Прокуроры Российской Империи 27 страница

§ 4. Участие прокурора в пересмотре приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу

Система судопроизводства строится таким образом, чтобы каждое уголовное дело получило правильное разрешение в пределах предусмотренных законом обычных судебных инстанций: первой и кассационной. Достижение этой цели в значитель­ной мере зависит от прокурора, от знания и строгого соблюде­ния им уголовного и уголовно-процессуального закона, актив­ного умелого участия в исследовании обстоятельств дела, вы­полнения других требований, о которых говорилось выше.

Однако в силу ряда субъективных и объективных причин указанные цели достигаются не по всем делам. Далеко не все ошибки и нарушения закона, допускаемые в суде первой инстан­ции, устраняются в кассационном порядке, иногда незаконные и необоснованные решения принимает и кассационная инстанция. Поэтому законом предусмотрен исключительный— надзорный порядок пересмотра приговоров, определений и постановлений суда, вступивших в законную силу. Он "исключительный" не в том смысле, что для такого пересмотра существуют какие-то особые основания. Нет, основания к отмене и изменению приго­воров одни и те же и для кассационного и для надзорного по­рядка (ст. 379 УПК). Дело в том, что надзорный порядок должен применяться в виде исключения, когда в силу тех или иных причин не достигнуто правильное разрешение дела в обычных инстанциях, когда судебное решение вступило в законную силу, однако управомоченное лицо (соответствующий прокурор или председатель суда) обоснованно считает, что оно неправосудно.

По действующему УПК пересмотр судебного решения, вступившего в законную силу, допускается лишь по протес­ту прокурора, председателя суда или их заместителей, ука­занных в законе. В соответствии со ст. 371 УПК из должност­ных лиц прокуратуры протесты в порядке надзора вправе приносить:

• Генеральный прокурор Российской Федерации и его за­местители — на приговоры, определения и постановления лю­бого суда Российской Федерации, за исключением постанов­лений Президиума Верховного Суда Российской Федерации;

• прокурор республики в составе Российской Федерации, края, области, города, автономной области, автономного ок­руга — на приговор и определение районного (городского) суда и определение судебной коллегии по уголовным делам соответ­ственно верховного суда республики в составе Российской Федерации, краевого, областного, городского суда, суда авто­номной области и суда автономного округа, рассматривавших дело в кассационном порядке.

Судебные инстанции, которые рассматривают дела в по­рядке надзора, указаны в ст. 374 УПК.

В отличие от кассационного и частного протестов протест в порядке надзора может быть принесен на любое судебное решение.

Для того чтобы решить вопрос, имеются ли основания к принесению протеста в порядке надзора, прокурор проверя­ет уголовное дело. Право истребования из суда для проверки в порядке надзора уголовного дела, по которому приговор, оп­ределение или постановление вступило в законную силу, при­надлежит прежде всего прокурорам, управомоченным прино­сить надзорные протесты, причем в пределах их территори­альной компетенции. Районные и городские прокуроры прино­сить протесты в порядке надзора не вправе. Но в соответствии со ст. 36 Закона о прокуратуре и ст. 375 УПК им принадлежит право истребования дела из районного (городского) суда. Если в результате проверки дела обнаружатся основания для вне­сения надзорного протеста, районный (городской) прокурор направляет дело вышестоящему прокурору, полномочному принести протест, со своим представлением, в котором изла­гает указанные основания. Подобным же образом поступает прокурор области или иной соответствующий ему прокурор, направляя дело с представлением Генеральному прокурору Российской Федерации, если протест должен быть внесен в Верховный Суд Российской Федерации.

Поводом к истребованию дела могут быть: ходатайства граждан, предприятий, учреждений и организаций о прине­сении протеста на приговор иди иное судебное решение; со­общения в средствах массовой информации, в которых ставит­ся вопрос о неправосудности решения; инициатива прокурора, если данные о нарушении закона получены им при непосред­ственном участии в рассмотрении дела (когда, например, кас­сационная инстанция не согласилась с его заключением или отклонила кассационный или частный протест), при проверке деятельности подчиненной прокуратуры и т.п. ; представление нижестоящего прокурора либо, напротив, поручение выше­стоящего прокурора. В соответствии с ч. 3 ст. 375 УПК в редак­ции Федерального закона от 17 марта 1997 г., основанием к проверке дела служит также ходатайство Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Каждое истребованное в прокуратуру дело должно быть тщательно изучено с тем, чтобы установить: является ли по­становленный по делу приговор, определение или постановле­ние законным и обоснованным и нет ли оснований к его опро­тестованию. Окончательное решение принимает прокурор, правомочный принести протест: приносит протест в порядке надзора либо сообщает лицу, предприятию, учреждению или организации, по ходатайству которых было истребовано дело, об отсутствии оснований к принесению протеста с указанием мотивов такого решения.

В упоминавшемся уже выше Приказе № 82 Генеральный прокурор Российской Федерации требует не допускать поверх­ностного, формального отношения к разрешению жалоб на су­дебные постановления, вступившие в законную силу; по ре­зультатам проверки дел (если не принесен протест) составлять мотивированные заключения с учетом доводов жалоб и направ­лять заявителям аргументированные сообщения.

Дела в порядке надзора рассматриваются судами с учас­тием прокурора. В соответствии со ст. 377 УПК в рассмотрении дел принимают участие:

• в президиуме верховного суда республики в составе Российской Федерации, краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа — соответ­ственно, прокурор республики, края, области и автономного округа;

• в Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации — прокурор, уполномоченный Генеральным прокурором Российской Федерации;

• в Президиуме Верховного Суда Российской Федера­ции — Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель.

Процедура рассмотрения дела в порядке надзора опреде­лена ст. 377 УПК. Прокурор, участвующий в рассмотрении дела, поддерживает протест, внесенный им или вышестоящим прокурором, либо дает заключение по протесту председате­ля суда или его заместителя.

Опротестование и пересмотр в порядке надзора приговора или иного судебного постановления нередко свидетельствует о недостатках в деятельности тех или иных прокуроров: упу­щениях при осуществлении надзора за исполнением закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятель­ность, дознание и предварительное следствие; ошибках и на­рушениях закона при поддержании государственного обвине­ния; непринесении кассационного протеста на неправосудный приговор: ошибочном заключении в кассационной инстанции и т. п. В целях устранения таких недостатков и повышения ка­чества работы прокуратуры вышестоящие прокуроры, уста­навливая подобные факты при проверке дела, принесении протеста или даче заключения по протесту председателя суда, должны принимать соответствующие меры по улучшению организации работы, повышению квалификации прокуроров и т. п. На это также обращается внимание в Приказе № 82.

Поддерживая государственное обвинение, опротестовывая незаконные и необоснованные судебные решения по уголовным делам, участвуя в кассационной и надзорной инстанциях, про­куроры нередко сталкиваются со сложными спорными вопро­сами, связанными с применением законодательства. Зачастую те или иные нормы закона неодинаково понимаются и трактуют­ся практическими работниками: следователями, прокурорами, судьями. В подобных случаях в соответствии со ст. 39 Закона о прокуратуре Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обратиться в Пленум Верховного Суда Российской Фе­дерации с представлением о даче судам разъяснений по воп­росам применения тех или иных положений закона при рассмот­рении судами уголовных дел. Разъяснения Пленума имеют так­же значение для других органов и должностных лиц, применя­ющих закон, по которому дано разъяснение.

В представлении обосновывается правовая позиция Гене­рального прокурора по поставленным вопросам и формируют­ся конкретные предложения о том, какие разъяснения, по мнению прокуратуры, следовало бы дать судам.

Порядок рассмотрения представлений Генерального про­курора Пленумом Верховного Суда регламентирован ст. 57 и 59 Закона о судоустройстве. Согласно закону, участие Генераль­ного прокурора Российской Федерации в заседании Пленума обязательно. Пленум заслушивает представление по докладу Генерального прокурора или уполномоченного им лица, об­суждает поставленные в представлении вопросы и принимает решение.

В ходе осуществления судебной реформы, подготовки проекта нового уголовно-процессуального кодекса многими специалистами были высказаны соображения о необходимо­сти упорядочения пересмотра приговоров и иных судебных решений по уголовным делам, вступивших в законную силу, в частности, первого этапа надзорного производства — рас­смотрения ходатайств об истребовании дела и принесении протеста.

Порядок рассмотрения таких ходатайств практически не урегулирован в УПК и носит в значительной мере непроцес­суальный характер. В результате остаются порой не защище­ны надлежащим образом законные интересы лица, обративше­гося с ходатайством. Решение об истребовании дела, о прине­сении протеста или об отказе и в том, и в другом зависит от мнения одного человека — судьи или прокурора и принимает­ся в непроцессуальном порядке. Встречаются случаи необосно­ванных отказов в опротестовании неправосудного приговора, и допущенные по делу судебные ошибки устраняются лишь через длительное время. С другой стороны, из-за множествен­ности лиц, правомочных принести протест, и отсутствия в за­коне указаний о том, какое же решение по ходатайству считается окончательным, переписка с заявителем порой стано­вится бесконечной.

В новом УПК предполагается регламентировать все эти вопросы. Учитывая, что в проекте УПК предусматривается возможность обжалования и проверки законности и обоснован­ности приговоров как в апелляционном (по крайней мере, при­говоров, постановленных судьей единолично), так и в кассаци­онном порядке, что усиливает гарантии правильного разреше­ния дела, своевременного устранения судебных ошибок, пред­лагается более четко сформулировать основания к пересмотру приговоров в порядке надзора, предусмотрев в качестве тако­вых только наиболее существенные нарушения закона; уста­новить, что решение по поступившему в суд ходатайству об истребовании дела принимает не один человек, а коллегия судей в процессуальном порядке. Дело, истребованное в суд или поступившее с протестом прокурора, рассматривается в судебном заседании.

Прокуратура принимает участие также в другом виде пересмотра приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу, который носит название"Возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам". В отличие от надзорного пересмотра здесь основанием для отмены судебного решения являются не допущенные по делу нарушения зако­на, а новые обстоятельства, которые не были известны при расследовании и рассмотрении дела и потому не могли быть учтены судом.

Порядок возобновления дел по вновь открывшимся обсто­ятельствам предусмотрен ст. 384—390 УПК.

Заявления граждан, сообщения предприятий, учрежде­ний, организаций и должностных лиц о таких обстоятельствах направляются прокурору. При наличии предусмотренных зако­ном оснований прокурор возбуждает производство по вновь открывшимся обстоятельствам и назначает расследование. Если расследованием вновь открывшихся обстоятельств установле­ны основания для возобновления дела, прокурор направляет дело с материалами расследования и со своим заключением в соответствующий суд (непосредственно или через вышестоя­щего прокурора), а при отсутствии таких оснований прекра­щает производство. Суды, рассматривающие вопрос о возоб­новлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам, назва­ны в ст. 388 УПК. Вопрос о возобновлении дела рассматрива­ется в судебном заседании с участием прокурора по тем же правилам, что и рассмотрение протеста в порядке надзора.

Прокуроры участвуют в рассмотрении судом вопросов, возникающих при исполнении приговоров.

В стадии исполнения приговора суд осуществляет лишь те действия и принимает те решения, которые носят процессу­альный характер и регламентированы уголовно-процессуальным законом. Вся иная деятельность по фактическому испол­нению приговора проводится другими государственными орга­нами и регламентируется нормами исправительно-трудового, административного и других отраслей права.

Помимо обращения приговора к исполнению (ст. 359 УПК) судьи разрешают в стадии исполнения приговора еще ряд воп­росов, которые перечислены в ст. 368 УПК. Наиболее важные из них: отсрочка исполнения приговора (ст. 361 УПК), различ­ные виды досрочного и условно-досрочного освобождения от наказания; изменение условий содержания лиц, осужденных к лишению свободы, досрочное снятие судимости (ст. 370 УПК) и некоторые другие.

О рассмотрении судом вопроса о снятии судимости изве­щается прокурор. Однако, как указано в ст. 370 УПК, неявка прокурора не останавливает рассмотрение ходатайства. В дру­гих случаях действующий закон не предусматривает участия прокурора в суде. Однако исходя из ч. 3 ст. 35 Закона о про­куратуре, которая предоставляет прокурору право вступить в дело, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, участие проку­рора возможно и при рассмотрении других вопросов, связан­ных с исполнением приговоров. Генеральный прокурор Россий­ской Федерации требует от прокуроров давать заключения в судах, в частности по делам об условно-досрочном освобожде­нии от наказания и замене наказания более мягким.

В проекте УПК Российской Федерации предусматривается обязательное участие прокурора в рассмотрении таких вопросов.

Глава XIX. Надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний и применении назначаемых судом мер принудительного характера

§ 1. Предмет, объект и задачи надзора

Прокуратура является единственным органом оперативно­го и всеобъемлющего вневедомственного контроля (надзора) за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принуди­тельного характера. Она организована на профессиональной основе, на централизованных началах, независимо от органов судебной и исполнительной власти, наделена достаточной со­вокупностью правовых средств и властных полномочий, необ­ходимых для выявления, проверки нарушений законов, прав лиц, содержащихся под стражей, принятия мер к восстанов­лению нарушенной законности.

Законодательное определение предмета надзора в рас­сматриваемой сфере правовых отношений дается в ст. 32 За­кона о прокуратуре. При этом предметом надзора являются: законность нахождения лиц в местах содержания задержан­ных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом; соблю­дение установленных законодательством Российской Федера­ции прав и обязанностей задержанных, заключенных под стра­жу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительно­го характера, порядка и условий их содержания, законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Объектами надзора являются прежде всего учреждения и органы, исполняющие наказания. Порядок и условия исполне­ния и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (УИК РФ), Федеральным законом об исполнитель­ном производстве, другими законами.

Принудительное исполнение судебных актов и актов дру­гих органов в Российской Федерации возложено на службу судебных приставов, которая входит в систему Министерства юстиции РФ. Эту службу возглавляет главный судебный при­став Российской Федерации. Службы судебных приставов дей­ствуют в субъектах Российской Федерации и возглавляются соответствующими главными судебными приставами.

В случаях, предусмотренных законом, требования судеб­ных актов и актов других органов о взыскании денежных средств исполняются налоговыми органами, а также банками и иными кредитными организациями. Однако названные орга­низации не являются органами принудительного исполнения.

Наказание в виде обязательных работ исполняются уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осуж­денного.

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности и (или) заниматься определенной деятельностью ис­полняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жи­тельства осужденного, исправительным центром, исправитель­ным учреждением или дисциплинарной воинской частью. Тре­бования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью испол­няются администрацией организации, в которой работает осужденный.

На уголовно-исполнительную инспекцию возложено так­же исполнение наказаний в виде исправительных работ.

Наиболее значимой частью общей системы исполнения уголовных наказаний являются учреждения уголовно-исполни­тельной системы, на которые возложено исполнение наказа­ний в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы и смертной казни. Осужденные к ограничению свободы отбыва­ют наказание в специализированных учреждениях—исправи­тельных центрах.

Осужденные к аресту отбывают наказание по месту осуждения в арестных домах. В исправительных учреждени­ях отбывают наказание осужденные к лишению свободы. Ис­правительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выпол­няют функцию исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяй­ственному обслуживанию. Согласно закону, исправительные учреждения предназначаются для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они под­разделяются на колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особо­го режима.

В тюрьмах содержатся осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет с отбыванием части срока наказа­ния в тюрьме, а также осужденные, переведенные в тюрь­му на срок до трех лет за нарушение установленного поряд­ка отбывания наказания в исправительных колониях обще­го, строгого и особого режимов, а также осужденные к лишению свободы, оставленные в тюрьме по предусмотрен­ным в законе основаниям (для выполнения работ по хозяй­ственному обслуживанию с письменного согласия осужден­ного; осужденные к лишению свободы при необходимости производства с их участием следственных действий по делу о преступлении, совершенном другим лицом на срок в соот­ветствии с уголовно-процессуальным законодательством; по иным основаниям).

Прокурор осуществляет надзор за законностью в деятель­ности администраций всех перечисленных органов и учрежде­ний, исполняющих наказания и меры принудительного харак­тера, назначенные судом.

Одной из главных задач прокурорского надзора при этом является соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей лиц, заключенных под стражу, осужден­ных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.

Военные прокуроры осуществляют надзор за соблюдением законов в дисциплинарных воинских частях и гауптвахтах во­инских гарнизонов.

§ 2. Законодательство, регулирующее правоотношения в органах и учреждениях, исполняющих наказание

В связи с тем, что прокуроры в соответствии с Законом о прокуратуре Российской Федерации и иным Федеральным законом осуществляют надзор за исполнением законов адми­нистрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, важное значение имеет определе­ние совокупности законов и иных нормативных правовых ак­тов, регламентирующих данную сферу правовых отношений.

В их числе следует прежде всего выделить положения Конституции РФ, закрепляющей права и свободы человека и гражданина (гл. 2). Кроме того, Конституция РФ определяет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации яв­ляются составной частью ее правовой системы (п. 4 ст. 15). Рос­сия ратифицировала многие международные конвенции, дого­воры и соглашения, затрагивающие рассматриваемую сферу правоотношений.

Среди международно-правовых актов следует выделить Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенцию против пы­ток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих дос­тоинство видов обращения и наказания, Межнациональные стандартные правила обращения с заключенными, Свод прин­ципов защиты всех лиц, подвергшихся задержанию или зак­лючению в какой бы то ни было форме. В связи со вступле­нием России в Совет Европы важное значение имеет соблюде­ние и соответствующих международно-правовых актов, среди которых Европейская Конвенция о защите прав человека, Ев­ропейская Конвенция о предотвращении пыток и других же­стоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания, Европейские пенитенциарные прави­ла, а также другие международно-правовые акты. Среди фе­деральных законов следует выделить Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, который составляет основу уголовно-исполнительного законодательства России, за испол­нением требований которого осуществляется прокурорский надзор. Уголовно-исполнительное законодательство РФ уста­навливает общие положения и принципы исполнения наказа­ний, применение иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом РФ; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок уча­стия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок осво­бождения от наказания; порядок оказания помощи освобожда­емым лицам.

К основополагающим федеральным законам, регламенти­рующим правоотношения в рассматриваемой сфере, следует отнести Федеральный закон "Об учреждениях и органах, ис­полняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" 1993 г. с учетом изменений и дополнений, принятых в после­дующие годы. Этот Закон определяет основы деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лише­ния свободы и составляющих единую уголовно-исполнительную систему. В этом Законе устанавливаются задачи уголовно-исполнительной системы, принципы ее деятельности; обязанно­сти и права учреждений, исполняющих наказания, специфи­ка производственной и иной деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, ее финансирования; права и обя­занности сотрудников уголовно-исполнительной системы; осно­вания, условия и порядок применения этими сотрудниками физической силы, специальных средств и оружия. Законом регламентируется правовая и социальная защита работников уголовно-исполнительной системы; устанавливается круг орга­нов и должностных лиц, осуществляющих контроль (надзор) за деятельностью уголовно-исполнительной системы.

Федеральный закон "О содержании под стражей подозре­ваемых и обвиняемых в совершении преступлений" 1995 г. ре­гулирует порядок и определяет условия содержания под стра­жей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступ­лений, гарантии их прав и законных интересов. Законом опре­деляются основания содержания под стражей, правовой статус подозреваемых и обвиняемых, места содержания под стра­жей — следственные изоляторы, изоляторы временного содер­жания подозреваемых и обвиняемых; права этих лиц и их обеспечение, а также основные требования обеспечения изо­ляции, меры предотвращения правонарушений в местах содер­жания под стражей. Обязанность и предмет надзора прокуро­ров при этом состоят в обеспечении установленных законом на­званных оснований, порядка, средств содержания под стражей. В этой связи в совокупности законов, за исполнением которых прокуроры осуществляют надзор, выделяются и соответству­ющие нормы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

В их числе нормы, определяющие основания и порядок заключения под стражу, сроки содержания заключенных под стражей, в изоляторах временного содержания и сроки содер­жания под стражей при расследовании преступлений по уго­ловным делам, основания и порядок задержания лица, подо­зреваемого в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, ряд иных норм (ст. 96, 961, 962, 97, 122 УПК и др.).

Кроме того, в рассматриваемой сфере правовых отноше­ний действует совокупность подзаконных нормативных право­вых актов, принимаемых Правительством РФ, другими ком­петентными органами, которыми создается на основе и во ис­полнение федеральных законов реальный механизм обеспече­ния целей исполнения администрациями компетентных органов и учреждений наказаний и назначаемых судом мер принуди­тельного характера, администрациями мест содержания задер­жанных и заключенных под стражу.

В их числе Положение об уголовно-исполнительных ин­спекциях (утверждено постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 729), которым определены основные обязан­ности и права инспекции; Положение о дисциплинарной воин­ской части (утверждено постановлением Правительства РФ от 4 июня 1997 г. № 669); Примерное положение о попечитель­ном совете при воспитательной колонии уголовно-исполнитель­ной системы (утверждено постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. № 1295) и ряд иных актов.

§ 3. Полномочия прокурора по надзору за соблюдением законов при исполнении наказаний и применении назначаемых судом мер принудительного характера

Специфика данной сферы правовых отношений, в которой осуществляется прокурорский надзор, существенная ограничен­ность возможностей по защите своих прав самими лицами, содержащимися в органах и учреждениях, исполняющих нака­зание и применяющих назначаемые судом меры принудитель­ного характера, лиц, задержанных по подозрению в соверше­нии преступления или в отношении которых избрана мера пре­сечения — содержание под стражей, предполагает важность надлежащего объема и характера полномочий прокурора. Эти полномочия прокурора, предусмотренные Законом о прокура­туре, а также Уголовно-исполнительным кодексом РФ доста­точны для того, чтобы оперативно принимать меры по выявлению и пресечению нарушений законов, привлечения лиц, ви­новных в их совершении, к установленной ответственности. С учетом этих обстоятельств в соответствии с законом прокурор наделен правом без каких-либо специальных разрешений посе­щать в любое время органы и учреждения, в которых содер­жатся лица, осужденные к лишению свободы, лица, к которым судом применены меры принудительного характера, а также задержанные и заключенные под стражу.

Это полномочие прокурора важно для выявления наруше­ний, которые допускаются в ночное время суток (водворение, например, в штрафной изолятор без достаточных к тому ос­нований). Прокурор вправе опрашивать задержанных, заклю­ченных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера. Причем прокурор вправе это де­лать по своему усмотрению наедине, либо в присутствии дру­гих лиц, включая представителей администрации соответ­ствующего, органа или учреждения.

Прокурор вправе знакомиться с документами, на основа­нии которых лица, содержащиеся в данном органе или учреж­дении, задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оператив­ными материалами. При этом прокурор знакомится с личны­ми делами с приказами и распоряжениями администрации, ра­портами оперативных работников, иной служебной документа­цией. Прокурор проверяет приказы, распоряжения, постанов­ления поднадзорных органов и учреждений на их соответствие законодательству Российской Федерации.

Прокурор вправе требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принуди­тельного характера, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. Важ­ной особенностью надзора в рассматриваемой сфере правовых отношений является то обстоятельство, что до рассмотрения внесенного прокурором протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается.

Другой особенностью полномочий прокурора по надзору за соблюдением законов в данной сфере является его полномочие отменять дисциплинарные взыскания (выговор, дисциплинар­ный штраф, перевод в одиночные камеры или помещения ка­мерного типа и др.), наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных. Прокуроры вправе немедленно освобождать таких лиц своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор или его заместитель не только вправе, но и обязаны немедленно освободить своим постановлением каждо­го содержащегося без законных оснований в учреждениях, ис­полняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предва­рительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

Наши рекомендации