международного авторитета России.

Начиная с 1822 г., император утратил интерес к государственным делам, работа над реформами была свёрнута, а среди его советников выделилась фигура нового временщика–А.А. Аракчеева.

16 августа 1823 г.–Манифест Александра I о передаче прав на престол великому князю Николаю Павловичу, минуя законного наследника Константина Павловича (он отказался от наследования престола после вступления в морганатический брак).

19 ноября 1825 г.–неожиданная смерть Александра I в Таганроге в ходе инспекции военных поселений, породившая легенду «О старце Фёдоре Кузьмиче».

Это событие привело к периоду междуцарствия в России (19 ноября–14 декабря 1825 г.) и вооружённому выступлению декабристов 14 декабря 1825 г.

После декабрьских событий 1825 г. правительство приняло ряд мер, направленных на усиление государственной и политической безопасности.

Николай I (1825–1855 гг.)––российский император, третий сын Павла I и Марии Фёдоровны.

В истории России время его царствования–это апогей самодержавия. Личность нового императора неоднозначно оценивалась современниками. Самодержавие он воспринимал не как право, а как тяжёлую обязанность, данную ему по праву рождения (А.И. Герцен называл его солдатом «по призванию, по образованию, по наружности и по внутренности»). Его политика во многом определялась не его личными качествами, а эпохой революционных потрясений на Западе.

Особенность царствования–бюрократизация и милитаризация всех сторон жизни общества.

Цель политики–укрепление внутреннего и внешнего положения России («недопущение в неё революционной заразы»).

22 августа 1826 г.–издание Манифеста по случаю коронации, в котором Николай I обещал провести усовершенствование внутреннего состояния государства и призывал все слои населения полностью довериться правительству, т.к. только самодержавная власть могла быть инициатором каких-либо улучшений («сверху»).

Противоречивость в политике:

1. Постоянная в течение всего времени царствования борьба с революционным движением в России и в странах Западной Европы;

2. Попытка проведения мер, направленных на разрешение острых социальных проблем, на экономическое и культурное развитие страны.

6 декабря 1826 г.–образование секретного «Комитета 6 декабря 1826 г.» для выработки программы преобразований (во главе–председатель Государственного Совета граф В.П. Кочубей), но фактически всеми делами заправлял М.М. Сперанский, который в начале царствования Николая I вновь выдвинулся на политическую арену. Главной задачей стало рассмотрение бумаг Александра I.

Первоначально Комитет разрабатывал проекты преобразований высшего и местного управления и закона «О состояниях» (права сословий). Результат практически отсутствовал, т.к. проекты были сведены к упорядочению структуры государственного аппарата. В итоге за 4 года было проведено 173 заседания. К апрелю 1830 г. они фактически приостановились, а в последующие 2 года состоялось лишь несколько заседаний. В 1832 г. его работа прекратилась, хотя формально он и не был закрыт. Для более эффективного управления страной Николай I считал необходимым создание налаженной бюрократической системы, что привело к значительному увеличению штата аппарата чиновников.

Бюрократизация имела двоякий эффект:

1. На какое-то время был обеспечен больший порядок в стране;

2. Замедление развития государственного механизма и серьёзные провалы государственного управления.

Характерная черта эпохи–при Николае I к управлению страной были допущены очень немногие крупные государственные деятели. Он предпочитал опираться на лично преданных ему людей. Большое влияние в государственном аппарате получили военные, занявшие важные посты.

Одной из первоочередных задач было укрепление полицейско-бюрократического аппарата управления. Последовательное проведение принципа централизации рассматривалось как важное средство укрепления самодержавия и противодействия подтачивающим его устои процессам. В духе самодержавных начал и централизации управления Николай I стремился укрепить режим личной власти, минуя в решении дел соответствующие министерства и ведомства. Компетенция Сената и Государственного Совета была существенно ограничена, а система министерств, созданная при Александре I, была подменена разросшейся Собственной Его Императорского Величества канцелярией. В ней был воплощён принцип режима личной власти.

Реформы Николая I.

III Отделение (1826–1880 гг.)–его возглавлял фаворит Николая I генерал А.Х. Бенкендорф. Он являлся и шефом, созданного 27 апреля 1827 г., Корпуса жандармов, который осуществлял политический сыск в России и за её пределами. С 1844 г. на этом посту его сменил другой фаворит царя, видный военный и государственный деятель, граф А.Ф. Орлов. Деятельность этого органа породила широкую практику доносов.

II Отделение–его главой был профессор права Петербургского университета М.А. Балугьянский, но практически всю работу проводил М.М. Сперанский, определённый к нему в «помощники». Ещё в начале царствования Александра I была создана «Комиссия о составлении законов» под председательством графа П.В. Завадовского, но её деятельность оказалась бесплодной. В царствование Николая I в числе первоочередных задач была поставлена кодификация законов (на основе критики декабристов). Главная цель: не вводя никаких «новшеств», упорядочить российское законодательство и тем самым обеспечить более чёткую законодательную основу российского абсолютизма.

V Отделение–оно создано в апреле 1835 г. и им руководил П.Д. Киселёв. В соответствии с этим государственная деревня была изъята из ведения Министерства финансов и передана в учреждённое 26 декабря 1837 г. Министерство государственных имуществ во главе с П.Д. Киселёвым. Целью являлся рост благосостояния этой категории крестьян, чтобы облегчить сбор налогов и показать помещикам пример отношения к крестьянам. Всё это улучшило правовое и материальное положение государственной деревни и ввело принцип крестьянского местного самоуправления. В правительственной политике 2-й четв. XIX в. крестьянский вопрос был одним из острейших. В 1-й пол. XIX в. Россия по-прежнему оставалась аграрной страной. Проводимые меры носили паллиативный характер: они были направлены на отмену наиболее одиозных и вопиющих сторон крепостничества и преследовали цель снять остроту социальных отношений в деревне. Итогом работы стал указ 2 апреля 1842 г. «Об обязанных крестьянах», который продолжал линию, намеченную указом 1803 г. («О вольных хлебопашцах»).

Денежная реформа (1839–1843 гг.)–она проводилась под руководством министра финансов Е.Ф. Канкрина и была направлена на укрепление расстроенной в предыдущее царствование финансовой системы страны. До этого в России шёл двойной денежный счёт. С 1839 г. вводился твёрдый кредитный рубль, для чего в течение последующих 4-х лет был создан необходимый золотой запас в золоте и серебре. Манифестом 1 июня 1843 г. объявлялся обмен находившихся в обращении ассигнаций на государственные кредитные билеты. К 1851 г. обмен был завершён. Эта реформа на время укрепила денежную систему. Однако выйти из финансового кризиса правительство так и не смогло.

Результаты внутренней политики:

1. Полный провал реформ вследствие консервативной позиции основной массы господствующего слоя;

2. Неэффективность попыток освобождения крестьян;

3. Самодержавие и крепостничество–главные препятствия на пути обновления;

4. Усиление централизма, бюрократизация и милитаризация государственного аппарата, что способствовало росту профессионального чиновничества.

1848–1855 гг.–«мрачное семилетие» в правлении Николая I.

Гражданское право по «Своду законов Российской империи» 1833 г.

Он состоял из 15 томов, содержание которых было разделено на 8 разделов. Для каждой статьи Свода законов составлялся комментарий, который носил значение толкования, но не имел законной силы. Гражданское право развивалось на основе кодификации старых форм права, так что сохранились элементы сословного неравенства, ограничения вещных и обязательственных прав. Выделялись виды договоров: мены, купли-продажи, имущественного найма, подряда, займа, личного найма. В гражданском праве выделяли также вещное, залоговое и обязательственное право.

«Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г.

Оно явилось новым уголовным кодексом и состояло из 2224 статей, 12 статей.

Субъективная сторона:

1. Умысел;

а) с заранее обдуманным намерением;

б) с внезапным побуждением, непредумышленный.

2. Неосторожность;

а) последствия деяния не могли быть предвидены;

б) вредных последствий вообще невозможно было предвидеть.

Виды преступлений:

1. Религиозные (около 80 видов);

2. Государственные (около 20 видов);

3. Против порядка управления;

4. Должностные;

5. Против личности (убийство);

6. Имущественные;

7. Против свободы и чести частных лиц;

8. Против семьи и собственности;

9. Против благочиния;

10. Против законов о состояниях;

11. Против жизни.

Виды наказаний:

1. Уголовные–предусматривали лишение всех прав состояния (собственность, прекращение супружеских и родительских прав);

а) смертная казнь (только за политические преступления);

б) ссылка на каторгу (от 5 лет до пожизненной);

в) ссылка на поселение в Сибирь;

г) ссылка на поселение на Кавказ (не назначалась военным).

2. Исправительные–предусматривали лишение особенных прав (почётный титул, дворянство, чин, знак отличия);

а) ссылка в Сибирь;

б) заключение в исправительные арестантские отделения;

в) ссылка в другие губернии;

г) заключение в тюрьме или крепости;

д) арест.

В общественном и идейном движении России XIX в. обычно выделяют следующие основные направления:

1. Консервативное (охранительное)–стремление сохранить существующий строй (самодержавие, крепостное право);

2. Либеральное–необходимость преобразований умеренным (эволюционным)путём (реформы, просвещение);

3. Революционное–коренное изменение существующего строя.

Середина 20-х гг. XIX в. обозначила резкую грань в истории русского общественного движения. Неудача преобразований Александра I и угроза революционных потрясений после восстания декабристов вызвали нарастание консервативных настроений в русском обществе.

«Теория официальной народности»–новая правительственная концепция, ставшая выражением охранительного направления, автором которой стал С.С. Уваров (название дано историками во 2-й пол. XIX в.). Её принципы были кратко сформулированы в 1832 г. как «православие, самодержавие, народность». Однако основные положения были изложены ещё раньше (коронационный манифест Николая I от 22 августа 1826 г. и последующие официальные акты, обосновывавшие приоритет православия для России и необходимость самодержавной формы монархического правления в ней). Уваров добавил лишь понятие «народность».

Основные принципы:

1. Православие–присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству; православная церковь издавна поддерживала царскую власть и воспитывала народ в духе терпения и смирения;

2. Самодержавие–единственно возможная форма правления в России(в этом заключается своеобразие); оно носило священный характер, т.к. наиболее глубоко и полно выразило все чаяния простого народа;

3. Народность–преломление просветительских идей о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе; крепостное право–благо для народа т государства.

Первые годы после восстания декабристов были временем деятельности кружков, в основном студенческой молодёжи, малочисленных по составу и разнообразных по характеру (литературные, философские). Тайные организации кон. 1820-х–нач. 1830-х гг. имели в основном просветительский характер (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв). Всех их объединяла любовь к литературе и философии, особенно немецкой (Шеллинг, Кант, Фихте), а затем обратились к Гегелю и позже к Фейербаху.

Главные задачи:

1. Изучение отечественных и иностранных политических произведений;

2. Пропаганда просветительских идей новейшей западной философии и гуманизма.

У либералов, как и у радикальной части русского общества резкую критику вызвала «Теория официальной народности». Относительная стабильность российского жизнеустройства была свидетельством косности и пассивности общественных сил. Всё это ускорило оформление исподволь вызревавших крупных идейных течений.

Для идейной жизни кон. 1830-х–1840-х гг. характерно увлечение философией, особенно классической немецкой, которую изучали представители разных направлений русской общественной мысли–от консервативной до радикальной. В это время среди оппозиционных правительству либералов сложились идейные течения:

1. Славянофилы (1839 г.)–этот термин случаен и возник в полемике с западниками (русолюбы, русофилы); основоположники–А.С. Хомяков и И.В. Киреевский; основной идеей стало доказательство самобытного пути развития России (в отличие от европейского–будущее в прошлом);

2. Западники (1841–1842 гг.)–идеологами являлись Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьёв; основной идеей стало развитие России в русле европейской цивилизации (она исторически отстала).

На рубеже 1840-х–1850-х гг. в России складывается радикально-демократическое направление общественной мысли (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв). К этим же годам относится и разработка революционно-демократической теории, в основу которой были положены новейшие философские и политические (главным образом социалистические) учения, распространившиеся в Западной Европе. С кон.1830-х гг. в России стали распространяться различные социалистические теории.

«Русский социализм» А.И. Герцена–сопоставляя судьбы России и Запада он пришёл к выводу, что в будущем должен утвердиться в России и основной «ячейкой» его станет крестьянская поземельная община. Она станет основой построения социалистического общества. Так возник «русский» (или общинный) социализм. Эта теория исходила из идеи «самобытного» пути развития России, которая минуя капитализм, придёт через крестьянскую общину к социализму.

Главные задачи «Крестьянского социализма»:

1. Освобождение крестьян с землёй без выкупа;

2. Ликвидация помещичьего землевладения;

3. Введение крестьянского общинного самоуправления (независимое от местных властей);

4. Демократизация страны.

По существу, эта теория–лишь мечтания о социализме, ибо осуществление его привело бы на практике не к социализму, а к наиболее последовательному решению задач буржуазно-демократического преобразования России. Собственно, в этом и заключалось его реальное значение.

В этот период Россия была крупным и сильным в военном отношении государством, способным эффективно решать свои внешнеполитические задачи. Основные направления внешней политики сохранялись с кон. XVIII в., когда Россия стала складываться как огромная евроазиатская империя. В период царствования Николая I центральное место во внешней политике занял восточный вопрос–взаимоотношения с Османской империей. Западное направление оставалось традиционным. Вместе с тем Николай I отказался от системы Священного союза, созданной Александром I. При этом Николай I продолжал ориентироваться в Европе на наиболее консервативные силы и чаще всего опирался на союзы с Австрией и Пруссией. На протяжении всего царствования он враждебно относился к Франции, рассматривая её как носителя революционного духа в Европе. Организовать объединённые военные походы против революций 1830 и 1848 гг. во Франции Николаю I помешали его союзники, не желавшие усиления позиций России в Европе.

Таким образом, если в правлении Александра I обычно выделяют 2 периода (либеральный и консервативный), то курс Николая I оставался последовательно консервативным на протяжении всего его царствования.

Наши рекомендации