Парламентская форма правления

Парламентская республика в настоящее время в «чистом» виде не существует. Это сильные парламенты со «слабым» президентом или парламенты с монархом, выполняющим функции главы государства или единства нации.

Скандинавские страны: конституционные монархии: Норвегия, Швеция и их соседи Дания. Голландия, Бельгия имеют сильные парламенты и премьер-министров, обладающих всей полнотой исполнительной власти, а поскольку премьер-министр это лидер победившей на выборах политической партии, эта партия имеет большинство в законодательном органе страны, то премьер-министр проводит необходимую внутреннюю и внешнюю политику.

Англия – страна со старейшей европейской демократией: так же с сильным парламентом и соответствующей исполнительной властью. Единственная страна не с конституционной, ( Англия не имеет конституции), а с парламентской монархией. На время, определенное законом премьер-министр – это «диктатор» имеющий «свое партийное большинство» в парламенте и возможность на легитимной основе осуществлять нужную его партии политику.

Италия, Германия. президентские республики, но здесь президент избирается парламентом и парламент назначает исполнительную власть – правительство, а также суды. Президент с ограниченными полномочиями, чаще протокольными или на период предвыборных компаний По традиции, основной властью обладает канцлер в Германии и премьер-министр в Италии. Схожая ситуация и в Австрии.

Во всех выше отмеченных государствах премьер-министр определяет внутреннюю и внешнюю политику, командует вооруженными силами.

Канада – парламентская республика с некоторыми остатками прошлого. Когда-то Канада была Британским доминионом, где верховную власть осуществлял генерал-губернатор, назначаемый английской королевой.

Формально и теперь главой государства является английская королева, которую представляет генерал-губернатор, но по существу Канада парламентская республика с сильной законодательной и исполнительной властью.

Во Франции после окончания Второй Мировой войны возникла Четвертая Республика, которая была как и третья до нее парламентская. Франция имеет давние демократические традиции и парламентский фон правления отвечал национальному менталитету. Вместе с тем за тринадцать послевоенных во Франции сменилось двенадцать премьер министров и соответственно кабинетов. Страна находилась в перманентном правительственном кризисе. Потеря колоний, проигранная война в Индокитае, освободительное движение в Алжире, финансовые проблемы и т.д. Кабинеты министров менялись а проблемы множились. Франция теряла свои позиции в мировой политике. Наконец, генерал де Голль сумел провести референдум по новой конституции. Франция стала республикой с сильной президентской властью, значительная часть проблем генерал смог решить. Излишняя свобода и парламентаризм могут завести страну в исторический тупик. В настоящее время в Пятой республике сильная президентская власть, если и подвергается критике, то не как государственный институт правления.

Российская Конституция 1993 года источником власти объявила многонациональный народ. Свою власть народ осуществляет непосредственно на референдумах и через выбираемых им представителей, что по замыслу создателей этой конституции должно позволить обществу контролировать государство. Однако, механизм такого контроля в конституции отсутствует, Дума также не спешит создать для этого контроля правовое поле.

Главный механизм контроля - это финансовые потоки. Бюджет страны должен быть расписан по «копейкам» и перевод денег с одной статьи на другую должен осуществляться с согласием Думы, но под давлением исполнительной власти этот важнейший участок контроля за деятельностью государства до сих пор не эффективен, что ведет к злоупотреблениям.

Наши рекомендации