Легистское понятие государства.

1. Легистское понятие государства сформулировал Г.Кельзен.

2. Целью Кельзена является объяснить права исходя из самого себя, в отвлечении от социальной действительности, в которой оно функционирует и т.д.

3. Кельзен не отрицает, что право и государство – явления социологические, но объяснять их с таких позиций – не задача юриспруденции.

4. Итак, государство изучается через право, то есть юридически, а не социологически.

5. Право – это принудительный порядок человеческого поведения, обладающий признаком действительности и действенности.

6. По сути, это единая иерархиизированная система.

7. Государство объясняется через эту же призму.

8. Государство – это порядок человеческого поведения, носящий такой же принудительный, насильственный характер.

9. Чем отличается государство от иных принудительных порядков, в которых есть насилие (например, от семьи)?

10. Отличие этих порядков – в том, каким образом определяются условия, при которых может применяться это принуждение.

11. Государство – это организованный принудительный порядок, посредством которого происходит применение принуждения некоторой централизованной организацией.

12. Речь идет о специализированном учреждении, которое устанавливает правила должного поведения, а также о специализированном учреждении, которое применяет принуждение и исполняет эти правила.

13. Кельзен выделяет два чистых порядка:

· Порядок абсолютно централизованный – то есть тот, в котором только одна инстанция (орган) наделен правом устанавливать правила и применять принуждение.

· Порядок абсолютно децентрализованный – то есть тот, в котором все члены общества наделены правом устанавливать правила и применять принуждение.

14. Оба типа невозможны в чистом виде, но государство приближается к идеальному типу абсолютной централизации.

15. Население по Кельзену – это общность, которая объединяется не по историческим и национальным причинам, а по признаку подчинения единому правовому порядку (концепция единства государственной власти).

16. Сфера действительности правового порядка по кругу лиц очерчивается теми лицами, которые подчиняются установленному правовому порядку.

17. Территория не связана с естественно-географическими характеристиками. Сфера действительности правового порядка по территории определяется пространством, в котором необходимость подчиняться требованиям этого правового порядка определяется международным правом – взаимное признание государств, взаимное признание юрисдикции над определенным населением на определенной территории.

18. Кельзен выделяет также временной предел действительности правопорядка. Государство не вечно, оно сменяется другим государством, как только основной характер приобретает другая основная норма.

19. Государственная власть по Кельзену – это деятельность определенных людей, которые уполномочены определенным правопорядком осуществлять принуждение.

20. Когда мы говорим об осуществлении государственной власти мы говорим о действиях определенных людей, которые управомочены осуществлять принуждение от имени правопорядка.

21. В государственном порядке это управомочение происходит посредством правовых норм.

22. Государственная власть – это нормативно – принудительный порядок.

23. Власть – способность принуждать других людей к определенному поведению.

24. Действенность правопорядка обусловлена государственной властью.

25. Суверенность государственной власти – отсутствие связи данного правопорядка с иными правопорядками, кроме международного. Это самостоятельный правопорядок, имеющий собственное основание действительности.

26. Государство – это относительно централизованный, в общем и целом действенный правопорядок с ограниченной пространственной и временной сферой действительности, суверенный или непосредственно подчиненный международному праву.

№ 29

Наши рекомендации