Свобода передвижения капиталов и осуществления платежей.

Сфера применения:

- весь капитал, находящийся внутри ЕС (правомерно размещенный).

Движение капитала - трансферт имущественных ценностей с инвестиционными целями (прямые и косвенные инвестиции)

Движение платежей - трансферт денег для оплаты исполненных по правовым обязательствам действий

Содержание:

абсолютный запрет всех ограничений между государствами-членами и по отношению к третьим странам

Правомерные ограничения (исключения):

n соглашения с третьими государствами (ст. 64),

n ограничения с целью налогового контроля и предотвращения избежания налогообложения. (ст.65)

n кратковременные (до 6 месяцев) охранительные меры функционирования ЭВС при исключительных обстоятельствах (напр. эмбарго) (ст. 66)

n меры, используемые в целях борьбы с терроризмом (ст. 75 ДФЕС).

Содержание этой свободы сводится к 3 запретам:

· Запрет передвижений между государствами-членами

· Запрет свободы передвижений капиталов и платежей между государствами-членами и 3 странами

· Запрет систематического контроля за движением капитала

Свобода распространяется на все платежи, осуществляемые в границах ЕС. Ограничение свободы могут иметь место, когда это необходимо в целях налогообложения, общественной безопасности и др.

Понятие и содержание экономической и валютной политики Европейского Союза.

Экономическая политика ЕС (ст. 119 ДФЕС) основана на:

o внутренний рынок

o координация экономических политик государств-членов Европейского Союза

o определение общих целей

при соблюдении Принцип открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией (!)

Денежная политика ЕС (составная часть экономической политики):

o единая денежная единица - Евро

o определение и проведение единой денежной политики

o определение и проведение единой политики валютных курсов

Основные принципы:

o стабильные цены,

o здоровые публичные финансы и условия денежного обращения,

o стабильный платежный баланс

Совет по рекомендации Комиссии разрабатывает проект главных ориентиров экономической политики государств-членов и Союза и представляет о нем доклад Европейскому совету.

Европейский совет на основе доклада Совета обсуждает заключение по главным ориентирам экономической политики государств-членов и Союза.

Исходя из данного заключения, Совет принимает рекомендацию, устанавливающую эти главные ориентиры. Совет информирует Европейский парламент о своей рекомендации.

44.Экономический и валютный союз: понятие, компоненты, этапы формирования.

Это- этап- экономической- интеграции.- Общая- экономическая- и- денежная- политика.- Участвуют-все-государства[члены ЕС. Зона-евро–элемент ЭВС. Участвуют-не-все-государства. Государства-«Еврозоны»--их-17.-Есть-условия-для-вступления-в-это-зону.-Могут-входить-государства-не-входящие-в-ЕС.-

ЭВС – высшая форма интеграции государств-членов ЕС. Как таковой учрежден Маастрихтским договором. Состоит из 2 компонентов: валютного и экономического. Основа экономического компонента ЭВС – внутренний рынок, на котором в полном объеме действует свобода передвижения капиталов и платежей.

Второй составляющей экономического компонента ЭВС является координация экономических политик государств-членов ЕС. Основная цель ЭВС – создание свободной рыночной экономике со свободной конкуренцией, а также тех законов, на которых эта экономика базируется:

· Координация экономических политик государств-членов ЕС

· Определение общих целей экономических политик

· Внутренний рынок

Основные составляющие ЭВС:

1) экономическая политика Союза, основана на координации экономических политик государств-членов; внутреннем рынке; определении общих целей (утверждается на три года, утверждаются отдельные ежегодные национальные экономические программы);

2) валютная политика – единая денежная единица (с 1999г. введение ЕВРО в безналичное обращение и 2002г. введение наличного ЕВРО); единая институциональная структура органов, предназначенных для проведения этой политики (Европейский центральный банк и Европейская система центральных банков).

2. Валютный союз

Валютный компонент ЭВС подчинен экономической политики ЕС

· Наличие единой валюты

· Проведение единой валютной политики, целью которой является проведение политики стабильности цен (стабильность валюты и отсутствие инфляции)

· Принципы, которым должна соответствовать деятельность ЕВ в рамках экономического и валютного союза (устойчивый платежный баланс, платежеспособные государственные финансовые условия, отсутствие инфляции либо поддержание ее минимальных пределов. Вышеуказанные принципы имеют своей целью избежание чрезмерного дефицита бюджетов государств-членов).

Валютный компонент ЭВС – евро. Существование единой валюты повлекло учреждение специального институционального механизма для ее управления, европейской системы центр банков

Для того чтобы перейти на единую валюту государства-члены должны соответствовать 4 критериям сближения (критерии конвергенции):

· Критерий достижения высокого уровня стабильности цен – долговременный средний темп инфляции, наблюдаемый в течение года, не превышает более чем на 1, 5% такой же показатель у трех государств-членов с наименьшим показателем

· Критерий защищенности финансового положения правительства (соответствующее государство-член не обладает на конкретный момент чрезмерным бюджетным дефицитом)

· Критерий нормального участия в механизме обменных курсов за последние 2 года (государство-член ЕС не прилагало усилий для участия в этом механизме, в частности не предпринимала девальвации своей валюты в отношении валюты любого другого государства-члена в том числе на 2сторонней основе).

· Критерий участия государства члена в механизме обменных курсов, отраженный в уровне долгосрочных процентных ставок, означает, что в течение года государство-член ЕС имело среднюю номинальную величину долгосрочной %ставки, не превышающую более чем на 2 % этот же показатель у государств с наибольшим уровнем стабильности цен.

Необходимо чтобы законодательство государства-члена ЕС, регулирующее его правовое положение центрбанка соответствовало его учредитель

Этапы становления

Правовая основа – Маахстрихсткий договор, которые закрепил и этапы создания ЭВС. Всего три этапа:

1) с июля 1990г. (задним числом) - подготовительный;

2) с января 1994г., цель – избежание чрезмерных бюджетных дефицитов и начало процесса, ведущего к независимости центральных банков государств-членов;

3) предусматривалось два варианта перехода к третьему этапу: 1 вариант – третий этап должен был начаться с 1 января 1997г., если большинство стран готово к ведению единой валюты и создали все надлежащие условия для перехода; 2 вариант – если к концу 1997г. дата перехода к третьему этапу не будет установлена, то 3 этап должен начаться с 1 января 1999г.

История создания ЭВС

В 1973 году был учрежден европейский фонд валютного сотрудничества, с целью обеспечить стабильность курсов денежных единиц государств членов ЕС по отношения друг другу, а с 1979 года по отношению к экю. Традиционно принято считать, …

С 1992 года функции европейского фонда валютного сотрудничества перешли к европейскому валютному институту, целью которого являлось содействие в избежание чрезмерного……..

Правопреемником ЕВФ в 1998 году стал Е центрбанк, а в 1999 году стал функционировать новый механизм валютных курсов, центральным звеном которого являлось евро.

Те государства, которые соответствуют критериям конвергенции именуются государствами членами без изъятий, а те, которые не соответствуют – государствами-членами с изъятиями. При этом для того, чтобы именоваться государствами членами без изъятий, не обязательно переходить на евро.

Наши рекомендации