Тема 15.Образование и развитие абсолютной монархии в России.

Цель занятия: выявить особенности российского абсолютизма.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Предпосылки абсолютизма.

2. Особенности российского абсолютизма.

3. Государственные реформы первой четверти XVIII в., сословно правовые преобразования при Петре I; бюрократизация государственного аппарата, Табель о рангах.

4. Реорганизация центрального и местного управления; Сенат, прокуратура; коллегии; областная и военные реформы.

5. Публично-правовые принципы абсолютизма; изменение порядка престолонаследия.

Хрестоматийный материал

Российское законодательство Х - ХХ вв.М.,1984-1994 г.

Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2004 г.

Дополнительная литература

Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций в трех книгах. М., 1993 г.

Чистякова. О.И. История отечественного государства и права: Учебник. Часть 1 ,2 М.,2002 г.

Ливанцев К.Е. История средневекового государства и права. – СПб., 2000 г.

Анисимов Е. Дыба и кнут. М. 1999 г.

Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в ХVIII в. Формирование бюрократии. М., 1974 г.

Медушевский И.Н. Утверждение абсолютизма в России. М., 1994 г.

Практические задания:

Дайте решения предложенных ситуаций, используя нормы Артикула:

Задача 1.На солдата А донесли, что он пытался заговорить свое ружье перед боем.

Задача 2.Марфа уплатила чародею за то, чтобы он навел порчу на соперницу Ольгу. Когда Ольга стала чахнуть, нашлись люди, которые донесли на Марфу и чародея.

Задача 3.Когда у Федора умерли жена и дочка, он разгневался на Бога и перестал ходить на службу в церковь. Однажды он стал громко смеяться над идущими на службу и кричать, что Бога нет, а если есть, то он его презирает. Об этом донесли властям.

Задача 4.Офицер А регулярно являлся к молитве в нетрезвом виде. Глядя на него, некоторые младшие офицеры тоже стали позволять себе выпить перед молитвой. О поведении офицера А донесли в полковой кригсрехт.

Задача 5.Дворянин А, будучи офицером, вел тайную переписку со знакомым иностранцем, с которым познакомился во время обучения в Европе. Переписка попала в руки недоброжелателям в период, когда Россия находилась в состоянии войны со страной пребывания корреспондента.

Задача 6. В письме к брату офицер А. жаловался на то, что в полку нет порядка, а жалованье не выплачивали уже 3 месяца.

Задача 7.Несколько рядовых вместе с офицером собрались для того, чтобы написать общую челобитную о предоставлении им отпуска. Об этом донесли в кригсрехт.

Задача 8.Двое рядовых подрались. Во время драки один из них позвал на помощь своих однополчан, которые присоединились к драке.

Задача 9. Офицер А. публично, без видимых причин выкрикивал оскорбительные слова в адрес другого офицера.

Задача 10.Офицер А., которого нечаянно толкнул офицер Б, задев при этом свежую рану, в сердцах крепко обругал его при свидетелях.

Задача 11. Федор задумал убить Сергея. Он подстерег его вечером и жестоко избил, надеясь, что смерть от ран наступит не скоро, а, значит, об убийстве речи не пойдет. От полученных ран в затылочной области Сергей скончался через 5 дней. Соседи показали на Федора, зная о злобе, которую тот таил на умершего.

Задача 12.Федор задумал убить Сергея. Он подстерег его в темноте и напал с ножом. В завязавшейся драке Сергей успел вынуть нож, на который и наткнулся Федор. Случайные свидетели подтвердили ход событий.

Задача 13.Во время учебных стрельб один из солдат пошел осмотреть мишени, ничего никому не сказав. Чтобы поправить мишень, он обошел ее сзади, а в это время был сделан еще один залп, от которого солдат получил смертельные ранения.

Задача 14. Для того чтобы угостить товарищей, солдат украл в деревне 3 гусей.

Задача 15. Для того, чтобы вернуть долг, солдат украл у товарища 3 рубля.

Задача 16.Солдат нашел в походе и присвоил кошелек с 3 рублями.

Вопросы для самоконтроля:

1. Приведите статьи, в которых используется термин «преступление».

Какие однокоренные термины использует Воинский артикул? Что подразумевает термин?

2. Какие формы вины называет Артикул? Зависит ли наказание от формы вины?

3. В каких случаях лицо, совершившее противоправное деяние, освобождается от наказания?

4. Как определена в Воинском артикуле необходимая оборона?

5. Назовите основные виды преступлений. Какова приоритетность деяний, о которой можно судить по очередности упоминания деяния?

6. Назовите цели и виды наказаний. Что подразумевает под собой понятие «квалифицированного» наказания?

Темы рефератов:

Предпосылки абсолютизма.

Государственные реформы первой четверти XVIII в., сословно правовые преобразования при Петре I; бюрократизация государственного аппарата.

Табель о рангах.

Реорганизация центрального и местного управления; Сенат, прокуратура; коллегии.

Областная и военная реформы.

Основные понятия, которые необходимо уяснить:

«шпицрутены», «профос», «шпиталь», «заключение в железа», «охранительный лист», «пас», «шельмование», «лишение чести, пожитков и живота», «пасквиль», «нужное оборонение».

Наши рекомендации