Скачать у Вики в компьютере

С. Пушкарное

Ходили поздравлять с колядкой «У нашего пана» и большие и маленькие. Если вдова была, ей пели «Деву Марию».

С. Осипова Лука

СВАДЬБА

У русских

Свадебный обряд Суджанского района Курской области можно отнести к украинско-южнорусскому ритуалу, который К.В. Чистов определил как «обряд с пережитками уксорилокальности»

Сговоры. Для свадьбы обычно выбиралось время свободное от полевых работ. Свадьбы игрались в мясоеды, в пост не сватались. Чаще всего из родни жениха шли сватать мать, отец, брат или дядя, сестра или тётка, крёстные. В с. Плёхово они шли обязательно с костылём или палкой (на удачу, чтоб не отказали) и несли с собой еду – сало, хлеб. Сам жених не приходил.

Заходили в дом не проходя за матицу, начинали разговор: «У вас, кажуть, есть продажная тёлка хорошая?». Как только сваты получали согласие, они переходили матицу.

Свадебный ритуал включал в себя и чисто практические соображения, а в правовом отношении сватовство рассматривали как получение согласия на возможность брака.

«А потом содють усё обговаривають, када грать пропой, када сваты прийдуть двор обглядать»[8]

После взаимных соглашений назначали пропой, обычно через неделю.

Пропой. К новой встрече в семье невесты готовились тщательно: накануне всё мыли, обметали, скребли, белили печь – дом преображался. На видном месте выставляли всё, чем могли похвалиться в доме невесты. Родня жениха внимательно рассматривала и хату, и как одета невеста, как она вышла к гостям, как прошлась. «Какая сваха вострая придёть – так всё обглядить»[9]. Со стороны жениха приходили самые близкие родственники около 15-20 человек.

«На пропое присутствовали жених и невеста. В с. Плёхово если были ещё и подружки, то пропой называли большим. Существовала своего рода игра: дружек ставили в ряд, а среди них невесту, жених должен был выбрать среди них свою суженую»[10].

На пропое происходит обрядовое действие – одаривание. Свашка должна была одарить свёкра и свекровь невесты. После этого будущие «молодые» уходили «за полькею» (за пологом), там же им накрывали стол.

За общим столом собравшиеся обговаривали свадебные хлопоты: сколько человек созывать на свадьбу, кого одаривать, назначали день свадьбы.

А в это время под окнами у невесты собирались деревенски, взрослые и дети – наблюдали за происходящим. «А мы смотрим пошли на пропой, надо под вокны идти слушать, а как жа? Станем под вокны песни им поём, а оны нам магарыщ выносють»[11].

Двороглядье. После пропоя родные невесты ехали смотреть женихово подворье - «двор обглядать». Для родителей невесты это было долгом чести – будет ли их дочь сыта, одета. Если жених из соседнего села, то на двороглядье ездили отец, мать, если были – брат и старшая невестка.

В доме жениха к этому дню готовились основательно и даже если семья была не очень богатой, то старались создать видимость достатка, например занимали у родственников или знакомых зерно и заполняли свои закрома. В этот же день «замеряли окна» на шторы, которые должна была сшить невеста ко дню свадьбы.[12] (этот обряд появился после войны??????)

В продрлжение предсвадебного времени «кликали» подруг невесты готовить приданное. К этому времени в семье всё было «наткато», но оставалось много работы по шитью вручную: к рушникам пришивались ленты, шили настольники, наволочки, перебирали перья в старых подушках и т.д. А невеста занималась подготовкой рубашки для жениха. Она могла быть или «нитковай белою» или «десятинами» - в клетку. За работой пелись песни (их перечислять в основном тексте???)

Каждый вечер невесту приходил проведывать жених. С вечера перед свадьбой подружки складывали «скрыню»[13] приданое. Подушки, дерюги, постилки и «богатство усё, какое у ей есть»[14], обвязывали узкими ткаными поясами.

Утро свадебного дня. Свадьбу играли обычно в пятницу или воскресенье.

В день свадьбы родня невесты приходила к невесте, а жениховы к жениху. Невесту одевали подружки и свашка, одевали её ещё не в праздничный костюм. Её наряд состоял из чёрного сарафана, рубахи, «завески», пояса «на станощку». На голову одевали «загранишный» платок, потом миткаль, поверх него – большой платок, так чтобы лица невесты небыло видно, предохраняли её от сглаза. показать фото?

После венчания. Жених и невеста расходились по домам, «молодая» возвращалась как бы в «материнский род» в дом родителей и только потом начинался обряд. Невесту переодевали в праздничную одежду.

А в это время в доме жениха готовили «свадебный поезд». Он мог состоять из семи и более подвод. Украшали лошадей, украшали дуги лентами, курскими поясами, их использовали в качестве оберега. Повозку для молодых «с козырями»[15] украшали ещё и «застилью»[16].

Дорога до невесты. Жених и дружко ехали во главе «садебного поезда», за ними все остальные родственники. Как только «поезд» трогался, начинали звенеть колокольчикии далеко разносится свадебные песни. («Тёмный лес, зелёная дубрава», «За речками огни горят» и т.д.) Ведь шум, считали охранительной магией.

У дома невесты. Как только началась песня со словами «…растваряй варата, гости въехали на двор» (например «У Алексея Фёдоровича») значит приехали сваты. «сваты нащинають кур ловить, иде што, вродя если воны украдуть курису или две, то это знащить вона богатая будя. А родители невесты не знають, что воны там возьмуть. у меня стулы покрали, это закон такой - унясли»[17].

Выкуп. В дом не пускают подружки – просят выкупа. Сваха заходит ставит блюда, завёрнутые в настольник и говорит: «Хлеб и соль свами, а невеста с нами». Дружко выводил невесту из-за «польки» и сажал под красный угол, а рядом с ней садился брат – косу продавать. «Моя коса не рублёвая, моя коса сторублёвая!». Как только откупятся, жених мог сесть рядом с невестой. А рядом сидели дружок с дружкой, другим сесть не предлагали. («Ой, былка ты былка»)

Благословение. Когда начинали запевать песню «Татьянушка Богу молится» отец снимал икону Божьей матери. Родители вместе подходили к молодой и благословляли, сначала отец, потом мать. Икону отдавали невесте. Затем дружко обводит молодых три раза вокруг стола, при этом одной рукой рукой держит жениха, а другой веником разметает дорогу. Жених держит невесту, а невеста дёргает за угол скатерти, чтобы подруги тоже вышли замуж.

Дружко выводил молодых из дома под песню «Съехала Татьянушка со двора», невеста кланялась родителям, дому, подружкам. На пороге молодые останавливались и невеста крестилась на четыре стороны. На выходе молодых «обсыпали» зерном, а дружко разметал перед ними дорогу, чтобы уберечь от порчи. Веник потом выкидывал, чтобы невеста не вернулась из семьи мужа. А гости в этот момент пели «Дубровушка, зелёная».

Выкуп приданого. Расхваливая приданое, подружки требуют выкупа за сундук и постель. «Дружко с суходолу, матня до подолу. Табе не дружковать, табе свиней пасть, с долгою ломакою[18] да с рябою собакою», а им отвечал дружко: «А у нашей у дружки поуссалися подружки. Да под большую дружку подставьтя кадушку».

За приданое давали деньги – кто, сколько сторгует или самогон. Когда заплатят выкуп, все родственники невесты становятся цепочкой от хаты до подводы и расхваливая богатство невесты, передавали его на подводу, складывая в лантух (большой мешок из дерюги).

Свашка в это время обносила гостей рюмкой, наливала всем и угощала, а в это время пели «Соловей по конушку ходя».

Над молодыми уже совершили все необходимые обряды, и теперь они должны были ехать в дом жениха, а старые люди и родственники невесты приглашались в дом к невесте – «овин тушить».

Приезд в дом жениха. Встречали молодых родители с иконой Иисуса Христа и хлебом солью и соседи, а свадебный поезд пел «На дворе вечерея». Один из обрядов очищения, предохранительного характера. Было прохождение через огонь. «На дверях огонь заполють, ну ды там раскладають что-нибудь, чтоб толькя дымок пошёл, и пропускают через яго молодых».

После благословения родителей молодых пропускали в дом и приглашали всех за стол.

Наступало время повивального обряда. Невесту закрывали миткалём, который вытаскивали из-под платка невесты. Её не должны были видеть – «чтоб не сглазили!». Миткаль перед ней держали дружко и свашка со стороны невесты, свашка (со стороны жениха) начинала расплетать косу, она тоже была отгорожена от гостей.

«Свашещки сватощки, благословитя молодых: молодому князю русы косы расчесать, а молодой княгине руссу косу расплесть?». на что родители отвечали: «Бог благословляет и мы благословляем»[19]. Потом невесту и жениха уводили «за польку» для облачения в женский «обряд» (надевали на неё «шубку» или «обликат», а вместо платка надевали «кукошник», если его не было «повёртывали» в платок). фото

Гости, пока невесту повивали, развешивали по дому рушники, завесы, привезённые с приданым, а после садились за стол. Родню невесты всегда сажали «под святые».[20]

Следующим этапом было одаривание. Жених брал бутыль («гусыню»), а невеста стопочку на подносе или салфетке, а сваха решето укрытое платком и наволочку с дарами. В решете лежали кусочки каравая и калины – для закусывания. Молодая одаривала родителей – свёкра и свекровь. Обычно дарили рушники, рубашки, «тяжёвые» портки, отрезы миткаля или холстины. Во время одаривания молодая, должна была обращаться ко всем по имени и отчеству, тем самым, проявляя уважение к своей новой семье. После этого, молодых уводили «за полькю», там их кормили, но пить не давали: «патомство, далжно быть здаровым!»!

Гости, также одаривали молодых. «Получишь подарки и кладёшь у рюмки деньги» - за первую рюмку должны были расплатиться, даже если невеста не дарила им подарок.[21]

После проведения всех основных обрядов начиналось гулянье. Рассаживались по родству. Во время застолья «пили, ели, танцевали, песни крищали». Чего только небыло на столе: сало, картошка, мясо, борщ, огурцы, холодец, яблоки мочёное, но самое главное в конце застолья подавали кашу «разгоняшу» и взвар[22].

Во время веселья молодые уходили «в пунькю»[23], где должны были спать. До этого туда никого не пускали, боялись, что кто-нибудь «наколдует». Вот в с.Плёхово очень любили танцевать на лавках, считалось что если ни одна лавка не сломалась за время гулянья – свадьба не удалась. В основном плясали «Тимоню», «Батюшку», «вставить с описей»

ОБРЯДЫ заключительного характера

2-й и 3-й день у Вики

[1] Багалей. с. 59

[2] Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция. – М.: Советский композитор,1987. – с. 37

[3] Багалей – с.52

[4] Ермакова Н.В. Старинная курская свадьба (село Плёхово Суджанского района. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2005. – 25.

[5] Там же.

[6] Первая Всеобщая перепись населения Российской Империи 1897. – СПб., 1904. – т.20 Курская губерния. – интернет ресурс сайт

[7] Ермакова Н.В. Старинная курская свадьба (село Плёхово Суджанского района. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2005. – 27.

[8] Ермакова Н.В. Старинная курская свадьба (село Плёхово Суджанского района. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2005. – 32.

[9] Ермакова Н.В. Старинная курская свадьба (село Плёхово Суджанского района. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2005. – 33.

[10] Там же.

[11] Там же. – с.34

[12] Ермакова Н.В. Старинная курская свадьба (село Плёхово Суджанского района. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2005. – 44

[13] сундук

[14] Ермакова Н.В. Старинная курская свадьба (село Плёхово Суджанского района. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2005. – 45.

[15] повозка со спинкой

[16] тканое полотно с одной стороны украшенное тканым узором (использовалось только для этой цели)

[17] ОПИСИ

[18] длинной палкой

[19] Ермакова Н.В. Старинная курская свадьба (село Плёхово Суджанского района. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2005. – 83-84

[20] Ермакова Н.В. Старинная курская свадьба (село Плёхово Суджанского района. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2005. – 84

[21] Ермакова Н.В. Старинная курская свадьба (село Плёхово Суджанского района. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2005. – 88

[22] компот из сухофруктов

[23] летняя кухня

Наши рекомендации