Фоновые факторы в НЛП. Раппорт. Наведение транса

Раппорт как средство создания благоприятного фона

В НЛП одним из средств достижения фонового обеспече­ния является установление раппорта. При этом раппорт счита­ется базовым условием успешной коммуникации между ини­циатором и адресатом воздействия.

Раппорт можно определить как подсознательное доверие между инициатором и адресатом, возникающее вследствие оп­ределенного уподобления инициатора адресату.

Введение в транс. Следующим за раппортом возможным этапом достижения фонового обеспечения в НЛП является введение адресата в гипноидное состояние — транс. Благодаря раппорту это происходит совершенно незаметно для адресата.

Гипноидный транс — это промежуточное состояние между бодрствованием и сном, когда внимание адресата воздействия направлено преимущественно на свой внутренний, а не на внешний мир. Ценность любого гипноидного состояния в том, что инициатор имеет возможность напрямую воздействовать на его бессознательное. Это позволяет извлекать информацию и вводить новую, минуя сознание адресата воздействия.

Каждый индивид живет с определенными представления­ми об окружающем и о себе — это его модель мира. Инициатор своим воздействием частично изменяет эту индивидуальную модель или привносит в нее нечто новое в соответствии с ре­шаемой им задачей.

Сравнительная легкость погружения в транс объясняется тем, что это одно из естественных состояний человека. Подчас мы впадаем в транс и без активного постороннего вмешательст­ва. Глубокий транс могут вызвать воспоминания картин приро­ды, особенно у тех людей, которые любят проводить там время. Вот, например, рыболов. Он часто находится в трансе: поза у него удобная и относительно неизменная, тело неподвижно, взгляд за­фиксирован на поплавке. И главное, вода! Она очень притягивает внимание.

В обыденной жизни встречается довольно много ситуаций, когда человек погружен втранс. Люди, увлеченные чтением или телевизионной передачей: их сознание буквально отсутс­твует, их здесь нет!

Они живут там, в книге или фильме, но под­сознание все равно остается на связи с внешним миром. По­дойдите к ребенку, который переживает сюжет мультфильма, подстройтесь к его дыханию и шепните: «У тебя сильное жела­ние доделать уроки после фильма». Результат порадует вас.

Со взрослыми это проходит еще легче. Человек естествен­ным образом погружается в транс, если начинает вспоминать свое детство. Попросите адресата показать вам его школьные фотографии, стимулируйте его воспоминания, создайте рап­порт — и получите транс, который вы всем этим и создали.

Чтобы индуцировать любое гипноидное состояние, в пер­вую очередь необходимо завладеть вниманием адресата воз­действия, сосредоточив его на каком-то объекте внешнего мира или на внутренних образах. Внимание — это канал, через который мы получаем информацию из внешнего мира. Внутри нас оно подобно прожектору, который «высвечивает» нужный участок памяти и позволяет работать с ним. Гипнотическое на­ведение — это процесс, во время которого инициатор вводит какую-то информацию в психику адресата, она вызывает в ней нужные изменения, и человек входит в транс.

Например, покупательницы нередко погружаются в состоя­ние транса при изобилии товара в большом магазине (перегрузка сознания огромным объемом информации, особенно в гипермаркеmax). Внешнее проявление этого —значительное уменьшение час­тоты мигания глаз. Результат — значительная доля спонтан­ных покупок, объяснить которые покупательница не может.

Внимание захватывает также все необычное. Этот принцип очень хорошо знал выдающийся психотерапевт Милтон Эрик-сон. Для этой цели он часто использовал в своей работе удивле­ние, потрясение, сомнение или смятение клиентов.

Приемы наведения транса

Таких приемов существует множество. Перечислим наибо­лее простые из них.

1. Введение в замешательство. Оно достигается концент­рацией внимания адресата воздействия на необычности си­туации. Эта необычность и приводит адресата в замешатель­ство.

2.Введете искусственной связи. Сравните два варианта изложения. Первый: «Вы сидите на стуле. Вы слушаете меня. Ваша сосредоточенность возрастает». Второй: «В то время как вы сидите на стуле и слушаете меня, ваша сосредоточенность возрастает». Чем они отличаются?

Второй вариант звучит более осмысленно. Его содержание осталось таким же, как у первого, но с помощью оборота «в то время как» и союза «и» составляющие его фразы связаны в еди­ное целое. Между тем, что вы сидите на стуле, и тем, что ваша сосредоточенность возрастает, по-прежнему нет никакой свя­зи, но во втором предложении эта связь создана искусственно чисто речевым способом. При этом сознание отвлекается на поиски смысла.

Несколько подобных фраз вводят адресата в транс.

Родитель говорит ребенку: «Перед тем как пойти спать, по­чисти зубы». Этому предложению трудно сопротивляться. Что можно возразить? «Я не хочу спать?» или: «Я не хочу чистить зубы?». Но предложение целое, и ребенок часто «проглатывает» его целиком, выполняя обе инструкции.

Типичные обороты речи, применяемые в этой технике, — «до того как», «после того как», «в течение», «по мере того как», «прежде чем», «в то время как» и т. п.

3. Отвлечение от смысла высказывания. В этом приеме целью является привлечение внимания адресата воздействия не к содержанию речи, не к смыслу, ак внешнему оформлению. Этого можно достичь по-разному. Инициатор может вести рас- сказ от первого лица, и тогда внимание будет привлечено к его личности. Или насытить рассказ множеством подробностей, в которых увязнет сознание адресата воздействия.

4. Перегрузка информацией. Эта группа методов быстрого наведения транса связана с некоторыми особенностями восприятия человеком информации. Во-первых, каждый индивид способен усваивать поступающую информацию с определенной скоростью, и если эту скорость превысить, то сознание не успевает обработать новые сведения, и они прямиком идут в подсознание. На этом построен «эффект 25-го кадра».

Во-вторых, человек может сознательно удержать в кратко­временной памяти определенный объем информации, авсе, что превышает этот объем, также не обрабатывается сознани­ем. Таким образом, можно навести состояние транса и выйти на непосредственный контакт с подсознанием через информа­ционною перегрузку сознания.

Если скорость обработки информации весьма индивидуаль­на, то объем кратковременной памяти у всех людей в среднем одинаков и составляет 7±2 независимых единиц информации. Исключение составляют люди, специально тренировавшие па­мять.

В связи с этим число «7» оказывается по-настоящему ма­гическим: радуга имеет семь цветов, в некоторых религиозных воззрениях существует семь небесных сфер и т. д. Именно объ­емом кратковременной памяти объясняется происхождение пословиц «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Семеро од­ного не ждут», «Семь бед — один ответ» и многих других.

Вариантов техники перегрузки информацией великое мно­жество. Адресату воздействия могут предлагать производить в уме сложные арифметические действия, вращать кресло и од­новременно прикасаться к своему телу без всякой системы, перегружая кинестетику, и одновременно использовать музы­кальные отрывки, беспорядочно записанные на магнитофоне и давать противоречивые словесные инструкции, окончатель­но сбивая человека с-толку. В то время как внимание адресата направлено на поиск смысла в указанных действиях (которого нет) и он старается уследить за аудиальными, кинестетически­ми и дигитальйыми сигналами, инициатор проникает в его бес­сознательное.

Метод перегрузки информацией с успехом используется при обучении иностранным языкам «методом погружения». В течение 12—15 часов в сутки человек находится в новой для него языковой среде, испытывая огромные информационные перегрузки. Впо­следствии обучаемый удивляется тому, как много он запомнил и многому научился, сам того не замечая. Бессознательное помнит намного больше, нежели сознание.

Наши рекомендации