Ярмарки вакансий и биржи труда

Ярмарки вакансий – это удобная форма встреч работодателей и граждан, ищущих работу, которая позволяет за короткий промежуток времени ознакомиться с особенностями рынка труда, узнать характер и виды предлагаемых работ, условия приема и оплаты труда. Работодатели могут оперативно заполнить вакантные рабочие места, а соискатели найти свой вариант трудоустройства. К услугам посетителей: электронные банки вакансий и резюме соискателей, консультации психологов, юристов, специалистов по трудоустройству, профконсультантов. Центром занятости населения города Ростова-на-Дону ежегодно проводится более 300 мероприятий по содействию занятости населения, среди которых мини-биржи, ярмарки вакансий и семинары занятости, уроки карьеры для выпускников учебных заведений, фестивали профессий для бывших военнослужащих, акции помощи в трудоустройстве слабозащищенным категориям граждан. Рынок труда России, как и в других странах с переходным типом экономики, оказался под воздействием целого ряда не только циклических и структурных, но и системных факторов, которые привели к фундаментальным изменениям в обществе и экономике в целом. Воздействие всех этих факторов на рынок труда еще недостаточно изучено. Поэтому прямое сравнение процессов в экономиках трансформационного типа со странами развитого рынка со сложившимися структурами не вполне правомерно. Процесс перехода к рыночным отношениям еще далек от завершения. Тем не менее, у этих стран много общего в развитии рынка труда и в политике занятости. Из 172 стран, в которых существуют программы социальной защиты, только в 68 предусмотрены пособия по безработице. Еще меньше государств, где службы занятости оказывают помощь безработным в переподготовке или трудоустройстве, хотя число таких стран возрастает. Концепция активной политики на рынке труда достаточно нова и для Западной Европы. Она была разработана лишь в середине 60-х годов. Российский закон о занятости послужил основой для соответствующих законов для большинства других стран СНГ. Тем не менее, Россия является одним из немногих государств переходного типа, где соответствующее законодательство претерпело лишь незначительные изменения. Большинство других стран, в основном по причинам финансовых ограничений, гораздо раньше сократили объем финансирования услуг, оказываемых службами занятости, в том числе период выплаты пособия по безработице и его размеры. Некоторые страны изначально установили достаточно низкие социальные гарантии безработным и, в частности, ввели единое фиксированное пособие, не зависящее от прежнего заработка. Доверие к службе занятости в России выше, чем, например, в Прибалтийских странах, где менее 30 % безработных обращаются в службы занятости. Службы занятости в России регистрируют достаточно высокую долю имеющихся вакансий, по крайней мере в формальном секторе экономики – по оценкам, около половины всех вакансий. В других странах переходного типа, по которым имеются данные, эта доля намного ниже – до одной трети и менее. В мировой практике существует разнообразный опыт финансирования программ занятости. В некоторых странах соответствующие программы финансируются из общих бюджетных доходов государства, например, в Австралии, Новой Зеландии, Эстонии и др. В этих странах соответствующие пособия скорее имеют форму социальной помощи безработным. В некоторых государствах используется смешанное финансирование. Например, в Венгрии активные программы финансируются из бюджета страны, а пассивные меры, включая пособия по безработице – за счет налогов на фонд оплаты труда и заработков работающих. В других странах – в Бельгии, Дании, Германии, Ирландии и др. – государственный бюджет может взять на себя покрытие дефицита Фонда занятости. Но в большинстве случаев Фонд занятости формируется за счет налогов на фонд оплаты труда, вносимых работодателем, заработков работников или же комбинации этих двух источников. Все перечисленные системы имеют свои преимущества и недостатки.   Заключение

Политика занятости — это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости. Состояние рынка труда, как и социально-трудовых отношений в целом, зависят в определенной степени от уровня эффективности правового регулирования, от реального соответствия правовых норм, регулирующих данную сферу отношений, состоянию и возможностям общества и государства по обеспечению поступательного развития и экономических реформ в РФ. Политика занятости должна быть органически включена и согласована с общей концепцией реформирования экономики, соответствовать ее принципам и стратегии реализации. В мировой практике существует разнообразный опыт финансирования программ занятости. В некоторых странах соответствующие программы финансируются из общих бюджетных доходов государства, например, в Австралии, Новой Зеландии, Эстонии и др. В некоторых государствах используется смешанное финансирование. Но в большинстве случаев Фонд занятости формируется за счет налогов на фонд оплаты труда, вносимых работодателем, заработков работников или же комбинации этих двух источников. Все перечисленные системы имеют свои преимущества и недостатки. В системе социальной защиты населения самым важным элементом выступает социальное страхование, в которое входит пенсионное, медицинское, страхование от безработицы и от несчастных случаев на производстве. Страхование от безработицы предоставляется из специальных страховых фондов. Размер выплат зависит, во-первых, от длительности периода безработицы, во-вторых, от специфических условий той или иной страны. В современных условиях одной из основных проблем, стоящих перед Россией, является повышение социально-экономической стабильности, поиск и выявление ресурсов и факторов ускорения экономического развития. В этом процессе должны быть задействованы все сферы и сектора современной экономики. Таким образом, подобно всем процессам, протекающим в обществе, формирование и развитие рынка труда в современной России - не самодостаточное явление. Это зеркало, отражающее положение в экономике, политике и идеологии данного общества. Успешная реализация предлагаемого комплекса мероприятий позволит повысить эффективность функционирования рынка труда в России и снизить остроту деформаций в социально-трудовой сфере.





ГКУ «Центр занятости населения г. Ростова-на-Дону» обеспечивает реализацию гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, оказание государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости населения и трудовой миграции.


Наши рекомендации