Обострение политической борьбы в стране весной-летом 1917 года. Становление Советской политической системы.

Временное правительство заявило о себе как о высшем органе исполнительной и законодатель­ной власти. В его первый состав (председатель князь Г. Е. Львов) вошли кадеты и октябристы, единственным представителем левых партий был А. Ф. Керенский. Декларация правительства включала в себя первоочередные меры (политиче­ская амнистия, отмена сословий, отказ от всех форм национального и религиозного неравенства, гарантии политических свобод). Решение ключе­вых вопросов — аграрного, рабочего, национального — откладывалось до Учредительного собра­ния.

Совет рабочих и солдатских депутатов обладал властью, не уступавшей по объему и возможнос­тям власти Временного правительства. В руковод­ство Петроградского Совета вошли представители левых партий — меньшевики, эсеры, трудовики, большевики и др. Первый политический акт Со­ветов — «Приказ № 1» — отменил знаки отли­чия, отдание чести нижними чинами высшим, уч­редил выборные солдатские комитеты для конт­роля над действиями офицеров. Советы признали Временное правительство единственной властью в стране, но считали необходимым оказывать на не­го давление. Полагают, что Временное правитель­ство представляло интересы буржуазии, интелли­генции, либерально настроенного чиновничества и офицерства, а Советы опирались на рабочих, крестьян, армию и флот.

Особую позицию заняла партия большевиков во главе с В. И. Лениным: отказ в поддержке Вре­менному правительству, курс на перерастание ре­волюции в социалистическую и установление диктатуры пролетариата.

С марта по октябрь власть пережила четыре кризиса. Апрельский кризис был спровоцирован нотой министра иностранных дел П. Н. Милюко­ва о решимости России продолжать войну. Мощная демонстрация под лозунгами отставки Милюкова и выхода из войны привела к форми­рованию первого коалиционного правительства (из буржуазных и социалистических партий). Июньский кризис стал тяжелым ударом не столько по Временному правительству, сколько по Советам: демонстрация, призванная поддер­жать политику советского руководства в отно­шении Временного правительства, прошла под большевистскими лозунгами («Вся власть Сове-

там», «Долой войну» и др.). Наиболее острым был июльский кризис. Попытка правительства разоружить не подчиняющийся приказам ко­мандования революционный полк привела к по­пытке военного переворота (по мнению многих историков, организованного большевиками) и столкновениям в столице. Было создано второе коалиционное правительство во главе с соци­алистом А. Ф. Керенским. Лидеры Петроград­ского Совета объявили об отказе от контроля над правительством. Была запрещена деятельность партии большевиков, выписан ордер на арест В. И. Ленина. Большевики увидели в этих собы­тиях завершение двоевластия и провозгласили курс на вооруженное восстание с целью захвата власти. «Правительству спасения революции» добиться крупных успехов не удалось. В августе произошел новый кризис, на этот раз вызванный попыткой установления генеральской диктату­ры и свертывания демократических процессов («корниловщина», по имени ее руководителя ге­нерала Л. Г. Корнилова). В поражении «корни­ловщины» решающую роль сыграли Советы, влияние которых осенью резко усилилось, тогда как авторитет Временного правительства неумо­лимо падал.

Кризисы власти показали, что из возможных альтернатив (укрепление демократии, проведение либерально-демократических реформ; установле­ние военной диктатуры с дальнейшим возрожде­нием монархии; установление диктатуры край­них революционных партий для осуществления радикальных преобразований) к осени наиболее реальной стала последняя.

Маятник качнулся влево: массы, уставшие от Временного правительства и поддерживавших его лидеров Советов (отказ от решения сложных социально-экономических и политических вопросов до созыва Учредительного собрания восприни­мался как слабость и нерешительность), с энтузи­азмом поддержали «простые и ясные» лозунги, которые предлагали большевики: «Земля крес­тьянам», «Мир народам», «Фабрики рабочим».

В ночь с 25 на 26 октября 1917 г. в Петрограде победило вооруженное восстание, руководимое Военно-революционным комитетом Петроград­ского Совета и начатое по решению ЦК РСДРП(б) от 10 октября. Временное правительство было свергнуто, II Всероссийский съезд Советов заявил о переходе всей власти Советам. Октябрьская ре­волюция свершилась. Казавшаяся невозможной перспектива прихода к власти крайне левых сил, победы курса на социализм и диктатуру пролета­риата восторжествовала.

Революция была следствием кризиса, обо­стрявшегося в августе—октябре 1917 г. букваль­но день ото дня. На фоне стремительно ухудшав­шейся экономической ситуации

(инфляция, пере­бои со снабжением, продовольственный кризис, рост безработицы, попытки введения карточной системы распределения) росло число забастовщи­ков, которые переходили к установлению рабоче­го контроля или рабочего управления на пред­приятиях. В деревне начинался стихийный «чер­ный передел» земли, горели помещичьи усадьбы. Солдаты прибегали к насилию по отношению к офицерам. Паралич власти становился все оче­виднее. Директория во главе с А. Ф. Керенским, учрежденная после провала «корниловщины», без­действовала, неотложные вопросы не решались. Усилия меньшевиков, эсеров, кадетов, других соци­алистических и либеральных партий были направ­лены на выработку становившегося все более нере­альным компромисса (созыв в сентябре Всероссий­ского демократического совещания и в октябре —

Временного Совета Российской республики, или предпарламента). Активность большевиков, про­изводивших впечатление решительной и моно­литной силы (на самом деле противоречий в руко­водстве партии было немало), приносила свои плоды. В сентябре произошла большевизация Петроградского (его председателем стал сторон­ник курса на вооруженное восстание Л. Д. Троц­кий) и Московского Советов. В армии и на флоте влияние большевиков стало преобладающим. Простые решения, предложенные ими (передать власть Советам, установить диктатуру пролета­риата, выйти из войны, национализировать круп­ную промышленность и банки, распределить зем­лю между крестьянами и др.), воспринимались уставшими от неразберихи, склонными к агрес­сии и насилию массами с энтузиазмом.

Объективные условия для нового революцион­ного взрыва были подготовлены. Субъективная готовность руководства партии большевиков, ее лидера В. И. Ленина также была высока. В июле 1917 г. Ленин выдвинул лозунг подготовки к во­оруженному восстанию. В начале августа он был подтвержден VI съездом РСДРП(б). В сентябре Ленин перевел вопрос о вооруженном восстании в практическую плоскость (письма в ЦК), но не был поддержан. 10 и 16 октября ЦК партии отверг возражения некоторых его членов (Каменев, Зи­новьев) и начал готовить восстание. 24—25 октяб­ря были захвачены ключевые объекты столицы, а в ночь на 26 октября II Всероссийский съезд Со­ветов объявил о победе социалистической ре­волюции.

II съезд Советов в отсутствие правых эсеров, меньшевиков, представителей других социалис­тических партий (они покинули заседание, про­тестуя против свержения Временного правитель­ства) принял Декрет о мире (выход России из империалистической войны), Декрет о земле (ликвидация помещичьего землевладения, пере­дача земли крестьянам на уравнительных нача­лах), Декрет о власти (установление власти Сове­тов, образование Совета Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным, в основном из большеви­ков). Во ВЦИК были избраны большевики и ле­вые эсеры.

Период с октября 1917 до весны 1918 г. назы­вают по-разному: «пролог Гражданской войны», «красногвардейская атака на капитал», «триум­фальное шествие советской власти». Каждое из названий акцентирует внимание на важных ас­пектах происходившего. Раскол общества, рост насилия, непримиримость сторон вели к Граж­данской войне. Стремительная национализация крупной промышленности, банков, транспорта и были атакой на капитал. Наконец, триумфальное шествие советской власти выражалось в быстром и повсеместном переходе власти на местах в руки Советов. К марту 1918 г. почти на всей террито­рии России установилась советская власть. С са­мого начала ее основой стала партия больше­виков: отвергнув предложение левых партий о создании «однородного социалистического пра­вительства» (его поддерживала часть большевист­ского руководства), Ленин твердо отстаивал курс на формирование однопартийного СНК (исключе­нием было участие в нем левых эсеров в ноябре 1917— марте 1918 г.).

Наши рекомендации