Основные теоретико-методологические направления в политологии

Функции политологии

Политология выполняет в обществе следующие основные функции:

– описательную (дескриптивную) – всестороннее и полное описание, систематизация фактов, явлений политической жизни в целях её анализа, получение достоверных знаний о произошедших политических изменениях с тем, чтобы ответить на вопрос: какова политическая действительность, что произошло в обществе? (Ю. Андропов – "Мы не знаем общества, в котором живем");

– объяснительную – политологи дает ответ на вопрос: в силу каких причин выявленная политическая реальность могла иметь место, почему данные факты действительности существуют и почему обладают такими, а не иными свойствами? В силу каких причин именно данные явления и процессы возникли в обществе? Предстоит понять их сущность и установить истинные причины возникновения;

– прогностическую – разработка вероятного знания относительно развития процессов в политической сфере, какой будет политическая действительность в будущем и когда наступят определенные ожидаемые, предсказываемые события? Каковы будут возможные последствия предпринимаемых ныне действий? Предстоит определить облик политики будущего. Любое политическое решение должно быть спрогнозировано ("гладко было на бумаге, да забыли про овраги", – народная пословица);

– инструментальную – разработка определенных правил поведения людей, принимающих политические решения. Практическая значимость этой функции состоит в том, чтобы ответить на вопрос: какие необходимо предпринять действия, решения, чтобы достигнуть желаемого результата; что надлежит сделать, чтобы принимаемое политическое решение было выполнено, чтобы предвидения оказались возможными? Возможно ли вообще достижение намеченной цели, возможна ли вообще реализация желаемой ситуации? От политиков требуется высокий уровень социальной ответственности. Они своими непродуманными решениями не должны плодить в обществе необоснованные социальные обещания;

– мировоззренческую (или социализации) – практическая значимость этой функции состоит в развитии политической культуры и политического сознания граждан (включающихся в сферу властных отношений) от обыденного уровня к научно-теоретическому, формировании их политических убеждений, целей, ориентации, политических позиций, повышении уровня их компетентности;

– идеологическую – социальная роль этой функции состоит в выработке, обосновании и защите государственной идеологии, способствующей устойчивости той или иной политической системы. Результатами исследований являются хорошо обоснованные политические цели и ценности существующего общественного строя. Суть функции – дать ответы на вопросы: к каким общественным идеалам следует стремиться, "что такое Добро, и Зло", какие политические ценности нужно иметь гражданину

Основные теоретико-методологические направления в политологии

Диалектический метод – это способ, прием, при котором процессы и явления политической жизни рассматриваются с учетом их становления и развития, во взаимосвязях как друг с другом, так и с процессами и явлениями, происходящими в других сферах жизни общества. Политика глубоко опосредована экономической сферой общества, точно также связана со сферой культуры, идеологией, моралью, нравственностью и т.д. Этот метод позволяет вырабатывать наиболее общие понятия и категории политической теории, является высшим уровнем изучения политической реальности.

Социологический метод – совокупность приемов и способов, направленных на сбор и накопление информации о реальной политической жизни путем проведения статистических выборок, изучения документов, анкетирования, опросов, интервьюирования, проведения локальных экспериментов. Полученные результаты социологических исследований, статистические данные, находят свое практическое применение в сфере политики.

Исторический метод. Важность применения в политическом анализе исторического метода в огромной степени обусловлена потребностями политической практики, ибо своевременное и правильное его применение позволит избежать проявлений волюнтаризма и субъективизма в политике. Кроме того, точное и полное отражение истории изучаемого политического явления, события предполагает также воспроизведение конкретных черт и специфических особенностей, присущих им в конкретных исторических условиях.

Метод сравнения. С точки зрения формальной логики всякое сравнение - это действие, направленное на установление признаков сходства или различия двух или более сопоставимых событий, явлений, так как “кто знает одно, не знает ни одного”. Известно и высказывание Юма: “Если хотите знать греков и римлян - изучайте англичан и французов”. Сравнительный метод в политике ориентирует прежде всего на раскрытие общих черт политической жизни разных стран, народов и эпох. Однако только этим он ограничиться не может, так как в политике мы имеем дело с системами особой сложности. К примеру, в политике, как нигде, большое значение имеют такие “подвижные переменные”, как личность лидера, динамика политических ситуаций, процессов, соотношение и расстановка политических сил; как участников политических событий, характер внешних и внутриполитических конфликтов, разработка, принятие и реализация политических решений, поведение избирателей и др. Поэтому сравнительный метод не может фиксировать лишь общие черты политических систем, режимов, а должен выявлять и специфику их функционирования и развития.

Системный подход. В настоящее время он занимает одно из ведущих мест в научном познании вообще. Наиболее широкое применение системный подход находит при исследовании сложных развивающихся объектов - многоуровневых, как правило, самоорганизующихся. К ним, в частности, и относятся политические системы, организации, институты. При системном подходе объект рассматривается как множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Например, среди политических институтов важное место принадлежит государству. При его анализе основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри государства (системы), так и в его взаимоотношениях с внешним окружением (другими политическими институтами внутри страны, государствами). Государство структурно представлено многими элементами. Среди них основным является аппарат управления, состоящий, в свою очередь, из сотен элементов. Системный подход в политологии одним из первых применил Д. Истон (США). Подробно его концепция изложена в теме "Политические системы".

Структурно-функциональный анализ. Используя структурно-функциональный подход, политолог определяет важнейшие структуры и пытается проследить их функции или же анализирует определенные действия в обратном порядке - вплоть до структур, породивших их, не руководствуясь при этом какой-то конкретной связью между данной структурой и функциями. Цель структурно-функционального анализа состоит в количественной оценке тех изменений, к которым данная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциональным обязанностям

Метод моделирования. Потребность в этом методе возникает тогда, когда исследование реального политического явления, события невозможно или затруднительно, слишком дорого или требует длительного времени. Модель здесь выступает как аналог реального политического объекта. Моделированию подлежат: какой-либо механизм политической системы (скажем, механизм реализации политической власти) или же процесс (к примеру, процесс принятия решений), либо отдельный фрагмент функционирования системы (предположим, управление ею), институты, их элементы или объединения (государство, его органы, политический режим конкретно), взаимодействие с другими политическими системами (международные отношения) и т.п.

Кроме традиционных методов, политология использует и свои средства познания политической реальности. К ним относятся следующие.

Группа бихевиористских методик. Бихевиоризм (от англ. behaviourism “поведение”) в качестве объекта исследования рассматривает политическое поведение индивидуумов в различных ситуациях: при проведении выборов в условиях конкуренции разных партий; при принятии политического решения и др. Цель исследований - в построении системной эмпирической модели. Исследование политического поведения личности направляется на поиск всей эмпирической информации (измерение) с помощью непосредственных наблюдателей (участвующих) или опосредованно.

Теория групп. В соответствии с его теорией, главное - это не общность позиций, а взаимодействие внутри группы на основе тех взглядов, которые разделяют члены группы. Это взаимодействие является ключом к пониманию групп интересов.

Групповую теорию политики кратко можно изложить следующим образом: политика - процесс авторитетного распределения социальных ценностей - это достигается с помощью принятия решений; решения - продукт деятельности; любая деятельность не изолирована от прочих ее видов, и совокупность последних характеризуется общей тенденцией в отношении принятия решений; многообразие видов деятельности обусловлено деятельностью групп, поэтому борьба между группами (за интересы) определяет принятие тех или иных решений. Группа и интерес неразделимы. Принятие решений является результатом деятельности организованных групп, вторгающихся в процесс выработки и принятия решений. Поэтому политическая реальность кроется в постоянной борьбе за власть и влияние между группами.

Итак, группы воздействуют на политическую деятельность и процессы. Это воздействие необходимо исследовать, изучать в свете целого ряда факторов: общенационального или регионального характера групп; их универсальности или специфичности; их структуры и членства; их лидеров и ресурсов, методов мобилизации общественного мнения; их взаимоотношений с политическими партиями и другими квазиобщественными институтами; по степени внутренней автономии и характеру внутренней организации.

Метод политической коммуникации. Коммуникация - передача смысла с помощью символов. Это процесс, посредством которого лицо или группа (лиц) дает знать другому лицу или группе (лиц) о своем отношении к конкретному вопросу. Коммуникация осуществляется посредством произведений живописи, музыки, математических символов, художественных произведений, жестов, мимики и т.д.

Теория игр и метод принятия решений. В политологии теория игр представляет большую ценность. На уровне политической философии формальные игровые модели помогают исследованию таких категорий как власть, свобода, равенство. С точки зрения изучения бюрократического процесса они полезны при исследовании коммуникации, информатизации, а также централизации и децентрализации. Модели (игровые) также способствуют постановке вопросов, связанных с общественной и политической стабильностью. Теория игр помогает ответить на вопрос о достоверности, адекватности формальных рациональных моделей поведения политического лидера. В изучении процесса политических переговоров и достижения соглашений, они помогают выявить значение таких понятий как, например, угроза.

Составной частью теории игр является метод принятия решений. В любой политической системе имеются лица или организации, принимающие решения. Они составляют элиту данной политической системы. В то же время бывают ситуации, когда официальные институты превращаются в марионеток и ответ на вопрос - “кто принимает решения” - не так прост. В подобных случаях следует выявить конкретные лица, которые контролируют или оказывают влияние на формальные институты, принимающие решения.

В политологии представляется целесообразным разграничение методов и методик. Политология стремится не только описать и объяснить политические феномены, но и ориентируется на действие, на организацию современной общественной жизни. Есть, однако, мнение, что по мере развития политологии, все больше используются количественные методы исследования, происходят изменения в ее языке. Это затрудняет восприятие общественностью ее результатов. В связи с этим существует некоторое недоверие к выводам и рекомендациям политологов.

3. Политическая власть: понятия власти, функции, формы правления.

Власть – это вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. В научной литературе существуют разнообразные определения власти, что отражает сложность, многоаспектность этого явления. Можно выделить следующие важнейшие трактовки власти:

Т.о., власть – это реальная возможность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности. Т.е. это возможность приказывать в условиях, когда тот, кому приказывают, обязан и может подчиняться.

Власть имеет определенную структуру. Основные компоненты власти: субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами.

Субъект власти – это ее непосредственный носитель, агент власти. Он воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, социальная группа, организация, учреждение, мировое сообщество. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Во-первых, это желание властвовать, воля к власти. Многие люди не испытывают психологического удовольствия от обладания властью. Сама по себе власть для них не является ценностью. Для них стремление к власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей. Во-вторых, субъект власти должен быть компетентным, т.е. знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом.

Власть невозможна без подчиняющегося, т.е. без объекта. В принципе подчинение также присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета.

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. Сам этот термин употребляется как в широком, так и в узком значении. В широком значении ресурсы власти – это все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других. Такое понимание ресурсов достаточно общее и не позволяет дифференцировать различные элементы власти, т.к. в этом случае ресурсы включают все факторы, которые способны так или иначе повлиять на власть; собственные качества субъекта (компетентность, организованность и др.); некоторые свойства объекта (например, его политическая доверчивость, привычка подчиняться субъекту и др.); благоприятную для субъекта ситуацию, а также материальные и иные средства воздействия. При столь широком понимании ресурсов утрачивается их специфика как относительно самостоятельного, обычно материализованного звена, опосредующего взаимодействие агентов власти и служащего важнейшим социальным фактором подчинения и господства. Поэтому для изучения власти предпочтительнее более узкая трактовка ресурсов, их понимание как всех тех средств, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Ресурсы могут применяться для поощрения, наказания или убеждения.

Виды ресурсов:

· экономические – это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, полезные ископаемые, плодородные земли и т.д.

· социальные– это способность повышения или понижения социального статуса.

· культурно-информационные – это знания и информация, а также средства их получения и распространения.;

· принудительные (силовые)– это оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди.

· демографические– это люди. Человек – это универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы.

В соответствии с ресурсами, на которых власть основывается, различают следующие виды власти:

1) экономическая – это контроль над экономическими ресурсами, собственность на разного рода материальные ценности;

2) социальная– распределение позиций на социальной лестнице (статусов, должностей, льгот, привилегий);

3) культурно-информационная власть – это прежде всего власть над льдами с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Кроме того, это моральная, религиозная и некоторые другие виды власти, связанные с подчинением на основе авторитета;

4) принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль над людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы.

Отличительными признаками политической власти являются:

· верховенство – обязательность её решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;

· всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества и обязательна для всех;

· легальность использования силы и других средств для обеспечения организованного принуждения в пределах страны;

· моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;

· многообразие ресурсов.

Т.о., политическая власть – это присущая политически организованному сообществу людей форма социальных отношений, характеризующаяся способностью тех или иных социальных субъектов подчинять своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государственно-правовых и иных средств. Т.е. это система политического господства в обществе, способность ее субъектов реализовать свою волю, используя полномочия и ресурсы государства.

Формы политической власти:

· государственная;

· партийная;

· власть общественно-политических организаций и движений.

Политическая власть основывается на трех принципах: принуждение, легитимность и согласие.

Конкретная модель власти содержит их в определенной пропорции.

Прежде всего, власть обязана реализовывать общественно значимые функции, такие как;

· поддержание общественного порядка и стабильности;

· выявление, ограничение и разрешение конфликтов;

· достижение общественного согласия;

· учет взаимозависимости властных и иных отношений в обществе;

· насилие или принуждение во имя сохранения стабильности общества и социально значимых целей.

Далее политическая практика власти включает:

· преобразование социальной среды (решение социальных проблем);

· действия по укреплению и обеспечению гарантий своей власти.

Методы навязывания волиобъекту и обеспечение его подчинения субъекту имеют широкий диапазон.:

- принуждение (насилие – навязывание определенного поведения с помощью силы; психологическое – страх, вызываемый угрозой санкций в случае уклонения);

- заигрывание (обещание легко и быстро решить злободневные проблемы);

- поощрение (основано на интересе материальном, выгоде от повиновения);

- убеждение (основано на внутреннем согласии);

- использование авторитета, т.е. высоко ценимых качеств, которыми подчиненные наделяют руководителя, и означает уважение к нему;

- идентификация (субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник).

Наши рекомендации