Реформа государственной службы РФ.
Процесс реформирования государственной службы был начат в 2003 году с принятия ФЗ «О системе государственной службы РФ», который заложил новую модель правового регулирования государственной службы РФ посредством разделения ее на три вида – гражданскую, военную и правоохранительную.
1 февраля 2005 года вступил в действие ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», существенно меняющий сложившуюся модель государственной службы. В частности, введены новые категории должностей гражданской службы (более точно отражен характер разделения политико-патронажных и административных функций в государственном аппарате), классные чины гражданской службы и порядок их присвоения (через квалификационный экзамен), расширен и конкретизирован перечень правоограничений и требований к служебному поведению гражданских служащих, введено понятие конфликта интересов на гражданской службе, конкретизированы условия и порядок проведения конкурса для замещения должностей гражданской службы, аттестации гражданских служащих, их переподготовки и повышения квалификации. Детальным образом отрегулированы особенности заключения служебных контрактов, их содержание и изменения. Точно определено понятие «кадровая работа» на гражданской службе, уточнены социально-правовые гарантии гражданским служащим. Введено понятие должностного регламента гражданского служащего, детализированы порядок наложения дисциплинарных взысканий и служебных проверок, предусмотрено создание комиссий по служебным спорам, служебному поведению и конфликту интересов. Введена возможность более гибкой и дифференцированной оплаты труда гражданских служащих. Все эти законодательные новеллы призваны сделать государство конкурентоспособным работодателем, а государственных служащих – эффективными исполнителями функций государства. В этом основное значение реформы государственной службы для административной реформы.
Однако, будучи концептуально более проработанной и нормативно обеспеченной, чем реформа органов исполнительной власти, реформа госслужбы столкнулась с тем же комплексом проблем. Главные из них – отсутствие координации при проведении изменений и затянутость самих инноваций, в результате чего институциональные нестыковки и явное запаздывание с нормативным обеспечением осуществляемых преобразований приводит к девальвации уже принятых мер и введенных норм.
Государственная служба - Профессиональная служебная деятельность по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти и лиц, замещающих государственные (выборные) должности на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (2003 )
Развитие госслужбы
• Совершенствование системы управления госслужбой
• Улучшение элементных составляющих госслужбы (кадрового состава, технологий и методов кадровой работы)
• Повышение эффективности госслужбы и результативности служебной деятельности
• Взаимодействие госслужбы с обществом (повышение открытости и подотчетности гр.обществу).
Основные направления реформ государственной службы:
1. Приватизация, решение финансовых проблем государственного сектора:
ü Передача государственной собственности в частное владение.
ü Заключение контрактов с частными компаниями на выполнение услуг, раньше выполнявшихся государством, конкурентное начало, тендер.
ü Разделение функций формирования политики и осуществления государственного управления и удовлетворения потребностей клиента.
Сведение агентств, комитетов, министерств и т.д. к 3 основным органам:
1. Министерство – разработка.
2. Государственный надзор.
3. Службы/агентства – как государственные, так и коммерческие, нет чётких функций контроля.
2. Децентрализация.
ü Автономия – передача части полномочий от центральных органов в региональным и местным.
ü Самоуправление – использование собственных ресурсов для выполнения возложенных на определённый уровень управления задач.
Финансовая самостоятельность и ответственность за решения могут эффективно внедряться только в сочетании с децентрализацией.
3. Внедрение качественного менеджмента в государственную службу.
Действия служащих оцениваются по 3 основным критериям:
ü Характеристика (выявление основных областей деятельности).
ü Стандарты.
ü Оценка клиента (количественные и качественные показатели).
4. Развитие человеческих ресурсов – подготовка, стимулирование карьерного роста, пенсионное обеспечение.
5. Внедрение контроллинга, то есть системы планирования, регулирования, контроля с использованием, в том числе и рыночных механизмов.
17.Закон «О системе государственной службы Российской Федерации» - 2003 г.
Государственная служба - Профессиональная служебная деятельность по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти и лиц, замещающих государственные (выборные) должности на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (2003 )
Статус государственного служащего предполагает:
- во-первых, непосредственную причастность по роду работы к подготовке, принятию и (или) проведению в жизнь решений в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства, причем в ряде случаев указанные действия влекут за собой заметные экономические и иные социальные последствия для всего общества или какой-либо его части;
- во-вторых, наличие правомочий и возможности выступать в пределах своей компетенции от имени государственного органа и тем самым от лица государственного интереса;
- в-третьих, сочетание строгой нормативной регламентированности деятель-ности в формально-процедурном отношении с довольно широкой возможностью принятия волевых решений на основе субъективной интерпретации как ситуации, так и регулирующих ее законодательных норм; наконец,
- в четвертых (но отнюдь не в последнюю очередь по важности), принадлежность к особой профессионально-статусной группе, хотя и состоящей из представителей разных профессий, но объединяемой фактом работы в государственных органах, что предполагает наличие у принадлежащих к ней лиц определенных государственно-властных полномочий и тем самым более значительной, нежели у подавляющего числа их сограждан, возможности оказывать влияние на развитие дел в обществе и, следовательно, повышенной ответственности за их состояние.
Государственная служба
• Гражданская
• Правоохранительная служба
• Военная служба
Система государственной службы
1. Система государственной службы включает в себя следующие виды
государственной службы:
■ государственная гражданская служба;
■ военная служба;
■ правоохранительная служба.
2. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную
государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
3. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.
Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем
внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
4. Правовое регулирование и организация федеральной государственной
гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое
регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.
И в законе об основах гос службы, и в законе о системе гос службы подчеркивается значение государства как нанимателя. В начале государственный служащий зависел от руководителя. Ст 10 п 3 «о системе».