Социальное назначение и функции права

Назначение права в обществе состоит в регулировании, упорядочении общественных отношений. В этом проявляется и его ценность. Регулирующее свойство права выражается в его функциях. Функции права вытекают из его юридической природы и социальной сущности. Это основные направления регулирующего воздействия права.

С точки зрения социальной направленности, социального содержания функции права совпадают с функциями государ­ства, коль скоро право выступает основным средством осу­ществления функций государства (экономическая, социаль­ная, экологическая, охранительная).

С точки зрения чисто юридической характеристики, спо­собов воздействия на общественные отношения выделяются регулятивная (статическая и динамическая) и охранительная функции права.

Регулятивная статическая функция права сводится к за­креплению, фиксации существующих общественных отношс-

ний в их статике: закрепляются формы собственности, кру| субъектов права, их правоспособность, структура государст­венных органов, круг прав и обязанностей граждан и т.д.

Регулятивная динамическая функция направлена на оформ­ление движения общественных отношений в форме правоот­ношений. При этом определяетсяпорядок возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Эта функция проявляется в системенорм обязательственногоправа (отно­шения купли-продажи,подряда, перевозки, финансовые), трудового, процессуального и др.

Охранительная функция права направлена на охрану регу­лируемых правом отношений, на охрану основополагаюших ценностей, признанных в обществе (жизнь, честь, свобода личности, собственность, общественный порядок, общест­венная безопасность, институты демократии и т. д.). В рамках этой функции устанавливаются различные виды юридиче­ской ответственности за действия, посягающие на указанные ценности, и предупредительно-охранительные меры иного характера.

12.5. Право и экономика

Право и экономика тесносвязаны междусобой. С однойстороны,сущность, содержание права в значительной мере предопределены системойэкономических отношений, гос­подствующих в обществе, и преждевсего отношений собст­венности.

Эту предопределенность нрава системой экономических отношений в особенности подчеркивает марксизм. Право не может быть выше экономического и культурного уровня раз­вития общества, отмечал К. Маркс. Но очевидно, что не толь­ко марксизм заметил такое влияние экономики на право. Экономический детерминизм не отрицается и некоторыми другими течениями юридической мысли. Сформировавшийся в середине XIX в. юридический позитивизм связывал разви­тие права с развитием товарообмена, кредита, конкуренции, сложных договорных отношений, что потребовало издания большого числа норм. Появились новые правовые институты, отпочковывались новые отрасли права, возникла потребность в систематизации и кодификации. Право рассматривалось как

явление чисто экономическое, как слепок экономических и политических отношений.

Действительно, в системе права находит отражение сис­тема экономических и иных отношений. Право по необходи­мости вынуждено отражать и выражать прежде всего главные экономические интересы крупных социальных групп. Отра­жение в праве в первую очередь экономических интересов выступает как определенная закономерность правового раз­вития, как необходимость, а против необходимости не власт­ны и сами боги, гласит древняя мудрость, приписываемая од­ному из семи мудрецов древности — Питтаку. Ему вторят и яревнеримские юристы. Необходимость не признает законов (песеззИак поп паЬе11е§ет), необходимость смеется над пута­ми закона (1е@епт ущси1а 1гпо11е1). Законы, не учитывающие жономические условия, экономическую необходимость, жономически не обоснованные остаются на бумаге, не дей­ствуют.

Например, проведению судебной реформы препятствует жономическая слабость нашего государства. Последователь­ное осуществление судебной реформы предполагает увеличе­ние корпуса судей во всех судебных системах, учреждение ми­ровых судов, повсеместное введение суда присяжных, увели­чение расходов на техническое обеспечение судов. Расшире­ние принципа состязательности в судебных процессах требует увеличения числа работников прокуратуры. Доступность пра­восудия предполагает расходы государства на оказание пра­вовой помощи малоимущим. Экономические нужды право­судия России можно было бы продолжить. Только рост эко­номических возможностей государства способен обеспечить реальное действие законов, принятие которых является не­пременным условием последовательного проведения судеб­ной реформы.

Зависимость реализации законов от экономических усло­вий весьма ярко проявляется в социальной сфере. Экономи­ческая слабость государства является причиной того, что мно­гие из них в полную меру не действуют, подталкивает госу­дарство на корректировку социального законодательства в сторону уменьшения расходов и в конечном счете ведет к сни­жению уровня социальной защищенности граждан.

Однако влияние экономики на право не следует рассмат­ривать слишком прямолинейно. На право оказывает Твлияние

целая совокупность социальных факторов (соотношение со­циальных сил, политика, мораль, правосознание, религия, уровень культурного развития и т. д.). В силу этого право в определенных пределах относительно самостоятельно, неза­висимо от экономики, а потому оказывает обратное влияние на ее развитие. Это неизбежно, ибо экономические отноше­ния облечены в правовую форму, регулируются правом. Право может способствовать развитию экономики, если соответст­вует уровню ее развития, или, наоборот, тормозить ее разви­тие. Современные государства активно используют право в целях воздействия на развитие экономики. Это осуществля­ется путем регулирования отношений собственности, товар­ных отношений (отношений между производителями и по­требителями товаров), принятием налогового, таможенного законодательства и т. д.

В России право выступает решающим рычагом создания рыночной экономики. В этих целях принята целая серия за­конов экономического характера. Конституция и новый Гражданский кодекс РФ устанавливают и регулируют различ­ные формы собственности. Расширен круг субъектов рыноч­ной экономики (частные предприятия, акционерные общест­ва, банки, биржи и т.д.), определена их правосубъектность, зафиксированы свобода предпринимательства, свободный обмен рабочей силы, интеллектуальной собственности, дви­жение товаров. Приняты антимонопольные законы, закон об охране прав потребителя, порядок возмещения материально­го вреда и т. д. Создана система арбитражных судов для раз­решения споров между субъектами рыночной экономики и соответствующие законы (Закон об арбитражном суде, Арбит-ражно-процессуальный кодекс).

Задачей правового регулирования рыночной экономики является создание не только экономической свободы субъек­тов предпринимательства, но и определенных правовых ра­мок, исключающих предпринимательский произвол, хаос в рыночных отношениях. Иначе говоря, следует установить жесткие правила игры субъектов рыночной экономики с по­мощью права и обеспечить их соблюдение. Кроме того, в сов­ременном обществе ориентируются не просто на рыночную экономику, а на социально ориентированную рыночную эко­номику. Поэтому здесь роль права усиливается, в том числе в области перераспределения национального богатства с по-

мощью налогового и социального законодательства, в направ­лении защиты слабой стороны в экономических отношениях (работника перед работодателем, потребителя перед произво­дителем).

Здесь уместно вспомнить слова К. Маркса о том, что при 100%-ной прибыли капитал попирает все человеческие зако­ны, а при 300%-ной нет такого преступления, на которое он не рискнул бы даже под страхом виселицы. Вспомним также, что один из героев Шекспира, субъект рыночной экономики, требовал от должника взамен долга кусок живого мяса. По­тому издается антимонопольное законодательство, прини­мается закон о защите прав потребителей, устанавливается ответственность за экономические преступления, например ответственность за уклонение от уплаты налогов и др.

Для нашей страны актуальна и проблема защиты наци­ональных экономических интересов. Интеграция страны в мировую экономическую систему, предоставление равных прав иностранным инвесторам создает опасность колониза­ции страны со стороны транснациональных компаний, пре­вращения страны в сырьевой придаток развитых стран, реги­он вредных производств и мировое хранилище технологиче­ских отходов (ядерного и т. п. производства).

Право и политика

Позитивное право, связанное с государством генетически и функционально, не может быть свободным от политики. Государство с помощью права проводит свою внутреннюю и пнешнюю политику. Все функции государства, осуществляе­мые с помощью права, носят политический характер.

По выражению В. И. Ленина, «политика — это концент­рированное выражение экономики», и это верно. В политике прежде всего проявляются экономические интересы соответ­ствующих классов, социальных групп и самого государства. Разве не носят политического характера такие экономические феномены в нашей стране, как приватизация, формирование отношений частной собственности и собственников, в том числе и весьма крупных? Бели речь идет о становлении нового класса — класса буржуазии, то разве это не политика? Но этому процессу в значительной мере способствует своим ре­гулированием право. Создание рыночной экономики со все-

ми ее атрибутами — процесс не только экономический, но и политический.

Право — средство осуществления не только экономиче­ской политики государства, но и любой другой политики: в области охраны природы, здравоохранения, просвещения и т.д.

Однако и непосредственно политические отношения, связанные с функционированием всех элементов политиче­ской системы (государства, политических партий, различного рода массовых движений, объединений, институтов демокра­тии), регулируются правом.

Все политические процессы в правовом государстве неиз­бежно должны осуществляться в рамках права. В этом плане право выступает как средство политики, прежде всего госу­дарства и тех партий, которые стоят у власти, однако и оппо­зиционные партии в своей политической деятельности опи­раются на право, действуют в рамках права, используя юри­дические возможности, предоставленные правом.

Итак, право — средство политики, но право в свою оче­редь очерчивает рамки политической деятельности, полити­ческой борьбы партий за государственную власть.

Следует учитывать и то, что содержание права отнюдь не сводится к политике. Его значение выходит далеко за рамки политики. Это проявляется не только, скажем, в регулирова­нии чисто технических проблем, регулировании вопросов безопасности на производстве, транспорте, охраны природы, регулировании семейных и иных отношений, не носящих чисто политического характера, но и в том, что оно охраняет общечеловеческие ценности, о которых речь шла выше.

12.7. Принципы права

Г

^ Принципы права — это основные руководящие идеи (на­чала), которые пронизывают право, характеризуют его содер­жание. Принципы — это идеи, на которых строится система права. Различают принципы права в целом, принципы от­дельных отраслей и институтов права.

Принципы отраслей и институтов права— это предмет изучения отраслевых наук. В предмет теории государства и права входят общеправовые принципы. Однако по этой про-

•иеме нет единства взглядов. Разные авторы предлагают са-члй различный перечень этих принципов. Это зависит, в ча-[ности, от того, что отнесение той илииной идеи к обще-равовым принципам в определенной мере носит оценочный фактор.Все зависит от того, считать туили иную идею ос­новной, главной или нет.

Представляется, что^принцины права должны отражать и выражать основные ценности, на которые ориентируется право. }' у..

С этих позиций-'можно назвать следующие принципы права: •"""'

— принцип закрепления и равнойохраны разнообразных форм собственности (государственной, муниципальной, ча­стной);

— принцип демократизма, состоящий в закрепленииинс-гитутов представительной и непосредственной демократии в установлении и охране прав и свобод граждан;

— принцип юридического равенства, т. е. равенства всех перед законом независимо от национальности, пола, общест­венного и имущественного положения, партийной принад­лежности и 'г. д.:

— принцип верховенства закона над другими норматив­ными актами;

— принцип примата (первенства) международногонрава над внутригосударственным(см. н. 4 ст. 15 Конституции РФ);

— принцип юридическойответственности за вину;

— принцип справедливости. Любое право должно ориен­тироваться и ориентируется на определенные представления о справедливости, должно утверждать в обществе справедли­вость.' В праве, покоящемся на рыночной экономике, эта проблема представляется сложной, ибо, с одной стороны должна учитываться справедливость с точки зрения труже­ника (каждому по результатам его труда) и справедливость с точки зрения собственника капитала (каждому по его капи­талу).

Правовой системе государства, построенного на федера­тивных началах, свойствен и соответствующий принцип фе­дерализма. Он состоит в том, что наряду с общефедеральнои системой права здесь существуют системы (подсистемы) пра­ва субъектов федерации. '

18-;

Формы (источники) права

Под источниками права понимаются источники права к материальном и формальном смысле. Первым является само общество, его социально-экономическая структура, система отношений различного рода, уровень экономического и куль­турного развития общества. Под источником права в фор­мальном смысле понимается внешняя форма выражения и закрепления норм права. Исторически известно несколько форм права.

Правовые обычаи — это обычаи, санкционированные го­сударством. Санкционирование обычаев осуществляется пу­тем фактического признания государством тех или иных обы­чаев в качестве обязательных, вынесения на их основе реше­ний государственными органами либо путем отсылки законов к обычаям. Такую отсылку мы видим, например, в ст. 5, 309, 211 ПС РФ 1994г.

Напомним, что исторически первое право возникало как обычное право, состоящее из правовых обычаев. По мере раз­вития общества обычаи систематизируются, составляются списки обычного права («Русская Правда», «Саличсская Правда» и др.).

Нормативные акты как форма (источники) права начина­ют издаваться с установлением централизованного государст­ва, усиления его роли. Государство уже не удовлетворяется обычаями, так как обычай — вещь консервативная, они не­достаточно быстро реагируют на изменяющуюся жизнь. Нор­мативные же акты могли более оперативно и адекватно отра­жать новые социальные условия. Нормативный акт — это юридический акт, содержащий в себе нормы права. С по­мощью нормативного акта устанавливаются, изменяются и прекращаются нормы права. К нормативным актам относятся конституции, законы, кодексы и др.

Нормативный договор — договор, содержащий в себе нормы права. Нормативный договор создается соглашением соответствующих сторон. Среди таких договоров можно назвать международные договоры как источники междуна­родного права, федеративные договоры (о создании феде­рации), коллективные договоры администрации предприя­тия и профсоюза, в средние века — договоры короля с горо­дами и др.

Судебный прецедент— это положение, содержащееся в решении высшей судебной инстанции по конкретному делу, обязательное для других судов при разрешении аналогичных дел- Прецедент как источник права характерен для англосак­сонских правовых систем.

Доктрина (наука) как источник права в современных системах права существенного значения не имеет. Среди ис-горических источников можно назвать «Дигесты^ Юстини­ана. Они представляют собой извлечения из сочинений иыдающихся древнеримских юристов. Конституцией (реше­нием) императора Восточной Римской империи Юстиниана (VI в. н. э.) им придана сила закона. В мусульманском праве мы также видим доктрину (общие мнения признанных ав­торитетов мусульманского права ~ иджма) как источник нрава.

Священные религиозные книги являются источником ре­лигиозных правовых систем: Пятикнижие, Талмуд — в иудей­ском праве. Коран, Сунна — в мусульманском праве, Законы Ману — в индусском праве. По преданию, нормы, содержа­щиеся в этих книгах, даны Богом через посредников Моисея, Мухаммеда, Мануг

Наши рекомендации