Современные теории государственного управления («Новое государственное управление», теория «Руководства» («Good Governance»).
Основные положения НГУ:
• ориентация на результаты
• ориентация на клиента
• приватизация многих направлений деятельности государственных агентств
• децентрализация управления
• расширение спектра методов, которые могут применяться для эффективного управления
??????Критика НГУ
• государство не может ориентироваться исключительно на платежеспособный спрос клиентов, что нарушает основополагающие принципы социальной справедливости
• идеи НГУ дают менеджерам низшего уровня слишком большую власть, чтобы самостоятельно решать, что представляет собой закон, и как он должен исполняться
• источники проблем не в административной системе, а в несостоятельных политических суждениях и волеизъявлении политиков
С позиций «нового государственного управления», конечная цель государственного менеджмента состоит в переводе всего государственного сектора в сеть эффективных и производительных организаций, поставляющих услуги и которые будут функционировать как корпорации частного сектора.
Существует много препятствий на пути внедрения принципов менеджмента в государственный сектор: традиционная бюрократическая ментальность, недостаточное знание даже основ менеджмента и рыночной экономики и принципов демократии. Препятствия можно найти также в существующем законодательстве, которое в большинстве случаев не обеспечивает нужную ступень гибкости в процессе принятия решений, которая требуется для внедрения новых управленческих методов.
Концепция «руководства» («governance»)
Классическая политико-административная дихотомия, когда политики ответственны перед гражданами благодаря выборам, а госслужащие ответственны перед своим политическим начальством, не обеспечивает достаточной подотчетности, чтобы говорить о гласном и ориентированном на общественные интересы демократическом управлении. Появляется новая формула, согласно которой госслужба ответственна как перед политиками, так и перед гражданами, которым служит. Необходимо взаимное доверие всех заинтересованных сторон.Доверие государства, граждан и бизнеса как ключевой элемент современного функционирования властно-управленческих отношений было использовано при разработке концепции «руководства» ("governance"), которая рассматривается как дальнейшее развитие идеи государственного менеджмента, позволяющее соединить политическую подотчетность концепции политико-административной дихотомии и эффективность менеджеризма.
Руководство понимается как система кооперации государственных, общественных, частных и смешанных структур для обеспечения удовлетворения общественных интересов и решения общественных проблем. Понятие «руководство» оттеняет значимый аспект в управлении общественными делами посредством налаживания сети кооперативных отношений, а не обычного администрирования. При этом именно государство берет на себя инициативную функцию сотрудничества, становясь партнером формирующейся кооперации, а не традициционно доминирующим и властным институтом, навязывающий свой стандарт деятельности. В противовес идее государственного управления как иерархически организованной системы, концепция «руководства» предлагает новый тип управления, основой которого являются сетевые структуры взаимодействия государственных, частных и общественных организаций.
Механизмы сетевых структур - сети и сообщества - показывают, что политика делается не только государственной администрацией и бюрократией, но и широким кругом организованных интересов.
Критика «менеджеризма» в государственном управлении.
Менеджеризм
Современные исследователи государственного менеджмента сосредотачиваются на изучении коммуникаций, связей и взаимодействий между менеджерами государственных, частных и общественных организаций, поскольку именно в этой сфере принимаются собственно реальные решения и осуществляются управленческие функции. Разработка проблемы управляемости - не принуждение, а кооперация государства в отношениях с частным бизнесом. Позитивные возможности государства в экономическом развитии определяются не его силой, а способностью создавать и поддерживать "сетевые структуры".
Критика менеджеризма
Во-первых, существуют основательные возражения против идеи рассмотрения граждан как клиентов, и против доводов в пользу предпринимательства. Государство не может ориентироваться исключительно на платежеспособный спрос клиентов, что нарушает основополагающие принципы социальной справедливости. Из-за того, что государственный и частный сектора так существенно различаются, предпринимательские, конкурентные модели частного сектора могут привести к созданию параллельных структур, выполняющих одни и те же функции, что создает больше путаницы, чем ясности в государственном управлении.
Во-вторых, утверждается, что нельзя заменить норму закона на рыночное поведение, и реальной опасностью является снижение уровня внутренних связей в государственном аппарате, что размывает необходимую для государственной бюрократии иерархию. Противники идей менеджеризма считают, что для демократического управления необходимо, чтобы право, а не конкуренция, управляло государственной бюрократией. Идеи «нового государственного управления» дают менеджерам низшего уровня слишком большую власть, чтобы самостоятельно решать, что представляет собой закон, и как он должен исполняться.
В — третьих, критики утверждают, что сторонники менеджеризма ошибаются в определении источников основных проблем. Менеджеризм утверждает, что основная проблема - это дисфункции административной системы, не позволяющие честным и работоспособным чиновникам проявить свои способности и, прежде всего, инициативу. Их критики, напротив, защищают административную систему и утверждают, что проблемы проявляются в несостоятельных политических суждениях и волеизъявлении политиков.
Содержание и основные уроки административных реформ за рубежом.
Административная реформа - целенаправленные изменения в организационных структурах, управленческих процессах и административных процедурах органов власти и управления, направленные на повышение эффективности их работы и качества предоставляемых ими услуг
Административные реформы на Западе
• разделение трех функций
• внедрение механизмов оценки эффективности
• введение оплаты по результатам
• приватизация государственных функций
• сокращение влияния правовых ограничений
• внедрение механизмов обратной связи оценки удовлетворенности клиентов
Уроки:
1. Определение показателей результативности и формирует систему обратной связи, что определяет устойчивость системы и качество управления
2. Широкое участие представителей гражданского общества
3. Единый критерий успешности реформы -
степень формализуемости результата для реформируемой госструктуры или функции
АР Начались в связи с общим недовольством населения в 70-ые гг. 20 века в связи с реальной практикой "Гос-ва всеобщего благоденствия" -- соц политика большинства развитых стран обанкротились, т.е. основных целей не достигла. Более того, возникли следующие проблемы:
- Увеличивалась бедность;
- Возрастал дефицит бюджета;
- Разрастался госаппарат.
Встал вопрос об эффективности д-ти госаппарата, появилось недоверие населения гос-ву.
Встал вопрос: "Каким образом гос-ву регулировать общественное развитие?"
Это породило АР. Выделяют 4 группы стран:
1. Англосаксонская -- Великобритания, США, Новая Зеландия, Австралия (в Астралии реформы были проведены наиболее радикально, построены на чистой концепции государственного менеджмента.
Были реализованы 4 основные позиции:
а) Ориентир на качество предоставляемых государством услуг;
б) Внедрение системы конкуренции среди гос организаций, основанной на принципах частного сектора;
в) Квантификация (кол-венное выражение) стоящих перед государством целей;
г) Ориентация на клиента, учёт многообразия потребностей -- гос-во начинает зависеть от приоритетов "клиентов".
Сильная сторона этой ориентации:
- Переход от административного гос-ва (акцент на процедуры, правила, нормы) к эффективному гос-ву (акцент на результаты, к-ые рассматриваются как Outcome-based results -- результаты второго уровня, не количественно, а кач-венно: уменьшилась преступность в к.-либо общине, повысились возможности для выпускников получить работу и проч.).
Эти реформы также показали слабости государственного менеджмента:
1. Усилилась проблема информационной ассимитрии (раньше гос сектор этим не отличался);
2. Усилился разрыв между органами, вырабатывающими политику (ориентирующимися на общие ценности и интересы населения), и и гос орг-циями, непосредственно предоставляющими услуги (ориентирующимися на конкретного клиента).
3. Возникло противоречие между гражданином и потребителем: "На кого ориентировано гос-во?"
Граждане перед гос-вом равны, а потребители -- нет: приоритет отдаётся тем, кто в силах обеспечить платёжеспособный спрос.
Как следствие, обострилась проблема социальной справедливости.
Плюсы:
1. New Public Management (Новое гос управление) повысило престиж гос службы;
2. Возросла оплата труда и её дифференциация;
3. Усилилась связь между результатами д-ти и самой оплатой;
4. Ресурсы общ-ва стали использоваться гораздо более рационально (появились возможности чаще использовать критерии Паретто).
Угрозы для общ-ва:
а) Усиление соц дифференциации и рассогласованности интересов различных слоёв (групп) населения;
б) Усилилась проблема саботажа со стороны чиновников.
2 группа стран -- Наполеоновские страны -- Франция, Швейцария, Италия.
АР стала осуществляться в сер. 80-ых гг.. Лейд-мотив -- предоставление больших полномочий местным органам ГУ (децентрализация).
3 группа -- Германия, Австрия;
4 группа -- Группа Северных стран (Швеция).
Шведский опыт интиресен тем, что в процессе АР там стали широко привлекать представителей неправительственых орг-ций -- бизнеса, профсоюзов, различных объединений и проч. Более или менее успешно здесь был осуществлён переход на бюджетирование по результатам.
Во всех странах реформы осуществлялись с привлечением СМИ, вовлекая население в дискуссию о ходе АР. В США была создана комиссия под председательством Гора. В реформу также были вовлечены лучшие эксперты, к-ые разрабатывали различные альтернативные варианты реформ. В комиссии Гора участвовало более 400 человек. Кроме того, в каждом из министерств в США были созданы специальные группы в среднем по 20 человек в каждой. Все АР на западе осуществлялись при сильнейшей политической поддержке (даже в случае смены президентов).