Повышение роли туризма в экономическом и социокультурном развитии региона.
К приоритетам государственной политики в данной сфере относятся:
- развитие туристско-рекреационного комплекса региона, формирование туристской информационной среды;
- развитие арктического туризма и расширение экологически безопасных видов туристской деятельности в Арктике;
- обеспечение рационального природопользования и развития экологически безопасных видов туризма в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
- повышение конкурентоспособности регионального турпродукта;
- развитие туристской инфраструктуры и повышение качества предоставляемых туристских услуг;
- поддержка и продвижение народных и художественных ремесел;
- поддержка и продвижение мероприятий, имеющих туристскую привлекательность (развитие событийного туризма);
- усиление роли туризма в просвещении и формировании духовно-нравственной основы развития общества;
- реализация воспитательной и культурно-познавательной функции туризма в работе с молодежью;
- повышение безопасности туристской деятельности с учетом экологических и социо-культурных рисков при использовании туристских ресурсов.
Результатами решения данной задачи станут:
- увеличение внутреннего и въездного туристского потока в Мурманскую область в 2025 году в 2 раза к уровню 2012 года;
- увеличение объема платных услуг, оказанных населению в Мурманской области в сфере туризма (включая услуги гостиниц и аналогичных мест размещения), к уровню 2012 года в 2025 году на 45,2%.
Четвертое стратегическое направление – «Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления».Переход к инновационному устойчивому комплексному социально-экономическому развитию региона невозможен без формирования эффективно функционирующих механизмов взаимодействия гражданского общества и государства, осуществления общественного контроля за деятельностью государства и бизнеса, повышения доверия к институтам власти и проводимой политике, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления, качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг. Для реализации этого направления потребуется решение следующих задач:
4.1. Совершенствование системы стратегического планирования социально-экономического развития области.
Совершенствование системы стратегического планирования является одной из приоритетных задач в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной экономической политике». Залогом успешности данной системы является наличие действенных инструментов практической реализации положений стратегических документов с использованием программно-целевых методов управления. Внедрение таких инструментов управления также обеспечивает реализацию задач, поставленных в рамках Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах», по осуществлению перехода к формированию бюджетов по программно-целевому принципу.
С учетом приоритетов государственной политики в рассматриваемой сфере можно выделить следующие направления совершенствования системы государственного стратегического планирования:
- обеспечение развития нормативной правовой базы стратегического планирования;
- повышение скоординированности социальной и экономической политики на всех уровнях власти;
- обеспечение взаимосвязи краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного планирования деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области;
- совершенствование системы прогнозирования социально-экономического развития региона (обеспечение взаимосвязи среднесрочного и долгосрочного прогнозирования, улучшение точности прогнозов, позволяющих выявить возможные риски социально-экономического развития региона, в том числе муниципальных образований, предпринять оперативные меры по снижению выявляемых негативных тенденций);
- обеспечение использования докладов о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области в качестве инструмента внутриведомственного планирования на среднесрочную перспективу;
- обеспечение использования инструмента государственных программ Мурманской области для планирования деятельности исполнительных органов государственной власти на долгосрочную перспективу, бюджетного планирования и реализации стратегических документов социально-экономического развития области с учетом приоритетов инновационного развития экономики, стимулирование к расширению применения программных подходов на муниципальном уровне;
- внедрение механизмов регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации документов государственного стратегического планирования, результативности и эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области;
- создание условий для эффективного использования государственных инвестиций в интересах модернизации региональной экономики и снятия инфраструктурных ограничений, развития социальной инфраструктуры;
- организация деятельности по привлечению средств федерального бюджета на решение важнейших проблем региона.
Результатами решения данной задачи станут:
- увеличение доли отраслей и секторов экономики в валовом региональном продукте, развивающихся с использованием инструментов стратегического планирования, с 20 % в 2012 году до 28 % в 2025 году;
- повышение качества действующей системы стратегических документов и создание практических механизмов по их реализации;
- повышение ответственности исполнительных органов государственной власти за достижение стратегической цели и решение задач в отдельных отраслях экономики и в социальной сфере;
- повышение обоснованности и оперативности принимаемых управленческих решений, эффективности и результативности бюджетных расходов.