Компетенция Правительства Кыргызской Республики.

Правительство призвано выполнять очень широкие и разнообразные исполнительно-распорядительные функ­ции, поэтому его компетенция по управлению страной достаточно объемна. Она далеко не одинакова в странах с различной формой государственного правления. В президентских республиках, абсолют­ных и дуалистических монархиях полномочия правительства серьезно ограничены тем, что в них глава государства реально стоит во главе исполнительной власти, в то время как правительство (кабинет) дейст­вует от его имени и по его поручению. Значительно шире полномочия правительства в парламентарных, а отчасти и в полупрезидентских республиках и парламентарных монархиях, где не только фактически, но нередко и формально исполнительную власть возглавляет прави­тельство. В федеративных государствах полномочия федерального правительства ограничиваются не только полномочиями главы госу­дарства и других федеральных государственных органов, но и полно­мочиями правительств и других органов субъектов федерации.

Для правительства стран мира характерно осуществление следующих основных полномочий:

1) исполнение законов, принятых законодательным органом. В этой связи правительство разрабатывает многообразные планы и програм­мы реализации предписаний законов, принимает соответствующие этой задаче собственные акты, практически организует и обеспечивает их выполнение,

2) организация государственного аппарата и руководство его деятельностью. Правительству, его министерствам и ведомствам принадле­жит ведущая роль в практическом формировании государственного аппарата и непосредственном руководстве его работой. Правительство фактически самостоятельно реорганизует государственный аппарат, хотя формально это может входить в полномочия главы государства,

3) участие в законотворчестве и осуществление собст­венной нормотворческой деятельности. Это находит свое выражение прежде всего в том, что правительство обладает правом законодатель­ной инициативы и именно оно обычно подготавливает, оформляет и вносит в парламент подавляющее большинство законопроектов,

4) разработка проекта и исполнение государственного бюджета. Хотя само принятие бюджета входит в компетенцию парламента, трудоемкая, многоплановая и кропотливая разработка проекта государственного бюджета и его исполнение после принятия парламентом целиком находится в компетенции правитель­ства, является одной из его важнейших и специфичных задач,

5) руководство или участие в руководстве внешней и военной политикой. В президентских республиках, абсо­лютных и дуалистических монархиях эта область входит прежде всего в компетенцию главы государства, а правительство (кабинет) прини­мает участие под его руководством в проведении внешней и военной политики. Но в парламентарных республиках и парламентарных мо­нархиях и в этой области решающая роль принадлежит правительству и его премьер-министру. Правительство проводит международные переговоры, заключает международные договоры и соглашения, фор­мирует дипломатический аппарат, руководит деятельностью всех внешнеполитических и военных органов государства, включая внеш­нюю разведку, осуществляет строительство вооруженных сил, органи­зует оборону страны и т.д.

Компетенция Правительства Кыргызской Республики закреплена в ст. 88, 90 Конституции КР.

Основные полномочия Правительства КР:

1) исполнение законов, что указано в п.1 ст 84: Правительствообеспечивает исполнение Конституции и законов;

2) организация государственного аппарата и руководство его деятельностью, что указано в п.п 2.2 ст. 84 кандидат на должность Премьер-министра до истечения указанного в Конституции срока вносит в Жогорку Кенеш программу, структуру и состав Правительства.

3) участие в законотворчестве и осуществление собст­венной нормотворческой деятельностивыражается в праве законодательной инициативы ЖК, закрепленной в п. 2 ст.79 Конституции, а также в том, что большинство законопроектов готовит именно Правительство КР.

4) разработка проекта и исполнение государственного бюджета. Так, Правительство разрабатывает и представляет Жогорку Кенешу республиканский бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Жогорку Кенешу отчет об исполнении республиканского бюджета (п.6 ст. 88).

5) руководство или участие в руководстве внешней и военной политикой. Данные полномочия выражаются в том, что Правительство реализует внутреннюю и внешнюю политику государства; обеспечивает проведение финансовой, ценовой, тарифной, инвестиционной и налоговой политики; обеспечивает проведение единой государственной политики в социально-экономической и культурной сферах; разрабатывает и реализует общегосударственные программы экономического, социального, научно-технического и культурного развития; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает реализацию мер по охране государственного суверенитета, территориальной целостности, защите конституционного строя, а также мер по укреплению обороноспособности, национальной безопасности и правопорядка; обеспечивает осуществление внешнеэкономической деятельности (ст. 88).

Руководит деятельностью Правительства Премьер-министр, назначаемый в установленном законом порядке. Полномочия Премьер-министра КР закреплены в Конституции: Премьер-министр:

1) руководит Правительством, несет персональную ответственность за его деятельность перед Жогорку Кенешем;

2) обеспечивает исполнение Конституции и законов всеми органами исполнительной власти;

3) ведет переговоры и подписывает международные договоры;

4) ведет заседания Правительства;

5) подписывает постановления и распоряжения Правительства, обеспечивает их исполнение;

6) назначает и освобождает руководителей административных ведомств;

7) назначает и освобождает глав местных государственных администраций по предложению местных кенешей в порядке, установленном законом;

8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией и законами (ст. 89 К. КР).

Правительство руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, административных ведомств, органов местной государственной администрации.

Наши рекомендации