Посвящается героям кинокартины

Антон ТЮКИН

Творческая автобиография:

Я - Тюкин Антон Викторович, родился 17 апреля 1972 года, 44 года, проживаю в городе Вологда, инженер. Пишу прозу, стихи, публицистику, драматические произведения.

Многолетний член литературной студии Г.А. Щекиной “Лист”, член литклуба вологжан “Ступени”. Традиционный участник поэтических фестивалей “Плюсовая поэзия” и “М-8”, регулярно проходящих в Вологде, участник семинаров поэзии, прозы и драматургии. Лауреат (1 место) конкурса “Мои города” литературного интернет-объединения (ЛИНТО) “Брусника”, Архангельского литературного музея и радио “Поморье” за сезон - лето 2014 года. Соискатель малой поэтической премии Евгения Капустина (декабрь 2014 года), автор вошедший в лонг-лист. Один из потенциальных лауреатов (вошёл в лонг-лист) премии имени О. Бешенковской в номинации поэзия (декабрь 2014 года), дипломант XII открытого поэтического конкурса “Отечества священная палитра” имени Поликарпа Шестакова (МБУК “Лысьвенская библиотечная система”, Управление культуры Лысьвенского городского округа, Литературно-поэтическое объединение “Родник”, Редакция газеты “Искра”, г. Лысьва, 4 мая 2015 г.). Дипломант Союза независимых авторов и соискателей ЗАО “Редакция газеты “Московская правда””, лауреат альманаха “Атланты” (август 2015 года). Дипломант Межрегионального фестиваля книги и чтения “КлЮкВа” в номинации “История города N” (г. Вологда, декабрь 2015 г.). Дипломант Межрегионального исследовательского проекта “Имена писателей в названиях улиц” (г. Вологда, декабрь 2015 г.). В августе 2016 года был включен в лонг-лист международного Волошинского конкурса среди поэтов. Конкурс был организован в рамках XIV Международного научно-творческого симпозиума "Волошинский сентябрь", проходившего в Коктебеле, посвящённого 85-летию создания Дома творчества писателей "Коктебель" и Году российского кино. Лауреат в номинациях "Гражданская поэзия" и "За стихи, тронувшие сердце" ежегодного литературного Конкурса "Скрёбовские чтения" (сентябрь 2016 г.). Дипломант Третьего международного литературного конкурса “Лохматый друг”, 2 место в номинации “Проблемы зоозащиты в России” (октябрь 2016 г.).

В декабре 2010 года с повестью “Шевченко” и циклом из четырех рассказов дебютировал в журнале “Вологодская литература” (№ 9, публикация получила редакционное название “Яблоневый сад”). В июне 2012 года в Вологде была опубликована фантастическая повесть ”Небо медное. Земля железная”. В декабре 2013 года вышла в свет вторая книга, фантастическая повесть ”Дикая песня”. Обе публикации были подготовлены к печати редактором Ниной Викторовной Писарчик.

Завершая разговор о вышедших книгах думаю, что стоит упомянуть, что на ежегодном конкурсе на лучшую книгу, изданную в Вологодской области “Вологодская книга-2012” и “Вологодская книга-2015”, проводившемся Вологодской областной библиотекой им. И. В. Бабушкина, книги “Небо медное. Земля железная” и “Весёлый пёс” были отмечены в номинации ”Лучшее полиграфическое исполнение издания”.

Стихотворные циклы, подборки стихов, публицистика были опубликованы в сборнике “Сорок ступеней навстречу. Стихи и проза вологодского объединения “Ступени” – к 40-летию со дня основания”, в журналах “Листва” (№ 9) и “Автограф” (№ 64), в коллективном сборнике стихов “Родная земля” (- Саратов: Издательство “Десятая муза”, 2014), в литературном журнале “Союз писателей” (№ 6/2014 - Новокузнецк), в литературном арт-журнале “Рефлексия абсурда” (выпуск 6/2014), в литературно-художественном журнале арт-проекта ОСА “Эффект сближения” (№1, март 2015). В феврале 2015 года под редакцией Архипова Валерия Дмитриевича и Писарчик Нины Викторовны вышел первый сборник стихотворений “Весёлый пёс” (- Вологда, 2014). В 2015 году в альманахе Литературного интернет-объединения “Брусника” напечатана подборка стихотворений (1 место и приз ред. коллегии конкурса “Брусника. Мои города”). В альманахе “Атланты” (Союз независимых авторов и издателей, Москва - 2015), посвящённом 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-45 гг. вышла стихотворная публикация автора. Опубликована подборка стихотворений в литературно-художественном журнале “Вологодский лад” (№2, 2015 г.).

Занимаясь многолетней литературной работой, пришел к выводу, с целью творческого совершенствования художественного мастерства, плодотворного общения с коллегами по перу, о необходимости вступления в Российский союз писателей. Член РСП.

* * *

В нашем городе, как и в Калининграде, проходят разнообразные литературные фестивали. В частности, ставший уже традиционным Фестиваль «Плюсовая поэзия»-2016 состоится в Вологде 5-6 ноября сего года. В ходе его проведения в ноябре 2016 года все два дня целиком и полностью будут посвящены освоению нового творческого пространства Вологды - Литературной резиденции «Дом дяди Гиляя», где пройдут литературные чтения под девизом «ГОВОРЯТ И ПОКАЗЫВАЮТ» вологодских, московских, питерских, архангельских, ярославских и череповецких авторов со стихами и прозой. Состоятся показы произведений художников и фотохудожников, встречи со сценаристами и режиссерами, аниматорами и документалистами, в частности со снимающими поэтов и о поэтах. В ознаменование 2016 года, официально объявленного в России «Годом Кино», оба фестивальных дня будут проходить в мультимедийном зале резиденции «Дом дяди Гиляя», где в режиме нон-стоп зрители смогут увидеть в частности демонстрацию поэтических клипов и другие интересные кино и видеоматериалы.
В ходе проведения фестиваля состоятся семинары прозы и поэзии. В день закрытия Фестиваля «Плюсовая поэзия»-2016 состоится презентация окончания эпохального издательского проекта "ТОМ ПИСАТЕЛЕЙ: антология новейшей вологодской литературы". Всё - с участием зрителей: вологжан и гостей нашего города!

Вот уже в 12 раз плюсовая ПОЭЗИЯ будет представлена на фестивале в древней Вологде в самом начале ноября.

* * *

В ходе подготовки к Фестивалю подготовил цикл стихотворений, посвящённых кинематографу как жанру искусства, его героям, легендам, творцам жанра, несомненным достоинствам и недостаткам. Может быть, некоторые стихотворения из этого цикла покажутся Вам интересными, и Вы решите их опубликовать в своём журнале. Для меня это было бы несомненною честью.

Редактуру текстов, их выбор оставляю на волю членов редакции. В случае публикации вопрос о выплате или невыплате гонорара автору оставляю на усмотрение членов редакции.

С глубочайшим уважением, искренне Ваш

Тюкин Антон Викторович

14.10.16

Адрес: 160009, Россия, город Вологда, площадь Бабушкина 6 – 21;

Контактный телефон: 89212358860, 88172561449, 88172561325;

Е – майл: [email protected], [email protected]

СТИХОТВОРЕНИЯ ПОСВЯЩЁННЫЕ КИНЕМАТОГРАФУ,

ЕГО ГЕРОЯМ, ЛЕГЕНДАМ И ТВОРЦАМ

СИНЕМАТОГРАФ.

ВЕНА. 1913

Трубы роют облачное небо.

Скалится за занавескою луна.

Даже голая Венера хочет хлеба.

Миф вагнерий высосав до дна,

Обыватели глазеют тупо

Мельтешение картиночек…

Как глупо… -

На порнографической картинке.

Под жужжание и щёлканье скотинки

Продираются через ряды,

Чтоб пристроить потные зады.

Сухость глаз. Вбегают сантименты

Под банальность пошлой киноленты

В молчаливую толпу полу- людей

Под бренчание пианино - вальс чудей.

* * *

Вал зелёно-золотого света

Из-за двери. Новая планета -

Залец. Дротики фонарные лучей

Просвещают тупарей и палачей.

Белая простынка. Контур зданий

И мостка - милее Мироздания

Тайны. Рассыпается, дрожит -

Каждый. Жаждет. Ёрзает. Визжит.

Всё равно: “ариец” или “жид”.

* * *

Мгла густа. Всяк борется с “Сиянием” *.

Фрейд и Герцль * - с новым осознанием

Человеков. И экономический закон

Маркса - выше Моисея и икон…

Торопливые фигуры. Юбки, шляпы.

Чехарда штиблет. Собачьи лапы.

Чрез полоски мрака - полосы

Света - чьи-то усики. Часы

Бьют. Вперёд шагают миллионы

Червяков - на всё ж свои законы (!) -

В мир едва прикрытый пеленой,

В новый век - под паровозный вой.

24.10.14

Примечание:

* - Книга Зоар (ивр. - “Сэфер хa-Зoхap”, от ивр. “зохар” сияние) - это основная и самая известная книга из многовекового наследия каббалистической литературы. Каббалисты утверждают, что книга была написана рабби Шимоном Бар Йохаи (РаШБИ) во II веке н. э., но известность она получает лишь в XIII веке (поздняя датировка) благодаря сефардскому раввину Моше де Леону. Основное содержание книги Зоар - это комментарий к Торе (к её пяти книгам).

В данном случае имеются в виду религиозные евреи, изучавшие эту книгу, а также представители австрийских антисемитских партий и организаций, видевшие “в еврейском засилье угрозу христианству”.

* - Теодор Герцль (1860, Пешт, Венгрия - 1904, Рейхенау-ан-дер-Ракс, Австрия) - еврейский общественный и политический деятель, основатель Всемирной сионистской организации, провозвестник еврейского государства и основоположник идеологии политического сионизма. Был журналистом, писателем, доктором юриспруденции. Автор книги “Еврейское государство”.

* * *

ИСТОРИЯ

России и российским “историческим фильмам”

Два чувства дивно близки нам -

В них обретает сердце пищу -

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Александр Сергеевич Пушкин

Старик забывает очки, как фамилию. А имена

Уходят куда-то… Нет памяти. Прежние силы

Иссохли. Его территория - тлен. И его письмена -

На кладбище. Правду ответят лишь мёртвых могилы -

Отверстые? Впрочем, и там, извини, ни шиша.

За древностью лет не услышать дыхания - нам - избяного,

“Дышания туманами” барского. Стлела “народа душа”

В гробах, как в бараках. Не мысли, ни звука, не слова.

Не видно - ни слышно. И скоро вообще не поймёшь:

Креститься ли, плакать? Считать ли дурацкой рекламой:

Тюремные нары, ракетную удаль? Лишь ложь

Избавит от мук и обмеряет миф мелодрамой…

* * *

Избави нас, Боже, от страстных страданий ти-ви:

Прыжков через “Время - вперёд!” и “колитесь, болваны!”.

Да, Знамя Победы - не “место для вашей рекламы”,

Но “дело не наше”, поскольку “решают они”.

Так будьте же стойки, герои кино, как вот эти кресты!

Убрать животы. Выгнуть дугами груди. А спины,

Подставив под плети проверенной старой машины -

Под розги, под пули от СМЕРШа… А мёртвых? В кусты.

Ныряя в архивное прошлое: кто нас продал и купил? -

Возком в оренбургской степи - не сыскать Пугачёва.

Нет, доступ не вечен… Но жжёт и царапает слово

Изъеденных ржою крестов и изрытых кротами могил.

6.04.15

* * *

МУДРЕЦ

Алексею Герману,

режиссёру художественного фильма

“Трудно быть богом” (2013 г.)

Голоса карминные, лиловые,

Золото мелодии - в крови

Светозарной… Образы не новые?

Суета - мир жизни без любви…

Я скажу вам, только вы послушайте

Всю историю эту - без затей.

Ровно так, как мы распахивали душу

В “время оно”. В веке скоростей

Не сложить прибыток из убытков?

Жил мудрец, что ровно всем напиткам

Горечь, желчь и яд предпочитал.

Время шло. И день такой настал,

Тот, в который лишь уколы жала

Почитал сей старец за начала,

Продолжения, следствия, концы

Бытия и жизни… Мудрецы

Иногда безумствуют. Поверьте,

Говорил мудрец тот: - Кроме смерти

Нету ничего!

- И жизни нет?

- Всё, что временно сияло и торчало -

Всё имело гордое начало,

А потом - рассылалось!

Привет…

Мир отчаяния, старения и боли -

Полон. В разъедающей, гниющей,

Рвущей соли

- Захлебнёмся…

В желчи и в крови

Без одежды радости, без смысла

Жил отравленною мудростью, что скисла

Без надежды, веры. Без любви…

3.10.14

* * *

БАЛАЛАЙКА ОТ РАСПУТИНА

“Гениальным” сценаристам

художественных кинолент

типа “Доктор Живаго” (1965 г.),

“Распутин” (2011 г.) и др.

Ах, эти танцы! Эти залы,

Что, верно, душу теребя

Терзают Запад! Каннибалы,

Что всему свету доказали,

Как Говорухин: “Жить нельзя -

Так!” Русские век гложут

Воображение… Диких стран

Изображение итожит

Анна Аркадьевна *, что схожа

Власами - с чубом партизан…

С брадой засаленной

В Тобольске

И в Томске -

Не поймут по-польски.

“Парле франсе” нехороши.

К чему занюханный английский,

Когда мороз

И повод - низкий?

Так задери сам чёрт российский

Подол возвышенной души!

Царь Пётр - хозяин.

А хозяйка

В России, верно, балалайка?

Её в наследство подарил,

Ей Богу,

Сценарист не шутит,

Живаго доктору -

Распутин

Под хор цыган на перепутье

В сиянии свечек и Ярил *!

19.03.15

Примечание:

* - Каренина Анна Аркадьевна, главная героиня романа Льва Николаевича Толстого “Анна Каренина” (1877 г.)

* - Ярило, Яровит - Яростный - в славянской мифологии, разные ипостаси одного божества плодородия ("ярь", "яровые"), ярого бога пробуждающейся материи ("ярость"), силы и молодости ("ярка" - молодая сильная овца) и вешнего света ("яркий") (вост. слав. Ярило; зап.слав. Яровит, зап.слав. Яромир по непризнанной за подлинную "Краледворской рукописи"). Бог войны Яровит, чье капище было в Волегасте (Волегоще), функционально сходен с буйным, рьяным Туром восточных славян, Марсом - римлян по свидетельству очевидцев, Ареем - греков, Тюром - скандинавов.

Яровать - неистовать забываясь. Ярун - глухарь во время тока, не видящий и не слышащий ничего кроме подруги и ревнивых соперников, которых надо прогнать. И еще много родственных слов, и все они рассказывают о сильных эмоциях, неподконтрольных рассудку и часто связанных с идеей плодородия, размножения, физической любви. Вот эта сторона любви, которую поэты называют ”страстью кипучей”, и находилась ”в веденье” славянского Бога Ярило. То есть его можно назвать в какой-то степени богом любви.

* * *

ЛЕГЕНДА

Голливуду

“Град Божьей Воли” посредине Аризоны

Простреленный, пропавший, как бизоны.

“Гнездо Орла” - там, где когда-то Хиггинс

По кличке “Чёртов” со своим ружьём

Жил грабежом, не прочитав и книги,

Лет семьдесят - в седле. Он даже спал - с конём…

В то лето Денвер Нэт и малый Джо,

Тот самый, что считался “джентельменом”

(Потом преставился от пули под ребро),

Занялись скупкою земель по малым ценам.

Конечно, путь железный проводить -

Весьма тревожно, не в салун сходить…

Туда - сюда. Ошибка ли, проценты

Начислил банк? Остались без цента.

Совать в жилетку руки? Ухмыляться

И зубочистку грызть? Нет. Грабежом заняться

Решили эти двое. Для острастки

Стреляли в барменов. Всегда носили маски…

Чрез много лет какой-то Преподобный

Уитни Маркус с выражением сдобным

На площади разбил свою палатку

И молвил спич про “шанс” и “веры суть”.

В то утро Денвер Нэт, зайдя украткой,

Обрёл Спасение, познав Господень путь.

21.10.15

* * *

ЛЕГЕНДАРНЫЕ.

ШУТОЧНОЕ

Легендарный Чапаев был жив.

Он стоял на автобусной остановке

В конце улицы мёртвого Ленина.

Слушал мотив,

Доносившийся из сквера Кирова,

И кармане имел поллитровку.

Он имел загранпаспорт, стальное “перо”

И “макаров”, квартиру. Хоть это старо,

Три тетрадки в косую линейку

Мемуаров. Не бабку-злодейку,

А любовницу лет сорока девяти.

Где такую бабёнку Чапаю найти

Удалось? Она, в общем-то, пьяница.

Кто нальёт, ну к тому и потянется.

В общем, тётка не ангел, такое мурло…

Кстати, очень похожа на Мерилин Монро,

Плюс естественно годы и годы

Стажа на канифольном заводе

Секретаршей директора. Сын ихний - гей.

Хоть не водит на хату вокзальных блудниц!

Её брат (как узнал - просто замер,

Полный шок): тот пришил Лору Палмер*…

Примечание:

* - Лора Палмер (Laura Palmer) - персонаж телесериала ”Твин Пикс”, созданный Марком Фростом и Дэвидом Линчем. Её смерть была катализатором для развития сюжета сериала.

* * *

В ПУТИ

Посвящается героям кинокартины

по роману Джона Стейнбека*

“Гроздья гнева”

От Канзаса до побережья -

Вагонами товарняков.

Или вдруг налетает Омаха

И Сент-Джоаким. Там красиво.

Для бродяги работа - есть рай,

А не только окова оков.

Только б ставить столбы

Иль заваривать пенное пиво

Для удачливых граждан.

О, родина ушлых жнецов

Ржи, смотрителей строек,

Учителей - дилетантов -

Орегон и Айова,

Скалистые горы. Коров

Холмы, грудь, словно вымя,

И молоко - с деревенских диктантов.

Алабама, Вирджиния…

Хлопок, дождливый маис -

Расцветай! И неси Миссисипи - великая мать

Свои тёплые воды

К утлым фермам, к зелёным холмам.

Бейся, словно бродяга, за жизнь.

Как твой ветреный сын -

Тот, что выбрал однажды свободу.

28.10.15

Примечание:

* - Стейнбек (Steinbeck) Джон Эрнст (1902-68), американский писатель. Произведения о незадачливых чудаках - о добре и красоте в мире простых людей. Роман "Гроздья гнева" (1939), о трагической судьбе обездоленных фермеров, стал эпопеей об американском народе. Повесть "Жемчужина" (1947) - притча о проклятии богатства. В романе "К востоку от рая" (1952) библейскую историю Авеля и Каина перенес в современную Америку. "Зима тревоги нашей" (1961) - иронический роман со сложной нравственной и психологической проблематикой. Книга очерков "Путешествие с Чарли в поисках Америки" (1962). Нобелевская премия (1962).

* * *

КАБАРЕ

Лайзе Миннелли*

Дерзость красной помады. Сияющий плащ.

Более ничего. Так пришла за удачей

В жалкий мир перебранки… Природа - палач.

До скончания, присно в темноте кто-то плачет.

Захлебнуться б слезами в глубокой норе

Иль забыться над глупою, пыльною книжкой?

Есть упрямство безумия, миф - кабаре.

Злой удел проституток. И удаль мальчишки.

Ничего нет в запасе? Бумажный венец.

Да кичливости грош. Да хмельного бродяги

Удаль глупая… Тот деревянный помост.

Эти скотские морды. Немного отваги,

Свет слепящий прожекторный. Общий поклон…

Страшной песнею сдавлено женское горло

Под дыханье овчарочье, шелест знамён,

От которых сердца многим тысячам спёрло!

Что сказать, чем ответить смертельной игре?

Судьбы разные - “да”. Жаль, столбы верстовые

У истории - общие. Наша жизнь - кабаре!

Безобразною девкою пляшет Россия.

21.04.16

Примечание:

* - Лайза Мэй Миннелли (англ. Liza May Minnelli род. 12 марта 1946) - американская актриса и певица. В 1972 году Миннелли сыграла свою самую знаменитую роль - певицы Салли Боулз в киноверсии мюзикла ”Кабаре”. Этот фильм принёс Лайзе статуэтку ”Оскара” в номинации ”Лучшая актриса” и Золотой глобус.

Наши рекомендации