Тема 6.2. Государственный лесной контроль и надзор

Студент должен

знать:

– нормативно-правовые акты, регулирующие осуществления государственного лесного контроля;

– оформление документации о нарушении лесного законодательства.

Законы и другие нормативно-правовые акты, регулирующие осуществления государственного лесного контроля. Структура органов государственной власти РФ, осуществляющих государственный лесной контроль. Права и обязанности государственных лесных инспекторов, лесничих. Документы, составляемые по результатам проведения мероприятий по государственному лесному контролю.

Методические указания

Цель государственного лесного контроля и надзора – обеспечение соблюдения участниками лесных отношений лесного законодательства. К участникам лесных отношений относятся РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий).

Россельхознадзор осуществляет:

– государственный лесной контроль и надзор на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 ЛК РФ, и (или) в случаях, когда соответствующие полномочия изъяты в установленном порядке органов государственной власти субъектов РФ;

– государственный пожарный надзор в лесах;

– контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов РФ переданных им полномочий РФ по осуществлению государственного лесного контроля и надзора с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;

– приостанавливает использование лесов в пределах полномочий в соответствии с федеральными законами.

Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют государственный лесной контроль и надзор в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением лесничеств и лесопарков, в отношении которых не переданы полномочия, предусмотренные частью 1 статьи 83 ЛК РФ.

Россельхознадзор, его территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов РФ при осуществлении государственного лесного контроля и надзора взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также с организациями и гражданами.

Перечень должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор и являющихся государственными лесными инспекторами, устанавливается указанными органами.

При осуществлении государственного лесного контроля и надзора государственные лесные инспекторы (лесничие) имеют право:

– пресекать и предотвращать нарушения лесного законодательства в установленном порядке;

– осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;

– составлять по результатам проверок акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, а также юридическим лицам, осуществляющим использование лесных участков;

– давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки;

– осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;

– уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и выявленных нарушениях;

– предъявлять гражданам и юридическим лицам требования об устранении выявленных в результате проверок нарушений;

– осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права.

В Положении о контроле закреплен и перечень обязанностей государственных инспекторов. Государственные лесные инспекторы несут установленную законодательством РФ ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению государственного лесного контроля и надзора.

Помимо указанных прав, главный государственный лесной инспектор РФ, его заместители, главные государственные лесные инспекторы в субъектах РФ и их заместители имеют право:

– предъявлять иски в суды в пределах своей компетенции;

– привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские и иные организация для проведения подготовки заключений, связанных с предметом проводимой проверки.

Инспекторы могут беспрепятственно посещать организации и объекты независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания за нарушения требований лесного законодательства.

Согласно части 2 статьи 23.24 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, уполномоченных в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, в праве:

– главный государственный лесной инспектор РФ, его заместители;

– главные государственные лесные инспекторы в субъектах РФ, их заместители;

– старшие государственные лесные инспекторы РФ, их заместители;

– старшие государственные лесные инспекторы в лесничествах и лесопарках, их заместители;

– государственные лесные инспекторы в лесничествах и лесопарках.

Государственные лесные инспекторы в лесничествах и лесопарках могут рассматривать дела об административных правонарушениях, размер административного штрафа по которым не превышает 300 рублей.

Проведение государственного лесного контроля и надзора осуществляется в форме проверок в соответствии с планами, также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов юридических лиц и граждан. Мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся с соблюдением требований Федерального закона от 08.08. 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

На федеральном уровне существует подробная регламентация заключительных стадий проведения проверки-оформления результатов проверок. Органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают правовые акты и устанавливают формы документов с учетом обязательных для исполнения методических и инструктивных материалов, издаваемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На территории муниципального образования лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов осуществляются органами местного самоуправления.

*Признать утратившим силу Федеральный закон от 08.08. 2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) с 1 июля 2009 года (момента вступления в силу) Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ».

Литература: 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 17, 19, 21, 23, 25, 30, 31, 33, 36, 44

Вопросы для самоконтроля

1. Законы и иные нормативно-правовые акты, регулирующие осуществление государственного лесного контроля и надзора.

2. Органы государственной власти РФ, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор.

3. Права и обязанности государственных лесных инспекторов.

4. Документы, составляемые по результатам проведения мероприятий по государственному лесному контролю и надзору.

5. Муниципальный лесной контроль и надзор.

6. Порядок осуществления государственного лесного контроля и надзора.

Примерный перечень практических занятий

Тема 3.3. Государственная инвентаризация лесов и государственный лесной реестр 1. Разработка мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, представляемых в лесохозяйственном регламенте лесничеств.
Тема 4.2. Плата за использование лесов 1. Определение размера арендной платы при использовании лесного участка для заготовки древесины (или других целей). 2. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
Тема 5.3. Порядок осуществления мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов 1. Основания возникновения, приостановления, прекращения правоотношений по использованию лесов. 2. Порядок проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка (купли-продажи лесных насаждений). 3. Заключение договора аренды лесного участка, обязанности сторон. 4. Порядок выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов путем размещения государственного заказа на выполнение этих работ.
Тема 6.2. Государственный лесной контроль 1. Оформление документации о нарушении лесного законодательства. 2. Исчисление размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства. 3. Осуществление проверок в порядке государственного контроля.

Рекомендации по выполнению контрольной работы

По дисциплине «Правовые и организационные основы государственного управления лесами» студенты заочной формы обучения выполняют одну контрольную работу и высылают ее на проверку в срок, указанный в индивидуальном учебном графике.

Вариант контрольной работы выбирается по начальной букве фамилии студента и последней цифре шифра студента (смотрите таблицу).

Контрольная работа состоит из двух теоретических вопросов и пяти практических задач.

Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы, следует ознакомиться с методическими указаниями, рекомендуемой литературой, законами и иными нормативно-правовыми актами (учитывая изменения и дополнения на момент выполнения работы).

При выполнении контрольной работы следует соблюдать следующие требования:

1. Четко и правильно переписать задание контрольной работы по своему варианту. Работы, выполненные не по своему варианту, возвращаются студенту без проверки.

2. Ответы на вопросы должны быть полными и аргументированными.

3. При выполнении практических задач решение необходимо сопровождать пояснениями (наименование документа, часть, пункт).

4. В тетради нужно оставлять поля и место в конце работы для заключения рецензента.

5. В конце работы необходимо привести перечень использованной литературы.

6. Без зачтённой контрольной работы студенты к экзамену по дисциплине не допускаются.

Методические указания

Наши рекомендации