Глава 7. Радиационно-ядерный терроризм
Радиационный терроризм - это преднамеренное, умышленное воздействие на здоровье или жизнь человека ионизирующим излучением. В зависимости от количества людей, ставших объектом радиационного террора, его условно можно разделить на индивидуальный и массовый.
Причинами радиационного терроризма могут быть военные конфликты, конкурентная политическая, коммерческо-финансовая борьба, межнациональные конфликты, клановые, родственные и семейные раздоры (месть), бандитские и личные ссоры и разборки. Объектами, на которые могут воздействовать террористы, могут быть не только радиационно-опасные предприятия, но и радиационно-чувствительные предприятия (например, предприятия по производству сельскохозяйственной и пищевой продукции, напитков, лекарств и др.).
Местом проведения терактов могут стать территории и объекты массового пребывания людей; населенные пункты или их часть, авто вокзалы, таможенные посты и пропускные пункты, метро, стадионы, крупные концертные залы, банки, торговые комплексы, универмаги, магазины, административные и хилые здания, различные научные, промышленные, сельскохозяйственные и медицинские предприятия, больницы, а также водо - и воздухозаборники.
В отличие от аварийной ситуации, когда производственный персонал и население могут быть предупреждены о радиационным воздействии службами радиационной безопасности (ДБЧС) Минатома России, МЧС (ГО), Роскомгидромета, Госсанэпиднадзора, Минсельхозпрода, НПО и спецкомбинатами «Радон», службами радиационной безопасности предприятий заранее или по факту обнаружения и имеется возможность проведения защитных мероприятий.
Террористический акт с радиационным воздействием может быть проведен внезапно, быстро, скрытно и в непредсказуемом, неожиданном месте.
Радиоактивному загрязнению могут быть подвергнуты: среда обитания человека, различные предметы, материалы, сырье, воздух, вода и пищевые продукты, напитки, одежда, денежные билеты, ценные бумаги, подарки, сувениры, рекламные изделия и т.д. По сообщениям средств массовой информации в высших эшелонах власти с целью обеспечения безопасности первых лиц государств все это и рабочие помещения находятся под постоянным и пристальным контролем специальных служб или охраны.
В преступных целях террористами могут быть использованы потерянные, похищенные или полученные контрабандным путем различные радиоактивные источники и материалы. Они могут находиться в твердом, порошкообразном, жидком и газообразном состоянии.
Несмотря на относительную редкость таких случаев, нельзя более считать, что использование террористами при совершении преступлений радиоактивных материалов, наряду с химическими и биологическими, в качестве «оружия», в настоящее время абсолютно исключено. Источники могут быть изъяты из облучательных радиоизотопных установок, стерилизаторов, уровнемеров, дефектоскопов, промышленных установок для рентгенографии, радиографов. Потерянные и бесхозные источники могут быть найдены на свалках, в местах бывших медицинских и научно-исследовательских институтов, лабораторий, больниц, промышленных предприятий, складов воинских частей и т.д. "Бесхозными" они являются потому, что находятся вне контроля органов Госсанэпиднадзора. Они могли быть утеряны или перемещены в неизвестное место. Кроме того, источники могли быть похищены или перемещены без надлежащего разрешения.
Все радиоактивные материалы (в том числе и делящиеся) в процессе радиоактивного распада испускают различного вида излучения: нейтронное, гамма-, бета- и альфа - излучение. Нейтронное и гамма - излучение относятся к так называемым «проникающим», поскольку они достаточно легко проходят через различные материалы. Соответственно, для грузов, испускающих эти виды излучений, требуется специальная конструктивная защита, которая позволит обеспечить радиационную безопасность при их транспортировке. Но вследствие своих способностей именно эти виды излучений можно использовать в качестве индикатора наличия ДРМ в перемещаемых товарах и транспортных средствах. Бета - излучение полностью поглощается любым металлом толщиной 2 - 3 мм, а альфа - излучение - даже слоем обычной бумаги. Поэтому они практически непригодны для обнаружения делящихся и радиоактивных материалов, хотя соответствующие радионуклиды представляют значительную радиационную опасность при попадании внутрь организма человека. Следовательно, при выполнении контроля делящихся и радиоактивных материалов необходимо измерять поверхностное загрязнение упаковки.
Большинство радионуклидов испускает гамма-излучение, причем регистрация его наиболее проста и информативна. Энергетический спектр гамма излучения имеет линейчатую структуру – набор отдельных гамма линий. Он уникален для каждого радионуклида и может служить своеобразным «паспортом». Используя, гамма спектрометры, наличие того или иного радионуклида в составе товаров и транспортных средствах определяется без вскрытия упаковки. Нейтронное излучение является, как правило, результатом спонтанного деления делящихся материалов, либо сложных реакций на легких ядрах, требующих мощного источника альфа излучения, которым могут быть, в частности, тяжелые ядра большинства изотопов U, Pu и других трансурановых элементов. Наличие нейтронного излучения служит серьезным основанием для подозрения о наличии в перевозимом грузе делящихся материалов.
Опасность неконтролируемых источников по радиационному воздействию зависит от типа радионуклида, его активности, в каком состоянии он находится: в контейнере или без контейнера, от качества защиты контейнера, а также от степени экранирования человека, например стеной, металлическим шкафом или сейфом и т. д. Доза облучения обратно пропорциональна квадрату расстояния от источника и прямо пропорциональна времени облучения. Размеры и внешний вид источников могут быть разными. Они могут привлекать внимание, а могут быть незаметными, и приняты за какую-либо неопасную деталь, предмет, металлолом и др. На них могут отсутствовать или стерты знаки о радиационной опасности.
В повседневной жизни, как уже неоднократно сообщалось в средствах массовой информации, мы можем столкнуться также с денежными билетами, загрязненными радиоактивными веществами, слаборадиоактивными драгоценными и полудрагоценными камнями в украшениях, привезенных из стран Востока и Юго-востока, туристическими керосиновыми фонарями с цезиевыми «усилителями» света, светящимися игрушками, предметами, деталями, радиоактивными пожарными сигнализаторами и т.д. Радиоактивными могут оказаться грибы, дикорастущие ягоды, фрукты и овощи, собранные и выращенные на загрязненных после аварии на Чернобыльской АЭС территориях. В качестве источников радиоактивного излучения для террористических целей могут быть использованы радионуклиды цезий-137, кобальт-60, америций-241, полоний-210, радий-226 и другие, а также электрически управляемые генераторы излучений.
Попадание источников ионизирующего излучения в сферу жизнедеятельности человека таит в себе угрозу его здоровью. Радиоактивные материалы не могут быть обнаружены органами чувств и проявляют себя уже по признакам болезни. Такие свойства радиоактивного излучения и его источников позволяют использовать их в качестве специфического оружия терроризма. Сегодня спецслужбы обратили на этот вид терроризма особое внимание. Прежде всего, потому, что при профессиональном подходе преступников почти невозможно установить причину смерти человека, ставшего жертвой террора. Радиоактивное излучение при определенных дозах не вызывает лучевую болезнь, признаки которой распознаваемы, а инициирует возникновение «обычных» злокачественных образований. Но возникающая опухоль может быть следствием большого числа факторов, и по ее виду и характеру невозможно установить истинную причину. Кроме того, благодаря миниатюрности источник излучения легко закамуфлировать – он без труда может быть размещен под крышкой письменного стола, на ковре, в кресле, сидении автомобиля. Именно по этой причине в настоящее время во многих странах устанавливаются специальные системы радиационного контроля в государственных учреждениях и крупных частных компаниях.
Примерами другого рода, связанными с атомными объектами, являются ракетная американской авиации по разрушению построенного, но еще не загруженного ядерным топливом блока АЭС в Ираке в 1981 г. В США в марте 1993 г. была попытка прорыва грузовика с взрывчаткой на территории АЭС Три-Майл-Айленд. Зарубежный опыт ничему не учит и в районе 100м от Сосново-Борской АЭС может проехать любой автомобиль, а прямо над ней проходят транспортные эшелоны самолетов, рядом порты Усть-Луга, Высоцк и Приморск, где находятся нефтеналивные терминалы. Все это является реальной предпосылкой для соответствующих терактов. Угроза взрыва на Ингалинской АЭС в Литве в 1994 г. (взрывное устройство не было обнаружено, но лидер преступной группировки, спровоцировавший это, был выявлен и осужден). Пожар в машинном зале Белоярской АЭС в 1978 г. Во Франции (в декабре 1995 г.) была засыпана соль во второй охлаждающий контур третьего энергоблока АЭС Блейс.
Целью технически грамотного террориста может являться расплавление реакторной зоны, а для этого возможны повреждения систем охлаждения реактора (основных трубопроводов, насосов и т.п.), электрических кабелей и систем защиты. Подрыв (или угроза подрыва) ядерного взрывного устройства. Ядерный взрыв представляет собой наиболее страшное проявление терроризма. В силу этого, сохранность стратегических ядерных материалов (высокообогащенного урана и плутония) и оружия является жизненным вопросом национальной безопасности и должна быть главным приоритетом в организации защиты ядерного комплекса.
Поэтому строжайший контроль за технологическими процессами как за реакторами на АЭС, так и за исследовательскими и иными ядерными энергетическими установками, которые содержат большое количество радиоактивных материалов с высоким внутренним энерговыделением является , их охраной (с привлечением всех силовых министерств).
В ноябре 1995 г. в Измайловском парке в г. Москве был изъят контейнер с радиоактивным изотопом цезий –137, заложенный там чеченскими экстремистами, в 2000г. в Подмосковье был обнаружен и изъят мощный радиоактивный источник размером с карандаш и излучением в 2000р/ч, привезённый из г. Грозного для его закладки в вагоне метро или на дискотеке. Пресечённые попытки продажи природного урана –238 и обогощённого урана, оружейного плутония и опасные не до конца выясненные пути попадания радиоактивных материалов в потенциально опасные районы и страны мира. Попытки создания грязной ядерной бомбы, когда с помощью обычной взрывчатки возможно аэрозольное распыление долгоживущих радиоактивных изотопов, заложенных в неё в качестве начинки (вместо гвоздей, болтов) – все это примеры потенциальных угроз поражения людей.
Но наибольшую опасность представляет распространение ядерных технологий обогащения урана и попадание таких материалов в руки террористов, в страны с авторитарным и неадекватным мировому сообществу руководством. Достаточно вспомнить, что создатель пакистанского ядерного оружия передавал в Иран, Ливию , Северную Корею и Малайзию секретные ядерные технологии. Опасность расползания ядерного оружия по миру,/возможность его попадания в руки террористических организаций / требует ужесточения контроля над ним со стороны МАГАТЭ и соответствующих силовых структур государств мира.