Основные закономерности геополитики

Геополитика, как и другие науки об обществе и природе, изучает законы становления, функционирования и развития социальных, экономических, географических, поли­тических, военных и других систем. Главным законом, который больше всего привлекает внимание исследователей этой науки, является закон фундаментального дуализма, проявляющийся в географическом устройстве планеты и в исторической типологии цивилизаций. Как будет нами показано ниже, и западные, и рос­сийские геополитики едины в том, что этот дуализм выражается в противопоставлении сухопутного могущества(теллурократии) и морского могущества(талассократии). Первое проявляется в виде военно-авторитарной цивилизации (например, Древняя Спарта, Древний Рим), второе — торговой цивилизации (Древ­ние Афины и Карфаген).

Как полагали родоначальники геополитики, особенно А. Мэхэн и X. Маккиндер, этот дуализм изначально несет в себе семена враждебности, которые, попадая на соответствующую политическую и военную почву, приносят плоды непримиримой вражды двух стихий (жидкой, текучей и твердой, постоянной), двух типов культурно-исторических цивилизаций (демократии и идеократии).

Сухопутное могущество, или теллурократия, характеризуется четко обозначенными границами, фиксированным пространст­вом, способами жизнедеятельности населения, устойчивостью его качественной ориентации: оседлость, ограниченность в вы­боре приложения труда, консерватизм, строгие нравственные или юридические нормы и законы, которым подчиняются все индивиды, группы людей, роды, племена, народы, страны, им­перии. Суша, как понятие геополитики, означает все то, что является прочным, устойчивым, твердым. Эта твердость фор­мирует твердость морали и закона, твердость традиции. При этом так называемым сухопутным народам, особенно оседлым, близко чувство коллективизма, а не индивидуализма, чужд дух предпринимательства, наживы. В управлении на этой части планеты, как правило, господствует принцип иерархичности.

Морское могущество, или талассократия, по мнению автора этой концепции А. Мэхэна, — совершенно противоположный тип цивилизации. Талассократия, или торговая цивилизация, более динамична и восприимчива к техническому прогрессу. Ей присущ дух индивидуализма, наживы, предпринимательства. Эти и другие качества индивида или группы предопределяет море, требующее такого типа личности, которая может выжить в экстремальных условиях. В такой цивилизации нравственные и юридические нормы, принципы, законы становятся во многом относительными. Подобный тип цивилизации развивается ак­тивнее, чем теллурократический, легко меняет нравственные и культурные ценности, признаки, сохраняя только одну основ­ную установку — стремление вперед, к новым открытиям, при­ключениям, наживе.

Столетиями континентальные цивилизации (Суша) — Спар­та, Афины, Рим — довлели над морскими, но затем с развитием техники, разделением общественного труда, ростом товарообме­на и торговли объективно усиливались позиции Моря, морских цивилизаций. Отсюда вытекает второй закон геополитики — закон усиления фактора пространствав человеческой истории. Так, английская нация обязана своим величием морю больше, чем всякая другая нация или страна.

Рост влияния талассократии начинается вместе с эпохой Ве­ликих географических открытий, а достигает вершины своего могущества в конце XX в., когда англосаксонский капитализм и индустриализм сформировались как единый комплекс. Глав­ным оплотом талассократии с середины XX в. стали США. При этом именно к середине XX в. геополитический дуализм достиг своего апогея, когда теллурократия отождествлялась с СССР, а талассократия — с США и подконтрольными им сферами влияния.

В качестве производного основного закона геополитики, т.е. дуализма талассократии и теллурократии, иногда называют закон синтеза суши и моря,в результате чего появляется«берего­вая зона»,или Rimland, — фрагмент талассократии и теллу­рократии. Это довольно сложное образование, наделенное сво­ей собственной логикой развития, хотя и реализуется в рамках геополитического дуализма.

Таким образом, Rimlandвыступает поясом, пограничной зо­ной, или границей. Этот термин в геополитике несет иную смысловую нагрузку, чем понятие границы между государства­ми. Морские пришельцы видят берег не как линию для самого материка, а как территорию, которую можно оторвать от кон­тинентальной массы, превратить в базу, торговый, военный ан­клав для дальнейшего наступления на сушу.

Категории геополитики

Категориальный аппарат геополитики, как и любой другой науки, является инструментом исследований конкретных явлений. К числу основных категорий геополити­ки относятся: геополитическое пространство; геополитическое поле; геостратегический регион; геополитический регион; гео­политические линии; геополитическое соперничество; геостра­тегия; границы; национальная безопасность государства; нацио­нальный интерес; национальная мощь; территория; экспансия.

Рассмотрим каждую из названных категорий подробнее.

Геополитическое пространство. Не вызывает никакого сом­нения тот факт, что политика теснейшим образом связана с са­мыми разнообразными пространственными факторами. Речь идет в первую очередь о природно-физическом, географическом пространстве, которое, как отмечал еще Ф. Ратцель, состоит из трех сфер: геосферы (суши), гидросферы (воды), атмосферы(воздуха). Эти сферы на обитаемой поверхности Земли (ойкуме­не) пересекаются и взаимодействуют самым различным образом. Действительно, суша в соединении с водой характеризуется бе­регами рек, озер, болот, морей и океанов. Там, где вода соединя­ется с сушей, объявляются острова, полуострова, мысы, бухты, заливы, проливы, материки. Воздушная среда на том или ином географическом пространстве создает благоприятные или не­благоприятные условия для человеческой деятельности. Эти условия разительно отличаются между собой, например, в тро­пической Африке, на экваторе или на Севере планеты.

Нет необходимости доказывать, что категория «простран­ство» позволяет не только придать видимую форму, но и обес­печить наилучшее понимание роли географии в политике. Так, на основе данных наблюдения Земли при помощи спутников из космоса в последние десятилетия строятся разнообразные, в том числе и военные, стратегические подходы и решения. Получается довольно противоречивая картина: с одной стороны, пространство как бы утрачивает свое былое значение в силу ак­тивного и детального наблюдения за ним, а с другой — роль и вес географической детерминанты в определении стратегии госу­дарств еще более возрастает.

Суша как геополитический фактор включает в себя:

Ø размеры, площади территорий государств;

Ø их соотношение и взаимодействие с морем;

Ø климат (температура, количество осадков, сезонность и другие характеристики);

Ø состояние почв, с точки зрения их плодородности, произ­растания тех или иных культур;

Ø природные ископаемые;

Ø запасы пресной воды;

Ø наличие рек как источников гидроэлектроэнергии, водных артерий как сил, поддерживающих природное равновесие.

Водная среда — вторая составляющая географического фактора политики:

Ø образует во взаимодействии с сушей определенные формы и очертания континентов, островов, побережий, придавая им некие геополитические выгоды или неудобства;

Ø включает в себя подводную среду с ее подводным миром, полезными ископаемыми, возможностями их освоения;

Ø создает удобство для рыболовства и рыбоводства, добычи и разведения морского зверя, моллюсков, жемчуга и др.;

Ø дает возможность для развития судоходства, торговли, пере­возки пассажиров, туризма и т.д.;

Ø ускоряет развитие так называемых «морских» наций.

Воздушная среда осваивалась человечеством в третью оче­редь, после освоения суши и моря. Она дает возможность:

Ø избегать препятствий в виде неровностей или непроходи­мости тех или иных частей земной поверхности;

Ø быстро преодолевать морские просторы;

Ø резко увеличить скорость передвижения;

Ø почти всегда прокладывать путь по наикратчайшей траекто­рии;

Ø повысить эффективность изучения земной поверхности с недостижимых ранее высот;

Ø увеличивать эффективность боевых действий путем масси­рованных бомбардировок и качественной воздушной раз­ведки;

Ø наладить быстрые пассажироперевозки, а также перевозки с политическими целями (официальные визиты государствен­ных деятелей, обмен разного рода делегациями государ­ственных и общественных организаций и т.д.).

Нужно сказать, что по мере освоения воздушного простран­ства и совершенствования техники человек в последние десяти­летия приступил к освоению космического пространства, что также имеет и геополитическую составляющую. Освоение кос­мической среды позволило «космическим» державам:

Ø усилить и качественно улучшить контроль над земным про­странством, сделав его поистине глобальным;

Ø повысить возможность и эффективность изучения и дальнейшего освоения поверхности, глубин и недр Земли;

Ø создать новое, более мощное и эффективное лазерное оружие и космические ракеты, используемые как носители ядерного оружия;

Ø создать новые, космические отрасли науки и техники;

Ø создать плацдарм для освоения Луны и планет Солнечной системы.

Каж­дая из перечисленных сфер получила в последние десятилетия дальнейшее расширение и углубление. Расширение произошло за счет:

Ø освоения всей территории ойкумены и перенесения ее гра­ниц практически до северного и южного полюсов;

Ø заселения почти всех более или менее пригодных для жизни островов, подключения к цивилизационной жизни их насе­ления;

Ø освоения практически всей акватории Мирового океана с помощью современных судов, другой техники;

Ø освоения воздушного океана пассажирскими лайнерами, исследовательскими и военными летательными аппаратами.

Углубление исследований и все более активное использование сухопутной, океанской, воздушной и космической сфер произошло в результате:

Ø дальнейшего проникновения человека в земную кору с це­лью добычи необходимых ресурсов и дальнейшего исследо­вания подземного мира;

Ø погружения человека на все большие глубины океана в мир­ных и военных целях;

Ø штурма верхних слоев атмосферы, что привело к стиранию границ между воздушной и космической средой и изобрете­нию таких аппаратов, как «Шаттл» и «Буран», для полетов в обеих средах;

Ø постепенного движения человечества от освоения около­ земного космического пространства через освоение планет Солнечной системы к выходу в безбрежие Космоса.

Геополитическое поле. Данная категория характеризует про­странство, контролируемое государством или союзом госу­дарств.

Российский геополитик К.В. Плешаков предложил следую­щую классификацию подобных полей:

1. Эндемическое(от греч. endemos — местный) поле — это про­странство, контролируемое государством продолжительное время. Принадлежность этой территории данной нацио­нальной общности признают соседи.

2. Пограничное поле— территория, находящаяся под контро­лем государства, но демографически, экономически и политически недостаточно им освоена. Чаще всего таким полем бывают пространства, населенные национальными меньшинствами. Сопредельные государства иногда ставят под сомнение принадлежность этих территорий данному госу­дарству, но все же не рассматривают их как свои.

3. Перекрестное поле— пространство, на которое претендуют несколько сопредельных государств. К таким пространствам относятся большие территории бывшего СССР, населенные русскими и русскоязычными народами, не по своей воле оказавшиеся в ближнем зарубежье.

4. Тотальное поле— непрерывное пространство, находящееся под контролем национальной общности.

5. Геополитическая опорная точка— место (территория), нахо­дящееся вне тотального поля, контролируемое каким-либо государством, но коммуникации к которому контролируют­ся другими государствами. Примером такой опор­ной точки России является Калининградская область.

6. Метаполе— пространство, осваиваемое одновременно несколькими государствами.

Геостратегический регион представляет собой значитель­ную часть мирового политического пространства, которая ха­рактеризуется качеством своего местоположения, характером, интенсивностью и направленностью ориентации торговли и культурно-идеологических связей.

Геополитический регион— это часть геостратегического ре­гиона. Он отличается более скромными размерами и большей плотностью политических, экономических и торговых связей (например, Европа, Россия, Америка, Китай, Юго-Восточная Азия и др.).

В свою очередь, геополитический регион распадается на политические районы, которые, как правило, совпадают с грани­цами государств. Важнейшими его чертами выступают полити­ческое единообразие и целостность. Каждый район имеет опре­деленную форму и размер. Его внутренняя структура состоит из центра, линий связи от центра ко всем частям и тех показате­лей, которые выявляют и обосновывают его границы.

Геополитические линии— структурообразующие факторы организации геополитического пространства. Ими являются сухопутные, морские и воздушные коммуникации, наиболее важные направления грузопотоков и пути транспортировки сы­рья. За них идет постоянная скрытая или явная борьба.

Геополитическое соперничество— противостояние госу­дарств и столкновение их противоположных интересов. Оно может иметь горизонтальный, вертикальный или очаговый ха­рактер. Горизонтальное соперничество протекает по поверх­ности суши и моря, вертикальное связано с гонкой вооружений в космосе, а очаговое проявляется в ограниченных регионах, находящихся вне прямого столкновения оппонентов (напри­мер, Куба в 1962 г., Ближний Восток в 1960—1970-е гг.).

Геостратегия -направление внешнеполитической деятель­ности государства, основанное на геополитике. Она классифи­цируется по масштабам (глобальная, реги­ональная и страновая) и пространственным средам (сухопутная, морская, воздушная и космическая). Геостратегия зависит от по­нимания властью и обществом места страны в мире, ее геополи­тического положения, национальных интересов и приоритетов, географического распределения угроз национальной безопас­ности, которые исходят из-за рубежа. Государственная геостра­тегия определяется также исторически сложившимся в течение длительного времени характером отношений с другими государ­ствами — дружественными, нейтральными или враждебными.

Границы -линии, очерчивающие территорию государства, его политическое пространство, а потому они играют едва ли не центральную роль в геополитике. Границы выполняют следую­щие функции:

• разделение зон влияния национальных суверенитетов;

• ограничение или исключение контактов между жителями сопредельных государств;

• задержание преступников;

• сбор пошлин с ввозимых или вывозимых товаров;

• контроль над квотами ввозимых товаров и миграцией людей;

• санитарный контроль и т.д.

Понятие «граница» появляется в Европе. Она изначально определяла линию раздела Римской империи: за пределами Рейна и Дуная находился мир варваров. Причем сразу же гра­ницы наделялись священным характером. Еще в большей мере этот сакральный характер границ проявился в период образова­ния государственности в той же Европе, чему, к слову сказать, содействовал факт появления картографии. Точные границы того или иного государства, нанесенные на карту, содействова­ли формированию национального чувства народа, проживаю­щего на определенной государственной территории.

Границы подразделяются на естественныеи искусственные. В качестве естественных границ используются рубежи, создан­ные природой, главным образом моря, океаны, горы, реки. Границы по рекам пролегают по линии фарватера. Искусствен­ные границы обустраиваются людьми и представляют собой продукт взаимодействия государств.

Следует подчеркнуть, что границы определяют ареал формирования на­ционального самосознания и национальной идентичности. Способность государства обеспечить их защиту и неприкосно­венность является показателем его силы и авторитета в миро­вом сообществе.

Национальная безопасность государства -его защищенность от внутренних и внешних угроз, способность обеспечить сувере­нитет, независимость и территориальную целостность, создать условия для нормальной жизнедеятельности общества.

Исторически национальная безопасность отождествляется с военной безопасностью, защищенностью от вооруженного напа­дения извне. Военный компонент сохраняет свою значимость и в настоящее время. Вместе с тем обострение глобальных проблем придает понятию «национальная безопасность» принципиально новые измерения — экологическое, демографическое, энергети­ческое, продовольственное и др. В условиях глобализации посте­пенно утверждается идея международной безопасности, в кото­рой значительную роль играют коллективные усилия государств, а также межправительственные и неправительственные органи­зации.

Национальный интерес— осознание коренных потребностей общества и их отражение в деятельности государства и госу­дарственных лидеров. Национальный интерес заключается в наращивании экономического, военного, финансового и науч­но-технического потенциала государства, в усилении его геополитического влияния, интеллектуальном и нравственном про­грессе общества. На него влияют такие факторы, как особенность географического положения страны, социально-экономическая и политическая ситуация в ней, национально-культурные и ци-вилизационные особенности. Естественными ограничителями национального интереса являются ресурсная база и националь­ные интересы других стран.

Территория— физико-географическая и природно-биологическая реальность, способная благодаря организации вмещать различные пространства — экономическое, политическое ин­формационное, культурное, правовое, безопасности и др. В международном праве и теории международных отношений рассматривается в качестве одного из главных признаков госу­дарства, а покушение на захват чужой территории оценивается как агрессия.

Экспансия -категория геополитики, которая используется для характеристики территориальных приобретений, установле­ния военно-политической сферы влияния. В наши дни экспан­сия в чисто географических пространствах сохраняет свое значе­ние, поскольку территория по-прежнему является выгодным долгосрочным приобретением в качестве «жизненного про­странства». Именно территория является носителем сырьевых и энергетических материалов, людских ресурсов, военно-стратеги­ческим и экономическим плацдармом, местом для размещения промышленных мощностей или технических отходов, сельскохо­зяйственных угодий.

Экспансия — это непрерывный мно­голинейный процесс, нацеленный на множество объектов, а потому в результате столкновения интересов, порождающий целый комплекс разноплановых конфликтов. Сегодня преиму­щественно осуществляется так называемая мирная экспансия, которая, не прибегая к военной силе, порождает, тем не менее, целый комплекс взаимозависимостей и противоречий, опреде­ляющих характер взаимоотношений между различными госу­дарствами.

Важной закономерностью геополитической экспансии явля­ется ее устойчивая, ступенчатая направленность при освоении больших пространств: первоначальный широтный вектор (вос­ток—запад) изменился затем на меридиональный (север—юг). Именно так развивалась Россия: сначала на восток до Тихого океана, Аляски, Калифорнии, потом на запад — Восточная, Центральная, Северная Европа с выходами в Западную и Сре­диземноморье и, наконец, на юг — до Тибета, Кушки, с неза­вершенными попытками выхода к Константинополю (Царьграду), проливам и южным морям. Точно так же организовывались и развивались и США — сначала в широтном направлении с востока на запад, затем в долготном — с севера на юг (доктрина Монро).

Различают следующие виды экспансии: военная; экономическая; культурно-идеологическая; информационная.

Кроме названных выше собственно геополитических катего­рий, в рассматриваемой нами науке используется категориаль­ный аппарат политологии, теории международных отношений, военной теории. Этот аппарат включает в себя следующие кате­гории: агрессия; баланс сил; биполярность в политике; военная мощь; многополярность в политике; политика сдерживания; политика с позиции силы; ядерный паритет; ядерное сдержива­ние и др.

Агрессия— одна из форм осуществления внешней политики государства. Представляет собой прямое или косвенное приме­нение одним государством вооруженной силы против незави­симости и территориальной целостности другого государства. Может иметь и иные измерения — экономическое, психологи­ческое, идеологическое и др. Нужно сказать, что действия обо­роняющегося государства, в том числе и наступательные, не являются агрессивными и отвечают нормам международного права.

Баланс сил— это взаимодействие различных по направленности исиле (в зависимости от мощи стран и их группировок) по­токов экспансии, с одной стороны, и результатов разноуровнего и разнонаправленного сотрудничества — с другой. Баланс сил — это не равновесие, а лишь соотношение сил, причем со­отношение динамическое, зависящее от игры всех определяю­щих его элементов.

Биполярность в политике— вариант системы «баланса сил». Проявляется в объединении составляющих его единиц вокруг двух основных центров (полюсов), сосредоточивших наиболее значимые измерения силы (прежде всего ядерное оружие). Биполярность была специфической чертой международных отношений после Второй мировой войны, когда основными центрами силы стали сверхдержавы — СССР и США, объеди­нившие вокруг себя союзников. Для отношений между проти­воположными общественными системами были характерны конкуренция, конфронтационность и идеологическое сопер­ничество. Биполярность периода «холодной войны» пришла на смену балансу сил XIX — первой половины XX в.

Военная мощьгосударства — совокупность материальных и духовных возможностей государства, используемых для дости­жения военно-политических целей как на международной аре­не, так и внутри отдельных государств: для подготовки войны и ее ведения, в целях агрессии или ее отражения, в интересах предотвращения войны, обеспечения безопасности — глобаль­ной, региональной, национальной и т.д. По своему состоянию военная мощь может быть реальной и потенциальной. Послед­няя представляет собой максимальные возможности государ­ства, которые могут стать действующими факторами войны при напряжении всех сил общества и его военной организации.

Многополярность в политике— вариант системы «баланса сил», для которой характерным является взаимодействие не­скольких сил или известного множества центров силы, более или менее сопоставимых по своему потенциалу. С конца 1960-х гг. стали складываться условия для появления многополярного мира, в котором, помимо США и СССР, заявили о себе Китай, Япония и Западная Европа.

Политика сдерживанияпредставляет собой:

Ø комплекс мер, направленных на предотвращение прямой агрессии или иных форм экспансии одного государства или группы государств по отношению к другому государству (или государствам); при этом основным компонентом поли­тики сдерживания является открытая демонстрация воз­можных неблагоприятных последствий для агрессора или государства-экспансиониста;

Ø комплекс мер, направленных на сужение масштабов начав­шейся агрессии или экспансии с целью сведения их по­следствий к минимуму.

Политика с позиции силы -это политика, проводимая од­ним государством (или блоком государств) по отношению к другому государству (или государствам) на основе демонстра­ции реального превосходства (или его имитации) в военном, военно-техническом, экономическом или демографическом отношении. Отличается использованием открытой угрозы дав­ления или применения давления в одной или нескольких из указанных сфер.

Ядерный паритет— примерное равенство ядерных сил и во­оружений СССР и США. В своих основных компонентах счи­тался достигнутым к началу 1970-х гг.

Ядерное сдерживание -доктрина, в соответствии с которой ядерное оружие является решающим фактором сдерживания и устрашения возможного агрессора, предотвращения мировой войны и поддержания международной стабильности. Была раз­работана в США в связи с появлением ядерного оружия и не­сколько десятилетий определяла отношения между двумя воен­но-политическими блоками: НАТО и Организацией Варшав­ского договора.

Методы геополитики

Геополитика в своих исследованиях использует прежде всего общенаучные методы, а также методы, которые присущи таким наукам, как политическая география, история, социология, политология и т.д. Назовем лишь некоторые, на­иболее активно используемые в геополитике методы.

Системный методшироко используется сторонниками струк­турно-функционального подхода, который широко применяет­ся, например, экономистами, социологами и политологами.Суть этого метода заключается в рассмотрении любой сферы общественной жизни, науки, в данном случае — геополитики, как целостного, сложно организованного и саморегулирующе­гося организма. Этот организм непрерывно взаимодействует с окружающей средой через «входы» и «выходы» системы. Любая система, как известно, стремится к самосохранению и выполняет определенные функции, важнейшими среди которых являются распростране­ние ценностей и ресурсов и обеспечение принятия гражданами распределительных решений в качестве обязательных.

Деятельный методв науке нередко называют психологи­ческим или социально-психологическим. Он ориентирован на изучение зависимости поведения индивидов или групп от их включения в более глобальные общности, а также на исследо­вание психологических характеристик наций, классов, групп и т.д.

В геополитике деятельный метод используется для анализа геополитической картины в динамике. Он рассматривает ее как деятельность живую и овеществленную, как циклический про­цесс, имеющий различные стадии, фазы или этапы:

Ø определе­ние целей деятельности, принятие решений;

Ø организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;

Ø регулирование деятельности групп, масс;

Ø контроль за достижением постав­ленных целей;

Ø анализ результатов деятельности и постановка новых целей.

Геополитика широко использует сравнительный метод.Он предполагает сопоставление однотипных явлений жизни для выделения их общих черт и специфики, нахождения оптималь­ный путей решения задач и т.п. Данный метод при условии его разумного применения позволяет использовать опыт других на­родов и государств.

Исторический методприменяется во всех общественных на­уках. Он требует изучения всех явлений в жизни в последова­тельном временном развитии, выявления связей прошлого, настоящего и будущего. В геополитике этот метод — один из важнейших.

Нормативно-ценностный методхарактеризуется выяснением значения тех или иных фактов, явлений для государств, лич­ности. Оценка фактов дается с позиций, например, справедли­вости или несправедливости, уважения или попрания свободы народов в своей или другой стране. При этом полагается, что политики должны руководствоваться в своей деятельности мо­ральными и этическими нормами и ценностями. Данный метод имеет некие границы в своем применении, если учесть, что не­редко бывает так, что политика и мораль оказываются лежащи­ми в различных плоскостях.

Нормативный метод, как правило, идеализирует политику и политических лидеров, которые иногда принимают, прямо ска­жем, непродуманные решения, которые сказываются на геопо­литической картине мира. Примером могут служить решение Горбачева—Шеварднадзе о передаче 60 тыс. кв. км Берингова моря США и роспуске Организации стран Варшавского догово­ра или решение Ельцина, Кравчука, Шушкевича о ликвидации СССР и создании СНГ. Слабостью данного метода является и то, что ценностные суждения носят относительный характер и не могут в полной мере служить основанием для принятия важ­ных политических решений. Тем не менее, опора геополитиков на этот метод придает государственной политике человеческое измерение, нравственное начало.

На основе функционального методаизучается зависимость между различными сферами общественной жизни или отноше­ниями между странами или группой стран. Это метод базирует­ся на прагматических установках, исходные позиции которого были изложены итальянским политиком и мыслителем Н. Ма­киавелли, который провозгласил в реальной политике отказ от религиозных догм и этических ценностей.

Многие вопросы геополитики могут с успехом рассматри­ваться и анализироваться на основе бихевиористского метода,который тесно связан с функциональным методом. Бихевио­ристский метод применительно к политике был охарактеризо­ван еще в 1880 г. американским ученым и президентом Вудро Вильсоном (1856—1924). Суть его характеристики может быть представлена следующим образом:

1. Политика (и геополитика) имеет личностное измерение. Действия людей (их интересы) фокусирует и выражает кон­кретная личность. Она и является главным объектом иссле­дования.

2. Главными мотивами поведения, действий людей являются мотивы психологические. Они могут быть социально обус­ловлены, но могут иметь и специфическую индивидуальную природу.

3. Широко используются методы естественных наук, в част­ности количественные измерения, когда можно применять математические, статистические данные, возможности ком­пьютерной техники и т.д.

К этим методам примыкает структурно-функциональный ана­лиз.Он рассматривает общество, государство, союз государств как систему, обладающую сложной структурой, каждый элемент которой выполняет специфические функции, удовлетворяющие определенные потребности и ожидания системы. Действуют элементы системы согласно определенной программе, задан­ной самой структурой организации. Главная задача организа­ции (союза) — сохранить равновесие системы, исправное вы­полнение функций (ролей) ее элементами.

Институциональный методориентирует на изучение деятель­ности институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность — функционирование государства, партий, организаций и т.п. Этот метод до начала XX в. был едва ли не ведущим в политологии, социологии и геополитике.

Антропологический метод,применяющийся и в геополитике, делает упор в анализах не на социальные факторы, а природу человека. Сторонники этого метода видят в человеке родовое существо, и это понятие считается принципиально важным, а потому они уделяют первостепенное внимание мотивам чело­веческого поведения, детериминированным природой человека.

Методы эмпирических исследованийпришли в геополитику и науку вообще из социологии, статистики, кибернетики и неко­торых других наук. К ним относятся анализ документов, опро­сы, эксперименты, теория игр и т.д.

Функции геополитики

Геополитика как наука, изучая объективные связи закономерности реальной жизни, выполняет в обществе и опре­деленные функции. Наиболее важными из них являются: позна­вательная, или гносеологическая; прогностическая; управлен­ческая и идеологическая.

Познавательная функциянацелена на изучение тенденций геополитического развития стран и народов, изменений разно­го рода явлений, процессов, событий. Прирост новых знаний о геополитической действительности обеспечивается тщатель­ным анализом фактов и тенденций этой действительности.

Выделяют две стороны геополитических исследований. С од­ной стороны, они дополняют и уточняют данные официальной статистики с учетом изменений, проистекающих в мире (это на­зывают объективными показателями), а с другой — изучается информация о мотивах, намерениях, целях деятельности различ­ных субъектов политики, что называют субъективными показа­телями.

Прогностическая функциявытекает из познавательной. Собст­венно, любые исследования проводятся во многом для того, чтобы дать более или менее прочный прогноз развития геополити­ческих сил, полей, обозначить конфигурацию стран или союзов, их влияние на развитие международных отношений, разработать предложения по урегулированию возможных или реально суще­ствующих конфликтов.

Управленческая функциягеополитики проявляется в сборе и анализе эмпирической информации, выработке на ее основе конкретных управленческих решений. Данная функция геопо­литики проявляется прежде всего в том, что ее прикладная часть выступает как неотъемлемая часть подготовки и разработки практических рекомендаций для управления геополитическими событиями и руководства людьми, организациями, обществом в целом.

Идеологическая функциягеополитики, как мы уже отмечали, имеет трудную историю, которая характеризуется тем, что эта наука оказалась в услужении нацистам в Германии. Но это не значит, что в современных условиях идеологическая сторона не играет существенной роли. Напротив, роль идеологической функции в последние годы возросла. В условиях однополярного мира есть уже немало примеров того, как ведущие капиталисти­ческие страны, прежде всего США и их союзники, пытаются выдавать за общечеловеческие свои собственные интересы. Так было в Ираке, Ливии, Югославии. А потому реальный и научно-обоснованный взгляд геополитики на те или иные события или решения является не только востребованным, но и отрезвляю­щим, в той или иной мере, для политиков, стремящихся к полу­чению, что называется, односторонних выгод.

Наши рекомендации